kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности эстетического воспитания личности учащегося

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию предоставлена работа "Особенности зстетического воспитания личности учащегося" Вы можете ознакомится с теоритическими основами эстетического воспитания школьников,узнать о сущности эстетического воспитания в воспитательной работе, познакомиться с формами эстетического воспитания, узнать о способах педагогического руководства эстетическим воспитанием, а также о методах проведения в воспитательной работе. Надеюсь мой материал будет вам полезен.

Просмотр содержимого документа
«Особенности эстетического воспитания личности учащегося»



Особенности эстетического воспитания личности учащегося



Немошкало Ал.И.


С.К.О. Тайыншинский р-н. К.Г.У. «Чермошнянская СШ»



Содержание


Введение

1 Теоретические основы эстетического воспитания школьников в воспитательной работе

2 Сущность эстетического воспитания школьников в воспитательной работе

3 Формы эстетического воспитания школьников в воспитательной работе

4 Способы педагогического руководства эстетическим воспитанием школьников

5 Методы проведения эстетического воспитания школьников в воспитательной работе

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Когда школьник становится старшеклассником, мир, который ему знаком, с которым, он прочно связан, уже достаточно велик. Он многое понимает, во многом разбирается, имеет определенный запас знаний, и умений, собственное мнение, свои симпатия и антипатия. И среди всего, с чем ему приходится встречаться в жизни, обязательно оказываются явления, определяемые словами, «эстетическое», «эстетика».

Возможно, у многих старшеклассников уже развит эстетический вкус, существует представление об эстетическом идеале. В последующие годы жизни эти встречи с областью эстетического станут шире и многообразней, приобретут большую разность.

Эстетическое воспитание – это приобщение молодежи и всех трудящихся к миру литературы и искусства, красоте окружающей человека действительности.

Эстетическое воспитание включает в себя довольно обширный круг вопросов, начиная с глубоко теоретических и кончая бытовыми (явление моды, тот или иной тип развлекательной музыки и т.п. ) Но, не смотря на значительные различие, все они тесно связаны между собой.

Эстетические начало присутствуют во всех. Но это не значит, что все во круг- есть эстетическое. При всем многообразие использование понятий эстетика, эстетическое за ними укладывается некое единое деятельность чувственно – выразительного бытия самых разных сторон действительности, человеческого сознания и деятельности, включая художественное сознание и деятельность, т.е. искусства.

Самые крупные философы от Платона до Хайдеггера изучали искусства, создавая оригинальные концепции, теории, системы. Они пытались охватить философски весь комплекс проблем искусства и эстетической науки.

Эстетическое значение и искусства формируют, воспитывают, направляют эстетическое мироотношение, т.е. можно говорить о воспитательной функции эстетики. Фактор эстетики при определенных педагогических условиях может влиять на формирование целостной гармонической личности, которая немыслима без высокой эстетической культуры.

Воспитание личности, соответствующий идеалом данного общественного строя, всегда будет важнейшей задачи общества. только такие личности могут способствовать укреплению и развитию этого строя, только они способны отстоять его. Наше общество стремится к воспитанию гармоничных личностей.

В достижение этих целей очень большая и существенная роль принадлежит эстетическому воспитанию. Общество совершенно не безразличны эстетические вкусы и интересы его членов, прежде всего молодежи, самый активный и в то же время особенно сложный проблемной частью населения любой страны.

Актуальность проблемы эстетического воспитания школьников формируется в процессе воспитания, это формирования в потребности культурных и духовных ценностей, их обогащение и развитие творческих способностей. Средствами эстетическими воспитания школьников является – труд, искусства природа, окружающая среда, быт.

Цель: Теоретически обосновать особенности эстетического воспитания личности учащегося в воспитательной работе.

Задачи: 1) Формирования эстетического воспитания учащихся.

2) Охарактеризовать методики эстетического воспитания учащихся.

3) Рассмотреть и раскрыть методики и эстетического воспитания учащихся.


1 Теоретические основы эстетического воспитания личности учащегося в воспитательной работе


Эстетическое воспитания включает в себя довольно обширный круг вопросов, начиная с глубоко теоретических и кончая бытовыми ( явление моды, тот или иной тип развлекательной музыки), но не смотря на значительное развитие, все они тесно связаны между собой.

Под эстетическом воспитанием обычно понимается формирование человека в соответствии с идеалом своего рода специфической нормы, определяющей как его внешнею, физическое бытие, так и внутреннею, духовную сущность. И так эстетический идеал зависит от общества и развивается в соответствии с изменениями, происходящими в обществе.

Первая особенность эстетического воспитания состоит в том, что искусство, поскольку оно несет на себе идеологическую нагрузку, хотим мы того или нет, органически включается в цикл общественных наук. Оно наиболее ярко отражает основные идеи эпохи и поэтому закономерно входит в основу наук, изучаемых в школе. Другая важная особенность заключается в том что искусство является единственным и неповторимым источником познания облика, колорита, характерных черт духовных жизни любой эпохи. Художественное образование – важно, но далеко не единственная чать эстетического воспитания. Формирование эстетический взглядов школьников, их художественное образование является также важной функции искусства в школе.

Но роль искусства в жизни детей не ограничиваются исполнением идеологического и собственно эстетических воспитательных функций.

Искусство имеет огромное значение установление личности вообще в развитие ее общечеловеческих задатков и поэтому жизнь убеждает в том что обнаружить у ребенка определенные задатки к художественной деятельности на ранних стадиях его развития, как правило очень трудно.

Творчество в области искусства занимает значительную чать времени школьника, занимаясь в кружках, специальных музыкальных и художественных школах и студиях, они рациональны для себя и общество использует свое свободное время. Таким образом современная система эстетического воспитания должна строится с учетом принципа – творческой самодеятельности школьников.

Принципы всеобщности эстетического воспитания и художественного образования, единства всех сторон воспитательного процесса, комплексного воздействия искусств и их взаимодействие с основами наук творческой самодеятельности школьников эстетики жизни являются важными основаниями для построения современной системы эстетического воспитания школьников.


2 Сущность эстетического воспитания личности учащегося в воспитательной работе


Эстетическое воспитание учащихся есть процесс, совершающейся под влиянием искусства и самых различных жизненных отношений и воздействий. Совсем маленькие дети, не говоря уже о младших школьников, высказывают свои эстетические суждения о вещах и явлений, испытывают эстетические чувства. Следовательно организуя педагогический процесс, надо заботится не об отдельных мероприятиях эстетического характера, а прежде всего о такой системы воздействия, которая охватывала бы в целом всю жизнь ребенка.

Уже в раннем детстве ребенок знакомится с явлениями гармонии в жизни.

Взаимодействуя с внешним миром - определенными людьми, вещами, линиями, звуками, красками, ребенок обеспечивает основу зарождающейся духовной эстетической жизни. Все это можно назвать постепенно складывающейся первоосновой развития эстетического отношения к действительности. На самом ранним этапе развития ребенка осуществляется главным образом личным освоение окружающего мира.

Формирование эстетического отношения к действительности у детей продолжается и в школе.

Производительный труд явился для человека основой возникновения эстетического отношения к действительность для детей их собственная трудовая деятельность так же является важным источником эстетического развития.

Очень большие эстетические развивающие возможности, позволяющее накапливать положительный опыт эстетического отношения к действительности, имеет индивидуальное творчество в процессе выполнения дела по « законом красоты », а так же эстетическое оформление непосредственных результатов труда.

Хорошие результаты в работе способствуют закреплению навыков и рождению эмоционального переживания позволяют ребенку самому оценить себя с точки зрения эстетики.

Для детей младшего школьного возраста, которым свойственно образное мышление, нравственные и эстетические представления определяются конкретный жизненной и игровой ситуацией.

Формирование эстетического отношения к действительно не может протекать успешно без ознакомления детей с определенными произведениями искусства. Осваивая искусство, красоту жизни, учащиеся также развиваются в умственном и нравственном отношениях. Наконец, педагогически организованный трудовой процесс оказывает влияние не только на физической и умственное развитие, формирование моральных качеств личности, эстетическое отношение к искусству и жизни.


3 Формы эстетического воспитания учащихся в воспитательной работе


Изучение литературного произведение в классе учитель нацеливает на решения сложного комплекса образовательных и воспитательных задач. Среди них важнейшее значение имеет задачи нравственного и эстетического воспитания. Активная воспитательная сила литературного произведения заключается в том, что оно не оставляет равнодушным человека затрагивает в нем самые сокровенные мысли и чаяния, побуждает его к нравственному самовоспитания, духовным размышлениям, развивает в нем чувства красоты.

Изучая литературное произведение в классе, учитель показывает эстетическое своеобразие творчества писателя в целом или его отдельного произведения. Учащиеся приходят к выводу что основное отличие художественно познания действительности от научного заключается в том, что писатель в своем произведение раскрывает отношение человека к действительности и действительно человека.

Анализ литературного произведения неотъемлемая часть целостного познания, опирающего на знания текста, общего характера творчества, писателей, понимание общих закономерностей литературного творчества. Непосредственные эмоциональное отношение к прочитанному произведению – еще не анализ. Для правильного литеровеческого анализы необходимы умения и навыки, использование определенных форм и методов.

Особую роль в эстетическом воспитании играют художественно изобразительные средства и в целом стиль писателя и поэта. Умение видеть метафоричность языка, своеобразие ритма, композиционную стройность и поэтичность приходит к читателю – школьнику в результате длительной работы над собой. Учитель добьется хороших результатов, если основную чать такой работы возложат на самого ученика, организует его самообразование и самовоспитание. Для этого конечно, нужно хорошо знать потребности школьника, активно организовывать активное внеклассное и самостоятельное чтение, привлекать его к различным формам и видам внеклассной и внешкольной литературно – творческой деятельности, учить владеть средствами литературы, в первую очередь словом и ради этого поощрять его самостоятельные литературно – творческие работы.

Методика проведения обобщающих этических бесед включает в себя: подготовительный этап, проведение беседы, организацию и оценку повседневной деятельности и отношении детей на основе усвоенных нравственных норма и правил (см. приложение).


4 Способы педагогического руководства эстетическим воспитанием учащихся


Эстетическое воспитание при общении с литературой есть прежде всего воспитание творческого читателя, развитие литературно творческих способностей школьников. Литературные творческие задания, воспитывая навыки творческого чтения, развивают и общие творческие потенциал читателя.

Главную задачу литературно – творческого развития детей школьного возраста: развивают характерное для школьников воображение, делать его в то же время более содержательным оснащенным знаниями закономерностей окружающего мира.

В младший классах широко практикуется «словесное рисование» хотя большинство младший школьников любят рисовать – по настоящему, словесное рисование их то же привлекает и оказывается в общем то доступнее: не мешает отсутствие изобразительных навыков «рисуя словами», школьник упражняет воображение, раззванивает речь и чувство стиля.

Основной задачей эстетического воспитания школьников в изобразительном искусстве является обогащением и уточнение детских представлений о предметах о предметах и явлениях природы, об окружающей действительности о жизни людей родной страны. Занятие искусством имеет ярко выраженную познавательный характер. Главное здесь – накопление и художественное обобщение фактов, познание в образной формы закономерности окружающего мира.

Литературно – творческое развитие старших школьников подчиняется главной воспитательной задачей: педагогическому руководству становлением эстетического идеала и мировоззрения юношества, которая предполагает всевозможные методы, в том числе разумеется, и те, которые практикуются в младший и средних классах. Однако используются эти методы при изучение более сложного, соответствующего кругу чтения старших школьников, литературного материала и более глубокого, творческого освоения окружающей действительности. Особенности возраста диктует внимание старших классов к сочинениям, углубляющим понимание философских и этических категорий (сочинение расхождение с постановкой этических и мировоззренческих проблем типа и в человеке должно быть все прекрасно и в жизни всегда есть место подвигам). Учитель знакомит старшеклассников с дневниками исторических личностей и выдающихся художников, по аналогии с которыми школьники, возможно, сами попробуют вести дневники, испытают свои силы в эпистолярном жанре одновременно полезно проводить сочинение с анализом взаимоотношение этике и эстетике, например: «как я представляю себе воплощение идеи «эстетика – этика будущего».

Полнота сформированности эстетического вкуса у школьников зависит от внимания к этой проблемы в равной степени педагогов и семьи.


5 Методы проведения эстетического воспитания учащихся в воспитательной работе


Эстетическое воспитание учащихся в процессе всей их жизни рождает проблему взаимодействии методов художественно воспитания с общими методами педагогического воздействия.

Решающую роль в эстетическом становление личности играют методы собственно художественного воспитания, вероятно, следует отнести практическое обучение детей тому или иному виду искусства.

Анализ процесса практического обучения приводит к выводу, что формирование умения видеть, понимать, творить прекрасное в значительной мере осуществляется в процессе обучения. А высокий художественный вкус находится в прямой зависимости от развития интеллектуальных способностей в процессе творческой деятельности, развития эмоциональной сферы.

