Оформление: пословицы, высказывания, плакаты, рисунки на противопожарную тематику.
Оборудование: презентация с гиперссылками, основное поле Слайд 2, на нем учащиеся выбирают раздел, нажав на название раздела, открывается нужный слайд, чтобы вернуться к главному слайду, нужно нажать на рисунок расположенный в правом углу на каждого слайде; кроссворд для каждой команды, пазлы с изображением знаков; капельки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оформление: пословицы, высказывания, плакаты, рисунки на противопожарную тематику.
Оборудование: презентация с гиперссылками, основное поле Слайд 2, на нем учащиеся выбирают раздел, нажав на название раздела, открывается нужный слайд, чтобы вернуться к главному слайду, нужно нажать на рисунок расположенный в правом углу на каждого слайде; кроссворд для каждой команды, пазлы с изображением знаков; капельки.
Учащимся на кануне дается задание: визитная карточка команды.
Слайд 1.
Учитель(Ведущий) Подарил я, Прометей,
Красный факел для людей.
Он теплом своим согрел,
Он в светильнике горел,
Мясо жарил и варил,
На зверей страх наводил,
Обжигал горшки, игрушки,
Плавил бронзовые пушки.
Но, к несчастью, этот дар
Вызывал не раз пожар.
Как в костре трещат дрова,
Загорелись лес, дома.
И кидалось то огнище
С адским ревом на жилище.
Легче, чем пожар тушить,
Нам его предупредить.
-Сегодня здесь собрались отважные пожарные. Участникам нужно справиться с огненной стихией-пожаром, нужно его потушить. Во время игры за правильно выполненное задание, верный ответ вам будут выдаваться капельки, которыми вы сможете потушить огонь. Команда набравшая большее количество капель не только потушит пожар, но и станет победителем нашей игры.
-Представляем судей, которые будут оценивать действия команд.
- А теперь слово нашим участникам (представление команд - название, девиз)
Слайд 2
Учащиеся выбирают на слайде раздел с заданиями, которые будут выполнять.
Капитаны команд отгадывают загадку, кто первый называет правильный ответ, та команда называет раздел первой.
Загадка:
Летела мошка – осиновая ножка,
На стог села – все сено съела.
- Пожарные должны быть не только сильными, ловкими, но и образованными людьми, сейчас мы проверим ваши знания, сообразительность.
На размышление дается 30 секунд, если команда не отвечает или дает неправильный ответ, право ответа переходит к другой команде.
История.
Вопросы
1. Кто, согласно мифу, принёс на землю огонь? (Прометей.)
2. После какого события древние скифы вселяются в дома, а мы выселяемся из них? ( после пожаров: скифы жили в глиняных домах, строительство которых считалось завершенным после обжига)
3. Как раньше оповещали людей о пожаре? (Колокольным звоном - набатом, позже пускали воздушные шары с пожарной каланчи.)
4. Как раньше называли погорельцев? (Пожарники.)
5. Какое событие 1812 года вошло в историю пожарного дела? (Пожар в Москве.)
6. В 64 году огонь уничтожил половину Рима. Считают, что поджог совершил император, чтобы освободить место для своего дворца. Как его звали? (Нерон.)
Противопожарные средства.
-А еще успех на пожаре зависит от слаженности команды. Во время этого конкурса вы сможете показать эти качества.
Вопросы задает учитель, кроссворд выдается обеим командам.
1. Чем пожарные рукава отличаются от обычных? (Пожарные рукава - это трубы или шланги, по которым пожарные качают воду.)
2. это слово обычно люди произносят, когда говорят об очень распространенном виде растения, но пожарные пользуются этим словом на работе. Что за слово? (ствол)
3. Какие противопожарные средства вы знаете? (Огнетушители; на противопожарном щите - лопата, вёдра, багор, в ящике - песок.)
4. Как погасить зaгoревшийся телевизор? (Набросить плотную ткань, например одеяло или пальто; не забыть выдepнуть шнур из розетки.)
5. Как пользоваться огнетушителем? (Нажать на рычаг огнетушителя, сорвать пломбу, выдернуть чеку, направить раструб огнетушителя на пламя.)
Ай! Болит.
Каждая команда должна оказать помощь пострадавшему, соблюдая при этом последовательность действий. Пострадавший выбирается из своей команды. Необходимые материалы и предметы находятся на общем столе.
Задание: оказать помощь при ожоге 2 степени или оказать помощь горящему человеку.
Ситуация.
Вопросы:
1. Как спастись от дыма? (Надо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой тряпкой и дышать через намоченную ткань; лучше опуститься на корточки или передвигаться к выходу ползком - внизу меньше дыма.)
2. Вам на Новый год подарили замечательные фейерверки и бенгальские огни. Где вы их будете зажигать? (Только на улице, вместе со взрослыми, подальше от легковоспламеняющиxся предметов.)
3. Дети почувствовали запах дыма и выскочили из квартиры. Внизу в подъезде что-то горело. Младший брат бросился к лифту, а старший схватил его за руку и затащил обратно в квартиру. Кто из них прав? Как правильно поступить в этой ситуации? (Закрыть входную дверь. Позвонить в пожарную охрану, сообщить точный адрес. Закрыть все окна и двери, щели заткнуть мокрыми. тряпками. Выключить электричество и газ. Ждать пожарных.)
4. На кухне загорелась электрическая проводка. Бабушка начала тушить её водой. Но внук закричал: «Так нельзя делать!» Кто прав в этой ситуации и почему? (Внук. Вода - очень хороший проводник электрического тока.)
5. Мама ушла на работу и оставила холодильник включённым. Правильно ли она поступила, ведь холодильник - электрический прибор, а их нельзя оставлять включенными в сеть без присмотра? (Холодильник разрешается оставлять включённым без присмотра.)
Знаки.
Командам на выбор даются конверты, с пазлами на которых изображены знаки, участникам нужно их собрать, дать название этих знаков, и рассказать что они обозначают:
«Огнетушитель». (Указывает на местонахождение огнетушителя.)
• «Пожарная лестница». (Указывает на место расположения пожарной лестницы.)
• «Пожароопасно. Легковоспламеняющиеся вещества». (Устанавливается на входных дверях и внутри складов горюче-смазочных материалов, перед входами на участки работ с легковоспламеняющимися веществами и т. д.)
• «Запрещается тушить водой». (Устанавливается у входов в помещения и места, где хранятся материалы, которые нельзя тушить водой.)
• «Запрещается пользоваться oткpытым огнём». (Устанавливается на наружной стороне складов, химических и физических лабораторий ит.д.)
SOS
Командам одновременно подается сигнал о возникновении пожара. Они должны оперативно сообщить о пожаре. Задание выполняется письменно.
Конкурс оценивается: куда, кому передается сообщение, краткость и информативность текста сообщения.
Литература.
(Участникам по цитате надо угадать автора и название npoизведения.)
1.
Приоткрыла дверцу Лена
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок.
2.
С дымом мешается
Облако пыли,
Мчатся пожарные
Автомобили,
Щёлкают звонко,
Тревожно свистят.
Медные каски
Рядами блестят.
Миг - и рассыпались
Медные каски.
Лестницы выросли
Быстро, как в сказке.
Люди в брезенте
Один за другим
Лезут
По лестницам
В пламя и дым ...
(С.Я. Маршак, «Рассказ о неизвестном герое».)
3. «Гоблины и волки разбежались, теперь по всему лесу. .. Внезапно пламя охватило деревья до самых вершин, они с треском запылали. Вся поляна обратилась 'в шквал искр и дыма. Бильбо вовремя оказался в воздухе, ещё минута, - и он бы погиб». (Дж.Р. Толлкиен. Хоббит, или Туда и обратно.)
4. «Поднялся ветер. В одну минуту пламя обхватило весь дом. Красный дым вился над кровлею. Стёкла затрещали, сыпались, пылающие брёвна стали падать ... По кровле пылающего дома бегала кошка. Бедное животное жалким мяуканьем призывало на помощь. Кузнец, поставя лестницу на загоревшуюся кровлю, полез за кошкой». (А.С Пушкин. Дубровский.)
5. «Сквозь иней на стёклах было видно, как горит крыша мастерской, а за открытой дверью её вихрится кудрявый огонь. В тихой ночи красные цветы его цвели бездымно; лишь очень высоко над ними колебалось темноватое облако ... Багрово светился снег, и стены построек дрожали, качались, как будто стремясь в жаркий угол двора, где весело игpал огонь, заливая кpacным широкие щели в стене мастерской, высовываясь из них раскалёнными кривыми гроздьями. По тёмным доскам сухой крыши, быстро опутывая её, извивались золотые, красныe ленты; тихий треск, шёлковый шелест бился в стёкла окна; огонь всё разрастался ... » (М Горький. Детство.)
Дополнительный вопрос
Какие меры Нужно предпринять, чтобы оказать первую помощь пострадавшим при пожаре? (При сильном ожоге необходимо разрезать и удалить клочки одежды с области ожога, наложить стерильную повязку. Нельзя смазывать кожу жирами, мазями, спиртом, вскрывать пузыри, удалять инородные тела с поверхности ожога. Пострадавшего нельзя раздевать, нужно обернуть его чистой простыней, дать обезболивающее, например анальгин или аспирин. Вызвать «скорую помощь» или отвезти пострадавшего в медпункт.)
- Вот и подошло наше соревнование к концу. Жюри подводит итоги.