Проектная задача «Типы профессий по предмету труда»
КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ
за особенностями общения и взаимодействия учеников
в процессе совместного выполнения проекта
Краткие рекомендации по организации работы наблюдателей
Для наблюдения за работой группы и заполнения карты наблюдения приглашаются старшеклассники, педагоги или родители – по одному - два человека на каждую группу.
Функции наблюдателей: заполнение карты наблюдения за работой групп. Наблюдатели должны заранее ознакомиться с картами наблюдения и пройти инструктаж.
Проект выполняется малой группой из 4-х – 6-ти учеников.
Для удобства фиксации результатов наблюдений каждый ученик в группе прикрепляет заранее приготовленный цветной бейджик с номером (1, 2, 3, 4, 5 или 6). У всех учеников данной группы бейджики одного цвета. Разным группам, работающим в одном помещении, выдаются бейджики разного цвета.
Наблюдение за особенностями общения и взаимодействия ведется по следующим параметрам:
Наличие элементов целеполагания | Отметки в карте наблюдений ставятся в начале занятия (в первые 10 – 15 минут) |
Планирование | Отметки в карте наблюдений ставятся в начале занятия (в первые 10 – 15минут) |
Распределение заданий и обязанностей по выполнению проекта | Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия (по истечении 25 – 30 мин после начала урока) |
Соответствие исполнения проекта плану | Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия (по истечении 25 – 30 мин после начала урока) |
Контроль продвижения по заданию | Отметки в карте наблюдений ставятся ближе к концу занятия (по истечении 30-35 мин) по результатам наблюдения в ходе всего урока |
Представление результатов | Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 10-15 мин) |
Конфликты и их разрешение | Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 5 мин) по результатам наблюдения в ходе всего урока |
Особенности поведения и коммуникации ученика | Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 5 мин) по результатам наблюдения в ходе всего урока |
По каждому параметру отмечаются результаты наблюдений за каждым учеником данной группы и за группой в целом.
При необходимости даются комментарии в процессе наблюдения или после завершения проекта. Описываются проблемы, возникшие в процессе работы.
Город _________ Школа __________ Класс _______
Количество учащихся по списку ______ Присутствовало _____
Наблюдение ведется за группой _______________________
В группе _________________ человек
Наличие элементов целеполагания
Отметки в карте наблюдений ставятся в начале занятия (в первые 10 - 15 минут)
Отметьте верное утверждение.
| 0. Целеполагание отсутствует | А) уточнение формата материалов в группе не обсуждается или Б) результаты обсуждения не зафиксированы в листе планирования |
| 1. Целеполагание единоличное | уточнение формата материалов осуществляется лидером группы единолично, без обсуждения с остальными членами группы |
| 2. Целеполагание в узком кругу участников | уточнение формата материалов осуществляется лидером группы с привлечением одного-двух участников |
| 3. Целеполагание совместное | формат материалов обсуждается более, чем половиной группы (как минимум четырьмя членами группы); дети вместе уточняют формат материалов |
Заполните таблицу 1
Таблица 1. Участие и активность в целеполагании
Ученики: поставить в каждой ячейке 0, 1, 2 или 3 0 – не участвовал(а) в выборе темы/формы работы 1 – участвовал(а) в выборе темы/формы работы, но не активно 2 – активно участвовал(а) в выборе темы/формы работы, 3 – был(а) лидером | Группа в целом: поставить 0 или 1: 0– были споры из-за лидерства в выборе темы/формы работы 1 – споров из-за лидерства в выборе темы/формы работы не было кроме того, при обработке результатов подсчитывается средний балл группы |
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | |
| | | | | |
ПЛАНИРОВАНИЕ
Отметки в карте наблюдений ставятся в начале занятия (в первые 10 – 15минут)
Отметьте верное утверждение.
| 0. Планирование отсутствует | А) план работ в группе не обсуждается или Б) результаты обсуждения не зафиксированы в листе планирования |
| 1. Планирование единоличное | план составляется лидером группы единолично, без обсуждения с остальными членами группы |
| 2. Планирование узким кругом участников | план составляется лидером группы с привлечением одного-двух участников |
| 3. Планирование совместное | план обсуждается более, чем половиной группы (от трех до пяти-шести детей); дети вместе составляют план |
Заполните таблицу 2
Таблица 2. Участие и активность в планировании
Ученики: поставить в каждой ячейке 0, 1, 2 или 3 0 – не участвовал(а) в планировании 1 – участвовал(а) в планировании, но не активно 2 – активно участвовал(а) в планировании, 3 – был(а) лидером | Группа в целом: поставить 0 или 1: 0– были споры из-за лидерства в планировании 1 – споров из-за лидерства в планировании не было кроме того, при обработке результатов подсчитывается средний балл группы |
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | |
| | | | | |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ и ИХ ВЫПОЛНЕНИЕ
Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия (по истечении 25 – 30 мин после начала)
Отметьте верное утверждение.
