Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете по теме "Система работы классного руководителя с родителями учащихся 5 класса"»
Смирнова Ю.А.
Система работы классного руководителя с родителями учащихся 5 класса
Взяв классное руководство в 5 А классе с 1 сентября я, наверное, как и каждый учитель, озадачилась вопросами: А что представляют мои будущие ученики и их родители? Сложится ли наша новая школьная семья? Какими будут наши отношения? Как перестроиться и перевоспитать себя: два разных возрастных коллектива детей и родителей, можно сказать уже со сложившимися привычками, устоями и взглядами? Как объединить тех и других…..
Ведь семьи, из которых пришли в школу ученики, неоднородны. В них различный материальный достаток и культурный уровень. Это влияет на здоровье ребенка, его психику, на его отношение к учению. Я понимаю, что осуществлять воспитательную работу без сотрудничества с семьей невозможно. Влияние родителей на ребёнка сильнее всех других воспитательных воздействий. Именно в семье формируются те качества, которые никто, как родители сформировать у ребёнка не могут. И когда процесс воспитания ребенка в школе идет вне сотрудничества с семьей, это приводит к печальным результатам. Перед классным руководителем 5 класса стоит трудная, но очень интересная задача. К нему пришли дети, которые уже очень много знают о труде ученика, у которых к концу 4 класса наблюдалось даже некоторое снижение интереса к школе, но сейчас они ждут перемен. Важно, чтобы родители не растерялись перед неожиданными трудностями, поверили в то, что их дети не останутся потерянными и незамеченными в большой и шумной основной школе. Поиск путей решения этих проблем становится целью деятельности классного руководителя.
Справедливости ради нужно отметить, что большая часть современных родителей занимает достаточно пассивную роль в системе отношений «школа-семья». Хроническая нехватка времени, патологическая загруженность на работе и ряд других причин объясняют такое положение, но не облегчают задачу учителя. Педагогу нужно создать атмосферу для разговора, в которой зазвучит голос родителя, подобрать такие вопросы для обсуждения, которые никого не оставят равнодушными.
Главной целью в работе с родителями ставлю:
- максимальное сближение интересов родителей и учителей-предметников по формированию развитой личности, способной к самореализации и самоопределению.
Задачи:
- повысить компетентность родителей в области воспитания детей, повысить педагогическую культуру родителей;
- предоставлять разносторонние возможности для проведения совместного досуга родителей с детьми;
- мотивировать родителей на совместную продуктивную деятельность по воспитанию детей;
- выявлять социально активные семьи;
Приоритетными направлениями в работе с родителями являютсяследующие:
- расширение знаний о нормативно-правовой базе школы, федеральных документов об образовании, в частности закона об образовании, закона об ответственности за воспитание детей по Белгородской области;
- мотивация учения, интересы ребёнка, его жизненные планы;
- формирование интересов и ценностных ориентаций в сфере досуга, культуры, самостоятельной деятельности;
- совместная деятельность в трудные периоды развития детей и в периоды кризисов взросления;
- совместная забота о здоровье детей;
- установление взаимопонимания между поколениями.
Первым этапом знакомства с будущим классом стало общение с учителем начальных классов об особенностях детей и семей в целом.
Индивидуально встречаться с родителями начала ещё в летние каникулы, обсуждали вопросы о введении единой школьной формы в ОУ. И к первому сентября школьная одежда учащихся 5 А класса отвечала требованиям Устава школы. Трудностей в этом направлении возникает меньше, так как класс кадетский.
30 августа были проведены первые встречи с родителями. Цель собраний заключалась в организации учебно-воспитательного процесса на новый учебный год.
Знакомство с семьёй ребёнка начинается для меня с анкеты, которую я раздаю детям на первом классном часе, а в дальнейшем они ежегодно её обновляют. Она включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие мне хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников.
Многие родители часто сетуют на недостаток времени в деле воспитания своих детей, но нельзя возникающие проблемы объяснять только этим, ведь ребёнка воспитывает всё: отношение родителей к своей работе, друг к другу, их внешний вид, одежда, манера говорить и т.д. Поэтому классный руководитель организуют индивидуальные беседы, выступления, на которых даются советы и рекомендации родителям, как с минимальной затратой времени правильно организовать воспитание ребёнка.
Для того чтобы лучше узнать взаимоотношения родителей и детей, методы воспитания, которыми пользуются родители, увлечения детей, их обязанности по дому – достаточно беседы с родителями. Если родители слышат от меня такие слова, которые их успокаивают, дают понять, что с их ребёнком не просто учитель, а надёжный и близкий человек, они открываются, и чувствуешь взаимопонимание, доверие.
Важную роль играет совместная работа с психологами школы. В первой четверти был проведенмониторинг социально-педагогической адаптации к новым условиям обучения, мониторинг тревожности, выявление уровня тревожности, определение акцентуации характера и самооценки, выявление агрессивности с целью определения контингента обучающихся, склонных к суициду.
Общие неперсонализированные выводы по классу были озвучены на родительском собрании в конце сентября на тему «Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы. Союз семьи и школы». Были обозначены риски и выработаны способы их устранения. Однако, по каждому проблемному случаю ведется индивидуальная совместная работа классного руководителя, родителей и школьного психолога. Также работа с психологом ведется по запросу родителей.
Большинство случаев обращений имеют причиной детско-родительские отношения. Родители озвучивают причину, очевидную для них, а на первой беседе с психологом формулировка запроса конкретизируется и может принять совершенно иной характер. На первом занятии с психологом даются консультации родителям по выстраиванию отношений с детьми на время работы ребенка с психологом.
Работая с родителями, стараюсь достичь обоюдного откровения, познания и понимания, создаю условия для знакомства родителей с учителями-предметниками, которые вовремя отметят недочёты в подготовке домашних заданий отдельных учеников;
Я убеждена в том, что взаимоотношения с родителями укрепляются, если дать родителям то, в чём они нуждаются (выслушать их, показать понимание и доброжелательность по отношению к их детям), не забывать, что родители смотрят на школу глазами детей (установить контакт с детьми, а затем с родителями), делиться накопленным опытом, стремиться раскрыть способности и родителей в отдельных областях воспитания.Подводя итоги своего выступления, хотелось бы, чтобы родители были позитивным эхом не только в отдельно взятом классе, но и во всём образовательном учреждении…