Родительское собрание на тему: "Педагогика понимания"
Родительское собрание на тему: "Педагогика понимания"
Педагогика должна стать наукой для
всех - и для учителей, и для родителей.
В.А.Сухомлинский.
Отношения между родителями
и детьми столь же трудны
и столь же драматичны, как
отношения между любящими.
А. Моруа
Цель: способствовать взаимопониманию детей и взрослых путём создания атмосферы доверия и взаимодействия через ролевое представление проблемы, возникающей среди детей и родителей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему: "Педагогика понимания" »
Родительское собрание - спектакль
«Педагогика понимания».
Педагогика должна стать наукой для
всех - и для учителей, и для родителей.
В.А.Сухомлинский.
Отношения между родителями
и детьми столь же трудны
и столь же драматичны, как
отношения между любящими.
А. Моруа
Цель: способствовать взаимопониманию детей и взрослых путём создания атмосферы доверия и взаимодействия через ролевое представление проблемы, возникающей среди детей и родителей.
Ведущий.
Уважаемые родители! Мы знаем, что воспитание детей дело трудное, поэтому на встречу с вами сегодня пришли учёные, директора школ, учителя. Сегодня они дадут вам советы, как правильно, без ошибок, воспитывать детей. Первое слово я предоставляю директору школы Королеву Давиду.
Директор.
Уважаемые родители! Ваши дети учатся во 2 А классе. Всегда ли вы находите время поговорить с ними о школьных делах? (обводит родителей взглядом)
-Никогда!? (грозно).
Никогда не спрашивайте своего ребёнка:
- Тебя вызывали к доске?
- Сколько пятёрок ты получил?
Лучше спросите мягкой, доброжелательной интонацией:
- Что сегодня было интересного в школе?
Ведущий.
Слово имеет доктор медицины ПОРЯДКОВА ДАРЬЯ.
Доктор медицины.
Чтобы ваши дети хорошо учились, надо, чтобы они были здоровыми. Уделяйте больше внимания закаливанию, прогулкам на свежем воздухе. От этого двойная польза: общение с ребёнком и укрепление здоровья. Очень жаль, если ваш ребёнок будет выглядеть так, как герой следующего стихотворения.
Ученик 1. СКАЧКОВ А.
Спортом я не занимаюсь,
Я никак не закаляюсь.
Бегать, прыгать нету сил.
Свет мне кажется не мил.
Я сутулый и хромой,
Я совсем уже больной.
Ведущий.
Ещё один совет даёт заслуженная учительница ТИХОНОВА А.
Учительница.
Если ребёнок совершает дурной поступок, то его мучает совесть. Но вы наказываете его, и совесть замолкает. Великий педагог Януш Корчак провинившегося ребёнка или оправдывал, или прощал. А как в ваших семьях относятся к дурным поступкам детей? (учительница обращается к родителям) как бы вы, уважаемые родители, поступили в следующей ситуации?
Чтение отрывка из рассказа Л. Толстого:
«Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришёл и спросил: «Кто разбил?» мальчик затрясся от страха и сказал: «Я».
- Как вы считаете, что ответил отец? (выслушиваются варианты ответов)
Ведущий.
- Отец сказал: «Спасибо, что правду сказал».
Но порой бывает и так, как описано в стихотворении «Ваза».
Ученик 2. АСУХАНОВ А.
Папа вазу опрокинул,
Кто его накажет?
«Это к счастью, это к счастью!» -
Всё семейство скажет
Ну а если бы к несчастью,
Это сделал я?!
«Ты разиня, ты растяпа!» -
Скажут про меня.
Ведущий.
Продолжит наш разговор доктор педагогических наук АКИМОВ А.
Доктор педагогических наук.
«Бить или не бить?» - вот в чём вопрос. Парламент Великобритании решил: бить. Для этого, представьте, специальные ремни выпускают. А в Европе не принято даже ставить в угол. А как обстоят дела в наших семьях? Может быть, как в стихотворении «Взрослым»?
Ученик 3. МЕЛЬНИЧЕНКО Р.
Я в своей родной квартире
Как на службе строевой.
Командир на командире,
Я один здесь рядовой.
Вам я должен подчиняться,
По приказу одеваться,
По приказу умываться,
Ровно заправлять кровать,
По команде есть садиться,
По режиму спать ложиться,
По будильнику вставать.
Теперь вам ясно, почему
Начал огрызаться я?
Конец терпенью моему!
Де-мо-би-ли-за-ция!\
Ведущий.
Наш следующий вопрос – о труде. Сейчас перед вами выступит педагог-новатор Граф С.
Педагог-новатор.
У каждого ребёнка в семье должны быть свои обязанности. Маленький ребёнок – маленькое дело, растёт ребёнок – растёт и его дело. Если вы хотите, чтобы малыш выполнил ваше поручение, подкрепите свою просьбу словами «пожалуйста», «если тебя не затруднит». А знаете ли вы вежливые слова? Сейчас проверим.
- Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого «спасибо».
- Зазеленеет снова старый пень,
Когда услышит «добрый день».
- Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы «спасибо».
Когда бранят за шалости,
Говорим: «Прости, пожалуйста!»
- И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят: «До свидания!»
Помните, уважаемые родители, что ваши дети сделают гораздо больше, если их об этом просить, а не приказывать. Вот вам пример того, как мама сумела найти выход из трудного положения.
Сценка «Маму не запугать».
(Два ученика сидят на ковре среди разбросанных игрушек.)
Автор.
- Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама заходит в дом,
Мама глядит кругом.
(Девочка- «мама» с тяжёлыми сумками. Наклоняется, снимает боты.)
Мама.
- Был на Квартиру налёт?
Дети.
- Нет.
Мама.
- К нам приходил бегемот?
Дети.
- Нет.
Мама.
- Может быть, дом не наш?
Дети.
- Наш.
Это приходил Серёжка,
Поиграли мы немножко!
Мама.
- Значит, это не обвал?
Дети.
- Нет!
Мама.
- Слон у нас не танцевал?
Дети.
- Нет!
Мама.
- Значит, просто показалось,
Я напрасно волновалась!
Вместе в доме уберём
И порядок наведём!
(Берёт детей за руки.)
Дети.
- Да!
Ведущий.
Переходим к следующему вопросу. Слово имеет ректор института МУХАМЕДЖАНОВ А.
Ректор.
- Если ваши дети сильно увлечены телевизором, компьютером, не хотят гулять, общаться с друзьями, то телевизор должен «сломаться» хотя бы на месяц. Вы спросите: «А как же взрослые»? Отвечу: «Воспитание требует жертв». Задумайтесь над этой проблемой!
Ученик 4. ДРЕМЛЮГИН Р.
Я тружусь целый день,
И поверьте, мне не лень
У компьютера сидеть,
Телевизор поглядеть.
Все программы без разбора
Я смотрю аж «до упора».
Лёжа книжки я читаю,
Свет при этом не включаю:
Стало плохо с головой
И с глазами…я – слепой!
Ведущий.
- А сейчас, уважаемые родители, мы предложим вам решить одну воспитательную задачу.
Сценка «Мать и дочь».
Автор.
- Мать посмотрела однажды в тетрадь дочери и начала её ругать.
Мать.
(тычет пальцем в тетрадь и говорит сердито)
- Ты что, дурная совсем? Не знаешь, как пишется это слово? У тебя что, мозгов нет, ослиная твоя голова?! Думать надо, когда пишешь! Будешь все каникулы учиться грамотно писать!
(Дочка пытается оправдаться, но сердитая мать не даёт ей и рта раскрыть, затем берёт за руку и уводит).
Ведущий.
- А как вы, уважаемые родители, поступаете в такой ситуации? Мы не требуем от вас ответа, но очень хотим, чтобы среди вас не было таких пап и мам.
Каждый день дети общаются со своими родителями. Но, согласитесь, иногда мамам и папам бывает некогда, у них находятся какие-то неотложные дела, а детям так много хочется у них спросить. И вот сегодня у них появилась возможность получить ответы на волнующие вопросы
Сценка «Как начинается война»?
(мама вяжет, папа читает газету, сын учит историю)
Сын.
- Папа, а как начинаются войны?
Папа.
- Вот как, сын мой. Предположим, Англия поссорилась с Америкой.
Мама.
- Англия с Америкой поссориться не может.
Папа.
- Да кто утверждает, что они поссорятся?! Я просто хотел привести теоретический пример.
Мама.
- Смешно. Да ведь ты втолковываешь парню какие-то бредовые идеи!
Папа.
- Ничего бредового я ему не внушал!
Мама.
- Если он будет тебя слушать, так ничего толкового из парня не выйдет. (рассердилась, кинула в папу клубок)
Сын.
- (встаёт между родителями)
Спасибо, папа, спасибо, мама. Теперь я знаю, как начинаются войны.
Ведущий.
- А теперь настало время немного отдохнуть и провести психологический эксперимент. Кто хочет подвергнуться испытанию?
(приглашаются несколько родителей)
- Перед вами три стакана. В одинр из них мы капнули несколько капель нежнейших духов. Вам нужно определить, куда капнули духи.
Познакомьтесь, перед вами внештатный корреспондент журнала «Здоровье» ШОТТ В.
Корреспондент.
- Вообще-то, моя специальность – психотерапевт. Я занимаюсь всякими там ненормальными явлениями. Ну, насчёт флаконов вас просто обманули! Ни в одном ничего не было. А вы что-то почувствовали, да? Тяжёлый случай! Это просто ваши нервы расшатались. Ой, какие тонюсенькие стали…(вытягивает нитки) Они уже никуда не годятся. Я вам лучше подарю новые, стальные. Этих нервов надолго хватит. А теперь смотрите мне в глаза. (косит)
Внимание! Представьте, что у вас слегка кружится голова (вертит головой). Вам страшно…(делает страшное лицо). Хочется улыбнуться! Ну и улыбнитесь, если хочется. Улыбка ещё никому не вредила. Напротив, улыбка всегда выручит вас в трудную минуту. Улыбка поможет вам в общении с людьми.
Ведущий
-Каждый ребенок нуждается в понимании, уважении.
Инсценировка стихотворения. Овсей Дриз «Кто я?»
1.Мать говорит:
-На кого он похож?
Волосы дыбом-
Не мальчик, а еж!
2.Вот я причесан,
Я мальчик опять.
Только надолго ль,
Хотел бы я знать?
3.Стоило локтем
Сестренку задеть,
Крикнул отец:
-Неуклюжий медведь!
4.Сел я спокойно,
Я мальчик опять.
Только надолго ль,
Хотел бы я знать?
5.Взял и запел я,
Тут бабушка вдруг:
-Да замолчи ты,
Горластый петух?!
6.Молча вздыхаю,
Я мальчик опять.
7.Спать я сегодня
Не сразу пошел.
Дед рассердился:
-Упрямый козел!
8.Вот я в постели,
Я мальчик опять.
Только надолго ль,
Хотел бы я знать?
9.К стене отвернулся
И дуюсь молчком-
Того и гляди,
Обзовут индюком!
10.Всех птиц и зверей
Принялся вспоминать,
Кем буду я завтра,
Хотел бы я знать.
Ведущий.
- Послушайте, пожалуйста, стихотворение средневекового поэта Себастьяна Брандта.
Ученик 5.АВДЕЕВ А.
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому:
Родители пример ему.
Багдатов А
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
Всё то от них, чему их учит…
Буланов Д.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за слова свои в ответе.
Кенжебаев Д.
И за дела: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Ведущий
-Узнаете ли вы в следующей сценке своих детей
Инсценировка стихотворения А.Барто. «Почему телефон занят?»
автор
По телефону день-деньской
Нельзя к нам дозвониться!
Живет народ у нас такой-
Ответственные лица:
Живут у нас три школьника
Да первоклассник Коленька.
Придут домой ученики,
И начинаются звонки-
Звонки без передышки.
А кто звонит? Ученики,
Такие же мальчишки.
Сережа
-Андрей, что задано, скажи?
Андрей
Ах, повторяем падежи?
Все снова по порядку?
Ну ладно, трубку подержи,
Я поищу тетрадку.
-Сережа, вот какой вопрос:
Ты полушария унес?
Сережа
Я в парте шарил, шарил,
Нет карты полушарий!-
Автор
Не замолкают голоса,
Взывает в трубку кто-то:
Кирилл
-А по ботанике - леса,
Луга или болото?-
Автор
Звонят, звонят ученики…
Зачем писать им в дневники,
Какой урок им задан?
Ведь телефон-то рядом!
Звонят друг другу на дом!
Звонят, звонят ученики…
У них – пустые дневники.
-какой совет вы бы дали родителям, которые часто за своих детей узнают домашнее задание
Ведущий.
- Дорогие родители, мне очень хочется, чтобы сегодняшний наш разговор не прошёл даром, чтобы он, в хорошем смысле слова, повлиял на ваши отношения с детьми. Я нисколько не сомневаюсь в том, что все вы любите своих детей. Но умеете ли вы проявлять любовь так, чтобы ребёнок понял, что он любим? Чувствует ли ребёнок, что вы его любите не только тогда, когда он этого заслуживает, а всегда, независимо от его поведения? Постарайтесь объективно, сами для себя, ответить на эти вопросы. Ваше поведение должно говорить ребёнку: «Я люблю тебя таким, каков ты есть».
Ученик 6. Ковков Е.
Дети – это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук.
Дети – это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.
Ученик 7.Тарасевич С.
Вечный беспорядок в золоте колечек,
Ласковых словечек шёпот в полутьме,
Мирные картинки птичек и овечек,
Что в уютной детской дремлют на стене.
Ученик 8.Подойникова Ю.
Дети – это вечер, вечер на диване,
Сквозь окно в тумане, блёстки фонарей,
Мерный голос сказки о царе Салтане,
О русалках-сёстрах сказочных морей.
Ученик 9.Лапшин И.
Дети – это отдых, миг покоя краткий,
Богу в кроватке трепетный обед,
Дети – это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ.
Песня «Крокодители»
Слова на доске: любовь, ласка, доброта, уважение, честность верность, дружба, искренность, понимание, забота, согласие.
Письмо – обращение детей к родителям.
-Родителям: философ Джами 15 век.
Ты памятью свой разум озари,
И день минувший весь пересмотри:
Все ладно ль за день у тебя прошло?
Что сделал за день ты – добро иль зло?
Собой владел ли? Мудр и сдержан был?
Иль разума границы преступил?
Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать всего, о чём прошу.
Не бойтесь проявлять твёрдость по отношению ко мне. Это позволяет мне знать меру и место.
Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила-это всё, что имеет значение. С большей готовностью я восприму ваше руководство мной.
Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет пытаться « выйти сухим из воды» во всех возможных случаях.
Не давайте пустых обещаний. Это подорвёт моё доверие к вам.
Не заставляйте меня чувствовать себя малышом. Я компенсирую это тем, что буду вести себя так, как будто я –«центр Вселенной».
Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя сам. Если это произойдёт, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда.
Не делайте мне замечание в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних.
Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации. Я всё равно ничего не услышу, а если услышу, то не стану реагировать. Поговорите со мной тогда, когда ваш гнев уступит место здравому смыслу.
Не пытайтесь меня всё время поучать. Вы удивились бы, узнав, как хорошо я знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною, это преступление. Я должен научиться делать ошибки. Не думая при этом, что я ни на что не годен.
Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Иначе мне придётся притвориться глухим, чтобы как-то защититься.
Не испытывайте слишком сильно мою честность. Меня легко испугать, при этом я начинаю врать.
Не забудьте, что я развиваюсь, а значит -экспериментирую. Таким образом я учусь. Примиритесь, пожалуйста, с этим.
Не обращайте внимания на мои маленькие недомогания. Я могу научиться получать удовольствие от своего плохого здоровья, если благодаря ему я буду в центре вашего внимания.
Не отмахивайтесь от меня, если я задаю вам честные и прямые вопросы. В противном случае вы обнаружите; что я перестал вас спрашивать и ищу интересующую меня информацию там, где мне её предлагают.
Не отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы. Я просто хочу обратить на себя ваше внимание.
Никогда не считайте, что извиниться передо мной - ниже Вашего достоинства. Ваше честное извинение и признание своих ошибок вызывает у меня по отношению к вам удивительно тёплые чувства.
Никогда не утверждайте, что вы совершенны и непогрешимы. Иначе мне придётся быть достойным слишком многого, а так не хочется утверждаться в обратном.
Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени вместе. Стоит беспокоиться о том, как мы с вами его проводим.
Не позволяйте моим страхам возбуждать в вас тревогу. В противном случае я действительно испугаюсь. Демонстрируйте мне ваше мужество и собственную храбрость.
Не забывайте, что мне нужно ваше понимание и поддержка. Я думаю, что вы и без меня это знаете.
Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Я тоже хочу быть вашим лучшим другом.
Не забывайте, ваши добрые мысли и тёплые пожелания, которые вы дарите мне щедро каждый день, если не сейчас, то через годы, вернутся вам сторицей.
Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо я – ваш ребёнок!