Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему "спешите делать добро"»
5
тема: «Спешите делать Добро».
Цель занятия: - формировать у учащихся ориентацию на добродетель;
- учить принимать решения в нравственных ситуациях;
-формировать доброжелательные отношения в классе.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, компьютер, презентационный материал выполненный в PowerPoint; части растения, вырезанные из цветной бумаги; конверт с набором слов для составления пословиц
Ход занятия.
Психологический настрой. Звучит песня «от улыбки…» посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям. Сегодня у нас классный час и каждый имеет право высказать своё мнение, выслушать и благодарить.
На экране слайд №2 со стихотворными строками:
Давайте поклоняться доброте!
Давайте сдумой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту.
- Как вы думаете, о чём это стихотворение?
- А только ли о доброте? Обратите внимание на подчёркнутые слова. На какие мысли они вас направляют? Но не только в мыслях, а и в своих действиях человек должен стремиться творить добро. «Спешите делать Добро» - это должны быть не пустые слова, мы должны применять их в жизни.
- Сегодня мы поговорим с вами о Доброте и попробуем схему Добра.
(На ватман прикрепляется серединка схемы со словом «доброта»).
- А что же такое Доброта? С чем ассоциируется это слово? Что вам сразу приходит на ум, когда вы слышите слово Доброта?
Ответы записываю на доске.
- А посмотрите, как сформулировано понятие «доброты» Сергеем Ивановичем Ожеговым в «Словаре русского языка»:
Слайд №5
Доброта- отзывчивость, сочувствие, душевное расположение к людям, стремление делать доброе, хорошее, полезное другим.
- Да, многие из вас, верно, понимают и чувствуют, что такое Доброта.
- Через что проявляется Доброта в нашей жизни?
Я зачитаю слова из известного стихотворения:
Слайд №4
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова - дела важны?
Дела – делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас.
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
М.Лисянский.
- Через что проявляется Доброта в общении?
(на ватман прикрепляется лепесток со словом «слова»).
- Через какие слова?
Слайд №5
(слова- комплименты, слова- приветствия, слова, проявляющие внимание к собеседнику, слова- просьбы, слова, демонстрирующие культуру речи, слова прощания и благодарности.)
Предлагаю вспомнить вежливые слова.
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)
Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день)
Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо)
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста)
И во Франции и в Дании на прощание говорят … (до свидания)
- А что ещё важно в общении? – интонация.
Послушайте, пожалуйста, притчу великого русского педагога В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек».
В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком.
У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди - заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда. Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
- Что это за человек? - спросил внук деда.
- Это не человек, - ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
- Что это за человек? - спросил внук деда.
- И это еще не человек, - ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды. напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
-А это что за человек? - спросил внук.
- Обыкновенный человек, - ответил дед.
- Через что проявляется Доброта в этом рассказе?
(на ватман прикрепляется лепесток со словом «поступки»).
- Можно ли сказать, что дед с внуком – обыкновенные люди? Почему?
(делать добро – естественно для человека).
- А мы с вами обыкновенные люди?
- А на этих иллюстрациях присутствует момент проявления Доброты? Слайд 6
(на ватмане прикрепляются слова «подарки», «жесты»).
- Является ли человек от рождения добрым или же нужны условия, чтоб человек стал добрым? (семья, окружающее общество, общение с другими людьми).
- Можно ли развить это чувство?
- По отношению, к каким людям легче быть добрым? (близким, тому, с кем хорошие отношения).
- А когда сложнее проявить добро? (когда человек грубит).
- А что даёт сделанное добро человеку? Что вы ощущаете, когда сделаете что-то доброе? Примеры. (например, вам подарили подарок или вы подарили сами кому-то).
\ Медики советуют ежедневно одну-три минуты посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несет силу, энергию, прежде всего тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес кого эти слова были сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово - неживое.
- Давайте улыбнемся и скажем друг другу добрые слова (работа в парах).
- Вежливое слово- лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурья. Не зря народная мудрость гласит: «Доброе слово лечит, а злое калечит». Ещё издавна люди стремились к добру. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.
Работа в группах.
Команды получают по 1 конверту с пословицами. Необходимо соединить две части одной пословицы и посмотреть какую мудрость отражают пословицы.
I. Красота до вечера, а доброта на века.
Кто любит добрые дела,…тому и жизнь мила.
Делай другим добро,…будешь сам без беды.
II. Доброе слово дом построит, …злое слово дом разрушит.
Без добрых дел…нет доброго имени.
Доброе слово…и железные ворота открывает.
- Что приходит с добром в жизни человека? (по пословицам)
А сейчас я предлагаю обсудить такие ситуации.
Слайд №7
После уроков учительница попросила Петю и Сашу сделать генеральную уборку в классе. Проверив, учительница оказалась результатом довольна. Всё было выполнено отлично.
- Можно ли сказать, что выполнено доброе дело? Через что? – через полезную деятельность.
Слайд №8.
Петя не смог выполнить домашнее задание по математике. Утром перед уроками он попросил списать у Васи. За списанное задание он получил «5». На следующем уроке состоялась контрольная, и Петя не смог справиться с заданием, за что получил соответствующую оценку.
- Дать списать – доброе дело? Принесло ли оно пользу?
- А как можно было поступить, чтоб свершилось доброе полезное дело?
- А как легче?
- В чём причина, что не все люди идут более сложным путём, чтоб действительно свершилось доброе, полезное дело.
( Доброта – качество, необходимое для жизни, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость;
Предлагая свою помощь другим, можно рассчитывать на помощь окружающих; Добрые поступки надолго сохраняются в памяти людей).
Классный руководитель. Может кто-нибудь из вас сказать по совести: “Я добрый человек”.
Давайте проведём анкету “Добрый ли вы человек?” отвечаем да или нет
У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
Любите ли вы злые шутки?
Вы злопамятны?
Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
Умеете ли на практике применять свои способности?
Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
Вы охотно выполняете просьбы?
Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
Классный руководитель. Подводим итоги. Вы можете засчитать себе 1 очко за ответ “да” на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ “нет” на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12. Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт. От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались. Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…
- Ребята, я надеюсь, что вы будете стараться быть всегда добрыми. И эти качества будут крепкими в вас.
А теперь повернитесь к соседу и скажите добрые слова.
Слайд №11
- Спасибо за внимание. А я всех благодарю за тёплый, доверительный разговор, за добрые умные мысли, за творческое отношение к работе.