kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Взаимодействие семьи и школы в формировании личности школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Человек не рождается личностью. Развитие личности происходит в течение всей жизни по мере его прохождения через различные социальные институты (семья, детский сад, школа). На каждом этапе развития ребенок находится независимо от него существующих условий и подвергается системе воздействия как со стороны управляемых внешних, так и внутренних факторов. Этот процесс приводит к появлению моральных, интеллектуальных, эстетических убеждений, которые становятся мотивом поведения и деятельности человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие семьи и школы в формировании личности школьника»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА.


Учитель математики МБОУ «ООШ» г. Котовска

Тамбовской области

Дымскова Галина Ивановна


Человек не рождается личностью. Развитие личности происходит в течение всей жизни по мере его прохождения через различные социальные институты (семья, детский сад, школа). На каждом этапе развития ребенок находится независимо от него существующих условий и подвергается системе воздействия как со стороны управляемых внешних, так и внутренних факторов. Этот процесс приводит к появлению моральных, интеллектуальных, эстетических убеждений, которые становятся мотивом поведения и деятельности человека.

В соответствии с законом РФ «Об образовании» развитие личности ребёнка является одним из приоритетных принципов государственной политики. Его реализация возможна лишь при условии объединения усилий всех заинтересованных в развитии личности ребенка социальных и государственных институтов. Образовательное учреждение должно стать открытой социально-педагогической системой, где преобладают тенденции к расширению и укреплению взаимодействия между семьей, общественными организациями, органами власти, и создает все необходимые условия для личностного роста ребенка.
Для успешного прохождения процесса обучения и формирования личности необходим благоприятный микроклимат между педагогами и учениками, самими учениками, образовательным учреждением и семьей в целом, который поддерживает интерес ребенка к творческой активности и самореализации. Педагогов и родителей объединяет забота о здоровье, социальное и культурное развитие ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Деятельность педагогов и родителей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Поэтому сотрудничество семьи и школы есть главное условие развития современной школы, достижения образовательных и воспитательных целей.

В интересах развития и становления личности ребенка в школе должна сложиться определенная педагогическая система сотрудничества и взаимодействия с родителями, которая решает следующие задачи:

  • укрепление связи между семьей и школой (привлечение родителей в школы для соотнесения приоритетов воспитания детей, поиска совместных решений в преодолении возможных трудностей);

  • создание ситуации успешности при непосредственном внимании родителей;

  • профилактика правонарушение среди детей и подростков.

  • сохранения и укрепления здоровья, приобщение к ОЗОЖ


Суть взаимодействия семьи и школы заключается в заинтересованности обеих сторон в изучении личности ребенка, раскрытии и развитии скрытого в нем потенциала. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
В настоящее время большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, "авторитетом" становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к "выходу" ребёнка из-под влияния семьи.
Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодёжной среде. Кроме того, далеко не все образовательные учреждения уделяют должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, выстраиванию на должном уровне отношений с семьёй и другими социальными институтами. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов - от семьи, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребёнка.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника. Создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребёнка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребёнка.

В образовательных учреждениях проблемами взаимодействия с семьёй занимаются в соответствии со своими должностными обязанностями заместитель директора по воспитательной работе, уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса, учитель, социальный педагог, педагог-психолог и, конечно, классные руководители. В их задачу входит создание условий для творческого развития детей, защита их прав, решение актуальных проблем воспитания учащихся и многое другое.

На основании нормативных правовых документов педагогический коллектив каждого образовательного учреждения должен стремиться к своему становлению как открытой социально-педагогической системы, готовой к укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными институтами и прежде всего с семьёй.
В настоящее время многие образовательные учреждения используют в своей работе направления и критерии эффективности взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся:
Направления:

  • изучение семейной атмосферы , окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;

  • психолого-педагогическое просвещение родителей и корректирование семейного воспитания

  • формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству и вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

  • участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом

  • работа с проблемными семьями и детьми

  • составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).

  • организация диагностической работы по изучению семей.

  • использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе семьёй.

  • организация психолого-педагогического просвещения родителей.

  • создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников).

  • выявление и внедрение в практическую деятельность позитивного опыта семейного воспитания.

  • внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.

  • оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.

  • использование различных форм сотрудничества с родителями отцами, вовлечение их в совместную с деятельность, направленную на повышение их авторитета.

  • создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет учреждения, Попечительский совет, родительский комитет, Совет отцов, Родительская общественность и др.); объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, союз, ассоциация, клуб молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов, семейные клубы).

  • активное включение в работу с семьёй педагога - психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, библиотекаря, воспитателей ГПД.

  • оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни (факультативы, спецкурсы, кружки, клубы по программам "Этика и психология семейной жизни", "Основы семейного воспитания".
    Разработка тематического оформления по работе с семьёй (зал, уголок для родителей, музей семейных традиций и др.).

  • Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.

Критерии эффективности взаимодействия семьи и образовательного учреждения:

  • Основной целью взаимодействия является воспитательное пространство для гармоничного развития детей

  • Воспитательные функции равномерно распределены: профессиональные функции воспитания должны быть возложены на педагога, а родительские обязанности – на родителей. Педагоги и родители не должны делать то, что находится за пределами их воспитательных функций

  • Взаимно признавая автономию школы и семьи, считать единственно возможным способом обращения друг к другу за помощью просьбу

  • Сохранять оптимальным количество встреч для совместной работы, помня об автономии жизни семьи и школы, заполненной множеством, производственных, личных дел и обязанностей современного человека

  • Неизменно сохранять высокий этический уровень взаимоотношений в любой ситуации и при любых обстоятельствах

  • Не претендовать на перевоспитание родителей, принимать как данность семейные обстоятельства

  • Не укорять семью в присутствии детей, не порицать ребенка в присутствии родителей, всегда помня, что они любят друг друга, а значит, не разрушать эту любовь

Образовательные учреждения используют в своей работе различные формы взаимодействия педагогов и семьи. Это нужно для того, чтобы оказать посильную помощь семьям в развитии личности ребёнка.Формы взаимодействия педагогов и родителей - это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На нём обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводится к монологу учителя. Это - взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: "Мы - одна семья"; "О доброте и милосердии"; "Учимся общению", "Психологический климат в коллективе" и др.

Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании и развитии ребёнка. С этой целью классный руководитель организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции - размышления, собрание "Роль отца в воспитании детей" и др.

Многие образовательные учреждения с учётом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме:

  • "круглого стола"

  • тематической дискуссии самих родителей,

  • тренинга,

  • собрание – лекция

  • семинар- практикум


Родительский лекторий "Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребёнка", « Школа молодого родителя» и др. - способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей.

Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях) « Отцы и дети»,» « Как воспитать настоящего гражданина», « Школа и семья в XXI веке». Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.

Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.
Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов, на них приглашаются родители с учётом возрастных особенностей детей (например, родители первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы учениц 8-9 классов).

Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.

Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.

Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив - это опора педагогов и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.

Родительский клуб проводится в форме встреч . Цель клуба - вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания и развития личности ребёнка. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий - добровольность и взаимная заинтересованность. Организация совместной деятельности родителей и детей – КТД.

Одна из главных задач образовательного учреждения - это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчёты научных обществ учащихся и т.д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешные команды. Это могут быть конкурсы: "Семья - эрудит", "Семейное увлечение";» Семья XXI века» читательские конференции "Круг семейного чтения" и др.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка - распродажа семейных поделок, выставки "Увлечения моей семьи" и др. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слёты, экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учётом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребёнка, День взаимного благодарения, День семьи; игровые семейные конкурсы: Спортивная семья, Музыкальная семья, конкурс семейных альбомов.

Да! У наших родителей много проблем и вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями. Как можно строить процесс формирования личности ребенка, если мы не берем себе в союзники родителей, не учим грамотно реагировать на детей. Как организовать эту работу, нам еще предстоит подумать. Для успешного взаимодействия семьи и школы нужно помнить и следовать следующим правилам: Любите! Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Учите! Доверяйте! Спрашивайте! Благодарите!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Взаимодействие семьи и школы в формировании личности школьника

Автор: Дымскова Галина Ивановна

Дата: 08.11.2017

Номер свидетельства: 437698

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Основы взаимоотношений школы и семьи в процессе формирования личности успешного ученика "
    ["seo_title"] => string(101) "osnovy-vzaimootnoshienii-shkoly-i-siem-i-v-protsiessie-formirovaniia-lichnosti-uspieshnogho-uchienika"
    ["file_id"] => string(6) "184917"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426109088"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Педагогический совет "Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка" "
    ["seo_title"] => string(94) "piedaghoghichieskii-soviet-vzaimodieistviie-siem-i-i-shkoly-v-intieriesakh-lichnosti-riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "166535"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422971657"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Воспитание личности школьника - важнейшее условие оптимизации образовательного процесса "
    ["seo_title"] => string(99) "vospitaniie-lichnosti-shkol-nika-vazhnieishieie-usloviie-optimizatsii-obrazovatiel-nogho-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "125993"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415104700"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Социализация ребенка в семье "
    ["seo_title"] => string(35) "sotsializatsiia-riebienka-v-siem-ie"
    ["file_id"] => string(6) "229292"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1441662809"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ  ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ    РАБОТУ С РОДИТЕЛЯМИ»"
    ["seo_title"] => string(99) "sozdaniie-uslovii-dlia-formirovaniia-lichnosti-mladshiego-shkol-nika-chieriez-rabotu-s-roditieliami"
    ["file_id"] => string(6) "277189"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452855802"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства