kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социализация ребенка в семье

Нажмите, чтобы узнать подробности

1 слайд

  Социализации ребенка в семье

2 слайд

«Воспитывает все: люди, вещи, явления. Но прежде всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги»

/ А. Макаренко /

В существующих социально-экономических условиях семья переживает кризис, выражающийся в резком снижении её основных функций, в том числе воспитательной. 

Вследствие неумения многих семей приспособиться к новым условиям разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада, усиливается конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми.

Усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.

 А ведь именно родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Ещё Ж.-Жак Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребёнка меньшее влияние, чем предыдущий. Родители являются теми предыдущими по отношению ко всем остальным: воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям – предметникам, которым самой природой отдано преимущество.       

Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание - сложная система, на него влияет наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, социальное положение, уклад семьи, количество членов семьи, материальная обеспеченность, отношение к ребёнку.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Назрела необходимость переоценить существовавшие десятилетиями представления о функциях образования и воспитания, взаимодействия школы и семьи. Семья – это общественный институт, где происходит социализация ребенка, где усваиваются общечеловеческие нормы, ценности в процессе взаимоотношений с другими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. С семьей человек неразделим всю жизнь, меняется только его роль. Многие ученые утверждают, что во все времена и у всех народов социализация детей была и есть единственная специфическая функция семьи, а другие функции являются второстепенными. Семья не только закладывает основы формирования личности, но и обеспечивает важнейшие условия ее развития.

3 слайд

В детстве закладываются традиции семейного воспитания.

«Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и обсуждать других людей.

Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться.

Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными.

Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины» (Дороти Нолт).

4 слайд

Индивидуальность ребенка изначально формируется в семье. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Основа взаимодействия "семья – школа"           определяется следующими направлениями:

  • повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в школе;
  • консультирование родителей по вопросам воспитания педагогами и психологом школы, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей;
  • организация социально-педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.

И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.

5 слайд

Воспитание- это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение детей и взрослых.

Правило: прежде чем предъявить требования к ребёнку, предъяви их к себе.

6 слайд

Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.  

                     (Себастьян Брандт)

7 слайд

Значительное влияние на личность ребенка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей.

Стили семейного воспитания

 Демократический стиль

  • Родители осознают свою важную роль в становлении личности ребёнка, но и признают право на саморазвитие.
  • Понимают, какие требования – диктовать, какие обсуждать.
  • Познают и поощряют автономию своих детей.
  • Открыты для общения и обсуждения с детьми правил поведения.
  • Дети превосходно адаптированы, уверены в себе, развит самоконтроль, социальные навыки.
  • Хорошо учатся в школе, обладают высокой самооценкой

8 слайд

Авторитарный стиль

  • Родители знают, каким должен вырасти их ребёнок.
  • Они  категоричны, и неуступчивы.
  • В общении с ребёнком отдают приказы, устанавливают жёсткие правила, не допускают их обсуждения.
  • Закрыты для постоянного общения с детьми.
  • Дети замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, непритязательны и раздражимы.
  • Девочки остаются пассивными и зависимыми.
  • Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными

 

9 слайд

Либеральный стиль

  • Дети замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, непритязательны и раздражимы.
  • Девочки остаются пассивными и зависимыми.
  • Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными
  •  Дети в такой семье слабо или совсем не регламентируют поведение.
  • Предоставлен избыток свободы или руководство родителей незначительно.
  • Преобладает безусловная родительская любовь.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социализация ребенка в семье »

Социализация ребенка в семье   Подготовила:  педагог-психолог  Тулаева О.Н.

Социализация ребенка в семье

Подготовила:

педагог-психолог

Тулаева О.Н.

«Воспитывает все: люди, вещи, явления. Но прежде всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги»  / А. Макаренко /    Именно родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Ещё Ж.-Жак Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребёнка меньшее влияние, чем предыдущий. Родители являются теми предыдущими по отношению ко всем остальным: воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям – предметникам, которым самой природой отдано преимущество.

«Воспитывает все: люди, вещи, явления. Но прежде всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги» / А. Макаренко /

Именно родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Ещё Ж.-Жак Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребёнка меньшее влияние, чем предыдущий. Родители являются теми предыдущими по отношению ко всем остальным: воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям – предметникам, которым самой природой отдано преимущество.

«Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и обсуждать других людей.  Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться.  Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными.  Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины»   /Дороти Нолт/

«Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и обсуждать других людей. Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться. Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными. Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины» /Дороти Нолт/

Основа взаимодействия

Основа взаимодействия "семья – школа" определяется следующими направлениями:

повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в школе;

консультирование родителей по вопросам воспитания детей, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей;

организация социально-педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.

Это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение детей и взрослых.  Правило: прежде чем предъявить требования к ребёнку, Предъяви их к себе

Это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение детей и взрослых.

Правило:

прежде чем предъявить

требования к ребёнку,

Предъяви их к себе

Ребенок учится тому,  Что видит у себя в дому.  Родители – пример ему.  Кто при жене и детях груб,  Кому язык распутства люб,  Пусть помнит, что с лихвой получит  От них все то, чему их учит.    (Себастьян Брандт)

Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому. Родители – пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что с лихвой получит От них все то, чему их учит.  

(Себастьян Брандт)

Демократический стиль  Родители осознают свою важную роль в становлении личности ребёнка, но и признают право на саморазвитие. Понимают, какие требования – диктовать, какие обсуждать. Познают и поощряют автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми правил поведения. Дети превосходно адаптированы, уверены в себе, развит самоконтроль, социальные навыки. Хорошо учатся в школе, обладают высокой самооценкой.
  • Демократический стиль
  • Родители осознают свою важную роль в становлении личности ребёнка, но и признают право на саморазвитие.
  • Понимают, какие требования – диктовать, какие обсуждать.
  • Познают и поощряют автономию своих детей.
  • Открыты для общения и обсуждения с детьми правил поведения.
  • Дети превосходно адаптированы, уверены в себе, развит самоконтроль, социальные навыки.
  • Хорошо учатся в школе, обладают высокой самооценкой.
Авторитарный стиль Родители знают, каким должен вырасти их ребёнок. Они категоричны, и неуступчивы. В общении с ребёнком отдают приказы, устанавливают жёсткие правила, не допускают их обсуждения. Закрыты для постоянного общения с детьми. Дети замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, непритязательны и раздражимы. Девочки остаются пассивными и зависимыми. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.
  • Авторитарный стиль
  • Родители знают, каким должен вырасти их ребёнок.
  • Они категоричны, и неуступчивы.
  • В общении с ребёнком отдают приказы, устанавливают жёсткие правила, не допускают их обсуждения.
  • Закрыты для постоянного общения с детьми.
  • Дети замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, непритязательны и раздражимы.
  • Девочки остаются пассивными и зависимыми.
  • Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.
Либеральный стиль Родители слишком высоко ценят своего ребёнка, считают простительным его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему во всём. Не склонны к запретам и ограничениям. Открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации – от ребёнка к родителям. Дети в такой семье слабо или совсем не регламентируют поведение. Предоставлен избыток свободы или руководство родителей незначительно. Преобладает безусловная родительская любовь.
  • Либеральный стиль
  • Родители слишком высоко ценят своего ребёнка, считают простительным его слабости.
  • Легко общаются с ним, доверяют ему во всём.
  • Не склонны к запретам и ограничениям.
  • Открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации – от ребёнка к родителям.
  • Дети в такой семье слабо или совсем не регламентируют поведение.
  • Предоставлен избыток свободы или руководство родителей незначительно.
  • Преобладает безусловная родительская любовь.
Индифферентный стиль Свои проблемы ребёнку приходится решать самому. Ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к правонарушающему поведению. Проблемы воспитания не являются первостепенными, поскольку у них другие заботы. Не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к собственным детям. Закрыты для общения с детьми, безразличие родителей сочетается с враждебностью.
  • Индифферентный стиль
  • Свои проблемы ребёнку приходится решать самому.
  • Ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к правонарушающему поведению.
  • Проблемы воспитания не являются первостепенными, поскольку у них другие заботы.
  • Не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к собственным детям.
  • Закрыты для общения с детьми, безразличие родителей сочетается с враждебностью.
Аспекты воспитания детей.  Чего хотят сами дети? Основной уход (еда, тепло, одежда и т.п.) Обеспечение безопасности Душевная теплота Поощрение Руководство и ограничение Стабильность Важно чётко разделять  материнские и отцовские обязанности.

Аспекты воспитания детей. Чего хотят сами дети?

  • Основной уход (еда, тепло, одежда и т.п.)
  • Обеспечение безопасности
  • Душевная теплота
  • Поощрение
  • Руководство и ограничение
  • Стабильность
  • Важно чётко разделять

материнские и отцовские обязанности.

Взаимодействие детей и родителей строится на особых принципах воспитания:  1)уважение и требование; 2)искренность и открытость; 3)принципиальность, 4)забота и внимание, знание; 5)упражнение; 6)закалка; 7) труд; 8) коллектив; 9) семья: первое детство, количество любви и мера суровости; 10) детская радость, игра; 11) наказание и награда.

Взаимодействие детей и родителей строится на особых принципах воспитания:

1)уважение и требование;

2)искренность и открытость;

3)принципиальность,

4)забота и внимание, знание;

5)упражнение;

6)закалка;

7) труд;

8) коллектив;

9) семья: первое детство, количество любви и мера суровости;

10) детская радость, игра;

11) наказание и награда.

Как родителям помочь подростку справиться со своим состоянием?

Как родителям помочь подростку справиться со своим состоянием?

  • Прежде всего, у подростка необходимо сформировать четкое убеждение, что его любят в семье и принимают таким какой он есть со всеми его проблемами и ошибками. Необходимо показать своими поступками, что вам можно доверять.
  • Создать комфортные условия и поддерживать его положительные начинания и поступки. Попытаться превратить свои требования в его желания.
  • Стараться вкладывать в его сознания приоритеты, направленные на жизненный успех.
  • Культивировать значимость образования.
  • Научиться задавать вопросы так, чтобы у подростка не возникло желание на них не отвечать или избегать разговора с вами. Например, вместо вопроса: «Что ты сегодня получил?» лучше поинтересоваться: «Что сегодня было интересного в школе?», «Что тебе понравилось, а что нет?» Ребенок не должен бояться ошибиться или сказать вам правду, какая бы она ни была.
  • Никогда не ругайте ребенка обидными словами и не оскорбляйте его достоинства.
  • Не ставьте ему в пример его друзей или знакомых.
  • Всегда старайтесь положительно оценивать своего ребенка, даже если вам кажется, что он в чем-то некомпетентен. Замечания должны звучать не как обвинения.
  • Проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую его неудачу вместе с ним и радуйтесь даже незначительным его успехам.
Вы обязаны знать:  - С кем дружит ваш ребёнок, в каких компаниях бывает. - Кто его лучший друг или подруга. - Чем увлекается, какие у него интересы. Вы должны тревожиться, если ваш ребёнок:  - Вам грубит, дерзит, уходит их дома, не ставя вас об этом в известность. - Вам лжёт. - Требует у вас деньги. - Становится зависимым от алкоголя. - Перестаёт с вами общаться и не реагирует на ваши требования.  Знайте: Из любой самой трудной ситуации есть выход. Надо только пытаться его найти.

Вы обязаны знать:

- С кем дружит ваш ребёнок, в каких компаниях бывает.

- Кто его лучший друг или подруга.

- Чем увлекается, какие у него интересы.

Вы должны тревожиться, если ваш ребёнок:

- Вам грубит, дерзит, уходит их дома, не ставя вас об этом в известность.

- Вам лжёт.

- Требует у вас деньги.

- Становится зависимым от алкоголя.

- Перестаёт с вами общаться и не реагирует на ваши требования.

Знайте: Из любой самой трудной ситуации есть выход. Надо только пытаться его найти.

Требовательный по отношению к себе родитель никогда не будет ждать от своего ребёнка то, что им самим в ребёнке не заложено.

Требовательный по отношению к себе родитель никогда не будет ждать от своего ребёнка то, что им самим в ребёнке не заложено.

«Наши дети – это наша старость; плохое воспитание – это наше горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».  (А. С. Макаренко)

«Наши дети – это наша старость; плохое воспитание – это наше горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

(А. С. Макаренко)

Анкета для учащихся  1. Чего вы ждёте от семьи, в которой живете? а) Хорошей организации быта б) Радости общения в) Покоя и защищенности 2. Как вы думаете, что более всего заботит родителей? а) Ваше здоровье б) Хорошая учеба в) Трудовое участие в жизни семьи 3. Одиноки ли Вы в семье? а) Да б) Нет в) Не знаю 4. Какая из приведенных ниже жизненных установок является для Вас наиболее значимой? а) Быть материально обеспеченным б) Быть счастливым в) Иметь много друзей 5. Что для Вас вечер дома? а) Радость общения б) Возможность быть самим собой в) Мучение и пытка 6. Хотите ли Вы, чтобы Ваша будущая семья была похожа на семью Ваших родителей? А) Да Б) Нет В) Не знаю

Анкета для учащихся

1. Чего вы ждёте от семьи, в которой живете?

а) Хорошей организации быта

б) Радости общения

в) Покоя и защищенности

2. Как вы думаете, что более всего заботит родителей?

а) Ваше здоровье

б) Хорошая учеба

в) Трудовое участие в жизни семьи

3. Одиноки ли Вы в семье?

а) Да

б) Нет

в) Не знаю

4. Какая из приведенных ниже жизненных установок является для Вас наиболее значимой?

а) Быть материально обеспеченным

б) Быть счастливым

в) Иметь много друзей

5. Что для Вас вечер дома?

а) Радость общения

б) Возможность быть самим собой

в) Мучение и пытка

6. Хотите ли Вы, чтобы Ваша будущая семья была похожа на семью Ваших родителей?

А) Да

Б) Нет

В) Не знаю


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Социализация ребенка в семье

Автор: Тулаева оксана Николаевна

Дата: 08.09.2015

Номер свидетельства: 229292

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Семья  как фактор, провоцирующий  отклоняющее  поведение  подростков "
    ["seo_title"] => string(80) "siem-ia-kak-faktor-provotsiruiushchii-otkloniaiushchieie-poviedieniie-podrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "237704"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444379046"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или реальность."
    ["seo_title"] => string(73) "probliema_sotsializatsii_vospitannikov_dietskogho_doma_mif_ili_rieal_nost"
    ["file_id"] => string(6) "407201"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1491483511"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Проблема социализации подростка "
    ["seo_title"] => string(34) "probliema-sotsializatsii-podrostka"
    ["file_id"] => string(6) "111030"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1406916421"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Работа социального педагога по успешной адаптации воспитанников  школы-интерната в приемных семьях "
    ["seo_title"] => string(112) "rabota-sotsial-nogho-piedaghogha-po-uspieshnoi-adaptatsii-vospitannikov-shkoly-intiernata-v-priiemnykh-siem-iakh"
    ["file_id"] => string(6) "237675"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444372087"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Использование технологии Гришаевой Н.П по эффективной социализации дошкольников «Ситуация месяца»"
    ["seo_title"] => string(80) "ispolzovanie_tekhnologii_grishaevoi_n_p_po_effektivnoi_sotsializatsii_doshkolnik"
    ["file_id"] => string(6) "604658"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1649782815"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства