kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности работы классного руководителя по профориентации в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный для каждого человека. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий сложно, особенно молодому человеку, окончившему школу. Он должен остановить свой выбор на профессии, важной для общества и соответствующей его запросам, интересам и способностям. Помочь юноше или девушке найти свое место в жизни и призвана профессиональная ориентация.

Задачи профориентационной работы в начальной школе:

  • Воспитание уважения к людям труда, к различным профессиям
  • Понимание значения труда в жизни человека
  • Знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями
  • Воспитание чувства ответственности за качество выполняемой работы

Проводя работу по профориентации в младших классах, мы создаём условия для воспитания у школьников сознательного отношения к труду, чувства долга при выборе профессии, любви и уважения к труду и людям труда, бережного отношения к общественной собственности, к природным богатствам и окружающей среде.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности работы классного руководителя по профориентации в начальной школе »

Яблокова Л. С. МАОУ «СОШ № 135» г. Пермь

Особенности работы классного руководителя по профориентации в начальной школе.

Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный для каждого человека. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий сложно, особенно молодому человеку, окончившему школу. Он должен остановить свой выбор на профессии, важной для общества и соответствующей его запросам, интересам и способностям. Помочь юноше или девушке найти свое место в жизни и призвана профессиональная ориентация.

Представления о профессиях у ребёнка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом - работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии лётчика, милиционера и т. п. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий. В связи с этим формирование представления о профессиях необходимо уже в начальной школе.

Задачи профориентационной работы:

  • Воспитание уважения к людям труда, к различным профессиям

  • Понимание значения труда в жизни человека

  • Знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями

  • Воспитание чувства ответственности за качество выполняемой работы

Одна из главных задач воспитательной и профориентационной работы – это умелая организация общественно-полезного труда. Классный руководитель приобщает школьников к посильному участию в труде, организует деятельность в трудовых делах школы:

- разведение цветов для школьных коридоров;
- уход за клумбами;
- уборка школьных территорий.

В вопросе оказания помощи школьнику при выборе профессии важнейшая задача классного руководителя - формирование у него склонностей и интересов к определённому виду труда. Это достигается привлечением к кружковой работе. Рекомендуя тот или иной кружок, педагог соотносит преобладающие у него интересы с одним из типов профессиональной деятельности. Широкий выбор кружков и секций в нашей школе предоставляет возможность каждому учащемуся реализовывать свои способности.

Внеклассные мероприятия, посвящённые знакомству с профессиями, проводятся в нашей школе регулярно, начиная с первого года обучения.

Информация о профессиях подаётся в доступных интересных формах:

  • Встречи с людьми разных профессий.

Для формирования практических представлений о профессиях немаловажное значение для детей приобретают профессиональные встречи, на которых ребята получают объективную информацию от людей разных профессий. Задача классного руководителя - провести предварительную работу перед экскурсией, дать обязательное обоснование - зачем это нужно, с какой целью мы идём на экскурсию, можно дать учащимся задание. Это может быть ряд вопросов, на которые учащиеся должны получить ответы в ходе экскурсии.

Особенно интересными для детей стали встречи с пермскими писателями – А. Зелениным, А. Гребёнкиным, Ф. Востриковым. Подобные встречи проходят в интерактивной форме: ребята отгадывают загадки, пробуют свои силы в стихосложении, рисуют иллюстрации к книгам.

Секретами своего мастерства с ребятами делятся известные спортсмены Пермского края (мастер спорта международного класса по конькобежному спорту Высокова Светлана, фигуристы, участники Зимних Олимпийских игр Базарова Вера и Ларионов Юрий), приглашают их на свои выступления, пропагандируют те виды спорта, в которых добились успеха.

О сложностях военной службы рассказывают офицеры и ветераны, приглашённые на мероприятия, посвящённые Дню Защитника Отечества и Дню Победы.

  • Экскурсии на предприятия города и учебные заведения.

Благодаря экскурсиям учащиеся знакомятся не только с новыми профессиями, но и с технологией производства, оборудованием, техникой безопасности на производстве. Особой популярностью пользуются экскурсии на хлебокомбинат, кондитерскую фабрику, книжное издательство, пожарную часть, фабрику по производству кукурузных палочек, театр, военный аэродром, конезавод и ферму по разведению страусов, кадетскую школу.

  • Сочинения, конкурсы, защита проектов.

Традиционными стали школьные конкурсы сочинений и рисунков на тему «Кем я мечтаю стать?», «Профессии моих родителей». Победители школьного тура участвуют в краевом конкурсе «Выбор», занимая призовые места в разных номинациях: сочинение, конкурс творческих работ, «Династии Пермского края», слёт юных инженеров.

