Цель: Воспитывать у учащихся чувство ответственности к планированию будущих семейных отношений; дать возможность осмыслить ценность семейного очага.
Задачи: Воспитывать уважительное отношение к понятию «семья»; формирование представлений о жизненном идеале семьи, навыков семейной дипломатии, умений анализировать ситуации; развивать положительные эмоции и чувства, связанные с данной проблемой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему: "Семья в жизни человека"»
КЛАССНЫЙ ЧАС
в 11 классе
на тему «СЕМЬЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Цель: Воспитывать у учащихся чувство ответственности к планированию будущих семейных отношений; дать возможность осмыслить ценность семейного очага..
Задачи: Воспитывать уважительное отношение к понятию «семья»; формирование представлений о жизненном идеале семьи, навыков семейной дипломатии, умений анализировать ситуации; развивать положительные эмоции и чувства, связанные с данной проблемой.
Форма проведения:дискуссия с элементами игры.
Технология: проблемно-диалогическая.
Предварительная подготовка:
1. Учащиеся готовят плакаты, связанные с темой « Семья». Условием подготовки плаката является отражение взаимоотношений в семье.
2. Предварительный опрос родителей, родственников, педагогов. Вопросы: Счастливы ли вы в своей семье? Представляете ли вы свою жизнь без семьи? Что дает человеку семья?»
( подготовить видеоматериал)
3. Подготовить статистические данные о семейных отношениях в мире.
коробок для записок, сценические костюмы, листики, ручки, весы.
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Л.Н.Толстой
Да, так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети родителей.
И все же – не стоит детей корить,
Ведь им не всегда щебетать на ветках.
Когда-то и им малышей растить,
Все перечувствовать и пережить,
И побывать в «стариках» и «предках».
Да, рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень, с одобрения родителей или без него, люди создают семью.
Вам также предстоит вступить в брак, исполнять роли мужей, жен, родителей.
Какой она будет ваша семья: счастливой или не очень, шумной или нет, участливой или безучастной – покажет время и ваши стремления к прогнозированию будущей семьи.
Л.Н.Толстой писал «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Какую семью можно считать счастливой?
Какую роль играет семья в жизни человека?
Какой бы вы хотели видеть свою собственную семью?
Давайте поразмышляем сегодня над этими вопросами.
? – А какие ассоциации вызывает у вас слово «семья»?
(учащиеся отвечают по цепочке, повторяться ассоциации не должны)
? – Условия, при которых семья не может существовать?
Психологические Материальные Нравственные
(учащиеся работают в группах 2-3 мин., затем приводят примеры)
Возможные варианты ответов:
Психологические - несовместимость характера
- несовпадение желаний людей
- отсутствие общих интересов
- непонимание и неприятие привычек другого
Материальные - отсутствие жилья
- отсутствие постоянного источника дохода
Нравственные - недостаточная готовность принимать и понимать другого
человека
- разница в жизненных и нравственных позициях
- тайные планы и одиночные решения
И мотивы вступления в брак могут быть самыми разными.
? – Почему люди вступают в брак?
(ребята отвечают с места, учитель прикрепляет ответы на доску)
- любовь
- расчет (наличие у супруга жилплощади, имущественное и социальное положение супруга)
- уважение, симпатия
- случайность, стечение обстоятельств
- преодоление одиночества
- вынужденное решение (ребенок)
- чувство сострадания к партнеру
Самыми крепкими и счастливыми являются браки, образованные по мотивам: любовь, уважение, преодоление одиночества.
Прекрасно если ваш брак будет основан на любви. Ведь любовь – лучшее из чувств, рожденных человеком. Она вне возраста и времени. Любовь и связанные с ней счастье, радость, восторг, нежность, положительно влияют на человека и вызывают у него прилив энергии, высокую работоспособность. О любви мечтают, ее ждут.
? – Каким должен быть ваш избранник (ваша избранница)? Какими качествами они должны обладать?
