Взаимодействие классных руководителей с семьями учащихся. Диагностический аспект
Взаимодействие классных руководителей с семьями учащихся. Диагностический аспект
Новое содержание образования и новые технологии обучения, плохо знакомы родителям учащихся, а главное – не пропущенные через их собственный учебный опыт, вызывают сегодня дополнительную напряженность в отношениях со школой. Суть этих напряжений – тревога родителей за успешность учебной деятельности детей и рост недоверия к школе. Сотрудничество школы и семьи должно сегодня непременно опираться на такой уровень психолого-педагогической подготовленности родителей, который отражает степень их зрелости как воспитателей. Как показывает практика, даже высокий образовательный уровень современных родителей не всегда сопутствует педагогической грамотности. Поэтому целенаправленное педагогическое просвещение родителей было и остается условием и средством повышения их компетентности в вопросах воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие классных руководителей с семьями учащихся. Диагностический аспект»
Взаимодействие классных руководителей с семьями учащихся. Диагностический аспект.
Новое содержание образования и новые технологии обучения, плохо знакомые родителям учащихся, а главное – не пропущенные через их собственный учебный опыт, вызывают сегодня дополнительную напряженность в отношениях со школой. Суть этих напряжений – тревога родителей за успешность учебной деятельности детей и рост недоверия к школе. Сотрудничество школы и семьи должно сегодня непременно опираться на такой уровень психолого-педагогической подготовленности родителей, который отражает степень их зрелости как воспитателей. Как показывает практика, даже высокий образовательный уровень современных родителей не всегда сопутствует педагогической грамотности. Поэтому целенаправленное педагогическое просвещение родителей было и остается условием и средством повышения их компетентности в вопросах воспитания.
Классные руководители играют ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению детей и участвуют в её реализации.
При этом семья рассматривается как главный заказчик и союзник в воспитании детей.
Суть творческого сотруднического взаимодействия Кл/р-ля и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии лучших его качеств.
В рамках исследовательской работы «школа-семья» в нашей школе было проведено диагностическое обследование с помощью метода группового тестирования, с заполнением индивидуальных карт учащихся со 2 по 11 класс. Индивидуальные карты на каждого учащегося ведутся с 2010г, где им предлагается самостоятельно оценить условия для пребывания, обучения в школе, их самочувствие, эмоциональное состояние, уровень комфортности или дискомфорта по отношению к школьному пространству, а также определить трудности во взаимоотношениях с родителями. Данные индивидуальные карты информативны для деятельности классных руководителей и позволяют им наметить основные направления работы с семьями учащихся.
Анализ диагностического обследования по индивидуальным картам представлен на диаграммах и содержит изучение таких важных параметров, как семейные взаимоотношения.
В школе мне нравится
Дома я люблю…
Свободное время с родителями…
О чём ты говоришь с родителями…
Кто помогает справиться со школьными трудностями?
Что тебе нравится в маме?…
Что тебе нравится в папе?…
Хотел бы ты быть похожим на своих родителей, чем?…
Родители всегда понимают тебя?
Часто бывают конфликты с родителями?
Если бы ты был волшебником, чтобы ты сделал для своих родителей?…
Мама для меня – это…
- самый любимый человек
- близкий друг
- это жизнь
- радость
- это всё лучшее для меня
- никогда не понимает меня…
Анкетирование же родителей позволяет получить обратную связь, информирующую о взгляде родителей на проблемы воспитания и обучения в школе.
Анализируя взаимоотношения учащихся с родителями, классные руководители определяют основные способы привлечения родителей к совместной деятельности по обучению и воспитанию детей.
Способы привлечения родителей к совместной деятельности
Совместная работа над проектами.
– выступление на родительском собрании
– участие в научно-исследовательской деятельности вместе со своими детьми
2. Проведение досуга с детьми
– совместные экскурсии, поездки
– организация мероприятий, заказ транспорта
– выезды на природу
–проведение совместных праздников
3. Награждение родителей-активных уч-ов жизни школы
– «День матери»
– «Конференция отцов»
– «Честь школы» – получение почётных грамот самыми активными семьями
- «Книга почёта родителей школы»
– «Сопровождение опекунской семьи» – благодарственные письма опекунам, бабушкам.
4. Обмен мнениями
Родительский актив
5. Участие родителей в подготовке мероприятий
– организация праздников
– спортивные мероприятия
– районные и областные конкурсы, в т.ч. «Самый классный класс», «Я выбираю профессию», «Я за здоровый образ жизни».
6. Школьные СМИ
– классные газеты «Переменка», «Старое фото», «Наша классная страна»
– школьная газета «Школьный корабль»
7. Родительские инициативы
-оформление школы и кабинетов, выставки «времена года»
- формирование отряда психолого-правовой поддержки детей во время летней занятости.
– организация бесплатного питания для группы детей
– приобретение учебников
–покупка компьютеров, оборудования, мебели
Мониторинг эффективности работы классного руководителя может стать деятельностью, объединяющей администрацию школы, родительскую общественность, представителей различных служб (медика, психолога, соц.педагога), поэтому нами была взята за основу и адаптирована индивидуальная карта мониторинга деятельности классного руководителя, (разработана костромским гос. Университетом, кафедрой Теории воспитания и обучения.)