Цели: а) способствовать становлению, развитию, воспитанию нравственных качеств учащихся;
Б) помогать учащимся учиться жить среди людей;
В) способствовать формированию у учащихся новых жизненных ценностей.
Г) развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
Д) способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
Оборудование:презентация, стихи, афоризмы, задания для групповой и индивидуальной работы.
Подготовка: класс делится на три группы . Каждая из них получает задание: 1) подобрать афоризмы о человеческих качествах (оформление класса) ; 2) приготовить презентацию «Что делает человека счастливым?»; 3)выучить стихи к классному часу.
Ход занятия:
Два мира есть у человека:
Один, который нас творит,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н.Заболоцкий.
1.Мотивационный блок.
Учитель: Наш разговор сегодня называется «Здравствуй , человек!» Как вы думаете, трудно ли быть человеком? Подтвердите вашу мысль примером из жизни. Попробуйте произнести высказывание писателя М.Горького: «Человек- это звучит гордо!» так, как предлагает нам автор. А теперь попробуйте произнести с вопросительной интонацией: «Человек- это звучит гордо?» Что изменилось? К какой мысли вы склоняетесь больше? Мамардашвили сказал: «Человек- это ежедневное усилие быть человеком».Вот и о каких-то мирах говорил Заболоцкий( зачитать эпиграф).
2.Работа с понятием.
Ученик:заглянем в «Толковый словарь» Ожегова. В первом значении слова:« Человек- живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.»
Учитель:Что же отличает человека от других живых существ? Что бы вы ещё добавили?
А теперь давайте сами растолкуем слово ЧЕЛОВЕК ( детям предлагаются карточки с названиями качеств характера. Их задача- наполнить поле «Человек»).
Ч- честность, чуткость, честолюбие.
Е- единовластный, единодушие, единоличник.
Л- Легкомысленный, лжец, любознательный.
О- обманчивый, образованный, ответственный.
В- вероломный, внимательный, воспитанный.
Е-
К- каверзный, капризный, коллективный, контактный.
Почему вы выбрали не все качества?О каких качествах могут рассказать афоризмы- крылатые выражения? ( выступление группы,оформлявшей кабинет)
3.Ученики предложили высказывания:
1.Уважен хочешь быть- умей других уважать.(пословица)
2.Человек богат только отношением других к себе, никаких других богатств в мире нет настоящих.(А.Ахматова)
3.Не закидывай головы: спотыкнёшься.(пословица)
4.На полатях лежать- ломтя не видать.(пословица)
5.Пустая бочка пуще гремит.(пословица)
Учитель:А кто нас делает человеком? Нарисуйте словесный портрет( можно проиллюстрировать) человека привычки и человека воли. В чём будет заключаться их различие?
Ученик: Привычки ( Татьяна Валяева)
Не шутка, скажу вам, – плохая привычка,
Ты крикнешь, к примеру, один раз, другой,
И вот на двадцатый тебе: "Истеричка!
Совсем невозможны беседы с тобой!"
А ты негодуешь: "Я ж тихая, вроде…"
Но только сказала – и снова на крик;
Привычка – не то, что приходит, уходит
Легко, словно ветер поднялся и стих.
Движенье к привычке идёт вертикально,
К хорошей – с огромным усилием вверх,
А вниз – оступился, как будто случайно,
И дальше сползаешь без всяких помех.
И только тому, кто хоть как-то цеплялся,
На уровень прежний вернуться дано,
Но вряд ли кому удаётся подняться,
Спустившись в привычке на самое дно.
Лишь редкие лица со дна выползают,
А чаще и взгляда на верх не ведут,
От лени привычку свою оправдают
И даже достойной её назовут.
Жестокость – желаньем добиться порядка,
А ревность – особенной формой любви,
Красивая с виду, пустая накладка,
Попытка прикрыть недостатки свои.
Подмена понятий с названием новым,
И вместо падения виден успех.
Так проще, так легче – оправдывать словом,
Чем делать попытки подняться наверх.
Ученик:А вот стихотворение Адама Мицкевича «Крыло»
А что такое- сила воли?-
Уменье не кричать от боли,
Когда поломано крыло?
Уменье ждать: пока срастётся,
Потом летать- не как придётся,
А чтобы только повезло?
Но, может быть, совсем иначе?
Крича от ярости и плача,
Заставить целое крыло
Решить нелёгкую задачу:
Подняться выше неудачи.
