Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Разговоры о важном"»
Разговоры о важном
1 час в неделю
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена в соответствии с:
· Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ№ 1897 от 17.12.2010 г.) с изменениями (приказ Минобрнауки РФ№ 1644 от 29.12.2014 г.);
· Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1598 от 19 декабря 2014 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
· Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
· Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”,
· Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
· Приказом от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
· Приказом комитета образования и науки Курской области № 1 – 226 от 13.03.2015 г. «Об утверждении Плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
· Письмом Минобрнауки России от 11.08.2016 № ВК-1789/07 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
· Письмом Министерства образования и науки РФ от 11.03.2016 г. № ВК – 452/07 «Методические рекомендации по вопросам введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
· Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 г. № 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
· Методическими рекомендациями по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
· Методическими рекомендациями по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09- 1672;
Актуальность данной программы обусловлена тем, что она способствует расширению кругозора, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого обучающегося, воспитанию ученика-гражданина. Введение курса «Разговор о важном» поможет решать задачи эмоционального, творческого, интеллектуального развития детей, а также проблемы патриотического, нравственно-этического воспитания. Программа ориентирована на совершенствование всех видов речевой деятельности обучающихся (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), способствует более глубокому знакомству обучающихся с богатым миром народных традиций и отечественной историей.
Цель курса:
формирование взглядов обучающихся на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.
Основные задачи:
воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей;
совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;
повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;
развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;
формирование культуры поведения в информационной среде.
Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане
Учебный курс предназначен для обучающихся 8А класса; рассчитан на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Содержание курса внеурочной деятельности
Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры:
День знаний
Наша страна – Россия
165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского
День музыки
День пожилого человека
День учителя
День отца
Международный день школьных библиотек
День народного единства
Мы разные, мы вместе
День матери
Символы России
Волонтеры
День Героев Отечества
День Конституции
Тема Нового года. Семейные праздники и мечты
Рождество
День снятия блокады Ленинграда
160 лет со дня рождения К.С. Станиславского
День Российской науки
Россия и мир
День защитника Отечества
Международный женский день
110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и СССР С.В. Михалкова
День воссоединения Крыма с Россией
Всемирный день театра
День космонавтики. Мы – первые
Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками
День Земли
День Труда
День Победы. Бессмертный полк
День детских общественных организаций
Россия – страна возможностей
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
становление ценностного отношения к своей Родине – России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения; - корректно и аргументировано высказывать свое мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; - создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- готовить небольшие публичные выступления;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2) совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; 5 - ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат; - выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты
Сформировано представление:
о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;
символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;
народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;
важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
активной роли человека в природе.
Сформировано ценностное отношение:
к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;
семье и семейным традициям;
учебе, труду и творчеству;
своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
природе и всем формам жизни.
Сформирован интерес:
к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
природе, природным явлениям и формам жизни;
художественному творчеству.
Сформированы умения:
устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и дейс
Тематический план курса
№
Тема
Количество часов
1
Научное познание
3
2
Развитие, самореализация
6
3
Эстетика
2
4
Традиционные семейные ценности
3
5
Историческая память и преемственность поколений
6
6
Социальное служение
2
7
Приоритет духовного над материальным
1
8
Ответственность
1
9
Патриотизм, любовь к Родине
4
10
Жизнь, достоинства, права и свободы человека
3
11
Созидательный труд
1
12
Культура здорового образа жизни
1
13
Экология
1
Итого
34
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
Форма проведения занятия
Часы
Дата
1
День знаний. Зачем человеку знания?
Викторина
1
2
Что мы Родиной зовем?
Работа с интерактивной картой
1
3
Мечтаю летать
Работа с интерактивными карточками
1
4
Я хочу увидеть музыку
Музыкальный конкурс
1
5
О наших бабушках и дедушках
Семейные истории
1
6
Мой первый учитель
Групповая работа
1
7
День отца
Творческая мастерская
1
8
Я и моя семья
Строим семейное древо
1
9
День народного единства
Работа с интерактивной картой
1
10
Память времен
Викторина
1
11
День матери
Творческая мастерская
1
12
Что такое герб?
Работа с интерактивными карточками
1
13
Доброта – дорога к миру
Мультфильмы о доброте
1
14
Герои Отечества разных исторических эпох
Работа с галереей героев
1
15
День Конституции
Эвристическая беседа
1
16
Умеем ли мы мечтать?
Конкурс рисунков
1
17
Светлый праздник Рождества
Творческая работа: елочная игрушка
1
18
Ленинград в дни блокады
Работа с книжным текстом
1
19
Кто такие скоморохи?
Интерактивные карточки
1
20
Российские Кулибины
Викторина
1
21
Россия и мир
Викторина
1
22
Есть такая профессия – Родину защищать
Обсуждение фильма о войне
1
23
Поговорим о наших мамах
Творческая работа: рисунок
1
24
Что такое гимн?
Работа с книжным текстом
1
25
Путешествие по Крыму
Виртуальная экскурсия
1
26
Я иду в театр
Чтение по ролям
1
27
О жизни и подвиге Юрия Гагарина
Обсуждение фильма «Гагарин. Первый в космосе»
1
28
Память прошлого
Конкурс стихов
1
29
Заповедники России
Виртуальная экскурсия
1
30
День труда. Герои мирной жизни
Беседа с ветеранами труда
1
31
Дети – герои Великой Отечественной войны
Встреча с ветеранами
1
32
День детских общественных организаций
Работа с видеоматериалами
1
33-34
Мои увлечения
Творческий конкурс
1
Описание необходимого учебно-методического и материально - технического обеспечения курса
1.Учебно-методическое обеспечение:
Материалы для учителя:
В помощь классному руководителю; Красико-Принт - Москва, 2003. - 176 c.
Классные классные дела. Методические разработки воспитательных дел в классе. Выпуск 5; Сфера - Москва, 2009. - 160 c.
Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании; Центр педагогического образования - Москва, 2007. - 112 c.
Классные часы. 6 класс. Выпуск 2; Корифей - Москва, 2005. - 266c.
Боброва Л. В. Классные идеи для классного руководителя. Методические разработки для классных руководителей и организаторов внеклассной работы; Феникс - Москва, 2009. - 416 c.
Современный справочник классного руководителя 5-9-х классов в вопросах и ответах; Феникс - Москва, 2007. - 320 c.
Увлекательная внеклассная работа в 5-8-х классах; Феникс - Москва, 2008. - 320 c.
2.Наглядные пособия:
- демонстрационный материал: иллюстрации к государственным праздникам России, памятным датам; портреты знаменитых деятелей науки и культуры;
- репродукции картин в соответствии с содержанием программы;
- художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;