ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Статья будет полезна классному руководителю любого класса, начиная с первого, с момента становления и формирования классного коллектива, и для классного руководителя выпускного класса, на выходе детей во взрослую жизнь.Как помочь детям терпимо относиться к окружающим, как найти свое место в обществе,и , в тоже время не потерять себя? Надеюсь, что моя работа поможет ответить на этот ряд вопросов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС »
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Литяйкина Т. Н.
МОУ «Гимназия №20» (Саранск)
«Я не согласен с тем, что вы говорите, но по-
жертвую своей жизнью, защищая ваше пра-
во высказывать собственное мнение.»
Вольтер
Проблема, которая станет предметом нашего обсуждения, весьма актуальна «Как воспитать толерантного человека?». Необходимость ее решения продиктована тем, что толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека. А что же такое толерантность? Определений этому слову существует огромное количество. Но все они сводятся к одному – умению терпеть. Исходя из понятия толерантности, можно вывести понятие толерантной личности. Толерантная личность – это человек с позитивным взглядом на мир, нравственный, социально активный, осознающий многообразие и взаимообусловленность окружающего мира, это человек обеспокоенный судьбой мира и понимающий, каким будет этот мир, зависит от каждого. Формирование такой личности возможно через отработку жизненно необходимых навыков, позволяющих детям осваивать трудное искусство успешно жить в мире и согласии с собой и другими. Это навыки позитивного взаимодействия, решения конфликтных ситуаций, отработка способов успешной коммуникации, формирование социальной адекватности и компетентности, социальной чувствительности, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию корректировка самооценки, развитие чувства собственного достоинства и уважения достижений других, анализ и познание своего "Я" и своего "Я среди Других".
Но, прежде чем говорить о толерантной личности в широком значении этого понятия, важно научить ребенка, только что пришедшего в большой школьный социум, основам основ толерантности - терпимому отношению к другим, точно таким же детям. И вот здесь на помощь учителю, в рамках требований ФГОС НОО, дается возможность плодотворной и целенаправленной работы по внеурочной деятельности. Грамотно построенная работа с учетом возрастных требований и особенностей, может дать свои результаты уже на первых ее этапах. Но для этого необходимо вводить методы систематического и рационального обучения толерантности, которые должны быть направлены на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим.
Конечно, формирование толерантности происходило постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.
Для решения поставленных целей должны использоваться различные формы и виды деятельности:
1. Игры и игровые упражнения, направленные на:
- развитие умений невербального общения: «Моя первая книжка»;
- развитие чувства близости с другими детьми: проектная деятельность «Наши имена»;
- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Фотография класса»;
- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;
- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
- развитие умения понимать настроение окружающих: «Мой друг»; «Какой Я друг?»
- регулирование своего поведения: цикл бесед этического характера«Ежели быть вежливым»;
- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: участие в акции милосердия «Будем дружить!»(сбор игрушек, сладостей и др. в помощь детскому дому).
2. Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций), направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.
3. Этюды и упражнения направленные на:
- на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «День Святого Валентина»;
- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Мы -одна большая дружная семья».
4. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.
5. Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт;
6. Продуктивный вид деятельности– рисование на разные темы;
7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.
Виды работы с детьми:
Беседы
Проекты
Конструирование
Видеопросмотры
Экскурсии
Целевые прогулки
Фольклорные и тематические праздники
Театрализованные представления
Пока ещё остаётся мечтой знакомство детей с религиозными конфессиями, представляющими национальный состав класса. Но это можно будет сделать в более старшем возрасте на уроках ОРКиСЭ в 4 классе.
Литература
1.Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., . - Режим доступа свободный.: http://ru.wikipedia.org/wiki/Толерантность. 2.Герасимова В. А. Классный час играючи. - М.: ТЦ «Сфера». - 2003. 3.Кленова Н. В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7. 4.Сайт «Толерантность: декларация принципов» [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., 2003. - Режим доступа свободный. : http://www.tolerance.ru/. 5.Универсальная Энциклопедия "Кругосвет" [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., 2001. - Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/TOLERANTNOST.html