Особенности коррекционно - развивающей работы в школе - интернат
Особенности коррекционно - развивающей работы в школе - интернат
в школе-интернате.
Забота о здоровье детей – это важная часть работы педагогов. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, стойкость знаний, вера в свои силы. Формирование, сохранение, укрепление здоровья детей и взрослых – это одна из актуальных задач нашей школы. Реалии настоящего обязывают педагогов находить и применять в работе с детьми новые формы образовательно-воспитательного процесса с учётом здоровьесберегающих технологий. Одним из методов решения данной задачи является метод научно-учебного применения «Цветоинформационных оздоровительно-образовательных технологий» (автор Кулешов Валерий Анатольевич), в основу которых положена традиционная школа воспитания и образования, а также направление по применению кодированного цвета. И, хотя, возможности цвета ещё до конца не изучены, уже сейчас можно с определённостью сказать, что цвет влияет на настроение человека, его взаимоотношения с людьми, программирует на определённые поступки. Положительно или отрицательно сказывается на его психике и самочувствии. Цветонология посредством кодированного цвета и образа оказывает благоприятное воздействие на функционирование человека, улучшает его память, внимание, снижает уровень психоэмоционального напряжения, способствует развитию речи и творческих способностей, облегчает обучение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности коррекционно - развивающей работы в школе - интернат »
Особенности коррекционно-развивающей работы
в школе-интернате.
Забота о здоровье детей – это важная часть работы педагогов. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, стойкость знаний, вера в свои силы. Формирование, сохранение, укрепление здоровья детей и взрослых – это одна из актуальных задач нашей школы. Реалии настоящего обязывают педагогов находить и применять в работе с детьми новые формы образовательно-воспитательного процесса с учётом здоровьесберегающих технологий. Одним из методов решения данной задачи является метод научно-учебного применения «Цветоинформационных оздоровительно-образовательных технологий» (автор Кулешов Валерий Анатольевич), в основу которых положена традиционная школа воспитания и образования, а также направление по применению кодированного цвета. И, хотя, возможности цвета ещё до конца не изучены, уже сейчас можно с определённостью сказать, что цвет влияет на настроение человека, его взаимоотношения с людьми, программирует на определённые поступки. Положительно или отрицательно сказывается на его психике и самочувствии. Цветонология посредством кодированного цвета и образа оказывает благоприятное воздействие на функционирование человека, улучшает его память, внимание, снижает уровень психоэмоционального напряжения, способствует развитию речи и творческих способностей, облегчает обучение.
Т.о., через методы цветового нейропсихического воздействия можно достичь следующих результатов:
- в педагогике: улучшение успеваемости;
- в психологии: улучшение психоэмоционального климата, внимания, памяти;
- в дефектологии и медицине: быстрое решение проблем человека, связанные с его здоровьем и профилактикой;
- в валеологии: создание здоровьесберегающей среды обитания человека.
Правильно сформированная по средствам комбинации цвето-образных гамм цвето-среда обитания будет способствовать образованию здоровьесберегающей среды для участников образовательного процесса (ученик – учитель), на что и направлены оздоровительно-образовательные цветомомодели В.А. Кулешова.
Применение метода «Цветоинформационных оздоровительно-образовательных технологий» позволяет решать следующие задачи:
- улучшение успеваемости;
- улучшение поведения;
- повышение интеллектуального и культурного потенциала личности;
- оздоровительные задачи (уменьшение заболеваний ОРЗ, профилактика зрения).
Применение данного метода проходит в рамках экспериментальной площадки «Инновационный психолого-педагогический подход использования цветоинформационных технологий (цветомоделей Кулешова) в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, в аспекте формирования культуры здоровья участников образовательного процесса (ученик – педагог) с. Великовечного Краснодарского края. В нашей школе работа по этому направлению начата с октября 2011 года. Ответственные за экспериментальную работу: Кулешов Валерий Анатольевич – профессор, доктор философии (Европейской аттестации), зав. кафедрой «Цветоинформационных технологий», научный руководитель эксперимента. Попова Г.А. – зам. директора по КОР, зам.научного руководителя. Бурахович Н.Д. – учитель, руководитель оздоровительно-педагогического диагностико-дидактического цветоинформационного коррекционно-реабилитационного направления.
Попова Г.А. – педагог-психолог, руководитель оздоровительно-педагогического диагностико-дидактического цветоинформационного коррекционно-реабилитационного направления.
Панин Е.А. – учитель информатики, руководитель направления по методике применения на уроках информатики компьютерных оздоровительных цветокоррекционно-реабилитационных диагностико-дидактических игр.
Филёва Н.М. – воспитатель, руководитель оздоровительно педагогического коррекционно-реабилитационного направления.
Организация экспериментальной работы по данной проблеме определена тем, что социализация детей, лишённых родительского попечения, проходит таким образом, что у ребёнка формируется негативный образ взрослого. У большинства детей развивается чувство тревоги и неуверенности в себе, снижается познавательный интерес, формируется чувство неполноценности и неверия в людей. Воспитанники занимают по отношению к другим людям агрессивно-оборонительную позицию. Неустойчивость психики ослабляет детский организм и готовит почву для соматических заболеваний.
Цель эксперимента: через сохранение и восстановление психологического здоровья воспитанников снизить уровень соматических заболеваний. Отработка профилактических технологий, на основе нейроцвето-звукового программирования, направленных на укрепление здоровья обучающихся в школе-интернате. Реорганизация жизненного пространства школы-интерната, создание условий быта и жизнедеятельности максимально приближенных к домашним.
Коррекционная работа, с одной стороны, должна пронизывать все сферы деятельности ребёнка, с другой стороны, непосредственно реализуется в учебно – воспитательном процессе, в частности на коррекционных занятиях.
В школе-интернате оборудован класс для коррекционных занятий - коррекционными обоями («Воспитательные №2» (осуществляют коррекцию органов чувств и внутренних систем, которые активизируют учебно-воспитательный процесс при гипоактивности), «Спальные» (осуществляют коррекцию органов чувств и внутренних систем, отвечающих за полноценный сон и отдых после напряжённого рабочего дня), «Семейные» (осуществляют коррекцию органов чувств и внутренних систем, которые способствуют созданию прочных взаимоотношений в семье), «Профилактические» (осуществляют коррекцию органов чувств и внутренних систем, которые способствуют профилактическому решению психофизических проблем (для предупреждения заболеваний)), «Успокаивающие» (осуществляют коррекцию органов чувств и внутренних систем – успокаивающих и снимающих умственное и физическое перенапряжение).
Конторками Владимира Филипповича Базарного, доктора медицинских наук, профессора, педагога-новатора, основателя нового направления в науке – здоровье развивающей педагогики. Конторки Базарного позволяют детям в течение занятия менять позы «сидения за партой – стояния за конторкой». К конторкам прилагаются массажные коврики.
Тренажёром для профилактики нарушений зрения и гармонизации психо- эмоционального состояния. Это специализированная автоматизированная техническая система. «Тренажёр» обеспечивает повышение функциональной активности зрительно-вестибулярных систем и за счёт этого стрессоустойчивость организма, а также профилактику зрительного и
нервно-психического утомления, обусловленного систематическим пребыванием тела в обездвижено-статическом положении.
«Тренажёр» мотивирует зрительно-двигательную поисковую активность в пространстве, а также выполнение энергичных ритмичных упражнений глазами, головой, туловищем. «Тренажёр» позволяет существенно повысить уровень тонуса и функциональное состояние симпатической нервной системы, сердечнососудистой, дыхательной, в т.ч. зрительной и вестибулярной систем, и за счёт этого предупреждает общее и зрительное утомление, а также развитие различной патологии организма и зрения. Работа с тренажёром выполняется стоя, в положении свободного удобного состояния. Оптические устройства начинают поочерёдно высвечиваться по ходу движения часовой стрелки, потом против часовой стрелки и далее в режиме случайной последовательности. Учащиеся активно следят за вспыхивающими зрительными сюжетами, совершая скоординированные движения глазами, головой и туловищем.
И особым подходом к подбору комнатных растений. В данном случае – фиалки. Фиалки успокаивают чрезмерные эмоции, помогают раскрыть творческие способности, достигнуть взаимопонимания.
Коррекционная деятельность – составная часть единого педагогического процесса. Она обладает определённой сферой своего воздействия, имеет определённую структуру и направления воздействия. Коррекционные занятия посещают все дети. В группе 3 человека из одного класса. Занятия проводятся при наличии сертификата. В нашей школе коррекционные занятия строятся по пяти направлениям:
-коррекция недостатков развития и восполнение пробелов в знаниях;
Основной принцип организации коррекционной направленности предполагает активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребёнка.
