Рассматривается воспитание личности подростка в современной школе и обществе. Поиск действенных воспитательных приемов: включение ученика в значимую для него деятельность, демонстрации поступка личности, смена социальной позиции ученика. Мудрая стратегия формирования личности в том и состоит, чтобы никогда не ставить перед собой и своими учениками цели быть личностью, а ставить реальные социально и личностно значимые задачи и решать их. Чем бы тогда ни занимался человек, он везде оставит значимый след, всюду проявит себя как личность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание личности »
Воспитание личности в школе
Е.С.Жигалов,
заместитель директора по ВР
Три скрытых желания управляют человеком. Первое желание – жить. Второе желание – жить счастливо. Третье желание – максимально реализовать свое «Я».
Путь к реализации и воплощению этих желаний отражает в сущности потребности человека. Желание не просто жить, но жить счастливо, свойственное человеку, вынуждает его постоянно размышлять о способе устройства счастливой жизни, о пути созидания счастья.
Так возраст школьников 12-14 лет психологи называют возрастом «бури и натиска». Здесь не просто красивый образ. В таком возрасте школьник начинает с особым упорством искать путь в жизни, свое «я». При этом процесс формирования индивидуальности нередко состоит в поиске способов самоутверждения, подчиняющихся немудреному правилу: «Я шокировал всех, значит, я отличен от всех. Я отбросил предлагаемый вами идеал, значит, у меня есть свой, следовательно, я личность».
В знак протеста против духовных стандартов, против безразличия ближайшего окружения, молодежь нередко объединяется в компании, которые обзаводятся своими ритуалами и обрядами. Так появились брейкеры (любители брейк-танца), и любители тяжелого металла. И грохочущие на мотоциклах по ночным улицам рокеры, и вычурно одетые и остриженные панки, и заболевшие ксенофобией скинхеды, и представители других неформальных группировок.
Движимое беспокойством общественное мнение, как правило, обращается прежде всего к школе. Упрек школе за недуховную незрелость молодежи, за рост социальной агрессии подростков, появление скинхедов и т.д. нередко высказывают публицисты, социологи, родители и политики. Логика подсказывает: «Школа – центральный социальный институт образования и воспитания подрастающих поколений. В этих поколениях распространяются социально-психологические болезни. Значит, школа – главный виновник горьких плодов образования и воспитания». Отсюда вытекает вывод: «Чтобы по-новому воспитывать и учить молодежь, нужно реформировать школу». Такое утверждение верно, но… недостаточно.
Да, сегодня общество требует, чтобы школа воспитывала гражданские, нравственные качества у молодежи. Но, требуя это, и само общество обязано упорно культивировать те нравственные ценности, которые проповедует учитель. Иначе любая инновационная педагогика обречена на провал.
С чего необходимо начать воспитание ученика? Ответ может быть только один: «С изменения отношения к учителю! С перестройки его социального статуса в культуре». До тех пор, пока учителя будут зачислять в многочисленную армию работников непроизводственной сферы, к ним и будут относиться как к работникам не производящим ценностей.
Еще один шаг на этом пути – изменение социальной технологии взаимоотношений учителя и ученика. Мы привыкли «снабжать» ученика информацией. Учитель дает, ученик берет. Обучение нередко – это снабжение ответами без поставленных учеником вопросов. Стоит ли удивляться после этого, что знаменитые детские «почему» исчезают в школе, что в ней так неуютно личности, которую отличает познавательная активность.
От того, как понимается личность, какой образ личности складывается в общественном сознании, зависят действия, нацеленные на ее воспитание.
Если, как иногда считают, за появлением детской жестокости стоят гены, то в помощники к педагогам нужно срочно звать специалистов по «генной инженерии», а психологам и социологам – разводить руками, удрученно говоря, «что выросло, то выросло».
Если же личность, по ироническому выражению одного из основателей отечественной психологии Л.С.Выготского, - кожаный мешок с условными рефлексами, то педагогика воспитания сведется к удачному подбору стимулов, на которые будут послушно реагировать ученики.
Если же личность – пристрастное активное существо, порождаемое жизнью в обществе, стремящееся к достижению целей и отстаивающий своими делами тот или иной образ жизни, то сутью педагогики становится организация деятельности людей, их сотрудничество в общем деле. С боями пробило себе дорогу последнее определение личности, но оно начало утверждаться в психологии совершенно недавно, так как многие века поиски сущности личности сковывались старой формулой «познай самого себя». Ключ же к пониманию личности лежит в социальной ситуации развития(по мнению Л.С.Выготского), являющейся источником становления личности. Социальные условия жизни, время игры, время учения – все эти предпосылки уже ждут личность при ее появлении на свет, заданы ей обществом.
