Сотрудничество родителей и классного руководителя (из опыта работы)
Сотрудничество родителей и классного руководителя (из опыта работы)
“Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”…. Л.Кассиль.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сотрудничество родителей и классного руководителя (из опыта работы)»
Программа «СемьЯ» (из опыта работы классного руководителя Ибрагимовой Елены Викторовны МАОУ «Гимназия № 8»)
“Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”…. Л.Кассиль.
Основная забота учителя - сделать так, чтобы семья положительно влияла на школьника. А это не всегда простое дело.
Одним из путей достижения этого является объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы со всеми учащимися класс.
Работа с родителями ведется по двум направления – повышение психолого-педагогических знаний и вовлечение их в учебно-воспитательный процесс. В рамках первого направления проводятся родительские собрания, совместные творческие дела, особенно удачно проходят собрания в виде деловой игры-беседы «Я помогаю вам, вы помогите мне». Сообща находим решение в трудных ситуациях по воспитанию детей. Часто наши родительские собрания проходят за чашкой чая в непринуждённой обстановке. Проводим вечер вопросов и ответов.
Повышение уровня психолого-педагогических знаний реализуется через индивидуальные и тематические консультации, открытые уроки и внеклассные мероприятия, общешкольные конференции для родителей
Родительские собрания посвящены определенной теме. На родительских собраниях вопросы персонального обсуждения дисциплины и успеваемости не выносятся. Эти вопросы обсуждаются в частном порядке во время специальных консультаций, индивидуальных собеседований.
В рамках второго направления привлекаю родителей к участию во внеклассных мероприятиях.
Чтобы учитель и родители понимали друг друга, необходим контакт.
Итак, 5 класс, первое собрание. Знакомство состоялось. Именно на этом собрании я призвала родителей к согласованной работе, предложила некоторые рекомендации. В свою очередь, они записали, какую помощь могли бы оказать классу, школе; высказали пожелания по организации школьной жизни детей. Добрая улыбка, приветливый взгляд зарождали успех нашим следующим встречам.
По желанию в начале каждого учебного года родители разбиваются на группы. Каждый год группы меняются по составу.
Название 1-й группы – “Творчество”. Они оказывают помощь в разработке плана воспитательной работы, сценариев вечеров, в обеспечении культурной программы в выходные дни, каникулярное время.
2-я группа – “Наш дом”. Это и решение бытовых проблем класса и школы, это и приобретение подарков для детей к праздникам, создание комфортных условий в кабинете.
3-я группа – “Золотые россыпи”. Их функция – создание благотворительного фонда поддержки успешных детей,
помощь в проведении учебного процесса.
4-я группа – “Музей оживших фотографий”-оказывает помощь по ксерокопированию, фото, видеосъемки. Составление презентаций и фильмов о классе, ведение летописи класса.
5-ая группа – «Собеседник» - помогают готовить родительские собрания, конференции, тренинги и т.д.
Между нами рождается взаимное уважение, благодаря тому, что при первой встрече “мы отдали друг другу тепло”.
Я придерживаюсь “открытого” общения. Считаю, что родителей можно приглашать на уроки, классные часы. Эта работа вошла в мою практику. Пусть мамочки убедятся в том, как трудно обучать и воспитывать детей. А убеждать их в этом необходимо. Тогда у родителей будет правдивое представление об этом процессе. И я уже с лёгкостью нахожу с ними общий язык и вырабатываю единую стратегию.
Как и все мои коллеги, я стремлюсь дать детям всестороннее развитие. Но нам, педагогам, одним не справиться. А так как родители – мои помощники, то я обращалась к ним за помощью. (например, в решении конфликтных ситуаций) Понимая это, они помогают и проявляют своё творчество во всём.
Каждый должен помнить: мы живём по закону зеркала. Ведь если человеку ничего не давать, ему нечего и возвращать, поэтому каждая крупица неравнодушия должна быть замечена и со стороны учителя, и со стороны родителя.
Наш коллектив очень сплотился. К концу 5-го класса мы перешли на другой этап – этап, когда родители становятся готовыми действовать самостоятельно, а я лишь направляю их в нужное русло. Имея таких талантливых и заинтересованных родителей, дети тоже стараются не подвести взрослых. Так, например, я предложила родителям провести встречу Нового года у костра. Они поддержали и организовали сказку «Двенадцать месяцев» в лесу, самостоятельно распределив роли.
Жизнь в классе бурлит.
К 8 классу родители взяли инициативу в свои руки и уже сами предлагали мне то или иное мероприятие (так, например, они организовывали походы на лыжах в зимние каникулы).
Очень интересными оказываются совместные работы детей и родителей.
( Например, участие в конкурсе «Корнями дерево сильно») К родительским собраниям мы всегда готовим фотовыставки ( Коллаж «Моя семья»)
Известно, что большинство людей хотят проводить как можно больше времени со своей семьёй, со своими любимыми детьми, наблюдать за ними в другой, не домашней обстановке. Это хорошо согласуется с желанием школы использовать свободное время родителей на благо учеников. Совместные походы и экскурсии стали доброй школьной традицией. Когда в мероприятии участвуют не только дети, но и родители, то действительно получается настоящий праздник.
В большом социуме как город трудно привлекать родителей к школе. Поэтому я нашла выход через внеклассные мероприятия. Именно во внеклассной работе можно собрать воедино учащихся, родителей и педагогов.
Мои родители – активные участники наших затей, классных часов, праздников, экскурсий. Они принимают самое активное участие в подготовке своих детей к конкурсам, соревнованиям. Сами участвуют активно во всех мероприятиях. Могут самостоятельно провести выход детей на природу, свозить их в театр, если классный руководитель по каким-то причинам занят.
Установление тесного контакта со всеми родителями позволяет правильно оценить характер влияния семьи на личность ребенка, выявить тенденции развития личности, обусловленные этим влиянием, определить положительные и слабые стороны семейного воспитания, найти формы и методы индивидуальной помощи каждой семье.
Сделать родителей своими соучастниками всего педагогического процесса - важная и ответственная задача, требующая от классного руководителя большого терпения, такта и преданности делу. Правильно понимающий свои обязанности родительский коллектив- это большая опора, союзник и помощник учителя в учебно-воспитательной работе. Понимая и чувствуя важность помощи родителей, я стараюсь уделять много внимания внеклассной работе, где умело активизирую не только учащихся, но и родителей.
В работе с родителями стараюсь придерживаться следующих правил:
Правила общения с родителями
Оформляй, придумывай интересные, интригующие приглашения на классные собрания и мероприятия.
Уважай своё и родительское время. Всегда назначай собрания за неделю до проведения. Если можно, укажи точное время начала и конца.
Всегда отчитывайся перед родителями о проделанной работе. Оформи папки, альбомы с диаграммами, отчётами об успеваемости класса, об участии в мероприятиях школы, о занятости учащихся, о родительской активности и.т.д.
Как можно больше рассказывай об инновационном движении, о самых разных школах в России и за рубежом.
Почаще хвали родителя за воспитание ребёнка. Вручай от случая к случаю грамоты, благодарственные письма.
К концу каждого учебного года при помощи анкеты для родителей сделай анализ работы за год и план работы на следующий год.
При мимолётной встрече с родителями никогда не рассказывай о плохих сторонах его ребёнка.
Помни, что неопрятная причёска, измятый костюм, несвежая рубашка, - проявление неуважения к родителю.
Практика работы с родителями показала, что разные формы общения с семьёй помогают родителям сконцентрировать внимание на детях, усиливают чувство удовлетворённости процессом воспитания детей. Родители чаще проявляют по отношению к детям нежность, одобрение и уважение, а это – залог развития у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности к себе. Только с помощью совместных дел родители могут стать нам союзниками, так как перестанут относиться к школе как наблюдатели.
Нетрадиционные формы работы с родителями:
● Родительские тренинги
● Дискуссии
● Психологические разминки
● Круглые столы
● Устные журналы
● Практикумы
● Родительские вечера
● Родительские чтения
● Родительские ринги
· Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
· Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Примерные темы родительских вечеров:
Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
Плохая память ребенка. Как ее развить?
Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
Наказания детей. Какими им быть?
Тревожность детей. К чему она может привести?
Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
Грубость и непонимание в семье.
Талантливый ребенок в семье.
Друзья детей — друзья дома или враги?
Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.
Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.
· Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».
· Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.
И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.
Какова же результативность моей работы?
– 100 % охват родителей во внеклассной работе.
– Позитивное отношение их к школе.
– Активная деятельность родительского комитета
Родители в нашем классе могут сделать всё. Главное – доверять им.
Каждый раз я стараюсь говорить родителям слова благодарности, и они мне отвечают тем же.
На общешкольной родительской конференции я поблагодарила родителей за сотрудничество, подарив им свою презентацию.