kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час «Мир энциклопедий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  • содействовать развитию у детей познавательного интереса к русскому языку;
  • способствовать становлению личности детей подросткового возраста;
  • побудить участников классного часа к размышлениям о лингвистике как науке;
  • помочь сформировать правильное отношение к учебному предмету «Русский язык».

Оборудование:

  • презентация;
  • набор «умов»;
  • словари, имеющиеся в кабинете русского языка;
  • ручки, бумага.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Мир энциклопедий» »



Классный час

«Мир энциклопедий»

Цели:

  • содействовать развитию у детей познавательного интереса к русскому языку;

  • способствовать становлению личности детей подросткового возраста;

  • побудить участников классного часа к размышлениям о лингвистике как науке;

  • помочь сформировать правильное отношение к учебному предмету «Русский язык».


Оборудование:

  • презентация;

  • набор «умов»;

  • словари, имеющиеся в кабинете русского языка;

  • ручки, бумага.


Ход классного часа


    1. Знакомство с программой конкурсных заданий:

  • Школьный толковый словарик

  • Фразеологическая дуэль

  • Необычный вернисаж

  • Хотите – верьте, хотите – нет

  • Словарь молодежного сленга

  • Перевод с русского на наукообразный русский

Каждый правильный ответ оценивается в «один ум». После завершения программы победителю, набравшему наибольшее количество «умов», присваивается титул «Знаток русского языка».


    1. Школьный толковый словарик

  • Совокупность букв, принятых в данной письменности,
    располагаемых в установленном порядке. (Азбука)

  • Карточка с вопросами для экзамена. (Билет)

  • Ученик, оставшийся в классе на второй год для повторно­
    го прохождения программы. (Второгодник)

  • Вращающаяся модель земного шара с его картографичес­ким изображением. (Глобус)

  • Постоянно неуспевающий ученик. (Двоечник)

  • Самая низкая школьная учебная отметка. (Единица)

  • Книга для учителя, отражающая результаты учебной дея­тельности каждого ученика. (Журнал)

  • Звуковой сигнал, который извещает о начале и оконча­нии уроков. (Звонок)

  • Особое внимание ученика к чему-либо, желание узнать,
    понять. (Интерес)

  • Деревянная палочка со стержнем из смеси глины с графитом. (Карандаш)

  • Планка для вычерчивания прямых линий, для измерения.
    (Линейка)

  • Мягкий белый известняк, используемый для записи на
    доске. (Мел)

  • Один из принципов обучения, основанный на показе. (На­глядность)

  • Принятая в учебной системе оценка знаний. (Отметка)

  • Коробка для ручек, карандашей. (Пенал)

  • График, содержащий сведения о времени, месте и последовательности проведения уроков. (Расписание)

  • Вид письменной школьной работы — изложение своих
    мыслей на заданную тему. (Сочинение)

  • Чистые листы в обложке. (Тетрадь)

  • Учебный час в средних учебных заведениях, посвященный отдельному предмету. (Урок)

  • Школьный предмет, изучающий свойства и строение ма­терии, формы ее движения и изменения, общие закономерности явлений природы. (Физика)


    1. Фразеологическая дуэль

Ребятам предлагается вспомнить фразеологические выражения, связанные с понятиями уши, глаза.

«Уши». «В одно ухо влетело — в другое вылетело»; «пропус­кать мимо ушей»; «держать ушки на макушке»; «и у стен есть уши»; «медведь на ухо наступил»; «ухо режет»; «лапшу на уши вешать»; «рот до ушей, хоть завязочки пришей»; «не видать как своих ушей»; «туговат на ухо»; «хлопать ушами»; «уплетать так, что за ушами трещит»; «уши вянут»; «увяз по уши».

«Глаза». «Глаза разбегаются»; «глаз наметан»; «глаза разго­релись»; «раскрыть на что-либо глаза»; «строить глазки»; «стре­лять глазами»; «вырасти в глазах»; «глаза на лоб лезут»; «глаза на мокром месте»; «пустить пыль в глаза»; «идти куда глаза глядят»; «с глаз долой»; «сказать в глаза»; «мозолить глаза»; «смотреть правде в глаза»; «смерить глазами»; «не моргнув глазом».


    1. Необычный вернисаж

Демонстрируются слайды, по которым необходимо восстановить и назвать фразеологизм: филькина грамота, заблудиться в трех соснах, сидеть между двумя стульями, орлиный взгляд, льет как из ведра, как рыба в воде, как с гуся вода, мало каши съел, с высоты птичьего полета.

    1. Хотите – верьте, хотите – нет

Предлагается согласиться или опровергнуть историю происхождения некоторых слов и выражений:

  • Верите ли вы, что школа по-гречески значит «досуг»?
    (Да. Но греки под досугом понимали не безделье, а свободные в
    часы досуга беседы с мудрецами-философами о разных науках)

  • Верите ли вы, что слово «бумажник» появилось вслед за
    словом «бумага»? (Нет, слово «бумажник» пришло в русский
    язык раньше, чем бумага, и означало изготовление попон для лошадей из хлопка, в те времена нового материала. Уже потом
    появилась бумага, которая сначала вырабатывалась из льняных
    и хлопчатобумажных тканей, а позднее этим словом стали обо­значать бумагу писчую)

  • Верите ли вы, что существуют высшие учебные заведения, названия которых в переводе с латинского означают «вселенная», «мир», «весь свет»? (Да, это университеты, обра­зованные от латинского слова «универсум»)

  • Верите ли вы, что выражение «от доски до доски» непосредственно связано со школьной тематикой? (Нет, оно связано с книгой. У старых книг переплеты были более массив­ные. Их делали из цельного куска дерева и обтягивали кожей. Книги имели большую ценность, после чтения их запирали на застежки. Прочитать книгу от начала до конца - значит про­читать ее от доски до доски)

  • Верите ли вы, что в Древней Греции педагогами называли тех, кто учил? (Нет, педагогом назывался раб, который отводил ребенка в школу и следил за его поведением)

  • Верите ли вы, что требование учителя «знать назубок»
    восходит к тем временам, когда требовали так превосходно
    затвердить текст, чтобы он отлетал от зубов? (Нет, эта пого­ворка возникла из обычая проверять на зуб подлинность золо­тых монет и других изделий из благородного металла. Знать
    назубок буквально означало получать необходимые знания с по­
    мощью собственного зуба)

  • Верите ли вы, что слово «каникулы» для немцев, англи­чан и французов в буквальном выражении означает «собачья жара»? (Да. Можно утверждать, что слово «каникулы» имеет звездное происхождение. Латинское название звезды Сириус Каникула. Эта звезда находится в созвездии Пса, а пес по-латински— «канис». Солнце в созвездии Пса пребывает с 22 июля по 23 августа. В это время в Риме стояла сильная жара и все школьники вынуждены были прерывать занятия. Считалось, что эта нестерпимая жара происходит не от Солнца, а от звезды Сириус, поэтому о ней говорили не просто жара, а «собачья жара», т.е. «каникулы»)

  • Верите ли вы, что «шпаргалка» в некоторых языках оз­начает «лохмотья, пеленка»? (Да, причем в польском языке это слово имеет более пристойный смысл и означает исписанный, негодный клочок бумаги. А жители других цивилизованных стран соотносят шпаргалку, принесенную на урок или экзамен, с гряз­ной детской пеленкой)

  • Верите ли вы, что в старину балбесом называли учени­ка, который с запинками читал заданный урок? (Да. В ста­рых гимназиях ученика, который не приготовил урок и читал книгу с запинками, насмешливо называли заикой. По-латыни заика — балбус, отсюда произошел и обрусевший вариант сло­ва «балбес»)

  • Верите ли вы, что, когда в древние времена люди употребляли в обращении к друг другу выражение: «заруби себе на носу», они имели в виду жестокий старинный обычай в особо важных случаях делать отметину на носу человека? (Нет, конечно. Нос здесь означает не орган обоняния, а памятную до­щечку, бирку для пометок. В древности неграмотные люди все­гда носили с собой такие дощечки с зарубками, сделанными для запоминания. Они и назывались носом)


    1. Словарь молодежного сленга

В качестве текста для перевода на общепонятный русский участникам предлагается (в письменном виде) отрывок из вто­рой главы повести А.С. Пушкина «Дубровский», предварительно уже переведенный на язык молодежного сленга В. Трухиным.

  • Секретарь заткнулся и на цирлах подвалил к Троекурову, дал ему подмахнуть ксиву, и Троекуров с оттяжечкой под­махнул. Пора вдогонку и Дубровскому подмахнуть, а он кочумает.

  • Секретарь умолкнул и с низким поклоном обратился к Троекурову, приглашая его подписать бумагу, и торжествующий Троекуров подписал ее. Очередь была за Дубровским, а он стал неподвижен.


    1. Перевод с русского на наукообразный русский

Эти новые наукообразные выражения предлагаются ребятам для узнавания:

  • Клеткам овальной формы в скорлупе, в которых развиваются новые организмы, категорически запрещается передавать свой социально-исторический опыт одомашненному виду птиц с характерным кожным выростом на голове, име­ющему отношение к их появлению на свет. (Яйца курицу не учат)

  • Возобновление в памяти уже известного и заученного
    является родительницей по отношению к своему детенышу —
    процессу получения образования. (Повторенье мать уче­нья)

  • Усвоение каких-либо знаний, умений и навыков, а также деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных цен­ностей, способны превратить в мелкие частицы все, что име­ется в наличии. (Ученье и труд все перетрут)

  • Принуждение человека с низким интеллектом вступать
    в телепатический контакт с лицом, существование которого
    противоречит постулатам диалектического материализма,
    может привести к получению черепно-мозговой травмы. (За­ставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет)

  • Насущную необходимость совокупности сведений для
    обеспечения физиологического существования всего живого
    можно уподобить значимости ручного огнестрельного ору­дия с винтовой нарезкой в канале ствола для сражения войск
    или армий. (Знания нужны в жизни, как винтовка в бою)


8. Подведение итогов. Награждение победителей



36




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Классный час «Мир энциклопедий»

Автор: Замятина Татьяна Ивановна

Дата: 28.08.2015

Номер свидетельства: 227551

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Классный час "Мои почему и ответы на них" "
    ["seo_title"] => string(44) "klassnyi-chas-moi-pochiemu-i-otviety-na-nikh"
    ["file_id"] => string(6) "192942"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427545849"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Классный час: «Без труда ничего не дается»."
    ["seo_title"] => string(47) "klassnyi-chas-biez-truda-nichiegho-nie-daietsia"
    ["file_id"] => string(6) "286361"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454331761"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Моя будущая профессия. Классный час"
    ["seo_title"] => string(42) "moia_budushchaia_profiessiia_klassnyi_chas"
    ["file_id"] => string(6) "348726"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1476292609"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Всекубанский классный час "Лица Кубани""
    ["seo_title"] => string(40) "vsiekubanskii_klassnyi_chas_litsa_kubani"
    ["file_id"] => string(6) "355520"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1478339673"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Разработка классного часа на тему "Праздник Праздников - Святая Пасха" "
    ["seo_title"] => string(72) "razrabotka-klassnogho-chasa-na-tiemu-prazdnik-prazdnikov-sviataia-paskha"
    ["file_id"] => string(6) "101777"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402444897"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства