Роль классного руководителя в воспитании личности ребенка
Роль классного руководителя в воспитании личности ребенка
Роль классного руководителя в воспитании личности ребенка
Поскольку дело воспитания свободно в постановке своих задач, поскольку оно не стеснено тем, что ему навязывается обществом или государством, оно всецело обращено к личности ребенка, направлено на развитие и раскрытие личности, ее своеобразия, ее даров и сил. В этом смысле понятие личности является основным и центральным понятием педагогики.
Протоирей Василий Зеньковский
В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков. Наша жизнь не стоит на месте. Общество постоянно развивается. Каждый день появляется что-то новое и интересное. Современная жизнь требует от нас жизнестойкости, мобильности, но для того, чтобы не раствориться в этом огромном мире – необходимо иметь характер, благодаря которому человек остается личностью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль классного руководителя в воспитании личности ребенка »
Роль классного руководителя в воспитании личности ребенка
Поскольку дело воспитания свободно в постановке своих задач, поскольку оно не стеснено тем, что ему навязывается обществом или государством, оно всецело обращено к личности ребенка, направлено на развитие и раскрытие личности, ее своеобразия, ее даров и сил. В этом смысле понятие личности является основным и центральным понятием педагогики.
Протоирей Василий Зеньковский
В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков. Наша жизнь не стоит на месте. Общество постоянно развивается. Каждый день появляется что-то новое и интересное. Современная жизнь требует от нас жизнестойкости, мобильности, но для того, чтобы не раствориться в этом огромном мире – необходимо иметь характер, благодаря которому человек остается личностью.
Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности.
Современное воспитание в своем нынешнем понимании утратило то главное значение, которое было ему присуще в прошлых поколениях, то есть воспитывать детей, чтобы они были хорошими, доброжелательными, вели себя хорошо и т.д. Поэтому сегодняшнее воспитание – это уже что-то совсем другое, и такое воспитание все более ощущается многими людьми как нечто обязательное и не второстепенное для всех.
Классный руководитель изучает индивидуальные особенности обучающихся, анализирует развитие коллектива класса, определяет творческие, интеллектуальные, познавательные возможности детей.
В деятельности классного руководителя воспитание гражданина и патриота является одним из главных направлений, так как именно школьный возраст наиболее восприимчив для духовно-нравственного развития, гражданского воспитания.
Классный руководитель должен хорошо представлять себе личностные позиции человека не только ради знания, а для того, чтобы это знание легло в основу создания системы воспитательной работы класса. Целью данной работы является исследование моей деятельности как классного руководителя.
Сейчас я являюсь классным руководителем 9 кадетского класса. Будучи педагогом и классным руководителем, я сталкиваюсь с разными категориями детей. В моем классе много одарённых детей и много лидеров. Кому-то дан дар слова, кто-то имеет художественные способности, кто-то музыкален, кто-то может проявить себя как организатор, кто-то талантлив в спорте. В классе мы проводим много мероприятий, каждый из которых проходит живо, увлекательно.
Особенностью моего класса является множество лидеров. Периодически у них проявлялась «звездная болезнь», когда они переставали замечать окружающих или же давали понять, что весь мир должен крутиться вокруг них. Моя задача была в том, чтобы создать такие условия, при которых «мои звёзды» увидели бы значимость своих одноклассников и ощущать их значимость. Постепенно, изо дня в день я стала раскрывать других детей, отмечать в ребятах какую-то важную черту. Кстати, основные качества лидеров тоже отмечала, но я их ставила в один ряд со всеми.
Когда мои дети учились в 8 классе, я разработала программу «Я гражданин». Программа рассчитана на 2 года. Целью программы является создание воспитательной образовательной среды, способствующей формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Достижению поставленной цели воспитательной работы способствует решение следующих основных задач:
создание и поддержка воспитательного уклада школьной жизни;
реализация воспитательного потенциала познавательной деятельности на уроке;
создание условий для формирования классных коллективов;
организация социального партнерства школы с семьями учащихся;
организация методической работы, направленной на повышение профессиональной квалификации педагогов в сфере воспитания;
координация действий социокультурного окружения школы при проведении воспитательной работы.
Программа определяет основные направления развития системы патриотического воспитания учащихся, её основные компоненты, позволяющие формировать у учащихся патриотизм. Патриотизм — это чувство Родины, отражающее отношение подростка к Родине, ориентация на служение ее интересам, выражающиеся в уважении к истории, традициям, ценностям культуры, в участии в социально-значимой деятельности.
Основными приоритетными направлениями в области патриотического воспитания учащихся в школе стали: духовно-нравственное «Я – патриот», культурно-историческое «Я - петербуржец», гражданско-правовое «Я - гражданин», военно-патриотическое, спортивно-патриотическое.
Большое значение приобрела внеучебная деятельность. Ребята активно посещали занятия дополнительного образования: обучались основам медицинской подготовки, отрабатывали умения и навыки по туризму, показывали высокие результаты в стрельбе и пожарно-прикладном спорте. Работа по этой программе заинтересовала детей. Они начали создавать проекты, писать сценарии праздников и радиолинеек, общаться с ветеранами, занимать призовые места в различных соревнованиях. Самым значимым достижением этой деятельности стала блестящая победа в районной игре «Зарница». Главным результатом творческой деятельности ребят стал фильм о герое Российской Федерации Берзине Александре Александровиче. Этот фильм занял первое место в44-м Открытом финале детско-юношеских оборонно-спортивных и туристских Игр «Зарница-2014» Северо-Запада России и 19-ых Открытых соревнованиях «Школа безопасности» Санкт-Петербурга и Ленинградской области, посвященных 69-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 года.
Работа по этой программе продолжается и в этом году. Основная задача на этот учебный год – развитие нравственных ценностей и ориентиров, получение знаний о своем городе и его истории. На мой взгляд, важно продолжить взаимодействие с ветеранами, так как общение с ними благотворно влияет на детей.
Мне как классному руководителю кажется важным организовать работу таким образом, чтобы каждый ученик мог проявить себя и как организатор, и как исполнитель, поэтому каждый год меняется состав актива класса, также постоянно меняются участники тех или иных мероприятий. Классный руководитель – это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Роль классного руководителя в формировании личности ученика очень велика. От того как и какими средствами пользуется педагог воспитывая детей, зависит какими людьми они вырастут.
Литература:
1. Бордовская Н. В., Реан А. А., Педагогика : учебное пособие – СПб., Питер, 2006. – С. 12.
2. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики: учебное пособие для вузов. – М.: Издательская группа «ФОРУМ» – «ИНФРА-М», 1998. – 272 с.
3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. - 464с.
4. Крутецкий В.А. Психология: учебник для учащихся пед. Училищ. – М.: Просвещение, 1980. - 352 с.
5. Немов Р.С. Психология: учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: в 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. — 640 с.
6. История отечественного образования: хрестоматия // Бецкой И. И. Краткое наставление, выбранное из лучших авторов... – С. 33.