kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семья как основная среда, формирующая личность ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семья есть основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью, но в то же время семья - это социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей. В настоящее время этот институт переживает глубокий кризис. И причиной его, если рассматривать проблему в широком плане, являются общие глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, урбанизация и др., которые ведут к расшатыванию семейных устоев. Эти и ряд других факторов обусловили падение значимости семьи как социального института, изменение ее места в ценностных ориентациях. Сегодня оказались подорванными экономические, социальные, нравственные основы семьи, что ускорило процесс девальвации семейного образа жизни, пожизненного брака, роста престижа одиночно-холостяцкой независимости и др. За последние десятилетия произошло серьезное сокращение числа заключаемых браков. Многие молодые мужчины вступают в брак в довольно позднем возрасте. В общей совокупности одиноких людей преобладают женщины. Обращает на себя внимание снижение уровня рождаемости, рост малодетных и неполных семей. Сокращение рождаемости ведет к малочисленности семей. Размыты идеалы и нравственные ценности, резко сокращен выпуск отечественной детской литературы и произведений искусства, экраны телевидения и кинотеатров заполнены зарубежными фильмами, зачастую пропагандирующими жестокость, насилие, порнографию. Платность образования и многих образовательных услуг, коммерциализация культурно-досуговых и спортивных учреждений, уменьшение количества дошкольных учреждений привели к уменьшению возможностей получения детьми качественного образования, затруднили их приобщение к культурным ценностям. Функции семьи представляют собой способ проявления активности, жизнедеятельности семьи и ее членов. Они описывают роль, которую семья играет в обществе, и последствия ее деятельности для индивида и общества. Исходя из определения функций, выделяются функции общества по отношению к семье и семьи по отношению к обществу, а также функции семьи по отношению к личности и личности по отношению к семье. Согласно приведенному делению функции семьи рассматриваются как социальные (общественные) и индивидуальные. К наиболее социально значимым функциям семьи относятся: - продолжение рода (репродуктивная); - хозяйственная; - восстановительная (рекреативная); - воспитательная; - экономическая; - первичной социализации детей и др.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семья как основная среда, формирующая личность ребенка »

Семья как основная среда, формирующая личность ребенка



В прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. Именно семья, являясь для ребенка первым и наиболее значимым проводником социального влияния, «вводит» его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, оказывая влияние на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Всем этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семьянина.

Семья есть основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью, но в то же время семья - это социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей. В настоящее время этот институт переживает глубокий кризис. И причиной его, если рассматривать проблему в широком плане, являются общие глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, урбанизация и др., которые ведут к расшатыванию семейных устоев. Эти и ряд других факторов обусловили падение значимости семьи как социального института, изменение ее места в ценностных ориентациях. Сегодня оказались подорванными экономические, социальные, нравственные основы семьи, что ускорило процесс девальвации семейного образа жизни, пожизненного брака, роста престижа одиночно-холостяцкой независимости и др.

За последние десятилетия произошло серьезное сокращение числа заключаемых браков. Многие молодые мужчины вступают в брак в довольно позднем возрасте. В общей совокупности одиноких людей преобладают женщины. Обращает на себя внимание снижение уровня рождаемости, рост малодетных и неполных семей. Сокращение рождаемости ведет к малочисленности семей.

Размыты идеалы и нравственные ценности, резко сокращен выпуск отечественной детской литературы и произведений искусства, экраны телевидения и кинотеатров заполнены зарубежными фильмами, зачастую пропагандирующими жестокость, насилие, порнографию. Платность образования и многих образовательных услуг, коммерциализация культурно-досуговых и спортивных учреждений, уменьшение количества дошкольных учреждений привели к уменьшению возможностей получения детьми качественного образования, затруднили их приобщение к культурным ценностям.

Функции семьи представляют собой способ проявления активности, жизнедеятельности семьи и ее членов. Они описывают роль, которую семья играет в обществе, и последствия ее деятельности для индивида и общества. Исходя из определения функций, выделяются функции общества по отношению к семье и семьи по отношению к обществу, а также функции семьи по отношению к личности и личности по отношению к семье. Согласно приведенному делению функции семьи рассматриваются как социальные (общественные) и индивидуальные.

К наиболее социально значимым функциям семьи относятся:

- продолжение рода (репродуктивная);

- хозяйственная;

- восстановительная (рекреативная);

- воспитательная;

- экономическая;

- первичной социализации детей и др.

Между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на других.

В настоящее время выполнение данных функций семьей затрудняется. Об этом свидетельствует рост девиантного поведения у детей. В обществе также существует проблема скрытой безнадзорности, характеризуемая социологами как социальный отказ от детей новых поколений, в основе которой лежит снижение престижа семейной жизни. Данная проблема существует как в неблагополучных, так и благополучных семьях, где родители или одна мать трудятся на 2-3 работах и почти не видят детей и не занимаются их воспитанием.

Мировой экономический кризис, уменьшение реальных доходов населения на фоне быстрого роста цен приводят к спаду потребления благ и услуг, следствием чего является резкое ухудшение качества жизни семьи.

Таким образом, кризис семьи проявляется:

- в падении жизненного уровня семьи (безработица, низкие доходы);

- в нарастании бедности и воспроизводство ее в новых поколениях;

- в расслоении семей по уровню доходов;

- в бездомности (рост числа бомжей);

- в дезадаптированности семьи к новым условиям существования;

- в падении нравственных устоев семьи;

- в изменении норм поведения (алкоголизм и наркомания родителей, жестокое обращение с детьми, жестокость в супружеских отношениях);

- в нарастании психологических конфликтов в семьях;

- в росте числа разводов и опасности развода (два развода на три новых брака);

-в разрушении структуры семьи (неполные, материнские, альтернативные, маргинальные семьи);

- в сокращении числа детей на каждую семейную пару (распространение однодетных семей);

- в росте внебрачной рождаемости, в том числе, у несовершеннолетних женщин;

- в утверждении устойчивого существования вне семьи (одинокая жизнь);

- в появлении «альтернативных» типов семьи (вплоть до однополых).

Следовательно, семейное неблагополучие в России в большинстве случаев порождено общественными условиями и, как правило, неблагополучные семьи, деформируют личность ребенка.

Из существующего множества типологий семьи (психологические, педагогические, социологические) выделяется комплексная, которая предусматривает разделение семей на категории, различающиеся по умению успешно справляться с социально значимыми функциями:

- благополучные семьи,

- семьи группы риска,

- неблагополучные семьи.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке специалистов, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно разовой, однократной помощи специалистов.

Благополучие семьи характеризуется критериями, которые в различной мере поддаются качественному и количественному измерению.

1. Экономические аспекты благополучия предполагают экономическую самостоятельность семьи, жилищную обеспеченность и уровень дохода на каждого члена семьи не ниже среднедушевого уровня дохода по региону.

2. Демографические аспекты благополучия семьи характеризуют идеальную семью как семью, состоящую из обоих супругов и имеющую детей. По количеству детей предпочтительно, чтобы осуществлялось расширенное воспроизводство населения.

3. Социально-психологические аспекты качества функционирования семьи наиболее многочисленны и наименее поддаются точному измерению. Они раскрываются такими понятиями, как стабильная, активная, равноправная, ответственная, сплоченная, психологически комфортная семья.

4. Социально-педагогические аспекты предполагают педагогическую грамотность супругов, информированность их по всем важным для жизнедеятельности семьи вопросам.

При этом следует иметь в виду, что критерии благополучия семьи носят комплексный характер, так как отражают, с одной стороны, степень удовлетворения потребностей членов семьи, а с другой - степень удовлетворения семьей потребностей общества. Следовательно, благополучная семья должна обеспечивать:

- воспроизводство физически здорового и психически полноценного потомства;

- в надлежащей степени воспитание и социализацию подрастающего поколения;

- формирование российского самосознания, гражданственности и преемственность национальных социокультурных ценностей у своих детей;

- эмоциональные и психологически устойчивые отношения, разрешать все семейные конфликты своими силами, не прибегая к помощи социальных служб;

- развитие личности и реализацию личных интересов каждого члена семьи;

- условия для укрепления здоровья и полноценного отдыха всех членов семьи.

Хорошим браком считается тот, который характеризуется следующими признаками:

- толерантность;

- уважение друг к другу;

- честность;

- желание быть вместе;

- сходство интересов и ценностных ориентации.

Большое значение в благополучии семьи имеет разноплановая совместимость супругов:

- социальная,

- психологическая,

- сексуальная,

- семейно-бытовая,

- психофизиологическая,

- функционально-ролевая,

- ценностно-ориентационная.

Факторы семейного благополучия. Внешние объективные факторы - стабильность социальной системы, в которую включена семья, уровень жизни. Внешние субъективные факторы — сила социального контроля: эффективность правовых и моральных норм, культурных и национальных традиций. Внутренние объективные факторы - жилищные и материальные условия конкретной семьи.

Внутренние субъективные факторы - межличностные чувства членов семьи, совместимость и удовлетворенность браком.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные. Они справляются с задачами воспитания ребенка с некоторым напряжением своих сил, поэтому специалистам необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь. К данному типу семей можно отнести:

- неполные семьи;

- многодетные семьи,

- молодые семьи;

- малообеспеченные семьи;

- семьи с ребенком-инвалидом;

- семьи, где один или оба родителя являются инвалидами;

- семья «маленькая мама» (несовершеннолетние матери);

- семьи выпускников интернатных учреждений;

- семьи мигрантов, беженцев, переселенцев;

- замещающие семьи (опекунов, усыновителей, приемные семьи).

Неполной семьей считают семью одинокого родителя, проживающего с детьми или (в отдельных случаях) с ближайшими родственниками и единолично реализующего функции семьи.

В связи со сложной социально-экономической ситуацией в стране многие супружеские пары откладывают рождение детей или ограничиваются одним ребенком. Следовательно, в неполной семье количество детей не будет превышать одного-двух (хотя встречаются многодетные неполные семьи).

Процесс воспитания детей в неполной семье деформирован. Матери (чаще всего они остаются с детьми) вынуждены доказывать себе, бывшему мужу, окружающим, что могут справиться с воспитанием ребенка. Повышенная чувствительность и эмоциональность мешает женщине стать добрым советчиком своему ребенку. Обиженная на бывшего мужа женщина часто переносит свою боль на ребенка, находя в нем раздражавшие ее черты отца. Но случается и по-другому: мать полностью уходит в себя и перестает воспринимать и понимать окружающий мир, в том числе и собственных детей. Но результат всегда один: материнское состояние напрямую отражается на детях и крайне пагубно воздействует на психику ребенка. К тому же при разрыве отношений родители часто занимают противоположные позиции в деле воспитания, что опять-таки сказывается на детях.

В неполных семьях остро стоит проблема надзора за детьми, которая усугубляется стремлением женщин сохранить необходимый для нормального (достойного) существования уровень материальной обеспеченности, при этом общение с ребенком заметно сокращается.

Отсутствие отца так же усугубляет трудности внутрисемейного общения. Оставшись без отца, дети часто конфликтуют с матерями, не считаются с их мнением. По словам матерей, 6,3% таких детей употребляют спиртные напитки, около 5% состоят на учете у психиатра. Согласно статистическим исследованиям, 37% разведенных и 30% не состоящих в браке женщин по отношению к себе, а иногда и к своим детям, испытывают предвзятое отношение со стороны окружающих. При этом каждая десятая женщина сталкивается с отсутствием уважения, подозрением в аморальном поведении, повышенным интересом к личной жизни, а 4% женщин считают, что они представляют угрозу для других семей, 2% убеждены, что люди считают их детей асоциальными.

Отцовская неполная семья – это нетипичная для общества модель. Вместе с тем, у отца с ребенком (детьми) больше шансов создать новую семью.

В последние годы появилась новая категория неполных семей - неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, в результате какой-либо социальной катастрофы: гибель родителей малолетних детей, нахожде­ние родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство - чаще всего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание. Такие семьи, как правило, имеют низкий уровень доходов. Определенные сложности связаны с плохим состоянием здоровья пожилых людей, их более слабыми адаптационными способностями, неумением приспособиться к реалиям современности. К сожалению, они не могут использовать свой авторитет, способности для контроля ситуации, поэтому дети часто демонстрируют девиантные формы поведения.

В самом тяжелом положении находятся внебрачные семьи с одним родителем, часто с несовершеннолетней матерью или так называемые семьи «маленькая мама», которые образовались в результате рождения внебрачного ребенка. Эти семьи появляются, как правило, в связи с недостаточностью сексуального образования и информированности о контрацепции, семейным или социальным неблагополучием, порой с врожденными психическими или интеллектуальными ограничениями несовершеннолетних матерей. Ежегодно вне брака рождается почти треть всех рожденных за год детей. Кроме низкого материального положения такая семья испытывает негативное отношение со стороны общества. Для «маленьких матерей» особое значение играет поддержка со стороны старшего поколения. Данная категория семьей требует особого внимания и сопровождения со стороны специалистов, так как именно в этом случае особенно высок уровень возникновения сиротства (отказ от детей, пренебрежение их нуждами и т.д.)

Многодетные семьи были наиболее распространенны в России в начале XX в. В настоящей время многодетные семьи устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей (2,7%), а дети, воспитывающиеся в многодетных семьях - 18%.

В России Федеральное семейное законодательство не устанавливает определения, какая семья является многодетной. В соответствии с Указом Президента РФ от 5.05.1992г. №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» органы исполнительной власти субъектов России самостоятельно определяют, какие семьи являются многодетными. При этом понятие «многодетная семья» определяется ими с учетом национальных и культурных особенностей социально-экономического и демографического развития того или иного региона.

Многодетные семьи имеют общие социальные проблемы:

- материальные (с рождением каждого ребенка доход семьи уменьшается);

- проблемы с обеспечением полноценным питанием, одеждой, жильем;

- проблемы со здоровьем как следствие вышеназванных проблем (в многодетных семьях дети болеют значительно чаще, чем дети из других семей);

- рост числа разводов в сложных социально-экономических условиях;

- проблемы в сфере образования (у детей меньше условий и возможностей для получения полноценного образования);

- проблемы с воспитанием детей (дети чаще оказываются без присмотра, раньше приступают к самостоятельной трудовой деятельности; родители не знают, как организовать нормальные взаимоотношения, самообслуживание, распределение поручений в семье);

Обращает на себя внимание наличие индивидуальных проблем ребенка, связанных со спецификой жизни в многодетной семье:

- более жесткий контроль ограничивает свободу в принятии решений;

- дети более загружены;

- им не хватает родительского тепла из-за отсутствия времени у родителей;

- детям негде расслабиться, отдохнуть от избыточных контактов, затруднено проведение каникул, отдыха;

- дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе.

Молодая семья. Молодая семья является наиболее ответственным этапом функционирования и развития института семьи. На данном этапе жизненного цикла происходят события столь важной социальной значимости, что каждое из них может повлиять на дальнейшие перспективы как самой семьи, так и каждого ее члена. В течение начального периода существования семьи, как правило, завершается взаимная адаптация личностных качеств супругов, утверждается разделение семейных обязанностей, в большинстве случаев происходит рождение детей и, таким образом, заканчивается один из важнейших этапов формирования семьи как социальной группы.

Молодые семьи в своем семейном цикле должны осознать и благополучно решить задачи:

-достижения совместимости на разных уровнях;

-преодоления стрессовых ситуаций, связанных с ожиданием и рождением ребенка;

-овладения основными навыками семейного воспитания, бесконфликтного общения;

-приобретения информированности по различным аспектам функционирования семьи;

-достижения экономического благосостояния и стабильности;

-формирования активности и субъектности как во внутрисемейных отношениях, так и в отношениях

-молодой семьи с другими семьями и обществом в целом.

По целой совокупности причин молодая семья в состоянии определять перспективы существования самого института семьи. Выполняя важнейшие социальные функции, молодая семья в то же время несет в себе неизбежные элементы социального риска и поэтому она более чем взрослая семья, нуждается в помощи общества и государства, в создании условий для ее нормального функционирования. Этим и определяется необходимость комплексной поддержки молодой семьи, с тем, чтобы предотвратить неблагоприятные тенденции в ее динамике и укрепить все ее жизненно важные устои.

Особой темой исследований молодой семьи является вопрос о показателях качества функционирования семьи. При этом следует иметь в виду, что критерии благополучия семьи носят комплексный характер, так как отражают, с одной стороны, степень удовлетворения потребностей членов семьи, а с другой - степень удовлетворения семьей потребностей общества.

Благополучная молодая семья должна:

- состоять из супружеской пары и детей;

- количество детей в семье должно обеспечивать расширенное (простое) воспроизводство населения;

- среднедушевой доход на каждого члена семьи не должен быть ниже, чем среднедушевой доход в целом по данному региону;

- в качестве показателей уровня благополучия молодой семьи как социального института может выступать полноценное выполнение в семье социальных функций.

Благополучная молодая семья должна обеспечивать:

- воспроизводство физически здорового и психически полноценного потомства;

- в надлежащей степени воспитание и социализацию подрастающего поколения;

- формирование российского самосознания, гражданственности и преемственность национальных социокультурных ценностей у своих детей;

- эмоциональные и психологически устойчивые отношения, разрешать все семейные конфликты своими силами, не прибегая к помощи социальных служб;

- развитие личности и реализацию личных интересов каждого члена семьи;

- условия для укрепления здоровья и полноценного отдыха всех членов семьи.

При определении уровня благополучия молодой семьи все показатели должны быть достигнуты комплексно, поскольку низкий уровень выполнения любого из них создает возможность нестабильности функционирования семь

Показатели благополучия молодой семьи могут выступать в качестве критериев эффективности деятельности региональных социальных структур и служб по работе с молодыми семьями.

1. Экономические аспекты благополучия предполагают экономическую самостоятельность семьи, жилищную обеспеченность и уровень дохода на каждого члена семьи не ниже среднедушевого уровня дохода по региону.

2. Демографические аспекты благополучия семьи характеризуют идеальную семью как семью, состоящую из обоих супругов и имеющую детей. По количеству детей предпочтительно, чтобы осуществлялось расширенное воспроизводство . населения.

3. Социально-психологические аспекты качества функционирования семьи наиболее многочисленны и наименее поддаются точному измерению. Они раскрываются такими понятиями, как стабильная, активная, равноправная, ответственная, сплоченная, психологически комфортная семья.

4. Социально-педагогические аспекты предполагают педагогическую грамотность супругов, информированность их по всем важным для жизнедеятельности семьи вопросам.

«Нормально функционирующая семья - это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена». Согласно точке зрения современных исследователей, хорошим браком считается тот, который характеризуется следующими признаками:

- толерантность,

- уважение друг к другу,

- честность,

- желание быть вместе,

- сходство интересов и ценностных ориентации.

Благополучную семью определяют по следующим критериям:

- чувство принадлежности всех членов семьи к семейной группе и рассмотрение любых других лиц как посторонних;

- полная интеграция индивидуальных действий для достижения семейных целей;

- предположение о том, что земля, деньги, предметы обихода и вещи составляют семейную ценность;

обязательство поддерживать членов семьи и оказывать им помощь в случае необходимости;

- уверенность каждого члена семьи в поддержке со стороны остальных членов семьи в случае нападения посторонних;

- забота о благополучии семьи;

ü помощь взрослым детям в момент начала и продолжения их экономической активности в соответствии с ожиданиями семьи.

Большое значение в благополучии семьи имеет разноплановая совместимость супругов:

- социальная;

- психологическая;

- сексуальная;

- семейно-бытовая;

- психофизиологическая;

- функционально-ролевая;

- ценностно-ориентаыционная.

Совместимость супругов - это одно из основных условий стабильности брака, т.е. «способность членов группы согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения в различных областях и видах совместной деятельности».Факторы семейного благополучия

Внешние объективные факторы - стабильность социальной системы, в которую включена семья, уровень жизни.

Внешние субъективные факторы — сила социального контроля: эффективность правовых и моральных норм, культурных и национальных традиций.

Внутренние объективные факторы - жилищные и материальные условия конкретной семьи.

Внутренние субъективные факторы - межличностные чувства членов семьи, совместимость и удовлетворенность браком.

Большое число исследований посвящено проблеме влияния детей на взаимоотношения супругов, особенно в ситуации появления первого ребенка, что также может быть непосредственно отнесено к молодой семье. После рождения ребенка, а в ряде случаев и во время его ожидания, супружеская пара переживает кризис, связанный с приобретением супругами новых ролей и изменением сложившихся отношений в паре.

Рождение ребенка вызывает в отношениях супругов усиление поло-ролевой дифференциации, возникает необходимость становления молодых супругов в качественно новой роли - родительской.

Родительская роль, кроме множества положительных переживаний, доставляет родителям массу хлопот. В перечисленных выше исследованиях, касающихся удовлетворенности браком, отмечается, что супруги после рождения ребенка начинают жаловаться на ухудшение качества межличностного общения в семье. Установлена тесная взаимосвязь таких факторов, как удовлетворенность браком и чувство товарищества супругов. А чувство товарищества супругов, в свою очередь, отрицательно коррелирует с количеством детей в семье. Наличие детей снижает частоту межличностного общения супругов и, соответственно, удовлетворенность браком, что достигает апогея в период, когда первый ребенок идет в школу.

Существуют также данные об изменениях, происходящих в межличностном восприятии супругов, в их общении друг с другом, в распределении ролей, в особенностях сексуальных взаимоотношений и др. Утверждение о наличии изменений, происходящих в цикле развития семьи, и даже описание их характера ничего не говорят о причинах, что, в сущности, является наиболее важным вопросом, особенно в связи с необходимостью практического использования получаемых в эмпирических исследованиях данных. Ведь только зная этот ответ, можно пытаться направленно влиять на происходящие изменения, стараясь сгладить их возможные негативные последствия в конкретной работе с молодыми семьями, осуществляя процесс социально-педагогического сопровождения.

Интегральным показателем качества отношений в молодой семье может выступать степень удовлетворенности самих супругов семейной жизнью.

Социологический опрос показал, что в молодой семье полного удовлетворения семейной жизнью нет ни у мужа, ни у жены. Более того, лишь в 3-4 случаях незначительным большинством респондентов выражено удовлетворение отдельными сторонами своей жизни, а в 11-12% случаев такой положительный баланс чувств выражен числом респондентов от 50 до 20% .

Наименьшее удовлетворение у супругов вызывает их материальное обеспечение, жилищные условия, количество детей в семье и то, как они проводят свободное время. Все эти данные соответствуют по своему характеру и структуре общему неблагоприятному положению молодой семьи в современных условиях.

Критерии успешности функционирования молодой семьи:

- стабильность;

- качество адаптации членов молодой семьи друг к другу на физиологическом, психологическом и ценностном уровнях;

- непротиворечивая семейная ролевая структура;

- субъективное ощущение удовлетворенности у всех членов семейной группы;

- успешное выполнение семьей социальных функций по отношению к обществу.

Среди проблем, с которыми сталкивается современная молодая семья, можно выделить несколько.

1. Недостаточный уровень материальной обеспеченности молодой семьи.

2. Объективно повышенные финансовые потребности молодой семьи.

3. Снижение репродуктивной функции.

4. Нестабильность отношений в молодой семье.

5. Сложный психологически климат в молодой семье.

6. Обострение проблем на начальной стадии развития семьи.

Таким образом, выполняя важнейшие социальные функции, молодая семья в то же время несет в себе неизбежные элементы социального риска и поэтому она более чем взрослая семья, нуждается в помощи общества и государства, в создании условий для ее нормального функционирования. Этим и определяется необходимость комплексной поддержки молодой семьи, с тем, чтобы предотвратить неблагоприятные тенденции в ее динамике и укрепить все ее жизненно важные устои.

Малообеспеченная семья- семья, в которой размер ежемесячного дохода на каждого члена семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в данном регионе РФ.

Основную долю малообеспеченных семей в настоящее время составляют семьи с несовершеннолетними детьми и семьи безработных граждан.

Удельный вес семей с несовершеннолетними детьми и среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума столь значителен, что они, по-прежнему остаются основной группой бедного населения. Уровень благосостояния семей напрямую связан с численностью детей, воспитывающихся в них.

Низкий уровень заработанной платы, не обеспечивающих потребности семьи по содержанию иждивенцев, отставание размеров социальных выплат от роста стоимости жизни, безработица являются фактами, обуславливающими широкое распространение бедности среди семей.

Основные проблемы малообеспеченных семей:

- материальные (трудности с обеспечением потребностей в жилье, еде, одежде, медицинской помощи);

- досуговые (посещение культурных мероприятий, занятия спортом, посещение детьми кружков, секций и т.д. становится недоступным);

- ухудшение психологической атмосферы в семье (социальная неустроенность родителей приводит к психологическому напряжению, что в свою очередь порождает семейные конфликты, обострение не только супружеских, но и детско-родительских отношений; ограниченность или отсутствие необходимых материальных средств отрицательно сказывается на психическом здоровье взрослых и детей, а порой толкает членов семьи на аморальные и асоциальные действия);

- проблемы с воспитанием детей, перегрузка и стрессовые состояния большинства из них (нехватка средств является именно тем условием, которое содержит риск развития у ребенка зависти, падения авторитета родителей в связи с их «неумением жить»; ввиду тяжелого материального положения семьи, оба родителя вынуждены большую часть своего времени посвящать зарабатыванию денег и воспитание детей происходит не столько в прямом, сколько в косвенном и опосредованном виде).

Однако малообеспеченность – это не фатальная обреченность на заранее отрицательный результат воспитания. Она может способствовать формированию у ребенка активной жизненной позиции, стремлению в пределах своих детских возможностей облегчить жизнь семьи, формированию бережливости и т.д.

Неблагополучные семьи. Характеристика неблагополучных семей, т. е. семей, где ребенку плохо, очень разнообразна - это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают их, запугивают «для их же блага», не создают условий для нормального развития и т. д.

Семейное неблагополучие порождает массу проблем в развитии детей, их поведении, образе жизни, приводит к нарушению ценностных ориентации и угрожает жизни и здоровью детей.

Неблагополучные семьи подразделяются на семьи:

- с явной (открытой) формой неблагополучия;

- со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные).

Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия имеют низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, родители ведут аморальный, противоправный образ жизни. Жилищно-бытовые условия такой семьи не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя.

Работа специалистов с такими семьями должна осуществляться в тесном контакте с правоохранительными органами, органами здравоохранения, образования, опеки и попечительства, а также социальными службами. Для данного типа семей необходима активная и продолжительная поддержка со стороны специалистов.

К этой же категории семей можно отнести и конфликтные семьи, которым присущи супружеские скандалы, грубость, взаимные угрозы, оскорбления, разрушенное чувство любви, уважения, долга, ответственности, частое нарушение детьми норм поведения.

Семейные конфликты провоцируют у ребенка внутриличностные проблемы: эмоциональную нестабильность, неуверенность в себе, тревожность, замкнутость, отчужденность. Социализация ребенка деформируется, он усваивает сценарий конфликтного поведения для воспроизведения его в будущих семейных отношениях и отношениях с другими людьми.

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания детей, на первый взгляд, незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее, такие семьи оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия).

Отличительной чертой всех неблагополучных семей является жестокое обращение родителей со своими детьми. Если в семьях с открытой формой неблагополучия, жестокость по отношению к ребенку и пренебрежение его основными нуждами хорошо видны окружающим, то в семьях со скрытой формой подобное обращение с ребенком тщательно скрывается длительное время. Однако в том и другом случае последствия такого обращения со стороны родителей для развития ребенка одинаковы - отставание в физическом, интеллектуальном развитии, нарушение эмоционально-волевой сферы и т.д.

Физическое и психическое развитие детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, отличается от развития благополучных сверстников и характеризуется: замедленным темпом психического созревания, низким уровнем интеллектуального развития, бедной эмоциональной сферой и воображением, поздним формированием навыков саморегуляции и правильного поведения. Все это в сочетании с раздражительностью, вспышками гнева, агрессией, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью провоцирует конфликты со сверстниками.

Следовательно, неблагополучная семья оказывает отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, следствием чего являются ранние поведенческие отклонения.

1.3. Основные причины семейного неблагополучия

Для современного общества наиважнейшим базисным социальным институтом является семья. Не вызывает сомнения, что духовное богатство и благополучие общества во многом обусловлены уровнем культуры и благополучие семьи, и наоборот, материальное состояние семьи зависит от экономического благополучия общества. В семье формируется тип личности с определенными ценностями и потребностями, от семьи зависит восприимчивость человека к природе, искусству, литературе, активному досугу. Влияние и пример родителей и других родственников предопределяют социализацию и нравственное становление личности ребенка. Духовная связь и преемственность поколений в семье с первых дней жизни способствуют усвоению системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения.

В последние годы все чаще исследователи, изучающие проблемы современной семьи, говорят о том, что происходит падение педагогического потенциала семьи, престиже семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений, повышение риска подверженности детей отклонениям в развитии из-за неблагополучного психологического климата в семье. Можно констатировать, что налицо признаки дезорганизации семьи, кризисности современного этапа её развития, увеличение количества неблагополучных семейных союзов.

В нашем обществе одной из ведущих причин семейного неблагополучия является алкоголизм одного или обоих родителей. Нет точных статистических данных о том, сколько людей страдают от алкогольной зависимости и сколько детей воспитывается в таких семьях, хотя совершенно очевидно, что число этих детей увеличивается с каждым годом.

Как отмечают психологи, взрослые в такой семье, забыв о своих родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в алкогольную субкультуру, что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге члены семьи не уделяют внимания друг другу, в особенности родители детям, родители плохо относятся к детям либо вообще их не замечают. Вся жизнь такой семьи характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, а отношения между членами - ригидностью и деспотичностью, им приходиться тщательно скрывать неприятные семейные тайны от окружающих. В правилах семьи значительное место занимают запреты свободно выражать свои потребности и чувства, часто используются эмоциональные репрессии. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях.

Отличительной особенностью этого типа семей является то, что формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне) или уже исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагополучному психологическому климату в семейной группе.

В семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей:

ü недостаточная забота;

ü неправильный уход и питание;

ü физическое и сексуальное насилие;

ü игнорирование душевного мира и переживаний

Следствием этого является чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее.

Среди явно неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего, алкоголя. Человек, страдающий от алкоголизма, вовлекает в свое заболевание всех близких людей.

Чаще всего родители из неблагополучных семей провели свое детство в алкогольных семьях или в семьях с другими формами неблагополучия. Жизнь в таких семьях связана с постоянным ожиданием стресса, оскорбления, боли (физической или психологической), которое постепенно превращается в привычку, становится образом жизни. Даже после того, как все заканчивается, человек продолжает жить так, будто это может повториться в любой момент. За время жизни в алкогольной семье ребенок вырабатывает свои принципы выживания:

- «не выражай открыто своих чувств - это могут использовать против тебя»;

-«не верь никому, даже родным»;

-«не открывайся, не подпускай никого слишком близко, не рассказывай о своих слабостях и проблемах…».

С возрастом люди забывают, что это правила, существовавшие только в родительской семье, и распространяют их на весь мир и навсегда. Повзрослев, они находят таких же израненных партнеров и воспроизводят систему отношений своей родительской семьи. Это семьи с «хроническим неблагополучием». Только работа с несколькими поколениями таких семей позволит сказать, что семья «выздоровела» и может стать условно-адаптированной.

Для неблагополучной семьи характерна амбивалентность всех сторон ее жизни. Такая семья неупорядочена, непредсказуема, поэтому дети часто не знают, какие их чувства нормальны, а какие - ненормальны. Это приводит к нечеткости границ личности ребенка, теряются твердость психологической почвы («Я- размытость»), появляется нечеткость границ своего «Я», «Я- Отрицание».

Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, поэтому ребенку бывает трудно распознать правду. Взрослые пытаются отрицать негативный характер событий, происходящих в семье, из-за чего ребенок перестает понимать, что на самом деле совершается вокруг него.

Потребности ребенка в такой семье удовлетворяются от случая к случаю, не в полном объеме, поэтому он испытывает дефицит внимания к себе со стороны взрослых, следствием чего является закономерное желание привлечь внимание к себе любыми доступными способами, включая девиантные и делинквентные формы поведения.

Система воспитания в неблагополучной семье заставляет ребенка поверить в то, что он в какой-то степени виноват в происходящем: был недостаточно хорошим, совершил много ошибок, следовательно, «заслуживает» все то плохое, что с ним происходит. Все это приводит к постепенной утрате самоуважения и переносе вины взрослых на себя.

Своеобразным индикатором психологического климата семьи является эмоциональное состояние и поведение матери. Утрата ею моральных принципов - всегда деструктивный, разрушительный процесс, как для себя самой, так и для других.

Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка в неблагополучной семье, является созависимость матери. Созависимая жена, поглощенная заботой о пьющем муже, забывает о детях, которые больше, чем муж, нуждаются в ее участии и поддержке. Свое предназначение она видит в том, чтобы в одиночку «тащить семейный воз»: изо всех сил стремится содержать в порядке дом, одеть и накормить детей, но эмоционально остается для них недоступной. Вся ее энергия ушла на решение бытовых проблем, а просто на то, чтобы выслушать ребенка или побыть с ним рядом, у нее не остается ни времени, ни сил. Это ей кажется второстепенным.

Многие поступки созависимых жен мотивированы страхом: они полны тревожных предчувствий, вечного ожидания плохого, потому что действия мужа, больного алкоголизмом, непредсказуемы. Из-за опасений, что с ее близкими может что-то случится, мать усиливает свой контроль за ребенком. Неспособность корректировать свои действия в соответствии с требованиями ситуации вызывает у созависимой женщины развитие ригидности, что не улучшает ее отношения с ребенком, а только ухудшает, усиливая его (ребенка) эмоциональную материнскую депривацию.

Ригидность созависимых женщин может иметь различные формы:

- поведенческая ригидность выступает как негибкость (стереотипность) ежедневных, рутинных действий;

- духовная (моральная) ригидность предполагает, что все оценки лежат в плоскости «хорошо – плохо», а стандарты ожидаемого поведения абсолютны;

- эмоциональная ригидность сказывается в том, что созависимые имеют тенденцию попадать в ловушку одного-единственного чувства (например, вины, гнева, жалости);

- ригидность ролевых функций появляется склонностью судить и осуждать других.

Семейная атмосфера, отягощенная обстоятельством наличия в доме пьющего, усугубляется еще и указанными выше психологическими характеристиками созависимых членов, в первую очередь, жены. Ригидность мыслей, чувств, форм поведения исключает разнообразие оттенков, плавных переходов, существующих между крайностями. В силу этого супружеские отношения также тяготеют к крайностям, во многом зависят от ситуации: супруги легко переходят от любви к ненависти, от подъема настроения к депрессии, от эмоционального отчуждения к интимности.

Подобные взаимоотношения между супругами не могут не сказаться на личности детей, которым трудно уловить и понять смысл резко меняющихся отношений родителей друг к другу и к ним. Все это еще больше усугубляет проблему дисфункции семьи, для решения которой ни один из супругов не предпринимает действенных мер. Кроме того, созависимый супруг со временем по своим психологическим характеристикам становится все больше похожим на больного алкоголизмом (созависимых жен часто называют сухими алкоголиками), является почти его зеркальным отражением. Близость состояний пристрастия к алкоголю и созависимости проявляется в том, что в обоих случаях человек теряет энергию, здоровье, способность трезво мыслить и адекватно переживать. Свои усилия каждая из сторон направляет в непродуктивное русло: пьющий муж озабочен навязчивыми мыслями о прошлой или будущей выпивке, а созависимая жена так же навязчиво думает о том, как проконтролировать его поведение. В результате подобной симбиотической связи у обоих возможно появление сходных соматических расстройств в виде нарушения деятельности органов пищеварения (чаще всего - колиты и язвенная болезнь желудка), головных болей, гипертензии и др. Даже похмельный синдром имеет свой эквивалент созависимости: повторный брак с больным алкоголизмом. Как больной ищет алкоголь, чтобы облегчить симптомы похмелья, так и созависимая жена, оставившая привычное для себя окружение, вновь возвращается в такую же среду (к этому же или другому мужу-алкоголику), чтобы смягчить проявления синдрома лишения.

Созависимость возникает в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданиям всех ее членов. Особенно уязвимы дети. Отсутствие достаточного жизненного опыта, неокрепшая психика ребенка в условиях царящей в доме дисгармонии, ссор и скандалов, непредсказуемости и отсутствия безопасности при отчужденном поведении родителей глубоко травмируют детскую душу, что накладывают глубокий отпечаток на дальнейшую жизнь человека.

Значительную долю семейных проблем составляют внутрисемейные конфликты. Сложно объяснить одной или двумя причинами конфликты в семье. Как правило, их гораздо больше, они могут накапливаться годами, зависеть как от внутренних особенностей семьи, личностных качеств её членов, так и от внешних причин – ситуации в обществе.

Чаще всего конфликты в семье вызывают пьянство и алкоголизм, аморальное поведение членов семьи, материальные и жилищные проблемы, несовместимость интересов и целей сторон, совместное проживание нескольких поколений в стесненных условиях, вмешательство родственников в жизнь семьи, неправильное воспитание детей, развод, смерть одного из супругов, вступление в повторный брак.

Ни одна семья не может обойтись без конфликтов, это обычное явление. При возникновении конфликтов в семье больше всего страдают дети. Если в асоциальной семье конфликт оказывает прямое отрицательное воздействие на ребенка, то в благополучной семье – косвенное, изменяя личность ребенка. Возможны три варианта развития событий:

- ребенок становится свидетелем родительских размолвок, скандалов, нападок друг на друга;

- ребенок превращается в «громоотвод» - объект эмоциональной разрядки обоих родителей;

- ребенок делают инструментом в разрешении конфликта.

В первом случае ссоры родителей могут привести к отчуждению ребенка, вызвать чувство неприязни к родителям, потерю ребенком ощущения надежности и защищенности в семье, следствием чего является наличие у детей страхов, ночных кошмаров, неадекватной самооценки, могут сформироваться психосоматозы. Ребенок может замкнуться в себе.

Во втором случае ребенка кидают из одной крайности в другую: от гиперопеки к вседозволенности. Малыша стараются привлечь на свою сторону, ограничить его общение с другим родителем. Негативное отношение к ребенку, завышенные или заниженные требования не позволяют ему адекватно оценить свое поведение и отношение с окружающими, травмирует психику.

В третьем случае ребенок живет не своей жизнью, а разрывается между родителями. Вместо поисков взаимопонимания родители нередко призывают принять сторону одного из них. Ради его поддержки родители пускают в ход любые средства – подарки, обещания. Это может привести к эмоциональным расстройствам (беспокойство, пониженное настроение, нарушение сна и аппетита, непослушанию, протесту, агрессии). Ребенок теряет ориентиры, привыкает манипулировать людьми в своих интересах. Любые семейные конфликты провоцируют внутриличностные проблемы у детей:

- эмоциональную нестабильность,

- неуверенность в себе,

- тревожность,

- замкнутость, отчужденность.

Социализация ребенка деформируется, он усваивает сценарий конфликтного поведения для воспроизведения в его будущих семейных отношениях и отношениях с другими людьми.

Таким образом, ребенку, чтобы защититься, приходится принимать на себя какую-либо роль. Ролевые функции детей - это реакция на стресс, каким является проблемы в семье. Описаны три основных роли, которые могут брать на себя дети.

«Герой семьи», ответственный ребенок. Этот ребенок с высокими достижениями в учебе, уделяющий мало внимания своим интересам, на первое место он ставит интересы других. Может быть лидером в классе, компании, активен в ситуациях, требующих быстрых действий. Содержит свои вещи в порядке. Часто это старший ребенок в семье.

«Проблемный ребенок». Использует негативные формы поведения для привлечения к себе внимания. Чувствует себя эмоционально отвергнутым, своим поведением бросает вызов семье. Как сам, так и его друзья, часто попадают в трудные ситуации. Легко вовлекается в группы сверстников, употребляющих алкоголь, наркотики.

«Потерянный». Держится изолированно от всей семьи, живет фантазиями, проводит время в одиночестве за тихими занятиями, сильно страдает от одиночества. Родители считают, что он не нуждается во внимании, так как сам может позаботиться о себе. Любит помогать оказавшимся в беде, свои трудности считает менее важными, чем трудности других, уступчив. По мере взросления может приобщаться к употреблению наркотиков и алкоголя с целью достижения психологического комфорта.

Один и тот же ребенок может в разное время принимает на себя разные роли. Но всегда у детей остается неизменной цель: выработать предсказуемые реакции в рамках непредсказуемой семейной атмосферы.

Если не заниматься психокоррекцией поведения детей, то их будущее может наполняться новыми проблемами. Герой семьи вынужден очень быстро взрослеть и в зрелом возрасте не может справиться с поражениями и ошибками, считает себя ответственным за все происходящее вокруг. Проблемный ребенок становится делинквентным еще в школе. В его реакциях закрепляется чувство гнева, желание бросить вызов окружающим постоянно затрудняет его адаптацию в семье и на работе. Потерянный - склонен к изоляции, легко становится зависимым от алкоголя и наркотиков.

Следовательно, окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей обязательно отразятся на ребенке, и, в первую очередь, на особенностях его характера. Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка, то, вполне вероятно, что сформированные черты его личности будут патологическими. Он может стать носителем определенного симптома, который в явной или скрытой форме присутствует в семье, и это непременно скажется на свойствах его личности.

Психология семейного воспитания должна определяться наличием оптимальной родительской позиции - принимать ребенка таким, каков он есть, тепло относится к нему, объективно оценивать его и воспитывать на основе этой оценки. Если родители способны изменять методы и формы своего действия в соответствии с изменением обстоятельств жизни ребенка, если их воспитательные усилия нацелены в будущее и соотносятся с требованиями, которые поставит перед ребенком его дальнейшая жизнь, то это – оптимальная родительская позиция. Она всегда направлена на благо ребенка и предполагает критичное отношение родителей к своим ошибкам и разумное проявление своей любви к детям.

Все хорошее и плохое закладывается в человеке с первых дней его пребывания в этом сложном и противоречивом мире. Приобщение к жизни складывается, главным образом, из того, в чем ребенок подражает взрослым, и что взрослые культивируют в нем. Поэтому влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико.

Каждый ребенок с самого раннего возраста ждет участия родителей в своих проблемах и трудностях, рассчитывая на их поддержку, понимание и любовь. Однако родительскую любовь взрослые понимают по-разному. Для одних это неусыпный контроль, для других - постоянное выражение нежности, для третьих - материальное обеспечение, для четвертых - предоставление неограниченной свободы. Поэтому многие родители не могут понять, почему, несмотря на любовь, у них нет контакта с детьми, и все их воспитательные усилия оборачиваются поражением. В понимании детей чрезмерная строгость и требовательность родителей, особенно матери, чаще всего, ассоциируется с равнодушием и отвержением, что может породить чувство неполноценности и ожидание того, что кто-то их все-таки поймет и полюбит («комплекс феи»).

Накапливая, таким образом, собственный опыт поведения и отношения к окружающему миру, ребенок, в первую очередь, берет пример с отца, который не всегда является образцом для подражания. Все отрицательные качества отца, как правило, быстро перенимаются детьми (грубость, нецензурная брань, вспыльчивость, неряшливый внешний вид, курение, употребление спиртных напитков). Дети подражают не личности в целом, а ее определенным качествам, иногда только внешним признакам.

Среди детей довольно часто встречается и такая личностная деформация, как лживость, вызванная также подражанием родителям. Дети лгут, а порой им нравится уличать во лжи своих родителей. Это является для детей самым веским оправдательным аргументом, если взрослые попытаются уличить их в обмане. Некоторые родители неумышленно порождают детскую ложь собственным примером, поэтому им не мешало бы более серьезно отнестись к таким вопросам детей: «Мама, зачем ты сказала по телефону неправду? Разве ты действительно собираешься уходить и очень торопишься?».

В настоящее время еще одним источником неблагополучия является педагогическая несостоятельность родителей, которая характеризуется:

- низкой педагогической культурой;

- провоцированием неуважения ребенка к общественным требованиям;

- грубостью ребенка;

- неповиновением;

- отчуждением ребенка от коллектива, семьи.

В таких семьях родители имеют недостаточный уровень развития, не способны помогать детям в учебе, все усилия родителей направлены только на поддержание материального благополучия. Из-за педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы утрачивается воспитательная роль семьи, и она по степени своего воздействия начинает уступать другим институтам социализации, играющим неблагоприятную роль, например, дворовым компаниям. Такие семьи - источник безнадзорности детей и подростков.

А ведь семья – базисная основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Социально-психологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Семья как основная среда, формирующая личность ребенка

Автор: Степанова Мария Леонидовна

Дата: 16.02.2015

Номер свидетельства: 174096

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Семья  как фактор, провоцирующий  отклоняющее  поведение  подростков "
    ["seo_title"] => string(80) "siem-ia-kak-faktor-provotsiruiushchii-otkloniaiushchieie-poviedieniie-podrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "237704"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444379046"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Статья "Влияние семьи и школы на формирование здоровья ребенка" "
    ["seo_title"] => string(70) "stat-ia-vliianiie-siem-i-i-shkoly-na-formirovaniie-zdorov-ia-riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "149872"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420357802"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Влияние народной семейной педагогики на развитие личности ребенка "
    ["seo_title"] => string(76) "vliianiie-narodnoi-siemieinoi-piedaghoghiki-na-razvitiie-lichnosti-riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "141401"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418119522"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Роль сюжетно-ролевой игры в социальном становлении ребенка"
    ["seo_title"] => string(66) "rol_siuzhietno_rolievoi_ighry_v_sotsial_nom_stanovlienii_riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "351355"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477161282"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Семья как фактор психологического здоровья "
    ["seo_title"] => string(50) "siem-ia-kak-faktor-psikhologhichieskogho-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "184239"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426009225"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства