Особенности работы классного руководителя по профориентации в начальной школе
Особенности работы классного руководителя по профориентации в начальной школе
Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный для каждого человека. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий сложно, особенно молодому человеку, окончившему школу. Он должен остановить свой выбор на профессии, важной для общества и соответствующей его запросам, интересам и способностям. Помочь юноше или девушке найти свое место в жизни и призвана профессиональная ориентация.
Задачи профориентационной работы в начальной школе:
Воспитание уважения к людям труда, к различным профессиям
Понимание значения труда в жизни человека
Знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями
Воспитание чувства ответственности за качество выполняемой работы
Проводя работу по профориентации в младших классах, мы создаём условия для воспитания у школьников сознательного отношения к труду, чувства долга при выборе профессии, любви и уважения к труду и людям труда, бережного отношения к общественной собственности, к природным богатствам и окружающей среде.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности работы классного руководителя по профориентации в начальной школе »
Яблокова Л. С. МАОУ «СОШ № 135» г. Пермь
Особенности работы классного руководителя по профориентации в начальной школе.
Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный для каждого человека. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий сложно, особенно молодому человеку, окончившему школу. Он должен остановить свой выбор на профессии, важной для общества и соответствующей его запросам, интересам и способностям. Помочь юноше или девушке найти свое место в жизни и призвана профессиональная ориентация.
Представления о профессиях у ребёнка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом - работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии лётчика, милиционера и т. п. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий. В связи с этим формирование представления о профессиях необходимо уже в начальной школе.
Задачи профориентационной работы:
Воспитание уважения к людям труда, к различным профессиям
Понимание значения труда в жизни человека
Знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями
Воспитание чувства ответственности за качество выполняемой работы
Одна из главных задач воспитательной и профориентационной работы – это умелая организация общественно-полезного труда. Классный руководитель приобщает школьников к посильному участию в труде, организует деятельность в трудовых делах школы:
- разведение цветов для школьных коридоров; - уход за клумбами; - уборка школьных территорий.
В вопросе оказания помощи школьнику при выборе профессии важнейшая задача классного руководителя - формирование у него склонностей и интересов к определённому виду труда. Это достигается привлечением к кружковой работе. Рекомендуя тот или иной кружок, педагог соотносит преобладающие у него интересы с одним из типов профессиональной деятельности. Широкий выбор кружков и секций в нашей школе предоставляет возможность каждому учащемуся реализовывать свои способности.
Внеклассные мероприятия, посвящённые знакомству с профессиями, проводятся в нашей школе регулярно, начиная с первого года обучения.
Информация о профессиях подаётся в доступных интересных формах:
Встречи с людьми разных профессий.
Для формирования практических представлений о профессиях немаловажное значение для детей приобретают профессиональные встречи, на которых ребята получают объективную информацию от людей разных профессий. Задача классного руководителя - провести предварительную работу перед экскурсией, дать обязательное обоснование - зачем это нужно, с какой целью мы идём на экскурсию, можно дать учащимся задание. Это может быть ряд вопросов, на которые учащиеся должны получить ответы в ходе экскурсии.
Особенно интересными для детей стали встречи с пермскими писателями – А. Зелениным, А. Гребёнкиным, Ф. Востриковым. Подобные встречи проходят в интерактивной форме: ребята отгадывают загадки, пробуют свои силы в стихосложении, рисуют иллюстрации к книгам.
Секретами своего мастерства с ребятами делятся известные спортсмены Пермского края (мастер спорта международного класса по конькобежному спорту Высокова Светлана, фигуристы, участники Зимних Олимпийских игр Базарова Вера и Ларионов Юрий), приглашают их на свои выступления, пропагандируют те виды спорта, в которых добились успеха.
О сложностях военной службы рассказывают офицеры и ветераны, приглашённые на мероприятия, посвящённые Дню Защитника Отечества и Дню Победы.
Экскурсии на предприятия города и учебные заведения.
Благодаря экскурсиям учащиеся знакомятся не только с новыми профессиями, но и с технологией производства, оборудованием, техникой безопасности на производстве. Особой популярностью пользуются экскурсии на хлебокомбинат, кондитерскую фабрику, книжное издательство, пожарную часть, фабрику по производству кукурузных палочек, театр, военный аэродром, конезавод и ферму по разведению страусов, кадетскую школу.
Сочинения, конкурсы, защита проектов.
Традиционными стали школьные конкурсы сочинений и рисунков на тему «Кем я мечтаю стать?», «Профессии моих родителей». Победители школьного тура участвуют в краевом конкурсе «Выбор», занимая призовые места в разных номинациях: сочинение, конкурс творческих работ, «Династии Пермского края», слёт юных инженеров.
Неоднократно учащиеся нашей школы участвовали в конкурсах разного уровня по правилам дорожного движения, где также знакомились с профессией инспектора ДПС.
В последние годы наиболее эффективной формой профориентационной работы в школе являются коллективные творческие дела. КТД - результат сотрудничества учителей-предметников, классных руководителей, родителей и учащихся. КТД — это итог большой работы, ведущейся на протяжении четверти. Мероприятия проходят ярко, красочно.
Ежегодно проводится общешкольное мероприятие «Фестиваль профессий», на котором каждый класс представляет какую-либо профессию, в занимательной форме знакомя с её особенностями.
Классные часы по профориентации.
Учащиеся старшей школы проводят классные часы, конкурсы, викторины и профориентационные игры в начальной школе, где знакомят младших школьников с новыми профессиями в игровой форме. При посещении школьных учебных мастерских ребята узнают о трудовых профилях, которые им предстоит изучать в дальнейшем в школе.
Широкое распространение получили изготовленные ребятами совместно с родителями альбомы на тему «Профессия от А до Я», которые дети дарят школьной библиотеке.
Родительские собрания по профориентационной тематике.
Одним из условий, способствующих совершенствованию профориентационной работы, является сотрудничество семьи и школ. Работа классного руководителя ведётся по двум направлениям: - подготовка родителей к оказанию помощи детям при выборе профессии; - привлечение родителей как специалистов для проведения бесед, рассказов о профессиях, организаций экскурсий на производство и т.д. Формы и методы могут быть самые разнообразные: - классные родительские собрания; - индивидуальные и групповые беседы;
- помощь родителей в проведении классных часов, конкурсов.
Первые профессиональные пробы.
Немаловажное значение в профориентационной работе с учащимися играет выполнение общественно-трудовых поручений в классе, которое возлагает на детей постоянную заботу о деле, воспитывает в них ответственность, формирует привычку к трудовому усилию, развивает организаторские способности. Важно точно определить круг постоянных обязанностей и поручений, найти и выделить повседневные дела, которые должен выполнять ученик.
Также детям предоставляется возможность попробовать свои силы в отдельных профессиях. Например, мастер-класс «Шоколатье» по созданию собственных сладостей или занятия по развитию речи с актёрами пермских театров.
Подготовка детей к будущей трудовой деятельности, воспитание у них уважения к людям труда возможны только в том случае, если данной работой будет пронизан любой урок. Именно поэтому организация внеучебной и учебной профориентационной работы в начальной школе требует комплексного, системного подхода, когда каждая из форм воздействия закладывает фундамент последующей, одно мероприятие вытекает из другого, является его продолжением, но уже большим по объему и содержанию.
Проводя работу по профориентации в младших классах, мы создаём условия для воспитания у школьников сознательного отношения к труду, чувства долга при выборе профессии, любви и уважения к труду и людям труда, бережного отношения к общественной собственности, к природным богатствам и окружающей среде.