kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Классный коллектив как объект и субъект управления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Актуальной проблемой для классных руководителей является выбор технологий воспитательного процесса, которые согласовывались бы с целью и содержанием воспитания учащихся в современных условиях.

   Именно в классном коллективе, в окружении талантливого педагога, создаются комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для развития личности ученика, его реализации.

     Воспитательная система класса- это организация жизнедеятельности каждого школьника с учетом его индивидуально- психологических особенностей, с целью формирования духовно, морально и физически-совершенной  конкурентноспособной личности, которая может адаптироваться в современных условиях.

     Этапы организации воспитательного процесса

  1. Диагностика развития ученика, классного коллектива, эффективности воспитательного процесса.
  2. Определение целей и задач воспитания.
  3. Определение направления деятельности.
  4. Определение участников и соучастников деятельности.
  5. Определение содержания, форм и методов воспитания.
  6. Подготовка деятельности.
  7. Анализ и оценка результатов деятельности.
  8. Обсуждение результатов, выход на перспективную деятельность.

Концептуальными основами воспитательного процесса являются:

  1. Учет индивидуальных особенностей, интересов, потребностей ученика.
  2. Учет воспитательного потенциала детского коллектива.
  3. Позитивное восприятие ребенка.
  4. Воспитание без принуждения и насилия.
  5. Педагогическая поддержка.
  6. Свобода и творчество.
  7. Преобладание игровой деятельности.

Воспитательная система класса предусматривает участие в создании системы воспитания учеников, родителей, учителей, общественности.

Ее суть заключается в организации деятельности во внеурочное время, а именно:

- создание условий для социализации ученика;

- воспитание Гражданина, который уважает историческое  

  прошлое своего народа и толерантно относится к другим 

  национальностям;

- развитие творческой личности;

- организацию воспитательного простора через деятельность

  ученического самоуправления.

         Главная роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы класса, безусловно, принадлежит классному руководителю, поскольку именно он:

- координирует учебно-воспитательный процесс;

- ведет всю воспитательную работу с классом, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их наклонностей и интересов, уровня сформированности ученического коллектива;

- содействует самовоспитанию учащихся, создает условия для содержательного досуга;

- проводит профилактическую работу, осуществляет диагностику развития коллектива, характера внутриклассных отношений;

-обеспечивает педагогическое руководство развития инициативы, самодеятельности, коллективного творчества детей.

         Классный руководитель наиболее заинтересован  в эффективности воспитательного процесса класса.

          Вместе с тем, технологии воспитания, которые используют большинство педагогов, мало ориентированы на актуализацию личностных возможностей ученика, сформированности в них потребности к активной самореализации.

         Учащиеся, как субъекты процесса воспитания, являются значимой составляющей воспитательного компонента.

Они не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса, берут участие во всех формах планирования, являются полноправными индивидами своего развития. Одновременно учащихся следует рассматривать «объектами» воспитательного воздействия в процессе совместной деятельности.

          В создании воспитательной системы класса важную роль играют родители и общественность. Формы взаимодействия классного руководителя и родителей- это способы организации совместной деятельности, направленной на воспитание личности. Такое видение проблемы отвечает методическим рекомендациям А.С.Макаренко, который говорил, что ни один воспитатель не имеет права действовать самостоятельно. Он должен помнить, что должен быть коллектив воспитателей. И там, где воспитатели не объединены в коллектив и коллектив не имеет общего плана работы, единого подхода к ребенку, там отсутствует какой-либо процесс.

         Организация воспитательной работы в классе прослеживается прежде всего, по умению составить план работы. При планировании учитывается цель и задачи воспитания, уровень развития и воспитания учащихся, возможности воспитательной среды, анализ работы за прошедший год, предложения учащихся, родителей, календарные знаменательные и памятные даты. Содержание плана работы направлено на такую деятельность  школьников как познавательная, трудовая, общественно-полезная, творческая, физкультурно-оздоровительная и др.

         Самостоятельная деятельность учащихся обеспечивается созданием классного самоуправления.

         Следует отметить, что далеко не каждый классный руководитель эффективно работает с классом.

         В отдельных коллективах воспитательная работа сводится к проведению единичных мероприятий, не связанных между собою единой идеей. Как следствие, дети в таких классах выполняют роль пассивных наблюдателей. Эффективность подобных мероприятий равна нулю, а иногда приносит больше вреда чем пользу.

         Большинство педагогов не изучают уровень развития учащихся, их индивидуальные особенности и проводят воспитательную работу, не анализируя результаты.

         Часто акцентируется внимание на получении формальных показателей работы, а не на формировании у воспитанников ключевых навыков.