Индивидуальность проявляется в сложной ситуации, когда возникает необходимость выбора, требующая от личности нестандартных решений. Индивидуальностью трудно управлять. Она постоянно бросает вызов учителю. В ответ появляется стремление «отредактировать» индивидуальность личности до стереотипов взрослой «прозы жизни». Личностью становятся, приобщаясь к культуре, а индивидуальность отстаивают в борьбе за те или иные общечеловеческие и социальные ценности. Поэтому-то если в социальной технологии взаимоотношений учителя и ученика нет места для самостоятельного выбора, то ученик настойчиво ищет точки опоры для своей индивидуальности в сферах деятельности и социальных группах за пределами школы. Получается, что в школе он ведет себя, а за пределами школы – живет.
А.Н.Леонтьев писал, что «я нахожу свое «я» не в себе самом (его во мне видят другие), а во вне меня существующем – в собеседнике, в любимом, в природе, в системе».
А.В. и В.А.Петровских утверждают, что «под поверхностью кожи искать свое «я» бесполезно. Личность проявляется через вклады в других людей, через те изменения в жизни других людей, которые мы производим своими действиями, поступками и деяниями».
Одним из заблуждений в школе является подмена воспитания обучением, иллюзия о том, что воспитать – значит объяснить. Из-за иллюзии часто господствует чисто словесное воспитание. При этом не учитывается, что даже самые правильные слова и призывы не могут научить совести, что нечестность рождается не из-за незнания и знанием ее не перекроишь. Нельзя ввести в школьное расписание наряду с уроками математики уроки доброты и мужества.
Поиск же действенных воспитательных приемов зависит от искусства учителя и классного руководителя, которое никогда не заменит никакая наука, в том числе и психология личности. Но эти приемы только тогда действенны, когда за ними принципы, которые буквально выстраданы наукой и практикой.
Думается, что прежде всего надо обратить внимание на такой принцип, как включение ученика в значимую для него деятельность. Эта идея, по сути, была положена в основу воспитательной практики А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского. деловая борьба, совместная деятельность сыграли решающую роль там, где оказались бессильны уговоры и убеждения.
Так же важен принцип демонстрации поступка личности для референтной группы, то есть группы, на нормы, ценности и мнения которой ориентируется ученик в своем поведении.
Немалые возможности для перестройки мотивов поведения содержит в себе принцип смены социальной позиции ученика. То есть необходимо изменить социальную позицию ученика, который слывет вечным неудачником. Его необходимо вернуть в жизнь класса в новой социальной роли. Иначе он будет искать самоутверждения вне школы. Гонимы в школе он нередко становится «жестким» лидером компаний на улице. Смена социальной позиции и есть тот рычаг, с помощью которого осуществляется переделка мотивов и стремлений личности. Уникальным источником смен социальной позиции является игра. Именно в игре ребенок овладевает искусством вставать на позицию другого человека, видеть мир глазами другого, осуществлять победу над собственным эгоизмом.
Таким образом, воспитание личности без понимания ведущих ее мотивов будет неполным, ущербным воспитанием. В связи с этим любая воспитательная система должна хоть в какой-то степени дать ответ на вопрос, какова ведущая мотивация у того или иного поколения подрастающей молодежи. Ценность «быть личностью» тогда приводит к возникновению у человека подлинных мотивов , когда ее мотивация с потребления, в том числе интеллектуального, смещается на созидание, на .не знающее границ творчество.
Мудрая стратегия формирования личности в том, наверное, и состоит, чтобы никогда не ставить перед собой и своими учениками цели быть личностью, а ставить реальные социально и личностно значимые задачи и решать их. Чем бы тогда ни занимался человек, он везде оставит значимый след, всюду проявит себя как личность.
Используемая литература.
Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий/ Под редакцией А.Г.Асмолова, Г.У.Солдатовой. М.: УЧЕБНАЯ КНИГА БИС, 2007. – 160 с.: ил.
Щуренкова Н.Е. классный час: Поговорим о жизни…: Материалы для воспитателей и классных руководителей. – М.: РКТИ, 2005. – 168с. (Школьное образование)
Внеклассные мероприятия по гражданско-правовому воспитанию школьников: Практическое пособие/ Авт.-сост. Л.Г.Ивлиева; под редакцией В.Г.Паршиной. – М.: АРКТИ,2006. – 56с. (Школьное образование)
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 5-11 классы. – М.: «ВАКО», 2002, 192с.