kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья " Формирование нравственных ценностей на уроках самопознания!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья поможет учителю формировать нравственные качества у подрастающего поколения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья " Формирование нравственных ценностей на уроках самопознания!»

Формирование нравственных ценностей

на уроках самопознания



Степаненко –Кузбаева Галина Павловна ,

учитель начальных классов

КГУ СОШ № 12

Отдела Образования г. Семей

"Человек - целый мир и если хочешь постичь вселенную,

познай сперва самого себя".

Абай Кунанбаев

Что же такое нравственность?  Это нормы, принципы поведения, мотивы поступков. В современной педагогической литературе понятие нравственность рассматривается, как показатель общей культуры человека, его достоинств, приверженности общечеловеческим ценностям; внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.

Нравственное воспитание личности ребёнка - одна из самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора. Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Что подразумевается под понятием духовность? Это устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания; определение человеческого способа жизни, выраженное в стремлении к познанию мира и, прежде всего, самого себя — в поисках и открытии самоценного, самосовершенствования; в стремлении найти ответы на „извечные вопросы бытия“:об устройстве мира, истине, о добре и зле. В педагогике под понятием духовность подразумевается вдохновенно- чувственная сторона жизни человека и человечества, особый образ мышления и жизнедеятельности людей, основанный на приоритете нематериальных, гуманных ценностей.

Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его отношения к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

В нравственном воспитании младших школьников определяющее значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой. Учителю следует избегать общих оценок личности каждого ученика. Школьника можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей. За нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике.

«Самопознание» - это уникальный предмет, обладающий бесценными духовными сокровищами, приобщение к которым делают каждого человека духовным и нравственным, счастливым и радостным, добрым и мудрым. В основе программы - развитие нравственных и духовных качеств детей с учетом их индивидуальных особенностей. Подобного проекта нет в мировой практике. Он направлен на обучение детей ценностям, формирования навыков конструктивного общения, самораскрытие личностного потенциала, на поиск себя в многогранном мире человеческих взаимоотношений, на позитивное выстраивание личной судьбы.

На уроках самопознания учитель предоставляет возможность учащемуся посмотреть на себя со стороны как на совершенно постороннего человека. В других обычно очень ясно видны недостатки и слабости их и несоответствие слов с делами, увидеть все это в себе - очень полезно для познания самого себя. Самопознание человека включает не только изучение человеческой природы в других людях, но и в равной степени в себе. В других нам неприятны и даже отталкивающие некоторые свойства или особенности поведения, в себе они кажутся приемлемыми и простительными. И только отойдя от себя и смотря на себя со стороны, можно определить и увидеть недопустимость тех или иных свойств характера или поведения. На уроках самопознания через игру, анализ ситуаций взятых из жизни, самовыражения через проявления своих творческих способностей, извлечение морали из изречений великих ученых, философов, писателей, учитель ведет диалог с учащимся, в котором он познает себя, познает мир.

Главная идея самопознания звучит так: «Откройтесь миру, и мир откроется для вас». Самопознание- это ключ к преображению. Духовность, составляющая основы предмета «Самопознание», выражается в единстве трех основных измерений – интеллектуальном, этическом и эстетическом.

Уроки опираются на лучшие образцы духовного наследия человечества. Их часто называют уроками народной мудрости. Учащиеся проводят анализ своего внутреннего мира и дают оценку собственной деятельности, ищут выходы за пределы собственного «я», осмысливают, изучают, анализируют свои мысли, слова и поступки. Вместе с тем они совершенствуют свои положительные качества и преодолевают отрицательные. Также учащиеся творчески подходят к своей личности: эти уроки ориентированы на получение достоверных знаний о самом себе в целях дальнейшего саморазвития и самореализации. В конечном итоге,  ученики получают такие человеческие  ценности,  как добро, красота, свобода, смысл жизни, истина, самоценность человека, достойный образ жизни, нравственность в целом.

Особенностью уроков «Самопознания» является то, что на занятиях ведется откровенный диалог с учителем, в социально-ролевых играх и тренингах исследуется мир человеческих взаимоотношений, происходит обмен жизненными наблюдениями, развиваются навыки практического служения Родине, обществу.    

Урок «Самопознание»- место разнообразных коллективных действий и переживаний, учит простым истинам, как стать Человеком; на уроке происходит накопление опыта нравственных взаимоотношений. Практической базой моих уроков являются исторические и житейские рассказы, притчи, сказки, стихотворения. Использую на уроках «Самопознание» комплексный дидактический материал по нравственной тематике, содержащий проблемы, а также занимательный материал. Благодаря этому, школьники учатся лучше понимать друг друга, формируется нравственное поведение через постижение таких общечеловеческих ценностей, как добро, истина, красота, духовность.

Обязательным элементом уроков «Самопознание» является обращение к личному опыту учащихся, и их размышления по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Так как в практической работе нравственные представления и понятия у детей будут уточняться и закрепляться. Использую личностно-развивающие ситуации, а, именно, проблемную, прогнастическую, конструктивную, оценочную, аналитическую, репродуктивную:

- проблемная, когда идёт поиск новых знаний для решения проблемы;

- прогностическая — направлена на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого);

- конструктивная — предполагает проектирование поведения в заданных условиях;

- оценочная — направлена на формирование и развитие навыков оценки;

- аналитическая — используется для анализа верных и ошибочных действий участников;

- репродуктивная — предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.

Воспитание жизненных ценностей, нравственных понятий у школьников зависит не только от нашего воздействия; оно складывается постепенно, и во многом зависит от того, какой обучающий материал использует учитель на уроках и как его преподносит.

Особое место на моих уроках самопознания занимают игры, стимулирующие школьников к активным ценностным действиям.

Игра — ассоциация «Человек — солнышко». Рисую крупным планом фигуру человека. Спрашиваю, что можно о нём сказать. Ничего. Вопрос уточняю: можно ли сказать, что он воспитанный, приятный для окружающих? Нет. Ребятам предлагаю «наградить» человечка такими качествами, благодаря которым его можно было назвать культурным, воспитанным. По мере ответов (добрый, терпимый, приветливый) рисую вокруг игрового человечка длинные линии солнца. В каждый луч вписывается положительное качество. Так детей подвожу к мысли, культурный человек-это солнышко для других людей -светит, греет, улыбается…

Прием «Цветовые ассоциации». Игра способствует более глубокому осознанию положительных и отрицательных качеств человека через ассоциативное цветовое восприятие. Ребята получают задание: раскрасить качества человека цветами радуги. Какой цвет вы выбрали для скромности? Почему?(Для хвастовства, для тактичности, сдержанности и т. д.) Главное в этой игре-выбор относительно точной ассоциации и её обоснование.

Способствует повышению эффективности учебного процесса рассказывание историй (притч, сказок, стихов и их обсуждение).Важность такого общения взрослых с детьми особо отмечал казахский просветитель Ы.Алтынсарин.

Для того, чтобы нравственные нормы, полученные на уроках, и собственные жизненные наблюдения не были разрознёнными, провожу специальную работу, связанную с обобщением полученных знаний, в форме рассказов, этических бесед. Большую роль в воспитании нравственных качеств играют чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок помогает детям понять и оценить нравственные поступки людей. Во время любого урока, большое внимание уделяю общению детей, учу их слушать друг друга, не мешать другим, участвовать в общей работе. На уроках ребята придумывают примеры, задачи, составляют предложения, тексты, задают друг другу различные вопросы. На уроках практикую выполнение работ по группам. Очень часто я даю детям такие задания, выполняя которые надо обязательно обратиться к товарищу.

Результаты данного мониторинга позволяют мне отслеживать динамику изменений у учащихся и периодически корректировать свою работу по нравственному воспитанию.

Уроки самопознания дают возможность учителю использовать интерактивные методики преподавания. Они помогают педагогу направить ученика на познание истин, вечных ценностей нашей жизни. На своих уроках часто использую такие формы работы как, «Муравейник» - работа в парах, «Творческая лаборатория» - работа в группе, «Презентация проектов» - творческая работа, «Дискуссия», «Наедине с собой»-индивидуальная работа, «Аудио и видеоспектры»-релаксация группы.

Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка. Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвященные “Дню Победы”, литературные вечера, “Дни духовности и культуры” предполагают встречи с интересными людьми. Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. Методика работы со сказками в начальных классах обусловлена качественной неоднородностью этого жанра. Учителю при руководстве чтением сказок необходимо, опираясь на специфику сказочного жанра, целенаправленно формировать у учащихся оптимальный объем умений, концентрирующих внимание детей на главном в “сказочном мире”, умение выделить при чтении и рассказывании сходные по идейному содержанию эпизоды с одним и тем же героем и определять их эмоциональный характер для развития у детей способности к сопереживанию, эмоциональной и образной памяти. Очень много нужно еще сделать начальной школе, чтобы воспитывать в детях нравственное чувство, вести их к подлинной духовности. Обратимся к практической стороне исследования.

В качестве мониторинга полученных знаний, учащихся использую, такую форму, как портфолио учащегося. Портфолио помогает учащемуся провести самоанализ, разобраться в самом себе, раскрыть свое «Я», а учитель в свою очередь имеет возможность увидеть духовно-нравственный рост ребенка.

«Самопознание» - это уникальный предмет, обладающий бесценными духовными сокровищами, приобщение к которым делают каждого человека духовным и нравственным, счастливым и радостным, добрым и мудрым. В основе программы - развитие нравственных и духовных качеств детей с учетом их индивидуальных особенностей. Перед профессиональным педагогическим сообществом страны поставлена задача перехода от концепции функциональной подготовки к концепции развития гармоничной личности.

С.А.Назарбаева отмечает: «Дети, их настоящее и будущее – это наша общая забота. Мы все и каждый из нас в отдельности несем ответственность за то, какой выбор сделают наши сыновья и дочери – пойдут ли они дорогою добра, будут ли они приносить пользу людям, помогать слабым, жить в гармонии с окружающим миром, созидать и творить, или же встанут на путь разрушения. Правильный выбор помогут им сделать уроки самопознания, уроки Любви». Духовность, составляющая основы предмета «Самопознание», выражается в единстве трех основных измерений – интеллектуальном, этическом и эстетическом. Уроки опираются на лучшие образцы духовного наследия человечества. Их часто называют уроками народной мудрости. Учащиеся проводят анализ своего внутреннего мира и дают оценку собственной деятельности, ищут выходы за пределы собственного «я», осмысливают, изучают, анализируют свои мысли, слова и поступки. Вместе с тем они совершенствуют свои положительные качества и преодолевают отрицательные. Также учащиеся творчески подходят к своей личности: эти уроки ориентированы на получение достоверных знаний о самом себе в целях дальнейшего саморазвития и самореализации. В конечном итоге ученики получают исчерпывающие определения таких высших человеческих ценностей, как добро, красота, свобода, смысл жизни, истина, самоценность человека, достойный образ жизни, нравственность в целом. Особенностью уроков «Самопознания» является то, что на занятиях ведется откровенный диалог с учителем, в социально-ролевых играх и тренингах исследуется мир человеческих взаимоотношений, происходит обмен жизненными наблюдениями, развиваются навыки практического служения Родине, обществу.

Таким образом, в условиях постоянно изменяющегося мира такая дисциплина как «Самопознание», безусловно, поможет каждому казахстанскому школьнику освоить четкие ценностные ориентиры и широкий диапазон поведенческих стратегий для определения и реализации успешной жизненной и образовательной траектории.

В заключение хочу привести слова С.А.Назарбаевой: «Дети, их настоящее и будущее – это наша общая забота. Мы все и каждый из нас в отдельности несем ответственность за то, какой выбор сделают наши сыновья и дочери – пойдут ли они дорогою добра, будут ли они приносить пользу людям, помогать слабым, жить в гармонии с окружающим миром, созидать и творить, или же встанут на путь разрушения. Правильный выбор помогут им сделать уроки самопознания, уроки Любви».

Список использованной литературы

1. Бабанский Ю.К. Педагогика. Курс лекций. – М.: Просвещение, 1983.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Том 2, - 69с.

3. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2.

4. http://bobek.kz Национальный научно-практический, образовательный и оздоровительный центр «Бөбек»

5. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. М.: ВАКО, 2005. -1142. 3.

6. Дик Н. Ф. Настольная книга учителя начальных классов — Ростов-на- Дону: Феникс, 2005. — 277с.

7.Метод. рекомендации/Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. - Омск: ОГПИ, 1991.- 267 с.)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Статья " Формирование нравственных ценностей на уроках самопознания!

Автор: Степаненко - Кузбаева Г.П.

Дата: 22.01.2018

Номер свидетельства: 451670

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Статья "Духовно- нравственное воспитание через урок самопознание""
    ["seo_title"] => string(71) "stat_ia_dukhovno_nravstviennoie_vospitaniie_chieriez_urok_samopoznaniie"
    ["file_id"] => string(6) "377135"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1483981772"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Статья "Духовно- нравственное воспитание через предмет самопознание""
    ["seo_title"] => string(76) "stat_ia_dukhovno_nravstviennoie_vospitaniie_chieriez_priedmiet_samopoznaniie"
    ["file_id"] => string(6) "377289"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484029551"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Статья на тему «Развитие личности школьника на уроках самопознания»"
    ["seo_title"] => string(72) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-lichnosti-shkol-nika-na-urokakh-samopoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "263544"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449569092"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "«Развитие воспитанности и толерантности на уроках самопознания» "
    ["seo_title"] => string(65) "razvitiie-vospitannosti-i-tolierantnosti-na-urokakh-samopoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "209654"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431257864"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Реализация задач нравственно – духовного воспитания  на уроках «Самопознания» через притчу, как основного  методического приёма обучения. "
    ["seo_title"] => string(152) "riealizatsiia-zadach-nravstvienno-dukhovnogho-vospitaniia-na-urokakh-samopoznaniia-chieriez-pritchu-kak-osnovnogho-mietodichieskogho-priioma-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "163248"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422458813"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства