Просмотр содержимого документа
«Проектная методология в воспитательной работе»
Златина Альбина Геннадьевна, учитель биологии, химии, физики
филиала «Кебратская ООШ» МБОУ «Лесокамочка»,
Гайнский МО, Пермский край
Проектная методология в воспитательной работе
Патриотическое воспитание на всем протяжении российской истории находится в поле зрения государства, приобретая особое значение в периоды внутренних и международных кризисов. Современная реальность изобилует вызовами, эффективно противостоять которым может только сплоченное российское общество, построенное на традиционных духовно-нравственных ценностях, объединяющее социально активных граждан со зрелым гражданским самосознанием, которые осознанно включены в жизнь и развитие своей страны.
Проектная деятельность, обладая мощным образовательным и воспитательным потенциалом, выступает эффективным инструментом в решении задач патриотического воспитания. Проектная деятельность – это совокупность действий, направленных на решение конкретной задачи в рамках проекта, ограниченного целевой установкой, сроками и достигнутыми результатами (или продуктами) [1]. Использование проектной методологии патриотической направленности в воспитательном процессе способствует формированию у обучающихся чувства гражданской идентичности, любви к Родине, уважения к истории и культуре своего народа. Данный подход позволяет не только транслировать знания о героические прошлые страны, но и вовлекать обучающихся в активную практическую деятельность.
Примером успешной реализации проектной деятельности в контексте патриотического воспитания служит социальный проект учащихся и их родителей «Тепло детских рук-изготовление «Чая Победы» для бойцов СВО» который реализуется в течение двух лет под моим руководством. Проект прошел конкурсное испытание на муниципальном уровне, стал победителем, призовые деньги вложены в его дальнейшее развитие. Наш проект является частью программы «Патриотического воспитания граждан России» и огромной волны гуманитарной помощи, связывающий невидимыми нитями всех граждан между собой. Однако, не все еще готовы оказывать реальную помощь. Мы считаем, что патриотизм должен проявляться через поступки. А как же иначе. Согласитесь, если все отвернуться и будут жить своей мирной жизнью, то потеряется такая ценность как человечность- готовность прийти на помощь.
Еще с 5 класса мы с ребятами включились в активную деятельность, организованную в Доме культуры и в школе: плетение маскировочных сетей, упаковка фиточая и сухого армейского душа. В мае 2024 года мы совместно решили летом заготовить для бойцов СВО травяной чай. Актуальность проекта очевидна и выражается в одной общероссийской идее сплочения общества вокруг помощи бойцам СВО. Для достижения цели и поставленных задач проект предполагал совместную работу руководителя, учащихся и родителей нашего класса, волонтеров и социального партнера. Основными механизмами реализации стали индивидуальная, групповая и коллективная работа. Продуман ожидаемый результат и его оценка. Источникам финансирования и материально-технической базы являются благотворительность родителей и руководителя проекта.
На подготовительном этапе плана реализации проекта мы посмотрели киноурок «Когда небо улыбается» 2018 года выпуска. Главный герой фильма Миша, узнав, что во время войны в Туле делали снаряды с надписью: «Тульский пряник», решил собрать посылку для военнослужащих со сладкими тульскими пряниками. Его примеру последовали школьники и взрослые. Выйдя из почты, они увидели в небе радугу. За неравнодушие небо одарило их своей улыбкой. Вот и мы решили сделать что-то хорошее. В июле родители получили мою консультацию, и работа закипела. Для нашего класса это был первый опыт, и мы переживали за результат. В начале учебного года дети принесли сухой чай в школу, а в октябре 2024 года, во время чаепития, в классе провели дегустацию. Всех поразил яркий карамельный аромат, внешне он ничем не отличался от промышленного чая. Итак, мы насушили 505 грамм чая. В начале декабря выписали фильтр-пакеты и упаковали чай. Подготовили текст письма и рисунки-поздравления с Новым годом. Волонтеры 9 класса помогли оформить посылки в яркую упаковку, приклеили этикетки с указанием названия «Чай Победы», места сбора, его состава и пользы. Указали место сбора, и кто собирал, а 12 декабря 2024 года посылку доставили в Гайны.
11 марта 2025 года вместе с родителями мы собрались для подведения итогов проекта. За ароматным «Чаем Победы» сравнили ожидаемый и полученный результат, Родителям подарили буклет о пользе и технологии изготовления черного гранулированного чая. Выполнили мы и медиаплан- разместили пост о проекте на социальной страничке нашей школы и получили обратную связь. Выступили на общешкольной линейке и на страничке нашей школы в социальной сети в VK с предложением стать нашими партнерами по сбору и заготовке плодов и ягод для бойцов СВО.
Проект получил дальнейшее развитие. В 2025-2026уч. году мы продолжили реализацию проекта. Родители вместе с детьми насушили плоды шиповника, черемухи, ирги, черники, яблок. 26 сентября 2025 года мы упаковали 29 крафт-пакетов иван-чая и 9 пакетов фруктового чая, а 28 сентября в числе другой гуманитарной помощи все было передано бойцам СВО.
Мы верим, что «Тепло детских рук» согреет сердца бойцов и придаст им сил! Гордиться героями-это правильно, но пора уже сделать так, чтобы они гордились нами.
Список литературы:
1. Основы проектной деятельности: метод. указания / Минобрнауки России, Ом. гос. техн. ун-т; сост.: А. И. Блесман, К. Н. Полещенко, Н. А. Семенюк, А. А. Теплоухов. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2021.[Электронный ресурс].URL: https://www.omgtu.ru/general_information/faculties/radio_engineering_department/department_of_quot_physics_quot/lib_pfys/280402-280302/Osn_proekt_deyat.pdf\(дата обращения 10.10.2025).