Просмотр содержимого документа
«Педагогическая культура родителей (родительское собрание)»
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ И УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Что такое семья. Каковы особенности современной семьи и тенденции ее развития.
В чем специфика семейного воспитания, его отличие от воспитания общественного, школьного. Каковы его противоречия, его плюсы и минусы.
Причины слабой эффективности семейного воспитания на современном этапе. Система психолого-педагогического просвещения родителей.
Форма проведения – беседа.
Сегодня наша с вами встреча посвящена краткому изложению теоретических основ современной семьи и семейного воспитания. Чтобы давать вам, родители, рекомендации по воспитанию детей, организовывать какие-либо формы работы с вами, нужно попытаться ответить на вопросы:
– Что такое семья?
– Каковы особенности современной семьи и тенденции ее развития?
– В чем специфика семейного воспитания, его отличие от воспитания общественного, школьного? Каковы его противоречия, его плюсы и минусы?
В этимологическом словаре русского языка даются различные значения слова «семья», отражающие суть этого всеобъемлющего понятия, его исторический и национальный смысл. В современной литературе семья определяется как «малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведения хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей».
В настоящее время семья выполняет различные функции, важнейшими из которых следует считать такие:
– общения, возникающая задолго до образования семьи;
– организации быта и ведения хозяйства;
– поддержания физических и духовных сил, создания условий для полноценного развития каждого члена семьи;
– организации досуга;
– создания условий для профессиональной деятельности;
– продолжения рода: рождения и воспитания детей.
Изучение функций семьи выводит на осознание того, что на различных этапах жизни семьи значимость различных функций неоднозначна. Рассмотрим более подробно следующие функции.
Функции семьии родителей:
– воспитание у детей интереса к научным и практическим знаниям;
– поддержка увлечений ребенка;
– дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность);
– сотрудничество с родителями других школьников и школьными учителями.
Функции ребенка:
– получение навыков, необходимых для школьного образования;
– стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членом семьи;
– постепенный отход от родителей, осознание себя как личности, которую любят и уважают;
– включение в группу сверстников, совместная с ними деятельность;
– знакомство с правилами поведения;
– расширение словарного запаса и развитие речи, позволяющие четко излагать свои мысли;
– осознание значения причинно-следственных связей и формирование научной картины мира.
СЕМЬЯ С РЕБЕНКОМ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Функции родителей:
– передача ответственности и свободы действий ребенку по мере взросления и развития его самостоятельности; подготовка к новому периоду жизни семьи;
– определение функций семьи, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи;
– поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
– воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, на собственном примере взрослого мужчины, любящего супруга, любящего, но знающего меру отца (взрослой женщины, жены и матери);
– понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как уникальной личности.
Функции подростка:
– положительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим изменениям;
– прояснение для себя роли мужчины и женщины; ощущение принадлежности к своему, поколению;
– достижение эмоциональной независимости, отход от родителей;
– выбор профессии, стремление к материальной независимости;
– подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку и созданию семьи;
– постепенное формирование собственного мировоззрения.
В настоящее время современная семья характеризуется следующими особенностями:
– в основе создания семьи – любовь как высшее человеческое чувство (однако проблематичным является сохранение его в браке);
– преимущественное преобладание гражданских светских браков (хотя в последние годы заметна тенденция увеличения браков, оформленных и церковью);
– равноправие мужчины и женщины в браке; защита всех прав членов семьи законодательно (правда, в связи с изменяющимися условиями политической, экономической и социальной жизни общества очевидно несовершенство законодательства о семье);
– свобода заключения и расторжения браков;
– тенденция демократизации семейно-брачных отношений; экономическая и нравственная раскрепощенность всех членов семьи;
– потребность в свободе и самостоятельности молодых семей;
– семьи в основном одно-двухдетные, многодетной в настоящее время считается семья с тремя детьми; регулирование рождаемости (известно, что впервые подмечена печальная тенденция снижения рождаемости и даже превышение смертности над рождаемостью с 1992 г.).
В последнее время все чаще и чаще в специальной литературе и периодической печати появляется термин «кризис семьи». Очевидно, следует признать, что частичные признаки его действительно наблюдаются. Следствием этого являются реалии последних трех-четырех лет, свидетелями которых мы являемся:
– болезненный переход к рынку породил резкое снижение жизненного уровня малообеспеченных семей и повышение комфортности и материальной обеспеченности детей из обеспеченных семей, что порождает неприязненные взаимоотношения детей, возникновение ссор, драк, разборок, затаенной зависти;
– развитие теневых рыночных отношений среди школьников, появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений;
– расширение безнадзорности и даже появление беспризорности;
– рост детской и подростковой преступности, вовлечение детей и подростков во взрослые преступные группировки;
– сокращение влияния внешкольных учебно-воспитательных учреждений, падение в некоторых случаях престижа школы и образования;
– приобщение детей к алкоголю, никотину, наркомании и токсикомании; усиление бродяжничества детей и подростков;
– появление подростковой и юношеской проституции; рост проступков и преступлений, связанных с половой распущенностью;
– резкое падение авторитета родителей и педагогов, рост конфликтности детей со школой, родителей с детьми и со школой.
Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания (материального и духовного). В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий... – он там свой.
Семья – это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости...
Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного, которая определяет и характер семейного воспитания, и его содержание, и организационные формы, и, в конечном счете, логику, содержание и методику педагогического взаимодействия школы и семьи.
Прежде всего эта специфика выражается в том, что по природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувство долга... Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему непреходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей – авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей...
Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит различные ценностные ориентации, различные, критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения... Это разные, в чем-то схожие, в чем-то прямо противоположные, жизненные позиции. И несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные семейные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения...
Еще одной особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности - интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения.
Однако семья таит в себе и определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Так, наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать, следует считать такие:
– неадекватное воздействие фактором материального порядка: избыток (либо недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность, изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;
– бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;
– авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;
– безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;
– безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий);
– противоправное поведение взрослых.
Повышение педагогической культуры родителей – важный элемент в работе с родителями учащихся, ибо семья в значительной степени определяет успешность воспитания. Под педагогической культурой понимается такой уровень педагогической подготовленности родителей, который позволяет им сделать семейное воспитание процессом целенаправленным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка, в единстве со школой и общественными организациями.
Разумеется, уровень педагогической культуры родителей зависит и от их образовательного, и от общекультурного уровня, от общественной направленности личности, от индивидуальных особенностей, богатства жизненного опыта, уровня воспитанности...
Однако немаловажную роль в повышении их педагогической культуры может играть и работа классного руководителя. Как профессионал, владеющий теорией и методикой воспитания, хорошо изучивший особенности конкретных детей конкретного класса, для бесед с родителями он отбирает материал с учетом внешних факторов воспитания в данном регионе, с учетом конкретных возможностей родителей данного класса. Охарактеризуем примерную тематику таких бесед:
1. Особенности психофизиологического развития учащихся и учет их в семейном воспитании.
2. Наиболее острые проблемы воспитания школьников... возраста: «Психология взаимоотношений мальчиков и девочек в подростковом возрасте», «Новая мотивация учебной деятельности учащихся 10 класса», «Семья и духовное развитие старшеклассников».
3. Темы, определяемые стратегией и тактикой воспитательной работы классного руководителя: «Как развивать мотивы общественно полезной деятельности школьников», «Материальные и духовные потребности в жизни человека», «Алкоголь и никотин в развитии подростка», «Проблемы самоопределения старшеклассников».
4. Темы, определяемые психолого-педагогической ситуацией, сложившейся в классном коллективе: «Нравственная позиция человека в сложных жизненных ситуациях», «Правовая ответственность несовершеннолетних».
5. Темы, связанные с проблемами воспитания, вызывающими наибольшие трудности у родителей (нередко они предлагаются самими родителями): «Как помочь ребенку в учебе», «Острые углы воспитания», «Если ребенок попал в дурную компанию».
Материал лекций и бесед может быть проиллюстрирован конкретными фактическими данными, ситуациями из жизни класса, при соблюдении педагогического такта, не рекомендуется употреблять против учащихся и родителей негативную информацию.
Методические рекомендации
Перед проведением собрания классному руководителю можно дать анкету № 1. По окончании беседы можно провести тест и предложить опросник для дальнейшей корректировки работы классного руководителя с детьми.
Методика изучения удовлетворенности родителей работой школы
(разработана доцентом Е. Н. Степановым)
Родителям предлагается внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родитель должен обвести цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.
Цифры означают следующие ответы:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – категорически не согласен.
Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным
4 3 2 1 0
В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно
4 3 2 1 0
Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку
4 3 2 1 0
Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка
4 3 2 1 0
В классе, в котором учится наш ребенок, хороший микроклимат
4 3 2 1 0
Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка
4 3 2 1 0
Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка
4 3 2 1 0
В школе и в классе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку
4 3 2 1 0
В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок
4 3 2 1 0
Учителя дают нашему ребенку глубокие и прочные знания
4 3 2 1 0
В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка
4 3 2 1 0
Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка
4 3 2 1 0
Учительский коллектив создает условия для проявления и развития способностей нашего ребенка
4 3 2 1 0
Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни
4 3 2 1 0
Обработка результатов теста.
Удовлетворенность родителей работой школы (У) определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.
Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.
О п р о с н и к
1. Что дает родителям знание педагогики и психологии?
2. Что является трудным для Вас в воспитании ребенка?
3. Какие методы воздействия Вы используете в воспитании ребенка?
4. В чем состоит влияние отца на ребенка?
5. Как Вы организуете свободное время Вашего ребенка?
6. Ваши предложения по улучшению работы с детьми в микрорайоне школы.