И победить- беде назло!
4.Учитель:Тренинг «Волшебные руки»(10 пальцев- 10 качеств.)
На листке выразить в баллах сформированность каждого.(индивидуально)
Нравственное качество Свойства, признаки, элементы, характеризующие это качество личности Степень сформированности
(от 1 до 5 баллов)
Человечность 1.Благодарность
2.Великодушие
3.Вежливость
4.Доброжелательность
5.Сострадание
6.Любовь к людям
7.Забота о ближних
8.Послушание
9.Щедрость
10.Умение прощать
Сделай вывод: К чему ещё стремиться?
Учитель:«Человек познаётся в трёх случаях: в критических ситуациях, при абсолютной свободе и в обстановке успеха»,- говорил Спиноза.Настало время и нам проанализировать некоторые ситуации.
5.Работа в группах с задачами.
1.Стрелка-советчик.
Умный Стёпа всегда носил с собой особую стрелку. Если надо было выбрать, куда идти и что взять, он клал её перед собой и поворачивал туда-сюда.А потом вдруг говорил: «Вон туда!» или «Вот это!» Когда Стёпу спрашивали: «Почему?»- он отвечал: «Стрелка показала». «А, стрелка,»-кивали ему и соглашались все.
2.Цветок на клёне.
Вырос однажды на клёне прекрасный цветок, один- единственный. «Какое чудо!»- радовался клён. И все свои соки отдавал цветку. Даже листва пожухла. «Принесёшь семена- от них цветущие клёны пойдут,»-шептал клён цветку. «Вот ещё,- фыркнул однажды цветок,- я и так хорош.» И улетел с осенним ветром.
3.Уменяка.
Уменяка очень внимательно слушал других. Иногда почти целую фразу выслушивал. И тут же подхватывал: «А вот у меня…» Дальше он уже про себя рассказывал. Только остановиться не мог, пока водичкой не побрызгают. Уменяка со всеми любил беседовать. Правда, очень боялся других уменяк.
4.Забивон.
Главным удовольствием для Забивона было заколачивать двери. Всюду, где мог, он забивал их огромными гвоздями. А ещё лучше- досками крест-накрест. И с надписью: «Хода нет!» Но вот однажды он увлёкся и заколотил изнутри все двери в доме, а отколачивать их он не умел. Так и живёт он теперь безвылазно.( на решение- 3 минуты и потом обсуждение)
6.Учитель:Так что же делает человека человеком? Умение работать над собой.
Давайте послушаем советы.
Ученик:Умейте управлять собою,
Во всём ищите доброе начало.
И, споря с трудною судьбо.,
Учитесь жизнь начать с начала.
Споткнувшись , самому вставать,
В себе самом искать опору,
А если двигаетесь в гору,
Себя в пути не потерять.
Не надо жаловаться всем
Ни на судьбу, ни на болезни-
Ничто не будет бесполезней
Избитых, жалких этих тем.
Не жгите сердце табаком,
И мозг вином не заливайте,
И жизнь свою не сокращайте
Воспоминаньем о плохом.
Друзей имейте- в трудный час
Они поддержат и помогут,
Не будет трудною дорога
Ни для друзей и ни для вас.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут,-
Ненастья тоже устают.
За днём несчастья- день счастливый.
7.Учитель:Одна из групп приготовила презентацию «Что делает человека счастливым?»( просмотр и комментарии)
8.Учитель:Человек отличается умением размышлять. Выберите себе пищу для размышления и напишите мини-сочинение.
1.Самый лучший день- сегодня.
2.Самая большая ошибка- потеря надежды.
3.Самая большая слабость- ненависть.
4.Самый большой нарушитель спокойствия- болтун.
5.Самая нелепая черта характера- самомнение.
6.Самый опасный человек- лжец.
7.Самое большое богатства- здоровье.
8.Самый большой дар, который ты можешь дать или получить,- любовь.
Человек! Это высокое звание.
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной туманной млечности,
В бесконечности начинается.
И кончается в бесконечности…
Поколеньями созидается век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная.
Дм.Голубков.
«Сотвори мир в себе и отправь его людям,»- эти слова Ф.Абрама должны стать девизом каждого человека.
8.Рефлексия:отметить на температурной шкале ваше отношение к теме нашего разговора: а) синий цвет(холодно): не собираюсь об этом думать, по крайней мере сейчас;
б) белый цвет(норма): актуальная тема, есть над чем поразмышлять;
в)красный цвет( жарко):тема очень волнует меня, я стараюсь работать над собой.
Литература: 1.Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка».
2.Золотая коллекция. Пословицы и поговорки.
3.Алоева М.А. Классные часы в 5-9 классах.
4. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся.
5.Комарова И.И. Лучшие афоризмы для умных и весёлых от великих.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В) способствовать формированию у учащихся новых жизненных ценностей.
Г) развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
Д) способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
Оборудование: презентация, стихи, афоризмы, задания для групповой и индивидуальной работы.
Подготовка: класс делится на три группы . Каждая из них получает задание: 1) подобрать афоризмы о человеческих качествах (оформление класса) ; 2) приготовить презентацию «Что делает человека счастливым?»; 3)выучить стихи к классному часу.
Ход занятия:
Два мира есть у человека:
Один, который нас творит,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н.Заболоцкий.
1.Мотивационный блок.
Учитель: Наш разговор сегодня называется «Здравствуй , человек!» Как вы думаете, трудно ли быть человеком? Подтвердите вашу мысль примером из жизни. Попробуйте произнести высказывание писателя М.Горького: «Человек- это звучит гордо!» так, как предлагает нам автор. А теперь попробуйте произнести с вопросительной интонацией: «Человек- это звучит гордо?» Что изменилось? К какой мысли вы склоняетесь больше? Мамардашвили сказал: «Человек- это ежедневное усилие быть человеком».Вот и о каких-то мирах говорил Заболоцкий( зачитать эпиграф).
2.Работа с понятием.
Ученик:заглянем в «Толковый словарь» Ожегова. В первом значении слова:« Человек- живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.»
Учитель:Что же отличает человека от других живых существ? Что бы вы ещё добавили?
А теперь давайте сами растолкуем слово ЧЕЛОВЕК ( детям предлагаются карточки с названиями качеств характера. Их задача- наполнить поле «Человек»).
Почему вы выбрали не все качества?О каких качествах могут рассказать афоризмы- крылатые выражения? ( выступление группы,оформлявшей кабинет)
3.Ученики предложили высказывания:
1.Уважен хочешь быть- умей других уважать.(пословица)
2.Человек богат только отношением других к себе, никаких других богатств в мире нет настоящих.(А.Ахматова)
3.Не закидывай головы: спотыкнёшься.(пословица)
4.На полатях лежать- ломтя не видать.(пословица)
5.Пустая бочка пуще гремит.(пословица)
Учитель:А кто нас делает человеком? Нарисуйте словесный портрет( можно проиллюстрировать) человека привычки и человека воли. В чём будет заключаться их различие?
Ученик: Привычки ( Татьяна Валяева)
Не шутка, скажу вам, – плохая привычка,
Ты крикнешь, к примеру, один раз, другой,
И вот на двадцатый тебе: "Истеричка!
Совсем невозможны беседы с тобой!"
А ты негодуешь: "Я ж тихая, вроде…"
Но только сказала – и снова на крик;
Привычка – не то, что приходит, уходит
Легко, словно ветер поднялся и стих.
Движенье к привычке идёт вертикально,
К хорошей – с огромным усилием вверх,
А вниз – оступился, как будто случайно,
И дальше сползаешь без всяких помех.
И только тому, кто хоть как-то цеплялся,
На уровень прежний вернуться дано,
Но вряд ли кому удаётся подняться,
Спустившись в привычке на самое дно.
Лишь редкие лица со дна выползают,
А чаще и взгляда на верх не ведут,
От лени привычку свою оправдают
И даже достойной её назовут.
Жестокость – желаньем добиться порядка,
А ревность – особенной формой любви,
Красивая с виду, пустая накладка,
Попытка прикрыть недостатки свои.
Подмена понятий с названием новым,
И вместо падения виден успех.
Так проще, так легче – оправдывать словом,
Чем делать попытки подняться наверх.
Ученик:А вот стихотворение Адама Мицкевича «Крыло»
На листке выразить в баллах сформированность каждого.(индивидуально)
Нравственное качество
Свойства, признаки, элементы, характеризующие это качество личности
Степень сформированности
(от 1 до 5 баллов)
Человечность
1.Благодарность
2.Великодушие
3.Вежливость
4.Доброжелательность
5.Сострадание
6.Любовь к людям
7.Забота о ближних
8.Послушание
9.Щедрость
10.Умение прощать
Сделай вывод:
К чему ещё стремиться?
Учитель:«Человек познаётся в трёх случаях: в критических ситуациях, при абсолютной свободе и в обстановке успеха»,- говорил Спиноза.Настало время и нам проанализировать некоторые ситуации.
5.Работа в группах с задачами.
1.Стрелка-советчик.
Умный Стёпа всегда носил с собой особую стрелку. Если надо было выбрать, куда идти и что взять, он клал её перед собой и поворачивал туда-сюда.А потом вдруг говорил: «Вон туда!» или «Вот это!» Когда Стёпу спрашивали: «Почему?»- он отвечал: «Стрелка показала». «А, стрелка,»-кивали ему и соглашались все.
2.Цветок на клёне.
Вырос однажды на клёне прекрасный цветок, один- единственный. «Какое чудо!»- радовался клён. И все свои соки отдавал цветку. Даже листва пожухла. «Принесёшь семена- от них цветущие клёны пойдут,»-шептал клён цветку. «Вот ещё,- фыркнул однажды цветок,- я и так хорош.» И улетел с осенним ветром.
3.Уменяка.
Уменяка очень внимательно слушал других. Иногда почти целую фразу выслушивал. И тут же подхватывал: «А вот у меня…» Дальше он уже про себя рассказывал. Только остановиться не мог, пока водичкой не побрызгают. Уменяка со всеми любил беседовать. Правда, очень боялся других уменяк.
4.Забивон.
Главным удовольствием для Забивона было заколачивать двери. Всюду, где мог, он забивал их огромными гвоздями. А ещё лучше- досками крест-накрест. И с надписью: «Хода нет!» Но вот однажды он увлёкся и заколотил изнутри все двери в доме, а отколачивать их он не умел. Так и живёт он теперь безвылазно.( на решение- 3 минуты и потом обсуждение)
6.Учитель:Так что же делает человека человеком? Умение работать над собой.
Давайте послушаем советы.
Ученик:Умейте управлять собою,
Во всём ищите доброе начало.
И, споря с трудною судьбо.,
Учитесь жизнь начать с начала.
Споткнувшись , самому вставать,
В себе самом искать опору,
А если двигаетесь в гору,
Себя в пути не потерять.
Не надо жаловаться всем
Ни на судьбу, ни на болезни-
Ничто не будет бесполезней
Избитых, жалких этих тем.
Не жгите сердце табаком,
И мозг вином не заливайте,
И жизнь свою не сокращайте
Воспоминаньем о плохом.
Друзей имейте- в трудный час
Они поддержат и помогут,
Не будет трудною дорога
Ни для друзей и ни для вас.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут,-
Ненастья тоже устают.
За днём несчастья- день счастливый.
7.Учитель:Одна из групп приготовила презентацию «Что делает человека счастливым?»( просмотр и комментарии)
8.Учитель:Человек отличается умением размышлять. Выберите себе пищу для размышления и напишите мини-сочинение.
1.Самый лучший день- сегодня.
2.Самая большая ошибка- потеря надежды.
3.Самая большая слабость- ненависть.
4.Самый большой нарушитель спокойствия- болтун.
5.Самая нелепая черта характера- самомнение.
6.Самый опасный человек- лжец.
7.Самое большое богатства- здоровье.
8.Самый большой дар, который ты можешь дать или получить,- любовь.
Человек! Это высокое звание.
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной туманной млечности,
В бесконечности начинается. И кончается в бесконечности…
Поколеньями созидается век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная.
Дм.Голубков.
«Сотвори мир в себе и отправь его людям,»- эти слова Ф.Абрама должны стать девизом каждого человека.
8.Рефлексия:отметить на температурной шкале ваше отношение к теме нашего разговора: а) синий цвет(холодно): не собираюсь об этом думать, по крайней мере сейчас;
б) белый цвет(норма): актуальная тема, есть над чем поразмышлять;
в)красный цвет( жарко):тема очень волнует меня, я стараюсь работать над собой.
Литература: 1.Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка».
2.Золотая коллекция. Пословицы и поговорки.
3.Алоева М.А. Классные часы в 5-9 классах.
4. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся.
5.Комарова И.И. Лучшие афоризмы для умных и весёлых от великих.