Классный час « Мои почему и ответы на них»
Цели: показать детям значение ума в жизни человека; способствовать развитию у детей желания развивать свой ум с раннего детства.
Оборудование: портреты ученых, пословицы, слово "энциклопедия ", разные энциклопедии.
Ход классного часа
Вводная беседа
(Учитель читает небольшой рассказ.)
Сережа отправился с бабушкой и папой в цирк. Дул сильный ветер.
- Пап! А кто качает деревья?
- А почему идет дождь?
- А можно его остановить?
- А почему дует ветер?
И на все вопросы Сережи папа терпеливо отвечал. На что бабушка сказала: "Видишь, Сережа, какой у тебя умный папа ".
- Иногда учитель вам говорит: "Умник, умница ". Правда, приятно слышать эти слова? От какого слова они происходят? (Они происходят от слова "ум ".)
- А что же такое ум? Прочитайте пословицу на доске. (Ум - всему голова.)
- Как вы ее понимаете? Что значит ум для человека? (Человек может думать, все решать, читать, давать правильный ответ, лечить людей, учить, летать в космос и т. д.)
- Послушайте смешную историю.
Один мальчик пришел в аптеку и попросил дать ему таблетки. "Какие? " - спросил у него фармацевт. "Я хочу быть самым умным. Да побольше, побольше! "
- Как вы думаете, ему дали таблетки? Почему? (Нет, ему не дали таблеток, потому что ум зависит не от таблеток, а от человека. Он сам развивает свой ум.)
- А как нужно развивать ум? Что поможет вам развить ум? (Нужно много читать, заниматься, пытаться все понять, а что непонятно, спрашивать у учителя, родителей, старших братьев. Искать ответ в словарях, книгах.)
Знакомство с энциклопедиями
- Есть прекрасная книга, которую можно назвать "Всезнайка ". Это Детская энциклопедия. Давайте хором прочитаем это слово. (Эн-цик-ло-пе-ди-я.)
(Учитель демонстрирует разные энциклопедии.)
- В них столько интересного! В них можно найти ответ почти на любой вопрос. В них можно прочитать о многих умных людях, которые сделали великие открытия и прославились на весь мир.
Посмотрите на эти портреты. Д. И. Менделеев - это известный русский химик, он разработал Периодическую систему химических элементов, благодаря которой мы знаем много об окружающих нас веществах, например, знаем структуру воды. Им же написаны первые учебники по химии. КЗ. Циолковский сконструировал космическую ракету. Первый человек, полетевший в космос, - русский космонавт Ю. А. Гагарин. М. В. Ломоносов - первый русский естествоиспытатель. Он занимался физикой, химией, благодаря его деятельности в Москве был открыт первый университет. Когда вы вырастите и станете умными, вы непременно захотите там учиться.
(Учитель показывает портреты всех названных людей.)
- Скажите, на что же направлен ум этих ученых? На добрые или злые дела? (На добрые дела.)
Беседа
- Где живет у нас ум? (В голове, в мозге.)
- Мозг человека - это командный пункт всего организма. Мозг состоит из мельчайших клеток. Клетки мозга - настоящие работяги, поэтому им нужно много пищи. Как вы думаете, какой? (Предположения детей.)
- Клетки мозга питаются кислородом. Поэтому, чтобы мозг хорошо работал, следует больше гулять и дышать свежим воздухом.
Зарядка для ума
- Скажите, а что может развивать ваш ум? (Выслушиваются высказывания детей.)
- Приготовьтесь отвечать на вопросы.
Сам алый, сахарный - кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.) Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)
Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь.)
Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (Ножницы.)
Ни лает, ни кусает, а в дом не пускает. (Замок.)
Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер.)
Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит. (Река.)
Игры - тренировки
- Ребята, давайте поиграем в игры. Первая игра называется "Я знаю. "
1. "Я знаю. "
Я знаю пять имен мальчиков: Саша - раз, Миша - два, Сережа - три, Алеша - четыре, Денис - пять.
Я знаю пять деревьев:.
Я знаю пять рек:.
Я знаю пять имен девочек:.
Я знаю пять фруктов:.
Я знаю пять видов одежды:.
(Можно эту игру провести с мячом, ударяя на каждый раз мячом об пол.)
2. "Круглый "
Учитель бросает мяч кому-то из учеников и говорит: "Круглый арбуз ". Ученик бросает мяч следующему и говорит: "Круглый шар " и т. д. Слова не должны повторятся.
3. "Страна Наоборотия "
- Есть такая сказочная страна Наоборотия. В ней живут люди, которые разговаривают на иностранном языке, немного похожем на наш, только все слова они читают наоборот. Например, слово "сад " они произносят "дас ". Я сейчас взмахну волшебной палочкой, произнесу волшебное заклинание "чубрики-мубрики-кекс-брекекс ", и все вы превратитесь в наоборотов - жителей страны Наоборотия, которые могут говорить слова только наоборот. Итак, приготовились!
(Учитель взмахивает волшебной палочкой и произносит заклинание. После этого можно начинать игру. Учитель называете слово, состоящее из трех букв. Игрок, поймавший мяч, должен назвать его наоборот по буквам (сок - кос, кот - ток). Сложность игры зависит от длины слов: чем больше букв они имеют, тем труднее задание.)
4. Ребусы