Классный час
Школьный дневник – это…
Цель классного часа:
Показать учащимся значение дневника как основного документа в работе школьника.
Предложить учащимся обсудить результаты их работы со своим
дневником.
Воспитывать ответственность, аккуратность, обязательность.
Форма проведения классного часа: час общения.
Ход классного часа
(слайд №1)
В центре внимания сегодня находится «проблема школьного дневника».
Тема данного мероприятия была выбрана не случайно. По моим наблюдениям и отзывам классных руководителей, администрации, учителей предметников было выявлено, что учащиеся к 6-7 классу не видят значимости школьного дневника:
многие ученики не записывают полностью домашних заданий; неаккуратно ведут записи, порой забывая заполнять расписание на неделю; забывают вовремя давать дневник на проверку;
родители не расписываются своевременно в дневнике, многие не читают сообщений учителей, следовательно, вовремя не реагируют на возникающие трудности.
из опыта работы можем отметить, что нерегулярность записей учащимися домашних заданий и невостребованность родителями дневника может выступать одной из причин возникновения учебных проблем.
Сегодня мы попытаемся выяснить следующее:
Школьный дневник необходим, прежде всего, самому подростку, или учителям и родителям?
Дневник – это традиция или повседневная необходимость?
Школьный дневник – самое эффективное средство обмена информацией между семьей и школой или обязательная «жалобная книга»?
(слайд №2)
Для того, чтобы начать обсуждение данных вопросов, ребята, выполните, пожалуйста, следующее задание: на розданных вам листочках закончите предложение «Для меня школьный дневник – это…»
(учащиеся выполняют задание «Незаконченное предложение»)
(слайд №3)
Спасибо, ребята! К вашим ответам мы вернемся чуть позже, а сейчас узнаем, как трактуют значение слова «дневник» различные словари.
(слайд №4)
Школьный дневник совмещает разные функции. Это не просто личный документ, зеркало ученика, отражающее характер и пристрастия своего владельца. Это предмет, по которому можно проследить историю страны и особенности каждого этапа ее развития. До того, как дневник приобрел современный облик, он претерпел множество изменений. «Спутникъ школы» появился на рубеже 19−20 веков и принадлежал гимназистам, учащимся земских школ, школ Министерства народного просвещения и церковно-приходских училищ дореволюционной России. В Петербурге и Москве дневники печатали в известных в то время типографиях, «в прочныхъ переплетахъсъ кожаными и коленкоровыми корешками, ценою отъ 15 копеекъ». «Спутникъ» содержал массу любопытной информации: флаги государств, личные данные учеников, географические и статистические сведения, основные церковные посты и праздники, список домашней аптечки и даже целый раздел, посвященный императорской семье.
Советская «версия» дневника — это обезличенный документ размером 17х21 см с обложкой из белого или серого картона. На страницах из плотной и шершавой бумаги было комфортно писать чернильной ручкой. Пользоваться первыми советскими школьными документами начали после проведения реформы 1930−1934 годов, когда было введено всеобщее обязательное начальное четырехлетнее образование, и стала создаваться десятилетняя средняя школа. Посредством дневника классный руководитель общался с родителями ребенка, сообщал о собраниях и важных мероприятиях. Любопытно, что дни недели в изделиях того периода обозначали цифрами.
Сегодня дневник по-прежнему остается основным документом ученика на время обучения и выполняет преимущественно функции журнала регистрации оценок. В России отсутствует закон федерального уровня, обязывающий учащегося вести школьный дневник. Данное требование обычно закрепляют в местных школьных нормативно-правовых актах, и значение этого документа определяют отношением к организации образовательного процесса в каждом конкретном учебном заведении.
Отличительная черта современного дневника — индивидуальность. Сегодня дневник — это художественно оформленное изделие. Производители предлагают школьникам множество его вариантов, отличающихся дизайнами, обложкой и внутренним наполнением. По тому, что изображено на обложке дневника, и как он ведется, можно многое сказать об ученике.
(слайд №5)
Интересные факты:
Большинство взрослых людей представляют рабочую неделю в виде разворота школьного дневника.
В России живёт и учится около 16-ти миллионов детей в возрасте от 7 до 17 лет. То есть это число активной целевой аудитории, школьников, которым родители хотя бы раз в год покупают дневник. Однако можно предположить, что на эти 16 миллионов найдётся ещё один миллион лоботрясов, кто дневники сознательно теряют, дабы не быть отчитанными за свои школьные прегрешения по части успеваемости или поведения. А ещё одна часть из того же миллиона- это просто те, кто по своей природной рассеянности дневники теряет. Итак, можно подсчитать, что ёмкость «дневникового» рынка России составляет 17 миллионов штук в год. А в денежном выражении – при среднем чеке за дневник 40 рублей если в России перестанут выпускать дневники, бюджет страны «обеднеет» на 641 млн. рублей.
В Костанае (административном центре Костанайской области Казахстана) один из развлекательных центров разрешил школьникам использовать в качестве оплаты свои оценки, сообщает Tengrinews. Для того, чтобы воспользоваться этой возможностью, школьник должен получить по меньшей мере пять "пятерок" за неделю. Оценки должны быть проставлены в дневнике и заверены подписями классного руководителя и одного из родителей, а также печатью директора школы.
Предъявив дневник с отличными оценками в развлекательном центре, школьники получают карточки с определенной суммой, которую можно потратить в этом заведении.
Акция пользуется популярностью. Директор одной из местных школ, Анатолий Павлюченко, рассказал, что ему теперь приносят для утверждения более 30 дневников в неделю. "Сначала ходили ученики третьих классов, а сейчас и семиклассники заинтересовались", - отметил он.
В городском отделе образования против этой акции не возражают. Она не связана с наличными деньгами и в то же время стимулирует школьников лучше учиться. По словам Павлюченко, с тех пор, как началась эта акция, успеваемость в его школе заметно выросла.
(слайд №6)
Хотелось бы, чтобы успеваемость повысилась и в нашем классе.
На диаграмме видно ваше отношение к работе с дневниками.
Обратимся к вашим ответам на вопрос, поставленный в начале нашего разговора: «Чем для вас является школьный дневник?» (зачитываются ответы, начинается обсуждение)
Что вызывает у вас наибольшие затруднения при работе с дневником?
Устраивает ли вас существующая форма заполнения дневника?
Какие типичные замечания получаете вы при проверке?
С каким чувством вы показываете свой дневник родителям?
Какие предложения вы внесли бы в нашу совместную работу с дневниками? Напишите свои пожелания мне как классному руководителю (Раздаются карточки)
У меня тоже есть некоторые пожелания для вас (раздаются «советы классного руководителя»).
(слайд №7)
Недавно вы выполняли упражнение «Жизненный успех». Вспомните, в чем оно заключалось.
Как вы думаете, дневник школьника помогает в достижении жизненного успеха? (ответы)
- Грамотно, аккуратно, своевременно заполняя дневник, ты учишься культуре ведения деловой документации, развиваешь навыки самоконтроля и самоорганизации, без которых трудно стать успешным человеком
(слайды №8-22)
Каждый из нас по-разному идет к жизненному успеху. Школа – одна из ступенек на этом пути. Не всегда этот путь бывает простым. Вкачестве полезного для вас мотиватора я предлагаю вам подборку фотографий из разных стран мира, где ученики школ вынуждены преодолевать серьезные препятствия и сложности, просто чтобы добраться до учебы каждый день.
(слайд №23)
На нашем мероприятии сегодня присутствуют гости. Все они – состоявшиеся личности, настоящие профессионалы и просто уважаемые люди. Послушаем их мнение о школьном дневнике (представление гостей)
- опытный учитель с большим стажем работы- Каверзина Т.Ф.
- молодой учитель, первый год работающий в школе – Сухих А.Г.
- подполковник полиции, начальник отделения ПДН – Иванова Е.В.
Выступление гостей.
(слайд №24)
В заключении нашего разговора хочу объявить о том, что родительский комитет нашего класса объявляет среди вас конкурс на «Лучший дневник». Победитель и 2 призёра будут определены по итогам 1 и 2 полугодия. Ребята получат ценные подарки. Возможность стать победителем или призёром есть у каждого. Так что дерзайте. На слайде вы видите критерии, по которым будут определены победитель и призёры.
(слайд №25)
А теперь давайте попробуем ответить на вопросы, поставленные в начале нашего разговора.
Школьный дневник необходим, прежде всего, самому подростку, или учителям и родителям?
Дневник – это традиция или повседневная необходимость?
Школьный дневник – самое эффективное средство обмена информацией между семьей и школой или обязательная «жалобная книга»?
Ответы учащихся.
Дневник — это зеркало отношения человека не только к дневнику, но и к самому себе, а также к другим людям, которые должны работать с этим документом, т.е. к учителям, к классному руководителю, к родителям которым приходится просматривать его почти каждый день.
(слайд №26)