Неоднократно учащиеся нашей школы участвовали в конкурсах разного уровня по правилам дорожного движения, где также знакомились с профессией инспектора ДПС.

В последние годы наиболее эффективной формой профориентационной работы в школе являются коллективные творческие дела. КТД - результат сотрудничества учителей-предметников, классных руководителей, родителей и учащихся. КТД — это итог большой работы, ведущейся на протяжении четверти. Мероприятия проходят ярко, красочно.

Ежегодно проводится общешкольное мероприятие «Фестиваль профессий», на котором каждый класс представляет какую-либо профессию, в занимательной форме знакомя с её особенностями.

  • Классные часы по профориентации.

Учащиеся старшей школы проводят классные часы, конкурсы, викторины и профориентационные игры в начальной школе, где знакомят младших школьников с новыми профессиями в игровой форме. При посещении школьных учебных мастерских ребята узнают о трудовых профилях, которые им предстоит изучать в дальнейшем в школе.

Широкое распространение получили изготовленные ребятами совместно с родителями альбомы на тему «Профессия от А до Я», которые дети дарят школьной библиотеке.

  • Родительские собрания по профориентационной тематике.

Одним из условий, способствующих совершенствованию профориентационной работы, является сотрудничество семьи и школ. Работа классного руководителя ведётся по двум направлениям:
- подготовка родителей к оказанию помощи детям при выборе профессии;
- привлечение родителей как специалистов для проведения бесед, рассказов о профессиях, организаций экскурсий на производство и т.д.
Формы и методы могут быть самые разнообразные:
- классные родительские собрания;
- индивидуальные и групповые беседы;

- помощь родителей в проведении классных часов, конкурсов.

  • Первые профессиональные пробы.

Немаловажное значение в профориентационной работе с учащимися играет выполнение общественно-трудовых поручений в классе, которое возлагает на детей постоянную заботу о деле, воспитывает в них ответственность, формирует привычку к трудовому усилию, развивает организаторские способности. Важно точно определить круг постоянных обязанностей и поручений, найти и выделить повседневные дела, которые должен выполнять ученик.

Также детям предоставляется возможность попробовать свои силы в отдельных профессиях. Например, мастер-класс «Шоколатье» по созданию собственных сладостей или занятия по развитию речи с актёрами пермских театров.

Подготовка детей к будущей трудовой деятельности, воспитание у них уважения к людям труда возможны только в том случае, если данной работой будет пронизан любой урок. Именно поэтому организация внеучебной и учебной профориентационной работы в начальной школе требует комплексного, системного подхода, когда каждая из форм воздействия закладывает фундамент последующей, одно мероприятие вытекает из другого, является его продолжением, но уже большим по объему и содержанию.

Проводя работу по профориентации в младших классах, мы создаём условия для воспитания у школьников сознательного отношения к труду, чувства долга при выборе профессии, любви и уважения к труду и людям труда, бережного отношения к общественной собственности, к природным богатствам и окружающей среде.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Особенности работы классного руководителя по профориентации в начальной школе

Автор: Яблокова Любовь Степановна

Дата: 15.01.2015

Номер свидетельства: 155823

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект внеклассного мероприятия "Путешествие на планету Земля в мир профессий""
    ["seo_title"] => string(83) "konspiektvnieklassnoghomieropriiatiiaputieshiestviienaplanietuziemliavmirprofiessii"
    ["file_id"] => string(6) "283955"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453905448"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "«Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников»"
    ["seo_title"] => string(102) "psikhologhopiedaghoghichieskoiesoprovozhdieniieprofiessionalnoghosamoopriedielieniiastarshieklassnikov"
    ["file_id"] => string(6) "310380"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459006920"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Перелистав известные тома, мы учим жить сердцами и словами."
    ["seo_title"] => string(56) "pierielistavizviestnyietomamyuchimzhitsierdtsamiislovami"
    ["file_id"] => string(6) "308834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458670443"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Методическая статья Метод проектов как средство реализации профессиональной ориентации школьников "
    ["seo_title"] => string(111) "mietodichieskaia-stat-ia-mietod-proiektov-kak-sriedstvo-riealizatsii-profiessional-noi-oriientatsii-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "189572"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426955629"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) ""Военно-патриотическое воспитание на уроках НВП и во внеурочное время" "
    ["seo_title"] => string(79) "voienno-patriotichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-nvp-i-vo-vnieurochnoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "130299"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415876755"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства