kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс по теме «Организация работы с родителями (законными представителями) при реализации ФГОС начального общего образования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс по теме

«Организация работы с родителями (законными представителями) при реализации ФГОС начального общего образования»

 Цель мастер-класса: создать условия  для освоения опыта работы с родителями  в процессе реализации   ФГОС НОО.

Задачи:

  • Определить актуальность проблемы,
  • Раскрыть  концептуальную и практическую стороны  системы работы,
  • Провести практическую работу с участниками мастер-класса,
  • Подвести итог мастер-класса.

  

Форма проведения:  фронтальная,   групповая, межгрупповое взаимодействие.

Оборудование мастер-класса: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, методические рекомендации.  

Ожидаемые результаты: повышение профессиональной компетенции учителей в работе с родителями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по теме «Организация работы с родителями (законными представителями) при реализации ФГОС начального общего образования» »

Эйснер Татьяна Викторовна

МБОУ «Средняя общеобразовательная

Школа №1 города Новоалтайска

Алтайского края»

Мастер-класс по теме

«Организация работы с родителями (законными представителями) при реализации ФГОС начального общего образования»

Цель мастер-класса: создать условия для освоения опыта работы с родителями в процессе реализации ФГОС НОО.

Задачи:

  • Определить актуальность проблемы,

  • Раскрыть концептуальную и практическую стороны системы работы,

  • Провести практическую работу с участниками мастер-класса,

  • Подвести итог мастер-класса.

 

Форма проведения: фронтальная, групповая , межгрупповое взаимодействие.



Оборудование мастер-класса: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, методические рекомендации.


Ожидаемые результаты: повышение профессиональной компетенции учителей в работе с родителями.

 Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”

                                                                                                                        В.А.Сухомлинский 



Этап

Содержание деятельности мастера

Деятельность слушателей

Форма взаимодействия

  1. Орг. Момент, приветствие.




2.Актуаль-ность темы


































3.Определение цели мастер-класса и плана проведения
























































































4.Теоретическая основа вопроса.



























































































5.Представление опыта учителя.






























































































































































































































7.Результативнось
























































































Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я, Эйснер Татьяна Викторовна. Стаж работы 27 лет, в данной школе работаю 3 года. Имею первую квалификационную категорию. Сегодня предлагаю Вам обсудить со мной интересную, на мой взгляд, и актуальную для нас проблему.


В современных условиях деятельность каждого учителя нацелена на переосмысление, что и как ты делаешь и поиск верного пути дальнейшего продвижения в профессии, в качественной организации образовательного процесса в соответствии с социальным заказом. Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.

Именно родители являются помимо педагога и школьников третьим субъектов образовательного процесса. Если мы называем родителей субъектом, значит, мы должны создать условия, для того, чтобы они были компетентными в вопросах современного образования, в вопросах воспитания и, что не менее важно, активны. Отношения с ними мы должны выстраивать в форме конструктивного диалога и содружества, взаимодействия. Как это сделать? Каковы пути решения этих задач, какие способы педагогической деятельности будут востребованы? Эти вопросы волнуют многих. Поэтому считаю тему нашего мастер-класса актуальной для всех педагогов в современных условиях.


Каждый из Вас пришел на мастер-класс с определенной целью.

- Предлагаю Вам сформулировать и зафиксировать свои цели, которые Вы хотели бы реализовать в течение мастер-класса.

ЦЕЛИ:






Расширить свои знания о технологиях работы с родителями










Спасибо. Я в свою очередь сформулирую свою цель так: «поделиться опытом создания условий для интеграции родителей в процесс реализации ФГОС»

Хочу предложить Вам свою позицию и опыт работы в качестве классного руководителя с родителями младших школьников.


Предлагаю следующий план мастер-класса:

  • Теоретические основы опыта.

  • Презентация опыта.

  • Практикум.

  • Подведение итогов мастер-класса.

Принимается план? Тогда продолжаем.

Взаимодействие педагога и родителей — сложная проблема. Все труднее педагогу находить общий язык с родителями. Каждый классный руководитель должен хорошо знать нормативно-правовые документы для грамотного выстраивания отношений с родителями:

I. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

1 Всеобщая Декларация прав человека

2 Конвенция о правах ребенка

3 Декларация о правах ребенка

II. РОССИЙСКИЕ ДОКУМЕНТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

1. Конституция РФ

2. Семейный кодекс

3. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ"

4. Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" № 120

5. Федеральный закон "Об ограничении курения табака"

6. Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей''

7. Указ президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»

8. Федеральный закон "Об образовании"

9. Федеральный закон «О противодействии экстремизму»

10. Федеральный закон «О борьбе с терроризмом»

11. Закон « О противодействии терроризму»

12. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»

13.Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»

14.ФГОС

III. ДОКУМЕНТЫ ОУ

  1. Устав ОУ.

  2. Программа развития школы

  3. Основная образовательная программа НОО.

  4. План воспитательной работы с классом.

  5. Локальные акты ОУ.


Важным для нас является сам «ФГОС», в котором записано, основной целью системы работы образовательного учреждения с родителями (законными представителями) является установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Но эта цель будет достигнута только в том случае, если в их успешной реализации будут заинтересованы обе стороны.


В стандарте определены основные направления работы с родителями:


  • Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские университеты; конференции; индивидуальные и тематические консультации; родительские собрания и другие)


  • Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс (дни открытых дверей; дни творчества детей и их родителей; открытые уроки и внеклассные мероприятия; помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально- технической базы школы и класса;

шефская помощь)


  • Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом

(участие родителей класса в работе Совета учреждения;

участие родителей класса в работе родительского комитета;

участие в работе общественного совета содействия семье и школе)


Осмыслив требования Стандарта, выстроила для себя систему работы с родителями класса.


Самый главный мой вывод из практики работы заключается в следующем: не зная семьи, с родителями грамотных отношений не построишь. На первом родительском собрании провожу анкетирование, помимо стандартных сведений выясняю важные для работы моменты (образование родителей, с кем ребёнок находится большее время, привычки и т. д.), какую помощь хотели бы получить от педагога. В течение учебного года на родительских собраниях неоднократно провожу анкетирование или тестирование, результаты которых помогают мне готовить следующие родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями.

(приложение 1)

К этому же направлению отношу посещение семьи на дому.

Посещая учащихся на дому, выясняются условия семейного воспитания. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку, об ориентации родителей в вопросах воспитания, позволяет индивидуально работать с семьей, а также более точно определить направления и средства коррекционного воздействия на ребенка в школе. Меня интересуют условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений, нельзя оказать ученику необходимой поддержки. Очень важно, чтобы родители были уверены, что учитель приходит в семью не для выговора ученику, не с жалобами на него, а как помощник в деле воспитания ребенка. Жалобы учителя на ученика или обвинения родителей только удручают родителей и вызывают нередко жестокое и несправедливое отношение к ребенку, а со стороны ученика – озлобленное конфликтное отношение к учителю и потерю интереса к учению. Родители заранее предупреждаются о приходе. Посещение ученика на дому – это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы классный руководитель беспокоил их дома.

Все эти знания позволят мне чётко определить, как складываются отношения в семье ученика, какие методы используют родители для наказания и поощрения, какие нравственные ценности формирует семья, как относятся родители к ребёнку, какой стиль семейного воспитания характерен для данной семьи: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий. (Приложение 2)

Опираясь на свой опыт, сделала вывод, что прежде чем научить чему-то ребёнка, надо научить этому его родителей. Отсюда возникла идея создать «Школу для родителей». Основная цель Школы - научить родителей помогать ребёнку в учёбе и социализации. Поэтому всю работу с родителями строю в направлении оказания помощи, как в образовательной, так и в воспитательной сфере. Занятия Школы проходят два раза в месяц. Темы занятий, чаще всего, предлагают сами родители (это те проблемы, которые возникают у них с детьми или у самих детей), поэтому форма проведения занятий в Школе - практическая. Но для реализации основной цели одних практических занятий мало. «Школа для родителей» затрагивает и воспитательный процесс, следовательно, и формы работы должны быть разнообразны. Это лекции, круглые столы, беседы, практикумы, тренинги.

В первом классе, основным направлением работы Школы была практическая и теоретическая помощь родителям в адаптации ребёнка в школе. Рассматривались вопросы:

как распланировать день ребёнка; как помочь ребёнку в выполнении заданий; какие проблемы могут возникнуть у ребёнка в школе; что такое УУД и др.

Во втором классе: как оказать помощь ребёнку в выполнении заданий Интернет-конкурса; как правильно подготовить презентацию; что такое проектная деятельность; причины отклонений в поведении ребёнка и их коррекция и др.

В третьем классе: межличностные отношения; проблемы в обучении и др.

Для примера предлагаю Вам одно из занятий Школы для родителей по теме «Причины нарушения поведения ребёнка». Представьте, что вы родители. Вы на занятии Школы для родителей. Вас очень интересует тема «Причины нарушения поведения ребёнка» (Проигрываю занятие с родителями. Приложение 3). Спасибо, коллеги.

В этом направлении выделяю и индивидуальные беседы и консультации.

Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Консультации провожу для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем.

Консультации провожу по мере необходимости, часто по инициативе родителей (приложение 4)

Для их проведения привлекаю психолога, логопеда, администрацию. Именно в индивидуальных беседах больше затрагиваются проблемы конкретных учащихся. Заметила, что к такой форме работы относятся более ответственно, чем к собраниям. И это имеет свои положительные результаты. На консультации приглашаю через письмо в сетевой школе или по телефону. Каждую консультацию или беседу тщательно анализирую.

Следующее направление – это массовые мероприятия с родителями: родительские собрания и заседания родительского комитета. У этих форм работы несколько функций: это и психолого-педагогическое просвещение родителей, и вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, и участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.


1.Родительские собрания.

Заранее обдумываю тематику родительских собраний на учебный год исходя из анализа образовательной деятельности класса за прошедший учебный год. В сентябре каждого года предлагаю свой вариант актуальных тем собраний, обсуждаю с родителями, вносим коррективы и утверждаем на учебный год. Сразу согласовываю с родителями, к какому собранию родители хотели бы участвовать в подготовке и проведении. Таким образом, уже в начале года я знаю, какая рабочая группа есть для проведения каждого собрания. В течение учебного года идет подготовка к каждому собранию: подбирается информационный материал, педагогическая литература, памятки в помощь родителям, тренинги и пр. Собрания проводим в разной форме: круглый стол с обменом опытом семейного воспитания, решение проблемных ситуаций, КТД и др. Родители учатся высказывать своё мнение, предлагать свои идеи.

Собрания стараюсь проводить динамично, в деловой обстановке, по заранее составленному плану, чтобы родителям не было жалко “потерянного” времени. Каждый из присутствующих на собрании должен почерпнуть информацию, касающуюся его ребенка, почувствовать себя сопричастным ко всему происходящему в классе, иметь возможность высказаться и, в случае необходимости, получить рекомендации или советы по воспитанию ребёнка.

Стараюсь показать родителям, что судьба их детей мне не безразлична, что я заинтересована в успеваемости и хорошем воспитании своих подопечных.

Не всё можно и нужно широко обсуждать на родительском собрании. Говорить со всеми родителями о проблемах с трудными детьми надо только в общем виде, не стоит конкретизировать. Прошу родителей этих конкретных учащихся остаться для личной беседы с учителем.


2. Работа родительского комитета.

В его состав входят наиболее активные родители. Родительский комитет частично меняется каждый год. На первом заседании родительского комитета составляется план работы на год (в ходе работы могут вноситься коррективы). Ежегодно в сентябре родительский комитет отчитывается о проделанной за год работе.

3.Огромную роль играет Сетевая школа, которая значительно облегчила и улучшила взаимосвязь с родителями.

Одно из важных направлений в работе с родителями – это вовлечение их в учебно- воспитательный процесс.

Среди видов деятельности по данному направлению выделяю организацию исследовательской работой.

В современном образовании исследовательская деятельность школьников занимают важное место. Уже в начальной школе мы учимся проводить и правильно оформлять проекты, исследовательские работы.

В начальных классах, когда у детей нет достаточного опыта работы по сбору информации, работы с дополнительной литературой, умения оформлять материал, роль родителей велика. Учитель является наставником, руководителем и соавтором работы. Такая работа объединяет детей и родителей, делает родителей непосредственными участниками образовательного процесса. Для того, чтобы родители умели управлять данной деятельностью детей и быть помощником учителя их тоже нужно этому научить. Поэтому одно из занятий в Школе для родителей во 2-м классе было посвящено теме «Как научить школьника проводить учебное исследование». Познакомила родителей с понятием «исследовательская работа», с требованиями к оформлению, разобрали последовательность работы с проектом, исследовательской работой.


Ежегодно провожу День открытых дверей

Такое название носит символический характер, так как двери школы всегда открыты для учеников и родителей. Однако, есть родители, которые высказывают свое желание увидеть, как ребенок работает на уроке.

«День открытых дверей» дает возможность родителям посетить любой урок в течение дня. Из практики могу сказать, что далеко не все родители приходят в этот день в школу: кто-то занят на работе, кто-то не испытывает в этом необходимости. Обычно такое мероприятие провожу раз в полгода.


Заочные Интернет-конкурсы

Многие родители из-за занятости не могут часто посещать школу, не все соглашаются принять участие в каком – либо мероприятии. Заочные конкурсы вовлекают в работу всех. Родители принимают участие в школьной жизни ребенка, не выходя из дома. Помогая своим детям, родители поддерживают познавательную деятельность своих детей, учат их работать с информацией, повышают и свой уровень, свою ИКТ-компетенцию.


Праздники и мероприятия

Праздник создает особую, доверительную атмосферу. Огромную роль играют совместные экскурсии и поездки. Они не только расширяют кругозор, но и способствуют сплочению коллектива и развитию межличностных отношений.

В классе есть традиции – поздравлять именинников, а также отмечать «День рождение класса». Отмечаем окончание учебного года, где подводим итоги прошедшего, загадываем желания на будущий год.

Мы посетили много интересных мест: шоколадная фабрика, планитарий, музей паровозов, мультстудия в г.Новосибирске; страусиная ферма, Барнаульский зоопарк, театры и др.




Проанализировав плюсы и минусы работы c родителями, выделила для себя ряд важных правил: Как привлечь родителей в школу?

  • Общее родительское собрание с детьми в нетрадиционной форме (особенно первое в году);

  • При взаимодействии с родителями говорить в лицо только положительное о ребёнке (при всех на родительском собрании, для поднятия статуса родителя).

  • Пригласительные , которые изготовить вместе с детьми и передать через детей родителям.

  • Чаепитие, неформальная обстановка при взаимодействии с родителями.

  • Родительское собрание в форме «круглого стола», диспуты, практикумы, обмен положительным опытом.

  • Своевременное информирование родителей.

  • Проведение опросов, тематическое анкетирование родителей.

Все эти меры повышают мотивацию родителей к взаимодействию с учителем.

Предлагаю Вам дополнить этот перечень?



Анализируя всё вышесказанное, хочу сказать, что только в процессе взаимодействия педагога и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребёнка, что именно такой подход к организации системы в работе с родителями:

- позволяет установить партнерские отношения между родителями и педагогом,

- подчеркнёт значительность встреч учителя с родителями

- стимулирует их интерес к школе и культуре родительского взаимодействия друг с другом и со школой.

Какие результаты в работе с родителями я получила?

Проработав 3 года с классом, отмечаю, что родители

- представляют сплоченный коллектив, умеющий обсуждать актуальные проблемы обучения и воспитания своих детей;

- знают основные направления модернизации образования в стране, поэтому в курсе деятельности школы и учителя,

- умеют оказать помощь ребёнку в учебе,

- оказывают помощь в организации Интернет-конкурсов, в проведении исследовательской работы своих детей,

- возросло количество семей, принимающих участие в различных мероприятиях,

- приобрели компетенцию общения, совместного обсуждения проблем класса, детей,

- в целом, повысилась их психолого-педагогическая компетенция.


В дальнейшем вижу перспективу отслеживания удовлетворённости родителей в психическом сопровождении детей. Продолжу работу «Школы для родителей», так как этот вид работы с родителями ими востребован.

Уважаемые коллеги! Благодарю вас за общение. И в завершении нашей работы. Давайте вернёмся к началу нашей деятельности, когда Вы определяли для себя цели.


На Руси есть древний обычай - гадать на ромашке. Я предлагаю вам собрать весеннюю ромашку. Если цели, которые Вы для себя определили в ходе мастер-класса, были реализованы полностью, выберите и поставьте к серединке ромашки красный лепесток, если частично – голубой, а если мастер-класс прошёл без пользы для Вас – белый.

Спасибо.


Работа учителя – интересная, захватывающая, но отнимающая много времени и сил. Вместе с родителями она становится легче и конструктивнее.


Нашу встречу мне хотелось бы закончить словами В.А. Сухомлинского:

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье»


Успехов Вам, коллеги!


Приветствие, слушают

























































Озвучивают свои цели.














Принимают план


Знакомятся с информацией, анализируют её,

































































































Знакомятся с анкетой



Знакомятся с материалом




































Знакомятся с материалом















































Включение в предложенную деятельность






Слушают







Знакомятся с материалом





Слушают















































































































































































Задают вопросы, высказывают свои мнения.
















































Участвуют в этапе рефлексии

Фронтальная


























































Фронтальная















Фронтальная







































































































Индивидуальная



Фронтальная




































Индивидуальная





















Индивидуальная

























Групповая, парная







Фронтальная






Индивидуальная





Фронтальная














































































































































































Фронтальная


















Список литературы:

  1. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. Рига, 1989.

  2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. М., 2005.

  3. Помощь родителям в воспитании детей. / Пер. с англ.; Под ред. В.Я. Пилиповского. М., 1991.

  4. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с. (Серия «Методическая библиотека»).

  5. Хухлаева О. Активные формы групповой работы с родителями / О. Хухлаева // Школьный психолог. – 2006, №19.

  6. Интернет ресурсы.







































Приложение 1.

Анкета

  1. Какого мнения Вы о школе и педагогическом коллективе, в котором учится Ваш ребенок?

  2. Каким Вы видите классного руководителя Вашего ребенка?

3. Какие обычаи и традиции, по Вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?

4. Каким Вы представляете себе класс, в котором будет учиться Ваш ребенок?

5. Чем Вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?

6. Какие проблемы воспитания вызывают у Вас серьезную тревогу и опасение?

7. Какие положительные качества характера своего ребенка Вы можете назвать?
8. Какие отрицательные качества характера Вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
9. Делится ли Ваш ребенок с Вами своими впечатлениями ?
10. Хочет ли ребёнок видеть Вас в школе?
11. Знаете ли Вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе? Назовите их.
12. Какую помощь необходимо оказать Вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?


Приложение 2

Стили семейного воспитания

  • Почти в каждом классе есть попустительский стиль семейного воспитания. Родители с самого раннего возраста предоставляют ребёнку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, своей работой. Главный метод воспитания в такой семье – кнут и пряник. Они могут наказать ребёнка и тут же поощрить его, лишь бы он только не расстраивался и при этом не мешал родителям. Родители строят свои взаимоотношения с ребёнком таким образом, что непроизвольно культивируют поиск у ребёнка наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, что стимулирует проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж.  В результате такого воспитания формируется конформный социально – психологический тип личности.

      Дети такого типа во время урока быстро устают и стараются под любыми предлогами увильнуть от работы. Для таких учащихся часто не существует запретов и нравственных норм. Уже в младшем школьном возрасте они не мотивированы на учебную деятельность, но при этом их интересует конечный результат их деятельности – отметка. Они всегда готовы требовать от педагога лучшую отметку любой ценой. Такие учащиеся плохо реагируют на любую критику в свой адрес, но при этом у них всегда кто-то виноват. Педагог должен помнить, что, если такому ребёнку что-то выгодно, то он может быть очень целеустремлённым и инициативным.

    Учащиеся конформного типа не умеют бескорыстно дружить, им трудно вживаться в детский коллектив потому, что им хочется быть всё время на виду и, если такого не происходит, они готовы обвинять в своих проблемах всех, но не себя. Зачастую манеры поведения таких учащихся приводят к конфликтным ситуациям, которые спровоцированы самим ребёнком. Родители не утруждают себя тем, чтобы разобраться в ситуации и полностью доверяют своему ребёнку. Они говорят о том, что в классе ребёнка не любят, ему не дают проявить себя, в классе ничего интересного не проводится.

       Занимаясь воспитанием таких учащихся, классный руководитель должен обратить самое серьёзное внимание на сотрудничество с родителями такого ребёнка. Их необходимо привлекать к общению  со сверстниками своего ребёнка, приглашать на встречи с учителями, даже если в этом нет острой необходимости. Привлечение таких родителей к участию в работе родительского комитета, попечительского совета позволит им иными глазами посмотреть на своего ребёнка и изменить мир взаимоотношений в своей семье.

 

  • При состязательном стиле семейного воспитания с раннего возраста родители ищут в действиях своего ребёнка нечто выдающееся и необычное. Активность самого ребёнка постоянно поощряется. Поощрения эти бывают не только морального характера, но и материального. Родители постоянно сравнивают своего ребёнка с другими детьми и очень страдают, если это не в пользу их ребёнка. В своей любви к ребёнку родители порой не обращают внимания на человеческие качества своего малыша. Защиту своего ребёнка от всех претензий и нападок они ставят на первое место, не обращая внимания при этом на то, прав их ребёнок или не прав. Высокая активность таких детей позволяет им рано достигать значительных успехов, особенно в условиях конкуренции. Такие ученики претендуют на лидерство и официальное признание.  Они очень любят командовать другими учащимися и испытывают глубокое удовольствие, если кто-то попадает от них в зависимость. Каждая ситуация негативного свойства не должна оставаться без внимания, она должна анализироваться вместе с учеником в доброжелательной обстановке.  Классный руководитель должен информировать родителей  о достижениях ребёнка и доброжелательно указывать родителям на те проблемы, которые требуют незамедлительного решения. Учитель должен помнить, что этим детям очень свойственно проявление агрессивности. Заниматься её преодолением необходимо в большей степени в начальной школе. В старших классах об этом говорить иногда просто поздно. Во внеурочной деятельности необходимо уделить внимание проведению в классе таких мероприятий, которые будут формировать у младших школьников умение сопереживать, поддерживать другого человека, помогать ему в трудную минуту.

 

  • В процессе предупредительного стиля семейного воспитания формируется инфантильный социально-психологический тип.  Такой стиль семейного воспитания обусловлен некоторыми причинами: одной из причин может быть болезненность ребёнка с раннего детства, а второй-особенности характера родителей. В результате того, что ребёнок часто болел и болеет, родители становятся чрезвычайно мнительными и болезненно реагируют на любое проявление нездоровья ребёнком. Родители ни на минуту не оставляют ребёнка без внимания и опёки. Очень часто в таких семьях  удовлетворяется любая прихоть ребёнка. Имея хорошие учебные задатки, дети совершенно не желают учиться, что приводит к плохой успеваемости. Их способ мышления - от предметной деятельности к абстрагированию, а не наоборот. В начальной школе с такими детьми достаточно проблем, так как они совершенно не самостоятельны, не хотят делать самостоятельно домашние задания, постоянно отвлекаются на уроках. Очень часто в последнее время можно наблюдать такую ситуацию, когда родители, теряя терпение, начинают за своих детей делать уроки, вплоть до письма. Такие дети легко вовлекаемы в различные компании, так как они склонны к получению сиюминутных удовольствий. Главными отличительными чертами таких детей является несамостоятельность, неспособность к принятию решений, способность к действию по указке со стороны.

    Классный руководитель таких учащихся должен серьёзно работать с семьёй, формировать у родителей культуру адекватного восприятия собственного ребёнка. Таким родителям нужны индивидуальные консультации психолога, активный обмен мнением по проблемам воспитания, в котором участвуют родители других учеников класса, тематические консультации, на которые приглашаются специалисты по проблеме, заявленной для консультации.

 

  • В процессе контролирующего стиля семейного воспитания формируется «тревожный»  социально – психологический тип личности. Этому способствуют следующие причины:

1.Ребёнок растёт в семье опекунов, и они жёстко обращаются с ним.

2.Сами родители воспитывались в семьях, в которых к детям относились достаточно жёстко, и они автоматически перенесли стиль воспитания родительской семьи в свою собственную семью.

     В таких семьях свобода ребёнка строго регламентируется и контролируется. Родители достаточно активно используют методы наказания. Это проявляется и в командном тоне родителей, криках, физических наказаниях. Дети в таких семьях хорошо знают свои слабые стороны и совсем лишены возможности демонстрировать и подчёркивать свои лучшие стороны. У таких учащихся возникают проблемы в учебной деятельности. Им трудно сосредоточиться в течение 15-20 минут. Они угрюмы, подозрительны, склонны к вступлению в конфликтную ситуацию, даже если в этом нет необходимости. У них непросто складываются взаимоотношения в коллективе и, в конечном счёте, становятся в классе изолированными детьми. В силу того, что дома они чувствуют по отношению к себе жестокость, становятся грубыми и беспощадными по отношению к другим людям, но очень ценят товарищество и дружбу. Им свойственны добросовестность, стремление оказать помощь близким людям, желание защитить их. Очень трудно вести беседы с родителями  о лишении родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки. Они оправдывают себя тем, что в их семьях тоже использовались такие методы наказания, и они выросли хорошими людьми.

   Знание стилей семейного воспитания поможет классному руководителю организовать сотрудничество с родителями и детьми интересным и захватывающим, позволит избежать ошибок и просчётов в воспитании.

        





















Приложение 3.

План занятия в «Школе для родителей»

по теме «Причины нарушения поведения ребёнка»

Цель: Приобретение навыков анализа причин нарушения поведения ребенка, исходя из позиции ребенка

Очень часто родители задают один и тот же вопрос:

«Почему ребёнок плохо себя ведёт?»
Мы все нуждаемся во внимании со стороны окружающих людей и не хотим чувствовать себя "пустым местом". Дети же тем более, так как им необходимо осознавать свою значимость.
Дети очень часто пытаются привлечь внимание к себе своим поведением.
Особенно часто это происходит, когда им внимания не достает. Но и необходимая "доза" внимания у каждого ребенка своя.
Задайте себе вопрос: когда ребенок получает больше внимания от взрослых?

- Чаще, когда ребёнок ведёт себя плохо, а не хорошо!

  • Если маленький ребенок плачет к нему бегут родители! Он что-то натворил - и получил больше внимания, чем за целый день нормального поведения.

Вывод: "Если я хочу, чтобы мама и папа были рядом, я должен сделать что-то, что они делать запрещают!" - вот что усвоил ребенок. "Сердитое" внимание лучше никакого.

  • Никто не учит ребенка, как попросить внимания в приемлемой форме, когда он в этом нуждается.

Внимание - базовая психологическая потребность, такая же, как еда и питье, с точки зрения физиологии. Но если детей учат просить еду, то как они должны вести себя, когда они "психологически голодны"?
Вопрос к участникам: "Как ,вы думаете , можно распознать, что эта "выходка" имеет цель привлечения внимания?"

(Ответ: после получения необходимого внимания ребенок прекращает выходку).

Психологическое упражнение.

Группе предлагается разбиться по парам и проработать один из примеров из личного взаимодействия. Один участник - ребенок, другой – родитель.

Ребёнок просит у мамы 500 рублей на новую игрушку.(Семейный бюджет не рассчитан на данную покупку.) Должны убедить одну из сторон.

Как можно избежать возникающий конфликт? Какие аргументы и способы убеждения использовали? Высказывания участников.

Приложение 4.

Как подготовить и провести индивидуальную консультацию с родителями

1.     Родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме.

2.     Время консультации или беседы должно быть чётко оговорено.

3.     Родители не должны ждать под дверью своей участи.

4.     Желательно, чтобы оба родителя присутствовали на встрече.

5.     Необходимо чётко формулировать цели консультации, её необходимость и актуальность.

6.     Необходимо дать возможность родителям высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме.

7.     Все доводы родителей, их аргументы «за» и «против» должны быть внимательно выслушаны.

8.     В ходе консультации родители должны получить чёткие рекомендации и предложения по обсуждаемой проблеме.

9.     Если присутствие ученика в ходе консультации обязательно, то он приглашается на беседу.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Эйснер Татьяна Викторовна

Дата: 11.09.2015

Номер свидетельства: 230026


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства