kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья будет полезна классному руководителю любого класса, начиная с первого, с момента становления и формирования классного коллектива, и для классного руководителя выпускного класса, на выходе детей во взрослую жизнь.Как помочь детям терпимо относиться к окружающим, как найти свое место в обществе,и , в тоже время не потерять себя? Надеюсь, что моя работа поможет ответить на этот ряд вопросов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС »

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Литяйкина Т. Н.

МОУ «Гимназия №20» (Саранск)

«Я не согласен с тем, что вы говорите, но по-

жертвую своей жизнью, защищая ваше пра-

во высказывать собственное мнение.»

Вольтер



Проблема, которая станет предметом нашего обсуждения, весьма актуальна «Как воспитать толерантного человека?». Необходимость ее решения продиктована тем, что толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека. А что же такое толерантность? Определений этому слову существует огромное количество. Но все они сводятся к одному – умению терпеть. Исходя из понятия толерантности, можно вывести понятие толерантной личности. Толерантная личность – это человек с позитивным взглядом на мир, нравственный, социально активный, осознающий многообразие и взаимообусловленность окружающего мира, это человек обеспокоенный судьбой мира и понимающий, каким будет этот мир, зависит от каждого. Формирование такой личности возможно через отработку жизненно необходимых навыков, позволяющих детям осваивать трудное искусство успешно жить в мире и согласии с собой и другими. Это навыки позитивного взаимодействия, решения конфликтных ситуаций, отработка способов успешной коммуникации, формирование социальной адекватности и компетентности, социальной чувствительности, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию корректировка самооценки, развитие чувства собственного достоинства и уважения достижений других, анализ и познание своего "Я" и своего "Я среди Других".

Но, прежде чем говорить о толерантной личности в широком значении этого понятия, важно научить ребенка, только что пришедшего в большой школьный социум, основам основ толерантности - терпимому отношению к другим, точно таким же детям. И вот здесь на помощь учителю, в рамках требований ФГОС НОО, дается возможность плодотворной и целенаправленной работы по внеурочной деятельности. Грамотно построенная работа с учетом возрастных требований и особенностей, может дать свои результаты уже на первых ее этапах. Но для этого необходимо вводить методы систематического и рационального обучения толерантности, которые должны быть направлены на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим.

Конечно, формирование толерантности происходило постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.

Для решения поставленных целей должны использоваться различные формы и виды деятельности:

1. Игры и игровые упражнения, направленные на:

- развитие умений невербального общения: «Моя первая книжка»;

- развитие чувства близости с другими детьми: проектная деятельность «Наши имена»;

- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Фотография класса»;

- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;

- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;

- развитие умения понимать настроение окружающих: «Мой друг»; «Какой Я друг?»

- регулирование своего поведения: цикл бесед этического характера«Ежели быть вежливым»;

- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: участие в акции милосердия «Будем дружить!»(сбор игрушек, сладостей и др. в помощь детскому дому).

2. Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций), направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

3. Этюды и упражнения направленные на:

- на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «День Святого Валентина»;

- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Мы -одна большая дружная семья».

4. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

5. Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт;

6. Продуктивный вид деятельности– рисование на разные темы;

7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

Виды работы с детьми:

  • —Беседы

  • —Проекты

  • —Конструирование

  • —Видеопросмотры

  • —Экскурсии

  • —Целевые прогулки

  • —Фольклорные и тематические праздники

  • —Театрализованные представления

Пока ещё остаётся мечтой знакомство детей с религиозными конфессиями, представляющими национальный состав класса. Но это можно будет сделать в более старшем возрасте на уроках ОРКиСЭ в 4 классе.

Литература



1.Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., . - Режим доступа свободный.: http://ru.wikipedia.org/wiki/Толерантность. 2.Герасимова В. А. Классный час играючи. - М.: ТЦ «Сфера». - 2003. 3.Кленова Н. В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7. 4.Сайт «Толерантность: декларация принципов» [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., 2003. - Режим доступа свободный. : http://www.tolerance.ru/. 5.Универсальная Энциклопедия "Кругосвет" [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., 2001. - Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/TOLERANTNOST.html



.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Литяйкина Татьяна Николаевна

Дата: 22.01.2015

Номер свидетельства: 159722

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников согласно ФГОС начального общего образования "
    ["seo_title"] => string(124) "psikhologho-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-mladshikh-shkol-nikov-soghlasno-fgos-nachal-nogho-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "139575"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417758342"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся от программы к результату "
    ["seo_title"] => string(90) "dukhovno-nravstviennoie-razvitiie-i-vospitaniie-uchashchikhsia-ot-proghrammy-k-riezul-tatu"
    ["file_id"] => string(6) "193583"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427650437"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Организация внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(45) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-1"
    ["file_id"] => string(6) "248360"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446718221"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Программа учебного курса Обществознание 5 класс к УМК А.И. Кравченко ФГОС "
    ["seo_title"] => string(83) "proghramma-uchiebnogho-kursa-obshchiestvoznaniie-5-klass-k-umk-a-i-kravchienko-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "133878"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416592816"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Практическая реализация проектной деятельности с использованием ИКТ -  школьная газета «Первоклассник". "
    ["seo_title"] => string(113) "praktichieskaia-riealizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-s-ispol-zovaniiem-ikt-shkol-naia-ghazieta-piervoklassnik"
    ["file_id"] => string(6) "102766"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402550840"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства