Просмотр содержимого документа
«Реализация практики инклюзивного обучения детей»
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
Приоритетным направлением современного образования в России является формирование сети образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно Конституции важнейшим является право каждого человека на образование, которое гарантируется основными нормативным актами государства; в частности декларируются право каждого гражданина на образование, а также гарантируется общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
К настоящему времени в России зарегистрировано более 1,15 миллиона детей с ОВЗ и более 670 тысяч детей с инвалидностью и каждый из них имеет право на получение образования. Человек как существо биосоциальное нуждается в образовании, поскольку именно получение новых социально значимых знаний, умений, навыков обеспечивает успешную социализацию, помогает в познании себя, других людей и окружающего мира.
В соответствии с законом об образовании от 2013 года в Российской Федерации особенным детям с ограниченными возможностями доступно либо инклюзивное обучение, либо обучение в специализированных учреждениях. Инклюзивное образование — это подход к построению общего образования, подразумевающий его доступность для каждого ребенка, независимо от его особых нужд и потребностей. В его основе лежит идея, что именно школьное образование наиболее целесообразно социализации детей, какими бы они ни были.
Идея инклюзии возникла в рамках изменений в понимании прав человека, в результате осознания ценности человеческого многообразия и отличий между людьми. Методологическая база инклюзивного образования построена на подходе признающим, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Она базируется на следующих принципах:
ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
каждый человек способен чувствовать и думать;
каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
все люди нуждаются друг в друге;
подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
В России специальное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью имеет длительную историю.Источниковеды приводят документальные подтверждения обучения подростков и взрослых с физическими дефектами в народных училищах в XVIII в. О необходимости инклюзивного образования у нас в стране всерьёз заговорили в конце первого десятилетия нынешнего века и в 2009 г. был образован Институт проблем инклюзивного образования при Московском городском психолого-педагогическом университете. Несмотря на прогресс, достигнутый в данном направлении, недостаточность существующих форм обучения и воспитания, соответствующих потребностям и способностям «особенных» детей, позволяют сделать вывод о несовершенстве социальной политики в отношении детей с ОВЗ.