Взаимодействие классного руководителя и воспитателя
Взаимодействие классного руководителя и воспитателя
Из опыта работы классного руководителя в общеобразовательной школе-интернате о взаимодействии классного руководителя и воспитателя как залоге успешности развития ребенка. О формировании у обучающихся гражданской ответственности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и адаптации на рынке труда, как об основных задачах школьного воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие классного руководителя и воспитателя »
Взаимодействие воспитателя и классного
руководителя
( Из опыта работы классным руководителем в общеобразовательной школе-интернате)
Ученье само по себе становится воспитанием только тогда, когда достигает высшей области науки, входит в мир идеи и вносит эту идею через разум в сердце человека. Только на этой ученой, а не учебной ступени наука приобретает нравственную силу.
Ребенок всегда остается ребенком, а отклонения в работе какой-то системы его организма - есть собственность ее развития. Задача взрослых постараться создать адекватные условия для воспитания ученика именно с учетом этой особенности, сделать ее отправной точкой в работе с каждым из них. Дети должны увидеть в нас Друга, Помощника, Партнера, ощутить персональную заботу о себе, как о личности, которую любят, понимают и принимают такой, какая она есть.
Формирование у обучающихся гражданской ответственности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и адаптации на рынке труда - основные задачи школьного воспитания.
В школах-интернатах ключевая роль в решении этих задач возлагается на классного руководителя и воспитателя. Очень многое здесь зависит от взаимодействия, взаимопонимания и сотрудничества этих двух педагогов. Именно классный
руководитель и воспитатель берут на себя ответственность за то, чтобы каждый ученик класса состоялся как личность, не был унижен, узнал, каковы его возможности.
«Мы, взрослые, не являемся создателями ни внешних форм ребенка, ни внутренних. Природа, творение - вот кто всем управляет. Считаться с детьми, уважать их права, понимая, что дети тоже трудятся, создавая человека в себе. Им досталась, может быть, самая тяжелая задача, ведь у них нет ничего, кроме внутреннего потенциала» - пишет М. Монтессори в книге «Мой метод» (М. «Астрель», 2006).
Многолетний опыт работы в школе научил меня начинать работу классного руководителя именно с глубокого и всестороннего изучения каждого ребенка, потенциальных его возможностей.
За годы сложилась определенная система моей работы как классного руководителя. В самом начале это:
изучение личного дела ребенка,
изучение семьи,
непосредственное наблюдение,
составление на основе собственных данных характеристики ученика,
определение перспектив его развития и коррекции.
Классный руководитель и воспитатель в школе- интернате призваны на протяжении ряда лет работать рука об руку, согласовывая и сверяя каждый свой шаг, чтобы совместными усилиями смоделировать такую внутриклассную систему воспитания, которая обеспечила бы максимальное развитие каждого конкретного ребенка с учетом его индивидуальных личностных особенностей, его физического и психического здоровья.
Второе направление в работе классного руководителя - взаимодействие и сотрудничество с воспитателем группы
выработка общей стратегии воспитание детей,
согласование планов работы,
взаимопосещение классных часов и внеклассных мероприятий,
совместная подготовка больших и важных школьных мероприятий.
Свобода - уникальное средство развития личности, ума, характера и чувств.
Представить детям разумную свободу взросления - следующее основополагающее направление в работе. Оно предполагает:
не брать сразу инициативу на себя, доверить ее детям,
предоставить детям свободу в формировании своей жизненной позиции, свободу проявления своего «я» в учебе, в труде и творчестве,
исключить сравнения поступков и самостоятельного выбора детей с кем-либо, главное - их собственные успехи и продвижение в развитии,
на ошибках учатся, приучать детей не бояться ошибаться в становлении своего «я»,
чаще напоминать детям о важности для них самих, для общества их самостоятельной нравственной гражданской позиции.
Классный руководитель, воспитатель и дети - единый дружный сплоченный коллектив. Мы одна семья, у нас общие цели, общие заботы и общие радости. Добрые доверительные заинтересованные отношения с детьми - еще одно направление в работе классного руководителя и воспитателя.
формирование союза единомышленников: педагоги – дети;
глубокое знание и развития ребенка, забота о его здоровье;
педагогическое образование родителей через родительские собрания, посещение семей, индивидуальную работу с ними;
доброжелательность и открытость в отношениях, тактичность
и заинтересованность в решении детских проблем;
особое внимание семьи с социально опасным положением.
В нашем классе 13 детей, разных непохожих, неповторимых. Создать такие условия, чтобы ни один ребенок не ощущал давления сверху, а мог свободно и творчески проявить себя, полнее раскрыть свои способности, чувствуя рядом с собой в лице классного руководителя, воспитателя содействие и «сопровождение» - для реализации этого почти за четыре года сделано очень многое:
способствующие саморазвитию, самокоррекции детей классные часы и внеклассные занятия;
работа с активом класса;
участие в общественно-полезных видах труда;
посещение по интересам и наклонностям творческих кружков;
участие детей в кружке «Хозяюшка», организованном внутри группы воспитателем.
Четверо учащихся учатся на «4» и «5». Наших воспитанников отличает уважительное отношение к педагогам, добросовестное выполнение трудовых и учебных обязанностей, серьезность и дисциплинированность.
За годы обучения многие из них проявили себя в различных видах творчества, став победителями и участниками различных выставок, смотров, конкурсов.
У каждого ученика сложилось свое собственное «я». Волнует то, что наши воспитанники после выпуска из школы сразу попадают в очень сложную ситуацию экономического кризиса, безработицы, смещения нравственных жизненных ценностей. Несмотря на это им предстоит вступить в этот непростой мир, выстоять и исполнить свое «я - человек», «я - гражданин». Хочется, верить, что наш труд, вложенный в них, не окажется напрасным, что они смогут найти свое достойное место в жизни.