Цель коррекционных занятий:
-повышение уровня общего развития и обучения;
-восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
-индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений, навыков;
-коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи;
-использовать задания максимально побуждающих активность ребёнка;
-создание условий для улучшения возможностей развития ребёнка в целом;
Задачи коррекционных занятий:
-развитие познавательной активности (достигается реализацией принципа доступности материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);
-развитие навыков планирования собственной деятельности.
На данных занятиях используются упражнения, направленные на развитие гибкости мышления, на развитие математических способностей, на развитие математического мышления, на развитие грамматического строя речи, на развитие речевого мышления, на развитие внимания и памяти.
Упражнение 1. На развитие математических способностей.
Упражнение 2. На развитие речевого мышления, на развитие грамматического строя речи.
Задание: составь из данных слов предложение, вставь пропущенные буквы, найди главные члены предложения, определи части речи.
1.сила ло…ки какая приводит в движение парусные приводит?
2.круглый д…ревьев какое зелень из наш…х год сохраняет?
3.какое года весны (на)ступает время после?
4.волк ж…вотное или питается лягушка какое к…рова мясом?
Упражнение 3.На развитие гибкости мышления, внимания.
Задание: решив анаграммы, найдите слово, которое не обозначает дерево.
Пахит пила насос косок похул
Найдите слово, которое не обозначает животное
Шкала сила мялка рысак яруга
Найдите слово, которое не обозначает пищу
Смола шпала лоза опрос резон
-коррекция психоэмоционального состояния и поведения;
Специфика развития подростка обусловливает необходимость коррекционной, профилактической и развивающей работы относительно возможных отклонений или нарушений эмоциональной сферы детей. Внутренние противоречия. Возникающие в подростковом периоде, проявляются в неустойчивости, изменчивости эмоциональной сферы ребёнка. Эмоциональные переживания в этот период характеризуются напряжённостью и беспокойством. Типичными чертами подростков являются раздражительность, возбудимость. Соответственно, для снижения эмоциональной нестабильности подростков важно проводить с ними соответствующую работу. Т.о., можно определить основные цели и задачи коррекции психоэмоционального состояния и поведения:
-корректировать поведение с помощью игровой терапии;
-формировать адекватные формы поведения, учить осознавать своё поведение;
-регулировать своё поведение в коллективе;
-снизить психоэмоциональное напряжение, создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого;
-развивать способности понимать эмоциональное состояние других и уметь выразить своё;
-коррекция тревожности, формирование социального доверия;
-помочь в преодолении негативных эмоций и страхов, уменьшить тревожность, воспитать уверенность в себе, снизить психоэмоциональное напряжение;
-дети должны научиться управлять своим поведением, легче переносить запреты, быть гибкими в общении, выражать гнев более «пристойными» способами, лучше понимать себя и других.
На занятиях используются упражнения на развитие эмоциональной сферы, на углубление процессов самораскрытия, на развитие позитивного самовосприятия. Проводятся различные тесты на исследование психического состояния, знакомство с метафорами на формирование чувства уверенности в себе, на преодоление чувства растерянности, на снятие агрессивности и др. А также психотерапевтическая программа с использованием сказок. Программа представляет собой специальные сказки, наполненные положительными, энергетизирующими образами, направленные на снижение уровня тревожности, возбудимости, раздражительности, на преодоление конфликтного поведения, на повышение самооценки.
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»
Цель: способствовать углублению процессов самораскрытия, учить находить в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности.
Задание: нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите своё имя или нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, всё хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы лучей было как можно больше.
Это будет ответ на вопрос: «Почему я заслуживаю уважения?»
Упражнение « Психологическая поддержка»
Цель: дать возможность участникам группы осознать свои отрицательные черты, развить умение оказания психологической поддержки другому человеку, сформировать положительную самооценку.
Порядок выполнения и инструкция. Участникам предлагается закончить предложение: «Меня могут не любить люди за…». Дети по очереди говорят: «Всё равно ты молодец, потому что…». Таким образом, называя положительные черты этого участника, они оказывают психологическую поддержку.
Можно спросить у детей:
- Какая часть задания была для вас наиболее приятной, первая или вторая?
- Что вы чувствовали, когда называли свои отрицательные качества?
- Что вы чувствовали, когда слышали от другого свои положительные качества?
Упражнение «Я и моё настроение».
Цель: снятие эмоционального напряжения, сохранение внутреннего спокойствия и работоспособности.
Задание: на листе бумаги нарисуйте свою ладошку. Это ваш портрет, т.е. это вы, попробуйте нарисовать себя. Возьмите цветной карандаш того цвета, каким, по-вашему мнению, цветом вы себя ощущаете. На другом листе бумаги, так же цветным карандашами, попробуйте нарисовать своё настроение, выразить свои эмоции в цвете, какие вы испытываете сейчас. (Приложение 2.)
Метафора на снятие агрессивности.
Сегодня я расскажу вам историю о Штушти-Кутушти. А. вы не знаете, кто это такой? Штушти-Кутушти – страшный зверь, который живёт в лесу. Так считают все другие звери. И у них есть на это свои причины. Однажды Ш-К подкрался к павлину, отдыхавшему после обеда, и выдрал ему из хвоста самые длинные перья. А в другой раз он больно укусил за лапу тигрёнка. А как- то раз подрался со слонёнком. И вообще Ш-К любил царапаться и кусаться. Поэтому звери не дружили с Ш-К и боялись его.
И вот в один прекрасный день Ш-К сидел под большим деревом и размышлял о своей жизни. Сегодня он уже успел до слёз обидеть нескольких обитателей леса, но это его почему-то не порадовало. И вдруг он услышал сверху чей-то голос: «Почему ты грустишь, о Ш-К?» Ш-К огляделся по сторонам и увидел, что над ним устроился огромный старый Удав. Все в лесу знали его мудрость и силу, и поэтому Ш-К не осмелился нагрубить ему. «Что-то не так в моей жизни…» - проворчал он. «А чего бы тебе хотелось?» - спросил Удав. «Меня никто не любит! – признался Ш-К. – И от этого мне плохо». «А что ты можешь сделать для того, чтобы тебя любили?» - снова спросил Удав. «Я не знаю» - задумался Ш-К. И вдруг он подумал, что действительно не знает, что нужно сделать, чтобы тебя любили. Он умел кусаться и больно царапаться, дразниться и обманывать, но это совсем не то, что нужно делать, чтобы тебя любили. «Когда я был совсем маленьким, - сказал Удав, - мой дедушка говорил мне: «Делай другим то, что ты хочешь получить от них». «Значит, если я хочу, чтобы на меня обращали внимание, я могу улыбнуться и дать что-нибудь, что у меня есть?» - догадался Ш-К. «Да, и это непросто, поделиться с другим или помочь ему, а иногда просто улыбнуться», - сказал Удав.
Честно говоря, Ш-К пришлось нелегко. Ведь звери боялись его. Но теперь он понимал, что нужно делать, чтобы на тебя сначала обратили внимание, а потом полюбили. И не сразу удалось ему добиться того, чего он хотел. И вот как-то раз он пришёл к старому Удаву и сказал: «Всё, чего я хочу, - это просто сказать спасибо тебе и твоему дедушке. И другие звери относятся ко мне так, как я отношусь к ним».
- индивидуальные занятия с применением коррекционно-дидактических игр;
Направленность индивидуальных занятий с применением коррекционно-дидактических игр:
-развитие познавательных процессов (разных форм мышления, увеличение объёма слухоречевой оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, способности к концентрации, распределению, переключению внимания) и посылок учебных умений;
-расширение словарного запаса, обогащение активного и пассивного словаря;
-совершенствование зрительно-пространственных и пространственно-временных ориентировок, двигательной памяти;
-развитие сукцессивных способностей (т.е. последовательности действий и их планирования);
-развитие тактильных ощущений посредством дермалексии (т.е. узнавании символов, написанных в воздухе, на теле).
Цели и задачи занятия:
-развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы;
-развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес;
-развивать логическое мышление, память, способность к самоанализу и синтезу;
-способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении;
-воспитывать культуру учебного труда, навыков самообразования;
-развивать способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности.
На занятии используются игры на развитие памяти, наблюдательности, внимания, мышления, речи, воображения, пространственной ориентации и др.
Игра «Найди слова»
Цель: развитие речевого мышления.
Задание: в свободных местах поместите буквы так, чтобы сверху вниз читались пятибуквенные слова. Придумайте предложения со словами. Как вы понимаете смысл пословицы «Язык мой – друг мой».
я
з
ы
К
м
о
й
д
р
у
г
м
о
й
Игра «Круги»
Цель: развитие гибкости мышления.
Задание: попробуйте перевернуть треугольник вершиной вниз, передвинув при этом всего три круга. (Приложение 3)
Игра «Опосредованное запоминание»
Цель: исследование уровня опосредованного запоминания, особенностей мышления.
Приходилось ли вам слышать такие выражения, как « узелок на память», «намотай себе на ус». Наши предки так и поступали: чтобы чего-нибудь не забыть – завязывали, зарубали и наматывали. Более цивилизованные люди используют для этих же целей смысловые ассоциации, образы.
Перед вами карточки с изображением предметов. Я буду называть слова, а вы к каждому слову выберите и отложите такую карточку, которая поможет потом вам припомнить его. Например, слово для запоминания – лес. Здесь лес нигде не нарисован, но можно выбрать карточку, которая потом поможет вспомнить это слово. Т.о. ученики подбирают к каждому слову какую-нибудь карточку .Когда все отобранные карточки отложены, ребята приступают к какому-нибудь другому заданию, а через 20 минут возвращаются. Учитель показывает карточку и просит вспомнить, для какого слова она выбрана, а ученик записывает это слово. Можно задать вопрос: «Чем данная карточка напоминает это слово?», «Как ты смог вспомнить это слово?»
- коррекция познавательной активности и развитие интеллектуальных способностей;
В процессе проведения коррекции познавательных процессов основное внимание уделяется обучению школьников через проявление их активности в запоминании, обобщении, усвоении материала. Подобные игровые занятия ведут к повышению творческого потенциала учащихся и, т.о., к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины.
-осуществление нормализации учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, прививать навыки самоконтроля, самооценки;
-развивать словарь, устную монологическую речь в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающем мире.
На занятии применяются упражнения, направленные на развитие познавательных процессов, на развитие математического мышления, на развитие орфографической зоркости, на развитие творческого мышления, на развитие слухового внимания и др.
Ш м к о в ю н с р с ж щ м ф е з ы я к г р о л а д ь м н о а о б в е з щ и ч т д ч р я е с л о к с ж д к у ь з б н я л м т е д у ф х а ю ч у е и ы ш с с щ м е а с б и м н е к у о ъ ы щ ч л н р б г о ю з п ё д ч т м р е ф у х ы ц.
Упражнение на внимание, на развитие творческого мышления. (Приложение 8.)
Задание: раскрась картинку. Но есть одно условие: можно использовать только четыре цвета, и фигуры одного цвета не должны соприкасаться друг с другом.
Упражнение на развитие грамматического строя речи, поисковой активности, мышления.
Задание: найдите суффикс, который формирует со всеми предложенными буквами слова.
Дат… маль… лар… рез… поднос… груз…
Найдите приставку, которая подходит всем перечисленным словам
Игра реформа удар
Найдите слово, которое служит окончанием для всех перечисленных буквосочетаний
Ку… коло… ви… бру… бро… пе…
- психолого-педагогический тренинг;
Основные цели и задачи тренинга:
-актуализировать стремление участников группы к познанию себя и окружающих;
-подвести подростков к осознанию уникальности каждого человека. Помочь им осознать свои сильные и слабые стороны, принять себя, укрепить своё Я, найдя точку такого укрепления в самом себе;
-стимулировать принятие других людей; развивать способности к эмпатии, к пониманию переживаний и состояний окружающих, способности к принятию их достоинств и недостатков;
-подвести подростков к позитивному переосмыслению жизненного опыта, пересмотру системы ценностей, потребностей, их иерархией;
-научить их самоорганизации, укрепить жизненную устойчивость по отношению к трудностям, сформировать умение «держать удар»;
-помочь детям обрести оптимистическое отношение к реальной жизни, изменить мотивацию от пассивной жизненной позиции к более активной.
Основные типы упражнений, которые используются в тренинге в соответствии с его задачами:
- система упражнений, направленная на самораскрытие и самопознание подростками своих особенностей;
-система упражнений, направленная на принятие собственной индивидуальности; основная задача – снять негативное отношение подростка к себе и подвести к принятию себя;
-системы упражнений, направленные на выявление своих жизненных установок, ценностей и позиций, на самопознание. Их основная задача заключается в том, чтобы проявить для человека различие между его истинными и стереотипно-привычными или внешне заданными желаниями, ценностями;
-системы упражнений, направленные на эмоционально-чувственное моделирование или образное представление возможных способов разрешения проблемы, задача которых – приобретение неосознанного опыта переживания разрешения проблемы, как в представлениях, так и в появляющихся пока в смоделированной искусственной ситуации паттернах поведения;
-упражнения, направленные на самофутурирование (перенесение предвосхищаемых картин будущего в психологическое настоящее подростка и придание им яркости при помощи визуального воображения);
- различные релаксационные и возбуждающие, в том числе и «вдохновляющие» упражнения, которые регулируют эмоциональный настрой.