| 0. Распределения функций не было, каждый действовал «сам по себе» |
| 1. Часть учеников оказались вне общего дела, часть – выполняла свою часть работы |
| 2. У каждого ученика было свое задание, свои обязанности |
Заполните Таблицу 3
Таблица 3. Распределение функций и их выполнение
Ученики: поставить в каждой ячейке0, 1, или 2 0–в работе над проектом не участвовал(а) (независимо от того были или не были распределены функции) 1– ставится в следующих случаях: а) распределения функций не было, делал(а), что считал(а) нужным илиб) распределение функций было, имел(а) своё задание, но выполнял(а) иное задание (дублировал(а) работу одноклассников, делал(а) непредусмотренное планом работ) 2 – распределения функций было, имел(а) и выполнял(а) свою часть работы | Группа в целом: при обработке результатов подсчитывается средний балл группы |
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | |
| | | | | |
Соответствие исполнения плану
Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия (по истечении 25 – 30 мин после начала)
Заполните Таблицу 4
Примечание. Таблица 4 не заполняется в случаях: а)если план не составлялся или б)если составленный план повторяет – полностью или частично – этапы, приведенные в памятке; распределение обязанностей отсутствует или сделано формально (например, в столбце “Кто делает” по каждому пункту отмечено: все, все, все или каждый, каждый, каждый)
Таблица 4. Соответствие исполнения плану
Ученики: поставить в каждой ячейке0, 1или 2 0 –«активность» ученика не связана с планом работы группы 1 – во время исполнения отступал(а) от выполнения своей части работы, зафиксированной в плане 2 – выполнил(а) работу в соответствии с планом | Группа в целом: при обработке результатов подсчитывается средний балл группы |
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | |
| | | | | |
КОНТРОЛЬ ПРОДВИЖЕНИЯ ПО ЗАДАНИЮ
Отметки в карте наблюдений ставятся ближе к концу занятия (по истечении 30-35 мин) по результатам наблюдения в ходе всего занятия
Отметьте верное утверждение.
| 0. Контроль отсутствует |
| 1. Контроль индивидуальный – каждым или отдельными членами группы только за своими действиями |
| 2. Контроль осуществляется лидером или организатором |
| 3. Контроль осуществляется различными членами группы – как за своими действиями, так и за действиями партнеров |
Заполните Таблицу 5
Таблица 5. Участие и активность в контроле
Ученики: поставить в каждой ячейке 0, 1, или 2 0–не участвовал(а) в контроле 1 – контролировал(а) только свои действия 2 – контролировал(а) и свои действия, и действия партнеров по группе | Группа в целом: при обработке результатов подсчитывается средний балл группы |
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | |
| | | | | |
Представление результатов
Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 10 – 15 мин)
Заполните Таблицу 6
Таблица 6. Активность при презентации
Ученики: поставить в каждой ячейке0, 1или 2 0 – в презентации не участвовал(а) 1 – участие в презентации незначительное 2 – участие в презентации значительное | Группа в целом: при обработке результатов подсчитывается средний балл группы |
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | |
| | | | | |
КОНФЛИКТЫ и их разрешение
Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 5 мин)по результатам наблюдений в ходе всего занятия
Заполните Таблицы 7 и 8
Если конфликтов не было, то заполняется только правая часть таблицы7.
Таблица 7. Возникновение конфликта.
Ученики: роль в возникновении конфликта поставить в каждой ячейке0, 1или 2 0 – инициатор конфликта 1 – участник конфликта 2 – в конфликт не вступает | Группа в целом: частота конфликтов поставить 0, 1или 2 0 – очень часто 1 – иногда 2 – конфликтов не было, все работали дружно |
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | |
| | | | | |
Таблица 8. Разрешение (завершение) конфликта
Ученики: роль в разрешении конфликта поставить в каждой ячейке0, 1или 2 0 – пытается настоять на своем, спорит, на компромисс не идет 1 – готов уступить, избегает столкновений 2 – ведет переговоры, аргументирует свою позицию, слушает партнера, ищет оптимальное решение | Группа в целом: завершение конфликта поставить 0, 1или 2 0 – ссора, общего решения нет 1 – конфликт завершен – кто-то уступил, кто-то навязал свое решение и все подчинились 2 – конфликт завершился переговорами и общим решением |
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | |
| | | | | |
особенности поведения и коммуникации ученика
Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 5 мин) по результатам наблюдений в ходе всего занятия
Заполните Таблицы 9, 10 и 11
Таблица 9. Активность/инициативность ученика и активность группы
Ученики: поставить в каждой ячейке0, 1или 2 0 – не проявляет активности 1 – активен(активна), но инициативы не проявляет 2 – активен (активна), проявляет инициативу | Группа в целом: подсчитывается средний балл группы |
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | |
| | | | | |
Таблица 10. Ориентация на партнера и согласованность позиций (децентрация) группы
Ученики: поставить в каждой ячейке0или 1 0 – не слушает, перебивает, не учитывает мнения партнера 1 –иногда прислушивается к партнеру, иногда игнорирует его мнение 2 –внимательновыслушивает мнения партнеров, старается согласовать позиции, учесть предложения, которые считает верными | Группа в целом: подсчитывается средний балл группы |
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | |
| | | | | |
Таблица 11. Лидерство
Ученики: поставить в каждой ячейке0, 1или 2 0 – стремления к лидерству не проявляет, довольствуется ролью «ведомого» 1 – проявляет стремление к лидерству, в команде работать не умеет 2 – проявляет стремление к лидерству, умеет работать в команде «на вторых ролях» | Группа в целом: поставить 0, 1или 2 0 – в группе была борьба за лидерство, которая негативно повлияла на результат 1 – явных лидеров не было 2 – был признанный лидер/лидеры, их работа позволила группе добиться хорошего результата |
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | |
| | | | | |
ПРоблемы, возникшие в процессе выполнения проекта при наблюдении заучащиМИся
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
10