         Наблюдается чрезмерное увлечение организационными вопросами, а не развитием самостоятельности и инициативы.

         Воспитательное взаимодействие классного руководителя и ученика строится, в основном, по объективному типу, а не на основе сотрудничества.

         Без анализа деятельности классного руководителя и его воспитанников, невозможно проектировать дальнейшую работу.

         Самодиагностика- диагностирование классным руководителем своей деятельности, выявление своих проблем с целью их преодоления, состоит из самонаблюдения, самоанализа, самооценки, самокоррекции.

         Самоанализ – самостоятельное выявление классным руководителем достоинств и недостатков в воспитательной деятельности с учащимися и определения путей их устранения.

         Основные задачи самоонализа:

- выявление результатов и качества воспитательной деятельности;

- выявление позитивных сторон и недочетов своей деятельности;

- определение путей улучшения воспитательной деятельности.

Мониторинг результатов воспитательного процесса дает возможность классному руководителю регулярно корректировать цели, задачи и программу воспитания, т.е. проводить управление воспитательным процессом по результатам. На основе мониторинга выявляются основные объекты воспитательного влияния; определяются педагогически целесообразные формы стиля управления воспитательным процессом и взаимодействие с конкретной типологической группой воспитанников; отбираются и ранжируются воспитательные задачи с целью дифференциации и индивидуализации воспитательного процесса; планируется жизнедеятельность класса с непосредственным участием учащихся на основе основных видов деятельности, выбора форм личностно- развивающего взаимодействия, готовятся методы и процедуры мониторинга динамики активности учащихся; проводится выбор тех учащихся, которые требуют коррекции развития и поведения.

По результатам диагностики и предыдущего прогнозирования составляется план воспитательной деятельности, определяются педагогические задачи.

Просмотр содержимого документа
«"Классный коллектив как объект и субъект управления"»

Классный коллектив как объект и субъект управления

Актуальной проблемой для классных руководителей является выбор технологий воспитательного процесса, которые согласовывались бы с целью и содержанием воспитания учащихся в современных условиях.

Именно в классном коллективе, в окружении талантливого педагога, создаются комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для развития личности ученика, его реализации.

Воспитательная система класса- это организация жизнедеятельности каждого школьника с учетом его индивидуально- психологических особенностей, с целью формирования духовно, морально и физически-совершенной конкурентноспособной личности, которая может адаптироваться в современных условиях.

Этапы организации воспитательного процесса

  1. Диагностика развития ученика, классного коллектива, эффективности воспитательного процесса.

  2. Определение целей и задач воспитания.

  3. Определение направления деятельности.

  4. Определение участников и соучастников деятельности.

  5. Определение содержания, форм и методов воспитания.

  6. Подготовка деятельности.

  7. Анализ и оценка результатов деятельности.

  8. Обсуждение результатов, выход на перспективную деятельность.

Концептуальными основами воспитательного процесса являются:

  1. Учет индивидуальных особенностей, интересов, потребностей ученика.

  2. Учет воспитательного потенциала детского коллектива.

  3. Позитивное восприятие ребенка.

  4. Воспитание без принуждения и насилия.

  5. Педагогическая поддержка.

  6. Свобода и творчество.

  7. Преобладание игровой деятельности.

Воспитательная система класса предусматривает участие в создании системы воспитания учеников, родителей, учителей, общественности.

Ее суть заключается в организации деятельности во внеурочное время, а именно:

- создание условий для социализации ученика;

- воспитание Гражданина , который уважает историческое

прошлое своего народа и толерантно относится к другим

национальностям;

- развитие творческой личности;

- организацию воспитательного простора через деятельность

ученического самоуправления.

Главная роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы класса, безусловно, принадлежит классному руководителю, поскольку именно он:

- координирует учебно-воспитательный процесс;

- ведет всю воспитательную работу с классом, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их наклонностей и интересов, уровня сформированности ученического коллектива;

- содействует самовоспитанию учащихся, создает условия для содержательного досуга;

- проводит профилактическую работу, осуществляет диагностику развития коллектива, характера внутриклассных отношений;

-обеспечивает педагогическое руководство развития инициативы, самодеятельности, коллективного творчества детей.

Классный руководитель наиболее заинтересован в эффективности воспитательного процесса класса.

Вместе с тем, технологии воспитания, которые используют большинство педагогов, мало ориентированы на актуализацию личностных возможностей ученика , сформированности в них потребности к активной самореализации.

Учащиеся, как субъекты процесса воспитания, являются значимой составляющей воспитательного компонента.

Они не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса, берут участие во всех формах планирования, являются полноправными индивидами своего развития. Одновременно учащихся следует рассматривать «объектами» воспитательного воздействия в процессе совместной деятельности.

В создании воспитательной системы класса важную роль играют родители и общественность. Формы взаимодействия классного руководителя и родителей- это способы организации совместной деятельности, направленной на воспитание личности. Такое видение проблемы отвечает методическим рекомендациям А.С.Макаренко, который говорил, что ни один воспитатель не имеет права действовать самостоятельно. Он должен помнить, что должен быть коллектив воспитателей. И там, где воспитатели не объединены в коллектив и коллектив не имеет общего плана работы, единого подхода к ребенку, там отсутствует какой-либо процесс.

Организация воспитательной работы в классе прослеживается прежде всего, по умению составить план работы. При планировании учитывается цель и задачи воспитания, уровень развития и воспитания учащихся, возможности воспитательной среды, анализ работы за прошедший год, предложения учащихся, родителей, календарные знаменательные и памятные даты. Содержание плана работы направлено на такую деятельность школьников как познавательная, трудовая, общественно-полезная, творческая, физкультурно-оздоровительная и др.

Самостоятельная деятельность учащихся обеспечивается созданием классного самоуправления.

Следует отметить, что далеко не каждый классный руководитель эффективно работает с классом.

В отдельных коллективах воспитательная работа сводится к проведению единичных мероприятий, не связанных между собою единой идеей. Как следствие, дети в таких классах выполняют роль пассивных наблюдателей. Эффективность подобных мероприятий равна нулю, а иногда приносит больше вреда чем пользу.

Большинство педагогов не изучают уровень развития учащихся, их индивидуальные особенности и проводят воспитательную работу, не анализируя результаты.

Часто акцентируется внимание на получении формальных показателей работы, а не на формировании у воспитанников ключевых навыков.

Наблюдается чрезмерное увлечение организационными вопросами, а не развитием самостоятельности и инициативы.

Воспитательное взаимодействие классного руководителя и ученика строится, в основном, по объективному типу, а не на основе сотрудничества.

Без анализа деятельности классного руководителя и его воспитанников, невозможно проектировать дальнейшую работу.

Самодиагностика- диагностирование классным руководителем своей деятельности, выявление своих проблем с целью их преодоления, состоит из самонаблюдения, самоанализа, самооценки, самокоррекции.

Самоанализ – самостоятельное выявление классным руководителем достоинств и недостатков в воспитательной деятельности с учащимися и определения путей их устранения.

Основные задачи самоонализа:

- выявление результатов и качества воспитательной деятельности;

- выявление позитивных сторон и недочетов своей деятельности;

- определение путей улучшения воспитательной деятельности.

Мониторинг результатов воспитательного процесса дает возможность классному руководителю регулярно корректировать цели, задачи и программу воспитания, т.е. проводить управление воспитательным процессом по результатам. На основе мониторинга выявляются основные объекты воспитательного влияния; определяются педагогически целесообразные формы стиля управления воспитательным процессом и взаимодействие с конкретной типологической группой воспитанников; отбираются и ранжируются воспитательные задачи с целью дифференциации и индивидуализации воспитательного процесса; планируется жизнедеятельность класса с непосредственным участием учащихся на основе основных видов деятельности, выбора форм личностно- развивающего взаимодействия, готовятся методы и процедуры мониторинга динамики активности учащихся; проводится выбор тех учащихся, которые требуют коррекции развития и поведения.

По результатам диагностики и предыдущего прогнозирования составляется план воспитательной деятельности, определяются педагогические задачи.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Классный коллектив как объект и субъект управления"

Автор: Поричук Наталья Николаевна

Дата: 26.01.2016

Номер свидетельства: 283387

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Посещение и анализ уроков как форма внутришкольного контроля "
    ["seo_title"] => string(69) "posieshchieniie-i-analiz-urokov-kak-forma-vnutrishkol-nogho-kontrolia"
    ["file_id"] => string(6) "136480"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417109643"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Презентация "Посещение и анализ уроков как форма внутришкольного контроля" "
    ["seo_title"] => string(85) "priezientatsiia-posieshchieniie-i-analiz-urokov-kak-forma-vnutrishkol-nogho-kontrolia"
    ["file_id"] => string(6) "136487"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417110283"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Применение современных технологий в воспитательной работе "
    ["seo_title"] => string(68) "primienieniie-sovriemiennykh-tiekhnologhii-v-vospitatiel-noi-rabotie"
    ["file_id"] => string(6) "200244"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428757043"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства