ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ
«Общение родителей с детьми» (Слайд 1)
Видео. Начать выступление с притчи (но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет; разумное сочетание любви, ласки и строгости способствует воспитанию нормально социализирующейся личности)
Эпиграф. (Слайд 2)
"Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми"
Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями - это радостный и напряженный труд. И, выполняя эту работу, вы ни один раз заходите в тупик, испытываете сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания.
Сегодня мы постараемся ответить на отдельные вопросы: Как нужно общаться с детьми? Нужно ли наказывать детей? Как поступать если ребенок лжет? И другие…
Конечно, воспитать ребенка - дело нелегкое. Мифы об ангельски чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют действительности.
Дети - не ангелы, а маленькие человеческие существа, и поэтому из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических оскорблений.
Телесные наказания и битье детей абсолютно неприемлемы. (Слайд 3) Ребенок, которого бьют, чувствует себя оскорбленным и униженным, он чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Кроме того, его непрерывно мучает страх, что может оказаться губительным для его развития. Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из - за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее понимать, что такое наказание - это «Проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал». Но нужно заметить, что словесные - обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.
Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий - наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка, если мы действительно хотим научить ребенка, как следует себя вести. Человек - это ценность, которая включает в себя любовь, добро, счастье и достоинство.
Развитию способности видеть и понимать, более всего препятствует убеждённость в своей непогрешимости. (Слайд 4) Одним из наших глубочайших заблуждений является эта убеждённость: « я старший, значит, я прав!» ни наш возраст, ни роль старшего, ни даже то, что мы именуем опытом, не гарантирует нам правильности нашего поведения в обращении с детьми.
Положение старшего налагает на нас обязанность постоянно учиться, всю жизнь учиться контролировать свои действия, выражения в отношении младшего. (Слайд 5) Если мы этого не делаем, а чего греха таить, это так, то что толку в жалобах! Часто мы ждём чуда, что ребёнок подрастёт и будет нас слушаться, увы, это не всегда надёжное ожидание. Если мы не захотим пойти ребёнку навстречу, понять его, где - то превозмочь себя, шагнуть за рамки привычного, то мы никогда не сможем найти с ним общий язык. Для нас он станет более трудным и неуправляемым.
Жизнь и наука доказали, что все беды детей, объясняются ошибками семейного воспитания, главное из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое главное для ребенка - чтобы его любили таким, какой он есть.
Выдающийся педагог В. А. СУХОМJIИНСКИЙ говорил: " Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродуют их"
Есть много разновидностей этой уродливой любви, главное из них:
- ЛЮБОВЬ умиление,
- ЛЮБОВЬ деспотическая,
- ЛЮБОВЬ откупа.
Любовь умиление - (Слайд 6) самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия" можно", " нельзя", " надо". Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое ' убеждение в том, ЧТО он приносит счастье, радость родителям и другим уже тем, что он просто живет на свете.
Деспотическая любовь (Слайд 7) - это форма - одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из - за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим.
Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш ребенок - такой же человек, как и ВЫ, его душа, явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.
Любовь откупа – (Слайд 8) состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.
Какой же должна быть родительская любовь? Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. Положение бывает различным: благополучным, когда родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех; когда его уважают и он уважает других; и неблагополучным, когда ребенок - баловень семьи, а затем нередко - деспот семьи, либо изгой и растет, как сорная трава, либо он - " квартирант", которому нет дела до семейных проблем. Эти семьи мы называем семьями социального риска.
Очень часто мы сталкиваемся еще с одной проблемой – лживостью (Слайд 9) У человека подобные действия, совершаемые в детском возрасте, достаточно часто приобретают стабильный характер и становятся качеством личности. Формированию лживости как личностной черты способствуют слишком многочисленные запреты и невыполнимые требования, адресованные ребенку. В этих условиях появление детской лживости связано с переживанием чувства стыда за свой поступок, страха перед наказанием, а также со стремлением к самоутверждению, когда лживость направлена на привлечение к себе внимания окружающих.
Что делать, если вы обнаружили, что ребенок соврал:
Не драматизируйте. Дайте понять, что вы знаете, что ребенок говорит неправду, и осуждаете его поступок. Именно поступок, а не его самого!
Обсудите с ребенком, как можно было бы поступить по-другому, не прибегая ко лжи.
Дайте ребенку понять, что даже если он в чем-то провинился, то лучше рассказать правду, даже если его будут ругать. Потому что если он соврет и это раскроется, то ругать будут в два раза сильнее: за проступок и за вранье.
В будущем постарайтесь лучше контролировать собственное поведение: не допускайте лжи сами, а также не провоцируйте ложь, задавая определенные вопросы, например: "Кто это сделал?"
Помните, что большинство детей проходят через период лжи, не становясь патологическими лгунами.
Помимо родителей, друзей по школе, дети большую часть времени общаются с современными достижениями в виде интернета. А почему так происходит? (Слайд 10)
Ведь ничто не заменит маленькому человечку тепло общения, когда он «тычет в книжку пальчик» на коленях у отца или деда. Но у одного могут быть дела, другому нужно отдохнуть, а ребёнку хочется именно сейчас задать кучу вопросов. Вот и приходит на помощь умная игрушка. Умная в том смысле, что она умеет запоминать, отвечать и подсказывать. Здесь и ответ на вопрос, почему дети так любят общаться с компьютером и мобильным телефоном.
Мобильный телефон – вещь бесспорно полезная. Мы думаем, что он нужен нашим детям для того, чтобы держать с нами связь. А они думают – он для того, чтобы извлечь из него максимум удовольствия. Из нестыковки этих целей произрастают конфликты, которых можно было бы избежать.
Мобильный телефон покупается не ребёнку, а родителям, которые хотят иметь возможность его контролировать. Родителям намного спокойнее, когда они знают, что в любой момент могут связаться с ребёнком.
В подростковой группе мобильник – своеобразный показатель социального статуса. Причём зависит это не от собственных достижений ребёнка в учёбе или спорте, а исключительно связано с тем, насколько богаты его родители. В такой ситуации может возникнуть нездоровое соревнование между детьми и появление разногласий в семье.
Мобильный телефон - дополнительная статья расхода в семье, особенно если ребёнок не может контролировать свои разговоры.
Самое страшное, что мобильник ограничивает способности ребёнка к адаптации и общению. Мир ребёнка сейчас часто сужен вокруг компьютера, интернета, мобильника, отпадает потребность выходить на улицу, зачастую у него не появляется опыта дружбы, общения. Выходит, мы растим своего рода виртуальных аутистов (люди с низким интеллектом) – отрезанных от внешнего мира людей.
Самое главное то, что телефон приносит вред здоровью (Слайд 11).По данным исследований российских экспертов в области радиобиологии по вопросу влияния электромагнитных полей телефонов на детей и подростков представлены выводы об угрозе здоровью будущих поколений, включая отрицательное влияние на развитие организма, повышение уровня нервозности и раздражительности, влияние на мозг, ослабление памяти, снижение внимания, умственных способностей, нарушение сна.
Группа ученых из Института биохимической физики им. Н.М.Эмануэля и Российского национального комитета по защите от неионизирующего излучения завершили многолетнее исследование «влияния электромагнитного излучения мобильных телефонов на психофизиологические показатели школьников», аналогов которому в мире нет.
Для этого в Химках на базе лицея № 10 организовали мониторинг показателей детей – пользователей мобильной связи, который с 2014 года продолжили в расширенном объеме на базе лицея № 17.
Кандидат биологических наук данного Института Наталия Хорсева сообщила:
- На данный момент мы располагаем результатами уникального наблюдения за детьми, которые пользуются мобильными гаджетами,. — Важно отметить, что, помимо основной группы, в которую входили дети – пользователи мобильных телефонов (1161 человек), была сформирована контрольная, участники которой обходились без этих устройств (370 человек). Именно факт наличия контрольной группы является преимуществом наших исследований» - сказала она.
В результате выяснилось, что у детей, которые пользовались мобильными телефонами, замедлились простые слухо- и зрительно-моторные реакции по сравнению с контрольной группой. Также в 40% случаев у пользователей гаджетов зарегистрировали увеличение показателя утомляемости (в 30,3% он был значительным), примерно в 51% — снизился показатель работоспособности. Кроме того, исследователи выяснили, что только у 8,5% детей уровень сформированности мелкой моторики руки находится в пределах возрастной нормы.
Еще одна проблема – списывание на уроках из интернета (Слайд 12). Каждый ученик понимает, что списывать плохо. Однако пользуется телефоном. С его помощью любой ответ можно найти за пару секунд. Не надо напрягать извилины и думать, не надо тревожить память. А правильно ли это? И так ли уж нужен телефон в школе? Об этом нам, родителям, надо задуматься.
В заключении видеоролик (о том, как дети зависят от мобильных телефонов)