Просмотр содержимого документа
«Классный час "Моя будущая профессия!"»
Классный час "Моя будущая профессия"
Цель: сформировать представление о сложности и осознанности выбора профессии в соответствии с индивидуальными особенностями личности.
Задачи:
1. получить представления о сферах профессиональной деятельности;
2. побудить размышления о личных перспективах профессионального самоопределения;
3. расширить представления о многообразии профессий.
Эпиграф:
«Если вы удачно выберете труд
и вложите в него свою душу,
то счастье само вас отыщет»
Константин Дмитриевич Ушинский
«Когда человек не знает,
к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер
не будет попутным»
Сенека
Ход мероприятия
Учитель: Очень скоро вам предстоит совершить один из наиболее ответственных, определяющих вашу судьбу выборов – выбор профессии. Особенно сложно сделать этот выбор в молодом возрасте, когда ещё нет за плечами богатого жизненного опыта, когда недостаточно информации для принятия этого жизненно важного решения. В мире насчитывается более 50 000 профессий. Как найти ту единственную, свою, чтобы ей служить и приносить пользу людям и обществу?!
Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему?
Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии. Для того чтобы этого не случилось с вами, мы сегодня и обсуждаем данную тему.
Что же такое профессия? На доске написано 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как вы объясните различие между словами?
Выслушать ответы учащихся и сравнить с данными определениями:
Профессия – это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация – это уровень профессионального мастерства.
Должность – это должность, занимаемое человеком в организации
Привести примеры: строитель – штукатур – 2 разряд - рабочий
Чтобы правильно выбрать профессию, вам необходимо учесть три момента:
во-первых, каковы ваши интересы и склонности ( коротко назовем это вашим «хочу»);
хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа
в-третьих, какие профессии пользуются спросом у работодателей ( иначе, говоря каково сегодня «надо»)
надо – это все, что нужно для общества, страны
Если вы сумеете совместить «хочу», «могу», «надо»,то ваш профессиональный выбор будет удачным. Осознанный выбор – это выбор при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии в данный момент (надо)
Игра «Отгадай профессию по описанию?»
1.К труженикам этой профессии напрямую относятся слова М. В. Ломоносова: «…в земных недрах пространство, и богато царствует натура…Металлы и минералы сами во двор не придут – требуют глаз и рук для своего прииску». Высокие медицинские требования предъявляются к людям этой профессии, так как в течение всей рабочей смены они вынуждены находится глубоко под землей. (Горняк, шахтер)
2.Само слово прочно закрепилось в нашем лексиконе, хотя пришло оно с Запада. Первоначально слово обозначало умение объезжать лошадей и править ими. В современном английском языке это слово буквально означает «руководство людьми». Функция этой профессии изменяются по мере развития науки, техники, производства. Сегодня – это функции планирования, организации и контроля. Наличие знаний в области управления, экономики, права, психологии и уметь применять их в жизни – вот что требуется от современного специалиста этой профессии. (Менеджер)
3.«Живописать» растениями можно лишь при наличии очень богатого воображения. Представитель этой профессии, начиная работу над созданием единого декоративного ансамбля, только в воображении видит ее результат, квалифицированный работник обладает хорошо развитым глазомером и цветовым зрением. Нужно знать принципы планировки насаждений, внешнее строение растений. Если соцветия обращены вниз, как у лилии, их высаживают на высоких местах; если они обращены вверх (как у ромашки или хризантем) – размещают в низких местах, осматриваемых сверху. Белые, желтые, золотистые, алые цветы высаживают вдали от людных мест, так как они хорошо различаются издали, а синие, фиолетовые только вблизи наиболее посещаемых мест. (Цветовод)
4.Люди этой профессии первыми пребывают на место преступления, они все знают об отпечатках пальцев и о почерке человека. Любой специалист этой профессии знает, что у мужчин длина шага 60-90 см, а у женщин и стариков 50-70; а если длина шага метр и больше, значит, человек бежит. (Криминалист)
5.В настоящее время в России эта профессия завоевала особую популярность. В отличие от европейский стран, у нас в стране получить данную профессию совсем не сложно. А вот во Франции, например, желающих получить эту профессию подвергаются серьезному экзамену. Одним из главных этапов экзамена является психологические испытания. Их задача – установить личные качества испытуемого: степень активности, умение сохранять самообладание и хладнокровие. Путем перекрестных опросов выясняется его воспитанность, обходительность и т.д. Кандидаты пишут обязательное сочинение о своей будущей профессии, по которому экзаменаторы судят об умственный способностях экзаменуемого, уровне его духовной культуры. Последняя подсказка: представитель этой профессии имеет дело с ценностями и деньгами. (Продавец)
Тест для выбора профессии
Разработан тест, чтобы помочь вам выяснить, на какой вид деятельности лучше обратить внимание. Вопросы подобраны так, чтобы определить личностные особенности каждого, ярко выраженный интерес к данному виду деятельности. Это необходимо для правильного выбора профессии. Возможно, тест станет для вас хорошей подсказкой на будущее? Тем более, что в итоге к каждому из пяти вариантов теста прилагается список образовательных направлений.
Выберите один из 2 вариантов ответа в зависимости от того, насколько верно наше предположение:
Блок 1. Человек – Природа
Вы любите смотреть фильмы и передачи из жизни живой природы?
Вы бы смогли перебороть страх, например, перед крысой, если вам понадобилось ее удержать в руках?
Вы любите и умеете возиться с комнатными растениями, даже засохший росточек вашими усилиями превратится в цветущий куст?
Хорошо разбираетесь в породах животных или видах растений?
Вы считаете, что парки в городе важнее инфраструктуры (дороги, магазины, офисные помещения)?
