Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной работы»
Обоснование воспитательной программы
Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимая решения; быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Школа, выполняя заказ общества, должна вовлекать каждого обучающегося в активный познавательный и творческий процесс, причем это должна быть активная познавательная деятельность каждого школьника, предполагающая: четкое осознание им, где, для чего знания и творческие навыки могут быть применены; умение работать в сотрудничестве для решения разнообразных проблем, проявляя при этом коммуникативные навыки.
В условиях сегодняшнего дня поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.
Воспитательная система класса как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества представляет собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть является “живым” системным образованием.
На сегодняшнем этапе развития общества особо актуальным представляется построение учебного и воспитательного процесса на основах гуманистической педагогики и гуманистического образования.
Гуманистический характер воспитания и образования предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном и внеклассном занятии; создание воспитывающей среды во внеурочное время; построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ребенка, на развитие творческой личности в классном коллективе.
Цель и задачи воспитательной программы
Цель программы:
поэтапное создание условий для развития личности ребенка; воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной и трудовой деятельности и нравственному поведению;
воспитание активного, инициативного человека, способного к постоянному самосовершенствованию;
формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.
Задачи:
1.Создать максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развитию детей на основе изучения личности обучающихся, их интересов, стремлений желаний; благоприятный психологический климат в классе для детей и родителей; развивать творческие способности школьников.
2. Связать в единое целое коллектив детей, учителей и родителей.
3. Воспитывать в детях любовь к Родине, своему селу, родному дому; способность к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения; уважение к членам своей семьи; формировать общечеловеческие нормы морали (доброта, взаимопонимание, терпимость), гражданскую ответственность; эстетическое, нравственное и практическое отношения к окружающей среде; потребность в здоровом образе жизни;знакомить обучающихся с прошлым и настоящим своей малой родины, приобщать к культуре своего народа, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях; прививать чувства прекрасного на примерах музыки и живописи
4.Развивать потребности в творческом труде, стремление к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию.
5. Осуществлять приобщение школьников к законам государства, раскрывать объективную необходимость их выполнения
6. Формировать систему самоуправления в классе.
Содержание воспитательной программы
В центре программывоспитания стоит разработка модели воспитательного процесса, направленной на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей, организацию разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности.
В основе программы воспитания в классе лежит “Педагогика сотрудничества” С.Т.Шацкого, идеи В. А. Сухомлинского,А. С. Макаренко, К. Д. Ушинского.
В основе теории - следующие принципы: “Все дети талантливы. Плох не ребенок, плох его поступок. В каждом ребенке - чудо, ожидай его”.
Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями обучающихся класса, в котором она создается. Поэтому важно увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы.
Свою работу ориентировала на следующие направления:
1. Новый взгляд на личность – каждая личность должна проявлять себя, именно на этом строится самоуправление в классе.
2. Гуманизация и демократизация педагогических отношений и формирование гражданской позиции (стиль отношений учителя и обучающихся: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора).
3. Новая трактовка индивидуального подхода (включает отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики личности.)
Цели воспитательной работы с классом: переход от педагогики требований к педагогике отношений, которая строится на взаимопонимании, доверии, уважении; гуманно-личностный подход к ребенку – формирование положительной концепции; каждый ребенок обладает способностями, приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности – доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность; единство обучения и воспитания – создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость: “Учиться победно”.
Можно выделить основные целевые направления:
1. Всестороннее развитие человека, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический, политический рост личности.
2.Гуманизм и коллективизм как позиции, характеризующие ребенка в его отношении к людям.
3.Отношение к труду, что является показателем человеческой сущности.
4.Любовь к прекрасному и потребность в общении с прекрасным.
5.Преданность Родине и гордость за нее в независимости от экономических и политических трудностей.
6.Физическое воспитание и гигиеническая культура.
Одним из приоритетных направлений работы классного руководителя является организация взаимодействия всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей, учителей.
Характер и результативность цели воспитательной программы определяются принципами, которые важны для учителя, доступны для понимания детей: гуманизация обучения и воспитания; системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход к воспитанию; общественная направленность воспитания; связь воспитания с жизнью, трудом; опора на положительное в воспитании; личностный подход; учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников;единство воспитательных воздействий; принцип гуманизации (гуманного отношения к личности воспитанника; уважения его прав и свобод; предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; уважения права человека быть самим собой; ненасильственного формирования требуемых качеств);
Воспитание осуществляется через организацию жизнедеятельности ребенка. Формы организации воспитательной деятельности самые разнообразные (воспитание в процессе обучения; внеклассная и внешкольная работа, работа с семьей).
Воспитательная работа в классе строится по следующим направлениям:
«Я – гражданин России», «Моя Родина», «Здоровый образ жизни», «Мир прекрасного».
Самоуправление класса
Принципы жизнедеятельности классного коллектива
Познай себя – это интересно! Сотвори себя – это необходимо! Утверди себя – это возможно! Прояви себя – это реально!
Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного обучающегося, этапы его развития, взаимодействие разных органов.
Принципы деятельности органов самоуправления: добровольность; демократизм; гуманизм; социальная направленность; творчество; самостоятельность.
Для достижения данных принципов необходимо: предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса; формировать у детей потребность совершенствовать свою личность; воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.
Цель классного самоуправления – формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Структура самоуправления класса
Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все дети класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. Классное собрание избирает: классный ученический совет, его председателя и заместителя; представителей на школьную ученическую конференцию; решает вопросы жизни классного коллектива; утверждает общественные поручения; слушает отчеты об их исполнении; решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса; вырабатывает предложения в адрес Совета старшеклассников.
В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является совет класса, возглавляемый старостой класса. В него входят руководители секторов ученического самоуправления.
Староста класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников.Староста класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений обучающихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.
Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый мог попробовать себя в различных ролях.
Учебный сектор отвечает за посещаемость, самоподготовку обучающихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин.
Экологический секторотвечает за санитарно-гигиеническое состояние кабинета (чистота, проветривание), разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение класса.
Культурно-массовый секторспособствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе отвечает за организацию интеллектуальных игр, выставок, конкурсов вечеров.
Информационный сектор контролирует выпуск газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на классных стендах.
Спортивный сектор формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе.
Трудовой сектор принимает активное участие в организации трудового воспитания, проведении трудовых десантов, субботников, обеспечивает участие класса в проводимых школою акциях.
Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, в частности ряд детей класса входят в Совет школы и принимает активное участие в проведении школьных мероприятий.
«Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель. Функции родительского комитета: принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива; оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса; решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий; организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.
Таким образом, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.
В своей работе использую разные формы проведения мероприятий: классные часы, праздники, акции, конкурсы рисунков, стихов, сочинений; спортивные соревнования, КВН, исследовательскую работу.
Механизм реализации программы
Воспитательная программа рассчитана на 3 года.
Сроки и этапы реализации программы:1 этап – 2019/2020 учебный год,
2 этап – 2020/2021 учебный год, 3 этап – 2021/2022 учебный год.
Механизм реализации программы основывается на совершенствовании и активизации работы классного руководителя в процессе образования, воспитания и развития детей.
Реализация осуществляется через изучение психологических особенностей детей; дискуссии, анкетирование, диспуты; образовательные интеллектуальные и игры; соревнования; викторины; экскурсии. Опирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, предпрофильную.
Программа осуществляется через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);через методическое обеспечение (семинары, курсы, консультации, педсоветы, мастер-классы);систему дополнительного образования;систему КТД и традиционных дел ОУ;в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (психолог, библиотекарь);через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждениями района (сельская библиотека, ДК «Шумаковский»);
Формы работы: классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,тренинги, занятия;конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические), выступления; дискуссии, круглые столы, конференции;встречи с интересными людьми.
Приоритетные направления работы: интеллектуально-познавательная деятельность, спортивно-оздоровительная,духовно-нравственная, творческо-эстетическая,гражданско-патриотическая деятельность,работа с семьей,художественно-эстетическая.
Критерии оценки
Критериями оценки результатов воспитательной программы являются следующие уровни: уровень сформированности классного коллектива; вовлеченности обучающихся в коллективно-творческую деятельность, в работу актива класса; уровень состояния психического и физического здоровья детей; удовлетворенности обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса.
Прогнозируемые результаты программы
Положительная динамика воспитанности личности по принятым в школе критериям.
Расширение возможностей для удовлетворения разнообразных запросов детей во внеурочной деятельности; в практику работы войдут такие формы, как интеллектуальные игры, групповые, мастерские, творческие сборы.
Увеличение числа школьников, принимающих активное участие в мероприятиях школы, села, района, области.
Усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения.
Адекватная оценка обучающихся своих возможностей.
Стремление к физическому совершенствованию, ЗОЖ.
Развитие органов классного ученического самоуправления.
Повышение мотивации обучающихся к учебной и воспитательной деятельности.
Овладение детьми умениями и навыками культуры общения, организационными навыками.
Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики: педагогическое наблюдение, использование методов специальной диагностики; тестирование.
Литература
1.Азбука нравственного воспитания. Пособие для учителя. /Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. – М.: Просвещение, 1989.
2.Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности школьников. – М.: Просвещение, 1988.
3.Булгакова О.М.Самоуправление в классном коллективе. // Справочник классного руководителя. – 2007. - № 4. – С. 31-36
4.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.
5.Никитин А.Ф. Нравственно-правовое воспитание учащихся. – М.: Просвещение, 1996
6.Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе / М.: Педагогический поиск, 2000.
7.Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М.: Просвещение, 1981.
8.Н. И. Дереклеева “Справочник классного руководителя” М.: “Вако”, 2003.
8.Н. И. Дереклеева “Родительские собрания” М., “Вербум”, 2001.