Современные технологии в работе классного руководителя
Современные технологии в работе классного руководителя
В настоящее время в рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. Он должен находиться в центре инновационной деятельности образовательного учреждения, должен наполнять работу новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса. Воспитательная работа классным руководителем может строиться в разных формах, но одной из главных форм был и остается классный час.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современные технологии в работе классного руководителя»
Современные технологии в работе классного руководителя
«Не прием, не метод, а система является
ключевым понятием в педагогике будущего»
В.Сухомлинский
В настоящее время в рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. Он должен находиться в центре инновационной деятельности образовательного учреждения, должен наполнять работу новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса.
Воспитательная работа классным руководителем может строиться в разных формах, но одной из главных форм был и остается классный час.
Классные часы разрабатываются по различным направлениям:
духовно-нравственное;
интеллектуальное;
гражданско-правовое;
физическое;
основы воспитания безопасности и здорового образа жизни;
эстетическое;
социальная адаптация;
индивидуально-личностное воспитание школьников
Современные новейшие воспитательные технологии и концепции в современной школе. Слайды 2, 3
Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты: Слайд 4
• Диагностирование
• Целеполагание
• Проектирование
• Конструирование
• Организационно – деятельностный компонент
• Контрольно – управленческий компонент
• Содержательный компонент
Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.
Содержанием воспитательных технологий являются: Слайд 5
Научно обоснованные социализированные требования
Передача социального опыта
Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
Социализированная оценка ученика
Организация творческого дела
Создание ситуации успеха
Так же, как и для технологии обучения, характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.
Все технологии условно можно разделить на три группы: традиционные, новые и новейшие.
Новейшие воспитательные концепции и технологии:
Современной технологией считается педагогическая технология В.М.Монахова. Слайд 6
Цель – естественный характер обучения, школа для ребенка – комфортное место общественной жизни, развития и реализации творческих способностей.
Проведение коллективных творческих дел предполагает применение данной технологии.
• Воспитывать надо через сохранение культуры как среды, которая питает и растит личность через диалог культур и наполнение образования смыслами.
• Воспитание – это процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. Это процесс, происходящий с личностью ребенка, суть которого в становлении его личности
-аксиологический - изучение узловых событий в жизни ребенка
-культурологический - педагогическая интерпретация его индивидуальных
-событийный особенностей
-морально-этический - эмпатическое принятие ребенка таким, каков он есть
-гражданский - совместное проектирование жизни
-личностный
-индивидуально-творческий
Критерии эффективности воспитательного процесса:
• уровень ценностно-смыслового развития и самоорганизации
• способность к нравственной саморегуляции
• мера педагогической помощи для учащегося в самостроительстве собственной личности
Концепция Н.Е Щурковой «Формирование образа жизни достойного человека»
• Человек – существо разумное
• Человек – существо моральное
• Человек – существо созидательное
Содержание воспитания включает:
• философическое воспитание
• диалогическое воспитание
• этическое воспитание
Критерии эффективности:
1. внешний облик ребенка
2. физическое и психологическое развитие, поведение
3. качественность, разнообразие жизни
4. способности, самочувствие
5. ценностные предпочтения
6. отношение ребенка к собственному «Я»
Технология педагогической поддержки Слайд 7
Сущность технологии:
Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением). То есть эта технология предполагает систему операций, рассчитанных на предупреждение «падения» ребенка с социальных высот.
Формы педагогической деятельности:
• защита
• помощь
• педагогическое сопровождение
• педагогическая поддержка
Слайд 8
Механизм педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах:
I этап (диагностический) - фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;
II этап (поисковый) - организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием "глазами ребенка”);
III этап (договорный) - проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;
IV этап (деятельностный) - действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);
V этап (рефлексивный) - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.
Технологические профессиональные операции:
• инструментовка серьезного отношения педагога к работе школьника: «Нам предстоит интересная работа… Перед нами возникла проблема… Очень важно нам справиться с этой проблемой… Мы должны и можем преодолеть эту трудность…»
• выделение в содеянном позитивной стороны в ситуации удачи и неудачи ученика: «Не очень хорошо получилось…но вот эта доля работы – просто отлично… Замечательно…Особенно вот это…Хорошо, что получилось плохо, теперь ты понял и запомнил…»
• педагогическая помощь в деятельных усилиях ребенка, направленная на оснащение его умениями в организуемой деятельности и облегчающая операционную сторону умения: «Я покажу тебе, смотри, это просто… Давай попробуем вместе… Запомни, здесь главное - …Теперь самостоятельно… Получилось! Попробуй еще…»
• Помощь педагога также выстраивается в ситуациях «нападения» на ребенка и возложение на него некоторой вины, но не как оправдание ребенка, а только лишь как прояснение обстоятельств – именно они, обстоятельства, снимают вину с ребенка. Это выглядит примерно так: «При таких условиях человеку не всегда легко… Здесь бы даже взрослый не смог… Это часто случается, к сожалению… Мир полон противоречий, они иногда раздирают душу…»
Важное условие общим для всех технологий, концепций является – сохранение неизменного высокого уровня культуры организуемой совместной деятельности педагога с детьми
Проблема воспитания современных детей приобретает новый вектор направления в связи с формированием Единого Европейского образовательного пространства (в рамках Болонского и Брюгге - Копенгагенского процессов) в период перехода от постиндустрального к информационному типу общественного развития.
В период постиндустриального развития общества сложилась система репродуктивного воспитания, при которой учащимся в готовом виде передается социальный опыт в виде знаний и умений, навязываются ценностные ориентации, взгляды, жизненные установки. При таком подходе молодое поколение, остается не подготовленным к трансформации собственного жизненного опыта, оказывается не в состоянии проявлять социальную активность, принимать ответственное решение, стремиться к духовному самосовершенствованию. Это приводит к развитию у школьников психологических комплексов, неврозов, а в подростковом возрасте может проявляться в виде протеста, агрессии, асоциальных поступков.
Современное воспитание должно быть нацелено на развитие человека «нового типа», способного самостоятельно делать выбор и нести ответственность за принятое решение, проявлять социальную активность и самостоятельность, обладать мотивацией к саморазвитию и духовному самосовершенствованию.
Современные дети обладают уникальными особенностями и во многом отличаются от детей прошлого века. Физиологически и психологически они не похожи на своих родителей, что вызывает трудности в их воспитании.
Главная особенность современных детей состоит в том, что они обладают новым типом сознания – системно-смысловым, а не системно-структурным, характерными для детей 20 века.
Системно-смысловое сознание ребенка нацелено на осмысление окружающей действительности как смысловой реальности. Вопрос «Зачем?» пришел на смену вопросу «Почему?». Не причинно-следственная зависимость объектов и явлений интересует современного школьника, а смысл поступков и действий.
Смысловая ориентация школьника становится источником и побудителем развития личности иными словами, если ребенок принимает и понимает смысл поступка или действия, которое он должен совершить, то он будет его выполнять.
В обязанности классного руководителя согласно методическим рекомендациям от 30 декабря 2005 года №845 входят организация индивидуальной работы с учащимся и коллективом.
Вышеобозначенное дает возможность выделить современные воспитательные технологии в деятельности классного руководителя в индивидуальной и коллективной формах.
Мы выделяем технологию индивидуализированного воспитания. Слайд 9
Классификация технологии индивидуального воспитания включает следующие модели: технология индивидуального рефлексивного самовоспитания , психолого-педагогической поддержки и сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе (О.С. Газман), педагогическое сопровождение.
Слайд 10
В основе технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания лежит процесс рефлексии. Особенностью технологии является наличие педагогической ситуации, предлагаемой для решения учащимся.
Слайд 11
Этапы технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания:
1 этап - постановка проблемного вопроса (на доске);
2 этап - фиксация учащимися в дневнике самовоспитания своего отношения к данной проблеме;
3 этап - включение учащегося в ситуацию (педагог предлагает ситуацию)
Ситуации могут быть взяты педагогом из литературных произведений, например из хрестоматии В.А.Сухомлинского, ситуации из реальной жизни.
Слайды 12, 13
Ситуации из этнопедагогики, то есть пословицы и поговорки, высказывания видных деятелей науки и искусства, ситуации взятые педагогом из научно-публицистических изданий. К предлагаемым ситуациям необходимо наличие заданий предполагающих включение процесса рефлексии учащихся.
Слайд 14
4 этап - высказывание «Я-позиция» по решению предложенной ситуации;
5 этап – рефлексия;
6 этап – выбор норм поведения?
7 этап – мониторинг отношения учащихся к обсуждаемому вопросу (учащиеся записывают в дневнике свое отношение к обозначенной проблеме после обсуждения).
Таким образом, технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания предполагает коррекцию поведения учащихся и имеет воспитательное значение.
Слайд 15
Технология коллективного воспитания основана на идее коррективного планирования совместной деятельности в основном через решение конфликтных ситуаций и норм поведения.
Классификации технологии коллективного воспитания учащихся:
Слайд 16
-- Технология внесения тех или иных изменений в деятельность, отношения, поведение учащихся.
Слайд 17
-- Технология принятия общих решении в классе.
-- Форма коллективной деятельности (ведение книги больших идей. В ней с первых дней учебы детей в школе должна находить отражение вся жизнь классного сообщества. Одновременно она является и классной конституцией, сводом правил и норм поведения, принятых в данном классе).
Таким образом, рассмотренная технология коллективного воспитания решает следующие задачи:
формирование корпоративной культуры учащихся,
воспитание толерантности,
развитие общей культуры личности, в особенности коммуникативной.
Согласно методических рекомендаций классному руководителю предлагается выбрать технологию воспитательного воздействия и от того, какой педагогический инструментарий предпочитает классный руководитель в своей деятельности, зависит воспитанность учащихся.
Рассмотренные современные технологии воспитания позволяют корректировать уровень воспитанности школьников, создают условия для саморазвития и самореализации личности, его успешной социализации в обществе.
Особого внимания заслуживает информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. Их можно использовать на всех этапах процесса обучения, и воспитания.
Я считаю, что при решении задач в воспитании школьников по всем этим направлениям классному руководителю целесообразно использовать информационные технологии, ведь внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих подростков, способ разнообразия форм работы с учащимися, развитие творческих способностей, упрощение процесса общения со школьниками, активизация воспитательной работы в новых условиях.
Использование ИКТ на классных часах способствует:
· развитию интереса ребенка к классному часу;
· развитию умений и навыков работы с информационными ресурсами;
· эффективному управлению внимания учащихся;
· активизация познавательной деятельности;
· формированию навыков исследовательской работы;
· повышению информационной культуры
· усилению эмоционального воздействия
Ученики приобретают опыт публичных выступлений, повышается самооценка, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.
Компьютеризация общеобразовательных учреждений на сегодняшний момент на высоком уровне, появилась возможность использовать ИКТ в организации классного коллектива, видоизменять содержание, методы и формы воспитания.
На классных часах можно применять различные формы использования новых информационных технологий, а именно:
презентации;
интерактивные тесты;
поиск и обработка информации в сети Интернет;
электронные ресурсы медиатеки.
Детям очень нравятся такие формы проведения классных часов.
Я использовала на классных часах презентации на темы «Влияние вредных привычек на организм подростка», «Горькая правда о горьком пиве», «Влияние мобильных телефонов на здоровье человека» «Из истории покорения космоса», «Юные герои ВОВ» ………………………………………………………………………………………………………………………..
Все ученики очень любят компьютер и современного ребёнка нельзя воспитать без современных компьютерных технологий!
В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Портфолио», которую можно рассматривать как одну из форм личностно-ориентированного КТД и как часть программы профильного обучения, хотя возможности его намного шире. Интересным представляется использование технологии «Портфолио» в рамках воспитательной системы класса. В этом случае портфолио позволяет судить не только об учебных, но и об творческих и коммуникативных достижениях ученика. Причем в этом случае акцент перемещается с оценки на самооценку. Этим объясняется актуальность данной работы в классе.
Использование портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны. Портфолио повышает социальную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Идею этого КТД можно представить в формуле: «Возьми воспитание в свои руки». Ребенок должен максимально подробно и всесторонне представить свои достижения в портфолио, чтобы анализ позволил ему определять цели и поставить адекватные задачи по своему развитию. Это становится возможным благодаря тому, что в качестве источника анализа рассматривается не только успехи в учебе, но и трудовой опыт, внеурочная деятельность, то есть собственно жизнь.
Основная нагрузка по обеспечению внедрения новых воспитательных технологий ложится на плечи педагогического коллектива.
Результат может быть достигнут, когда педагоги и воспитанники работают совместно, рука об руку, увлечены одной идеей, целью, делом, поэтому мы свою работу выстраиваем на принципах педагогики сотрудничества. Наш коллектив – это все мы и педагоги и учащиеся.
Современный французский ученый Легувье так определил науку воспитания: «Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас». От себя позволю продолжить эту мысль – потому что нас когда-то не станет, но мир останется, и каким он будет – добрым или злым – во многом будет зависеть от того, что мы заложим в души наших детей.