Взаимодействие классного руководителя с семьями учащихся по вопросам воспитания
Взаимодействие классного руководителя с семьями учащихся по вопросам воспитания
Для того чтобы сотрудничество семьи и школы было тесным, необходимо, чтобы родители разделяли взгляды учителя или согласились с ним в ключевых моментах воспитания и обучения детей. Начиная работу в 5 классе, я изучаю социальный статус семьи и только потом планирую работу с родительским коллективом. Самой распространённой формой знакомства является проведение анкетирования, по результатам которого выявляются стиль отношений в семье, личностные особенности ребёнка, степень участии семьи в общении с ребёнком, педагогические и психологические взгляды родителей, статус семьи, что помогает планировать дальнейшее общение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие классного руководителя с семьями учащихся по вопросам воспитания»
Тетерина Т.Л.
МБОУ «Очёрская средняя общеобразовательная школа № 3»
ВЗАИМОДЕЙЧТВИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ПО ВОПРОСАМ ВОСПИТАНИЯ
«Воспитание эффективно там, где есть
постоянная заинтересованность
взрослых о ребёнке».
Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. Без эффективного взаимодействия учителей с родителями ни воспитательные, ни учебные проблемы решить не удаётся. Как организовать взаимодействие семьи и школы, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? Как привлечь к школе таких занятых и далёких от педагогической теории современных пап и мам? Как аргументировать необходимость их участия в школьной жизни ребёнка Сегодня я постараюсь раскрыть суть этих вопросов. Вопрос: «Как привлечь родителей в школу?» - это вечная «головная боль» педагогов. Учителя в постоянном поиске-какие создать условия, чтобы родители желали сотрудничать со школой, с удовольствием посещали родительские собрания; как сделать, чтобы им в школе было интересно, чтобы их посещения приносили только пользу и для школы, и для детей? В связи с этим перед нами стоит важная задача - сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Только в тесном контакте может возникнуть формула: семья +дети +школа = сотрудничество. При этом учитель ставит перед собой следующие задачи: психолого-педагогическое просвещение родителей, включение родителей в образовательный процесс, создание духовной общности родителей, учителя и детей.
Для того чтобы сотрудничество семьи и школы было тесным, необходимо, чтобы родители разделяли взгляды учителя или согласились с ним в ключевых моментах воспитания и обучения детей. Начиная работу в 5 классе, я изучаю социальный статус семьи и только потом планирую работу с родительским коллективом. Самой распространённой формой знакомства является проведение анкетирования, по результатам которого выявляются стиль отношений в семье, личностные особенности ребёнка, степень участии семьи в общении с ребёнком, педагогические и психологические взгляды родителей, статус семьи, что помогает планировать дальнейшее общение. Сейчас можно найти много готовых анкет или составить самой. При планировании работы важно выбирать такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому пониманию сути, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор. Существуют различные формы взаимодействия с родителями (собрания, консультации, совместные праздники и т.д.) Методы тоже разнообразны: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование. Самым распространённым звеном в сотрудничестве между родителями и педагогами считается родительское собрание. Среди видов можно выделить: организационные, собрания по плану психолого-педагогического просвещения, собрания-диспуты, круглый стол, итоговые и т.д. Приёмы работы могут быть следующие: мини-лекции, мозговой штурм, работа в группах, практические упражнения. Родительское собрание-урок, где материал соответствует возрастной группе, подаётся как детям, например в системно-деятельностном подходе или используя приёмы технологии критического мышления. Данная форма работы с родителями помогает семье понять, как и чему обучать детей дома. Ещё одна форма участия родителей в образовательном процессе – это приглашение родителей в качестве учителя на уроки или на внеклассные мероприятия, для проведения мастер-классов или мероприятий. Родители рассказывают о своей жизни, профессии, учат интересным вещам. Такая ситуация помогает взрослым почувствовать себя активным участником воспитательного и образовательного процесса, а детям испытать чувство гордости за своих родителей. Поисково-познавательная деятельность позволяют направить деятельность учащихся и родителей на совместный результат, который получится при решении той или иной проблемы. Где внешний результат можно увидеть, услышать, применить в реальной практической деятельности. Внутренний становится бесценным достоянием сотрудничества семьи, ребёнка и школы, соединяя в себе знания, умения и ценности. Такое взаимодействие основано на личностно-ориентированном подходе к детям. Поскольку темы проектов рождаются именно благодаря их интересам и любознательности. Среди родителей была проведена анкета, цель которой была узнать, какова степень участия родителей в раскрытии творческого потенциала ребёнка, которая показала, что только при взаимном понимании и доверии между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе.
ЛИТЕРАТУРА
1.Астахов С.В.Актуальные методы и приёмы вовлечения родителей в образовательный процесс.
2.Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе(О.В.Брыкова, Т.В.Громова – М. 2006.
3. Журнал “Управление школой” №3, 2007.
4. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе. – 2001. №2, №3.