Эстетическое развитие и становление художественного вкуса детей обеспечивают метода, связанные с организации восприятия, анализом художественных произведений. Сущности, восприятие и анализ неотделимы друг от друга. Задача заключается в том, что бы обеспечить прежде всего условия для наиболее активного и продуктивного восприятия. Здесь имеют большое значение по крайней мере два момента. Во-первых установка на восприятие. Она может заключатся в предварительном ознакомлении с программой произведения, а так же создании определенного эмоционального настроя, пробуждения в ребенке личных переживаний, близких к тем, которые рождает произведение искусства. Во – вторых, создание соответствующего содержания произведения внешнего фона. Этот фон может быть обеспечен, прежде всего, за счет взаимодействия искусств.

Таким образом в основе группы методов организации восприятия и анализа произведения искусства детьми лежит диалектически противоречивая схема: восприятие – анализ – восприятие. Методы эстетического воспитания, способствующие эстетическому развитию школьников, формированию их художественного вкуса, это организация их самостоятельной художественной творческой деятельности мало чем отличаются от форм практического обучения.

Методы собственно художественного воспитания неразрывно переплетаются с методами педагогического воздействия, и второе – методы педагогического воздействия дают возможность с их помощью самостоятельно решать вопросы эстетического воспитания.

Решение задач эстетического воспитания с помощью методов организации детского коллектива и педагогического воздействия не просто желательно, но и настоятельно необходимы. Практическое применение этих методов в целях эстетического воспитания должны уметь в виду задачу организации всей детской жизни по законам красоты влияние художественно начала в повседневную деятельность и быт детей и формирование их эстетический отношений к жизни.




Заключение

эсПодлинное эстетическое развитие личности - результат длительной и глубокой творческой работы по освоению прекрасного в искусстве и действительности. Эстетическое воспитание, однако, не ограничивается сферой, прекрасного. Оно формирует в человеке творческое отношение к труду, окружающему миру, веру в прогрессивные общественные идеалы, ответственность перед обществом и перед его будущем.

Сегодня необходимо воспитывать у школьников широкое эстетическое отношение к действительности, которое оказывает огромное влияние на формирование нравственно эстетических идеалов, на отношение к труду, общественной собственности и людям. Жизнь требует от школы такой филигранной воспитательной работы с детьми, результаты которой всегда являлась бы красота. Речь идет не просто о понимании учащимися красоты в искусстве и жизни, что, конечно, очень важно, а о систематическом творчестве красоты самыми школьниками в самых различных видах собственной деятельности: в учебе, в труде, в творчестве, поведении.

Детство и юношество – периоды становления человека когда он в полной мере находится под влиянием школы и семьи. Именно в этом периоде когда зарождаются и крепнут истоки его творческих сил и способностей, могут быть созданы все условия для развития его духовных и нравственно – эстетических потребностей, развиты чувства и ум, заложены основы всей будущей деятельности.



Список использованной литературы. 1) Дивненко О.В. Эстетика. - ; « Спектор – 5», 1994. – 147 с.

2) Герман Ш.М. Скатерщиков В.К Беседы об этика. – М. :Знание 1982. – 224с.

3) Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя. Ю.Б. Алиев, Г.Т.Арширова, Л.П. Барашникова и др.; Под ред. Н.А.Кушаева. – М. : Просвещение, 1984. 240с

4) Кривицкий Р.Е. Шекольникам об этике : Кн. для учащихся ст. классов. – 2 – е изд., доп. и перераб. – М. : Просвещение, 1989. – 153., ил., 7л.ил.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Особенности эстетического воспитания личности учащегося

Автор: Немошкало Алексей Иванович

Дата: 03.04.2015

Номер свидетельства: 196401

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) ""Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки" (тема по самообразованию учителя)"
    ["seo_title"] => string(97) "razvitiietvorchieskikhsposobnostieiuchashchikhsianaurokakhmuzykitiemaposamoobrazovaniiuuchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "267670"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450436449"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) ""Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки" (тема по самообразованию учителя)"
    ["seo_title"] => string(98) "razvitiietvorchieskikhsposobnostieiuchashchikhsianaurokakhmuzykitiemaposamoobrazovaniiuuchitielia1"
    ["file_id"] => string(6) "267671"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450436456"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Эстетическое воспитание и уроки технологии "
    ["seo_title"] => string(50) "estietichieskoie-vospitaniie-i-uroki-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "156978"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421512833"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное исскуство "
    ["seo_title"] => string(72) "estietichieskoie-vospitaniie-chieriez-diekorativno-prikladnoie-isskustvo"
    ["file_id"] => string(6) "235023"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443574534"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Эстетическое воспитание младших школьников "
    ["seo_title"] => string(50) "estietichieskoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "103170"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402570004"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства