Всем известно, что, к сожалению, в последние годы наблюдается рост числа школьников с нарушением нервно-психологического и соматического здоровья. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднюю. Поэтому внимание коллектива начальной школы к проблемам адаптации школьников постоянно растет. Значит, возможно увеличение числа детей, испытывающих значительные затруднения при обучении в школе, и, особенно, в переходные, кризисные периоды. Особую актуальность приобретают мероприятия профилактического характера, позволяющие создать благоприятные условия адаптации учащихся в среднем звене.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ 4-5 КЛАССОВ. »
ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ 4-5 КЛАССОВ.
Всем известно, что, к сожалению, в последние годы наблюдается рост числа школьников с нарушением нервно-психологического и соматического здоровья. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднюю. Поэтому внимание коллектива начальной школы к проблемам адаптации школьников постоянно растет. Значит, возможно увеличение числа детей, испытывающих значительные затруднения при обучении в школе, и, особенно, в переходные, кризисные периоды. Особую актуальность приобретают мероприятия профилактического характера, позволяющие создать благоприятные условия адаптации учащихся в среднем звене. В нашей школе сложилась достаточно четкая система работы администрации, педагогов, социально-психологической службы и логопеда в этом направлении: повышение мотивации педагогов к овладению и поиску средств профилактики и школьной дезадаптации, разработана и действует специальная программа. Работа с детьми в этом направлении невозможна без помощи всех служб школы по повышению мотивации педагогов к личностному и профессиональному росту через развитие навыков рефлексии. Анализ эффективности проделанной работы позволил прийти к выводу, что мероприятия по профилактике дезадаптации учащихся начальной школы в среднем звене дают положительные результаты.
Важность проблемы преемственности между начальной школой и основным звеном определяется тем, что с переходом в 5-е классы у школьников начинается сложный этап адаптации, который связан с изменениями в организации обучения, со сменой его форм и методов, режима учебного дня, увеличением нагрузки и т.д. Вместе с тем, учителя основной школы, работающие с пятиклассниками, часто недооценивают те психолого-физиологические изменения, которые происходят с младшими подростками в этот период. Дело в том, что у них начинается первый период полового созревания и происходящие при этом процессы (изменение в обмене веществ, усиление деятельности половых гормонов и др.) часто отрицательно сказывается на познавательной деятельности детей. Так, пятиклассники медленнее читают, пишут, им требуется больше времени на решение логических задач, у них несколько снижается объем памяти, внимания. Многие младшие подростки становятся раздражительными, неадекватно реагируют на замечания взрослых, капризничают, проявляют упрямство. Все это учителя и родители часто считают проявлением испорченности ребенка и поэтому начинают его «воспитывать»: приказывают, спорят, наказывают и т.д., что еще более усугубляет отрицательное поведение подростка.
Что же делать? Необходимо понять ребенка, предоставить ему самому право решить проблему, не реагировать бурно на проявление его упрямства и несдержанности. Очень важно не увеличивать сразу учебную нагрузку, иначе, с учетом их психологического состояния, может наступить стресс и возникнуть отрицательное отношение к учебе. В этом уже забота школы – правильно организовать учебный режим пятиклассников.
В начальной школе подавляющее большинство учащихся учатся на «4 и 5», а в 5 классе поголовно все учителя жалуются на то, что дети совершенно не понимают их объяснений на уроках, что у них нет логического мышления и т.д. Такое явление не редкость, особенно в начале. Дело в том, что учителя используют на уроках дедуктивную логику, за которое отвечает левое полушарие мозга. А многие дети этого возраста еще остаются «правополушарными», с преобладанием образно-интуитивного мышления. Таких детей примерно две трети. У них в любой деятельности, включая учебную, преобладают эмоции и интуиция. 15% детей – практики, предпочитающие познавать действительность методом проб и ошибок, а не с помощью учительских объяснений. И только четвертая часть детей этого возраста проявляют склонность к формальной логике.
Способность мыслить логически - нужно развивать. Но надо четко представлять, в какой именно части. То ли это умение устанавливать причинно-следственные связи, то ли навыки отделения главного от второстепенного, то ли речевое (письменное или устное) формирование собственных мыслительных операций (это как собака, все понимает, а сказать не может). А ведь надо еще уметь сравнивать, классифицировать по разным признакам, обобщать или, наоборот, разбивать на составные части и т.д. Это требует не только учебного, но и личного опыта, что приходит с возрастом. И переход от образно-интуитивного мышления к логическому наступает обычно в 14-15 лет.
Такие возрастные особенности довольно слабо учтены в школьных программах. И это одна из причин резкого и повсеместного снижения успеваемости детей. Так что учителям придется все эти явления просто «перетерпеть», а при целенаправленной работе через год-два все станет на свои места.