Идеальный отдых для вас — не пляж, а поход за грибами, пикник в лесу или даже вылазка в горы?
Блок 2. Человек – Техника
Вы легко назовете минимум 10 компонентов, из которых состоит ваш компьютер?
Вы неплохо справляетесь с заданиями по физике, особенно лабораторными?
Что касается техники, вам проще показать, как с ней управляться, чем объяснить?
В детстве часто разбирали механические игрушки, чтобы узнать, что там, внутри?
Вы предпочитаете внимательно прочитать инструкцию, чтобы освоить новый «гаджет»?
На уроках геометрии или черчения вам не составляет большого труда точно начертить объемный рисунок, сделать его в нескольких ракурсах?
Блок 3. Человек – Человек
Как ни странно, но после всех поездок у вас больше всего остается фотографий с портретами людей?
Вы любите книги и фильмы о культуре и истории разных стран?
Вы считаете себя сострадательным человеком, готовы помочь даже незнакомому человеку, если понадобится?
Вы хорошо справляетесь, когда нужно присмотреть за маленькими детьми?
Вы знаете, как убедить человека сделать то, что вам нужно, умеете найти свой подход к каждому?
Вы можете справиться с волнением и хорошо выступаете перед большой аудиторией?
Блок 4. Человек – Знаковая система
Вы с удовольствием решаете сложные задачки, редко ошибаетесь в расчетах, умеете применять нужные формулы?
Лучше всего информация усваивается в виде графиков и таблиц?
Вы любите точность в расчетах, не допустите ошибок в тексте из-за невнимательности?
Вы сможете относительно точно воспроизвести математическую формулу или схему, увидев ее первый раз?
Если нужно объяснить что-то другому человеку (например, как организовать вечеринку), вам проще набросать схему или план?
У вас наверняка идеальный порядок на столе, вы точно знаете, в каком ящике лежит нужный предмет?
Блок 5. Человек – Художественный образ
Когда вы что-то рассказываете, то стремитесь в первую очередь передать эмоции и переживания?
Вы неплохо запоминаете внешность и мимику людей, сможете изобразить или нарисовать известного человека?
Часто выбираете вещи или книги импульсивно, полагаясь на их внешний вид?
Вы близко к сердцу принимаете эмоции героев художественных фильмов или книг, ярко представляете себе описанные пейзажи?
У вас необычный стиль одежды или оформление комнаты… кому-то это не нравится, но вы все равно уверены, что индивидуальность — прежде всего?
Увидев красивый сувенир или поделку, вы уверены, что сможете сделать своими руками такую же, а то и лучше?
Ответили на все вопросы? Посчитайте свои баллы «да» в каждом блоке. Тот, в котором окажется наибольшее число утвердительных ответов, указывает, в каком направлении вам стоит выбирать будущую профессию.
Типы профессий
Чтобы легче было ориентироваться в мире профессий, специалисты условно объединили их в группы по различным типам. Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей деятельности. Различают пять типов профессий.
Сейчас ребята расскажут об основных типах профессиональной деятельности человека.
1. Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.
2. Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства. В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы — ткани, пластмассы, пищевое сырье.
3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей или взаимодействия с другими людьми. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.
4. Человек - знаковая система. Есть профессии, труд в которых направлен на обработку информации, представленной в виде условных знаков, цифр, формул. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
5. Человек-художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Художник, актер, писатель. Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного эффекта труда. Так, выступление артиста может продолжаться на публике несколько минут. Но для его осуществления артист ежедневно и много часов работает над совершенствованием своего мастерства, строго соблюдает специальный режим.
3. Факторы, влияющие на выбор профессии
Какие же факторы обуславливают выбор человеком той или иной профессии?
1. Позиция старших членов семьи.
Родители несут прямую ответственность за то, как складывается жизнь их детей. Эта забота распространяется и на вопрос о вашей будущей профессии.
2. Позиция друзей, подруг.
Дружеские связи в вашем возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии.
3. Позиция учителей, школьных педагогов.
Наблюдая за поведением, учебной и внеурочной активностью учащихся, опытные педагоги знают много такого о вас, что скрыто от непрофессиональных глаз.
4. Личные профессиональные планы.
Под планом в данном случае подразумеваются ваши представления об этапах освоения профессии.
5. Способности.
О своих способностях надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
6. Информированность.
Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые вами сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
7. Склонности.
Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.
К неправильному выбору профессии могут привести две причины:
искаженное представление о будущей профессии (незнание требований к человеку, превратные представления об условиях работы);
искаженное представление о своих возможностях (переоценка или недооценка своих способностей, навыков).
Наша задача - сделать эти представления более реалистичными.
Учитель. В заключение нашей встречи хочется дать несколько советов тем, кто выбирает профессию сегодня.
Необходимо узнать не только о радужной стороне профессии, но и о теневой. Врач – это не только белоснежный халат, выход из операционной навстречу признательным родственникам. Стоптанные башмаки терапевта от десятков ежедневных вызовов - это тоже медицинская помощь.
Выбирая профессию, ты выбираешь и образ жизни. Судьба актера, спортсмена, строителя неотделима от поездок. Один человек не выносит монотонности. Другой не терпит суеты, постоянных перемен. Все это надо учитывать.
Возьми за правило: мечтать о большом, но радоваться пока малому. «Не сразу Москва строилась». Претендовать сразу на должность директора завода бессмысленно. Все знают, что квалифицированные директора заводов и универмагов получились как раз из тех, кто прошел всю служебную лестницу снизу вверх, от станка и от прилавка.
А закончить классный час мне хотелось бы на поэтической ноте.