(ребята работают в группах 2-3 минуты)
Юноши Девушки
создают образ своей избранницы создают образ своего избранника
Найти такую «свою» половину непросто.
Согласно древнему преданию, люди в далеком прошлом были однополыми (андрогинами), но потом чем-то прогневали богов, и те в наказание разделили их на две половины. с тех пор эти две половины вынуждены все время искать друг друга, искать того единственного человека, который поможет им слиться воедино и осуществить самую сокровенную мечту – мечту о счастье.
Многие из встретившихся на вашем пути разочаруют вас, но поиск принесет и радость, ведь он открывает нам сокровища явных и скрытых талантов, заложенных во внутреннем мире любого человека.
А сейчас немного статистики:
В течении 10 лет американские психологи проводили изучение семей трех тысяч американцев и образа жизни молодых мужчин и незамужних женщин. В результате исследования они пришли к довольно неутешительному выводу: каждая 5-я семья распадается. Браки распадаются чаще всего после 5, 15 и 20 лет совместной жизни. Но самым неутешительным выводом в этом исследовании является то, что холостые мужчины и незамужние женщины умирают в 15 раз чаще, чем люди в таком же возрасте, живущие в семье.
? – Почему холостые мужчины и незамужние женщины умирают чаще, чем люди, живущие в семье?
? – Какие 3 великие социальные роли играет семья?
Возможные ответы:
Семья – главная демографическая ячейка общества, единственный источник воспроизводства людей
Семья – главный воспитатель молодых подрастающих поколений
Семья – место защищенности человека, убежище, в котором мы восстанавливаем истраченные силы.
Сколько нежности, сколько хлопот
В каждом доме, за каждою дверью!
Всюду женщина – словно оплот,
Словно вызов любому неверью!
И дымится обед на столе,
И ребенок лепечет беспечно,
Начиная ходить по Земле…
Как понятно все это! Как вечно!
С.Куняев
? – А теперь догадка про одну семью. Попробуйте посчитать, сколько в ней народу?
Задам тебе задачу я.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабуля и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому.
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я,
Какая же у нас семья?
Как правило, семью составляют родители (муж, жена), их дети (братья, сестры), родственники (бабушки, дедушки).
? – Поднимите руку, у кого есть брат или сестра?
- С кем проживают бабушки и дедушки?
Отношения между членами семьи могут складываться по-разному, но все хотели бы, чтобы это были добрые отношения.
? – Какие правила должны для этого соблюдаться?
(учащиеся работают в группах 2-3 минуты)
1 группа - Список правил, которые должны соблюдаться между мужем и женой
2 группа - Список правил, которые должны соблюдаться между братьями и сестрами
3 группа - Правила для всех членов семьи о том, как надо относиться к бабушкам и дедушкам
Соблюдение названных вами правил могло бы помочь очень многим людям стать добрее и счастливее.
Любое государство заинтересовано в сохранении и укреплении семьи. В нашем государстве семья находится под защитой закона:
- Конституция РФ (ст.38) – закреплены принципы семейного права
- Семейный кодекс - права и обязанности супругов
- порядок заключения и регистрации брака
- алиментные обязательства членов семьи
- права и обязанности родителей и детей
Закон не может сделать все семьи счастливыми, но многим помагает.
? – Какие признаки счастливой семьи вы можете назвать?
(учащиеся отвечают с места)
Вспомните эпиграф сегодняшнего занятия: - высказывание великого русского писателя Л.Н.Толстого. Опыт счастливых, дружных семей говорит:иногда лишь ласковое слово, пустяшный подарок, просто – внимание и забота по отношению к близким людям способны наладить нормальные семейные отношения.
Об этом говорят и пословицы
Пословицы: Каково на дому, … (таково и самому)
(записаны на доске) Не нужен клад, … (коли в семье лад)
Вся семья вместе - … (и душа на месте)
Учащиеся пишут сочинение «Моя будущая семья. Какой я ее вижу» (5 минут), запечатывают в конверты, которые будут вскрыты через 10 лет.