На занятиях проводятся тренинги на снятие эмоционального и мышечного напряжения, на развитие эмпатии и эмоциональной чувствительности, тренинги общения и привития навыков доброжелательного общения со сверстниками, тренинги игрового взаимодействия, тренинги на развитие позитивного отношения к себе и др.
Тренинг на снятие эмоционального напряжения.
Упражнение «Костёр проблем»
Цель: формировать установку на возможность внутреннего самоусовершенствования, снижение тревожности и повышение уровня безопасности.
Порядок выполнения и инструкция. Раздать листы бумаги. На листах детям предлагается написать проблемы, от которых хотелось бы избавиться. Затем учитель собирает «проблемы» детей в железную посуду, поджигает их и говорит: «Это горит не бумага, а проблемы. Их больше нет».
Тренинг общения и позитивного отношения к себе.
Упражнение «Презентация себя»
Цель: самопрезентация, формирование навыков уверенного поведения, осмысление положительного образа «Я». Развитие способности понимать партнёра.
Порядок выполнения и инструкция. Каждому участнику предлагается написать письмо в газету «Знакомства». Объявления ребят собираются и «помещаются в газету», происходит чтение и обсуждение.
Тренинг игрового взаимодействия, на развитие речевого мышления.
Упражнение «Узнай себя»
Цель: формирование и развитие умения задавать вопросы, слушать ответы и составлять единый образ.
Учитель прикрепляет на спину участнику листочек с именем известного героя из сказки или реальной жизни. Нужно угадать, кем ты стал. Разрешается задавать вопросы закрытого типа (на которые можно получить ответ только «да» или «нет»).
При подведении итогов участникам предлагается ответить на следующие вопросы:
1.Трудно ли было себя отгадать?
2.Как происходило осознание, кто ты?
3.Что вы поняли?
4Что взяли полезного для себя?
На каждом занятии мы работаем с диагностико-коррекционным альбомом Кулешова. Перелистывание альбома по принципу достаточности (пока ребёнку приятно и хочется смотреть альбом). В результате таких действий наступает психоэмоциональная стабилизация во всём организме. Ребёнок выбирает панно, которое ему нравиться и на протяжении занятия он подпитывается цветовым решением. На выбранном фоне проводим развивающие игры или коррекционные упражнения. Используем «линейки-закладки», которые предназначены для успехов в учёбе и для повышения творческих способностей и интеллекта. Достижение целей у ребёнка происходит в результате зрительного восприятия цветовых коррекционных фонов. Данные закладки используются при чтении или при выполнении заданий на развитие творческого мышления. Например, упражнение «Спрятанная форма» показало неплохие результаты у некоторых детей. Они находили различные формы и ассоциировали их с определёнными предметами, которые многие дети не замечали. Или давали оригинальные ответы. (Приложение 8)
При проведении зрительной гимнастики дети располагают перед собой два панно разных групп. Здесь выбор панно определяет учитель, исходя из того, какие задачи он ставит. Расстояние до глаз должно быть различным, чтобы при переводе взгляда каждые 30-60 секунд происходила тренировка хрусталика глаза.
По рекомендации Кулешова В.А. на занятии используем «цвето-тетрадь». «Цвето-тетрадь» названа так, потому что обложка и учебные поля имеют цветовую гамму В.А. Кулешова – «КОК» (коррекционно-образовательных картин): «Учебные» и «Воспитательные №1». Цель и задачи методики применения «цвето-тетрадей» направлены на повышение внимания, памяти, успеваемости, а также гармонизацию тревожности. При использовании «цвето-тетрадей» наблюдается положительная динамика в аспекте воспитания и успеваемости. (Данные тетради применялись в одном классе.)
Используем такой вариант работы, как «Методика цветовых кругов».
1.Методика исправления неграмотности (коррекция грамотности) при выполнении заданий по русскому языку.
Правой, а затем левой рукой (по 4-е каждой рукой) рисуются цветовые круги карандашами, в строго определённой последовательности по схеме:
Так же вместе с детьми для спальных комнат делаем аппликации из понравившихся коррекционных панно. Они направлены на гармонизацию эмоционального состояния.
На занятиях мы используем игры, сделанные из цвето-информационных панно.
1.Собери квадрат.
Задание: собери квадрат из геометрических фигур одного цвета.
2.Цепочки фигур. Эта игра похожа на домино. Каждому играющему выдаётся набор из 18 фигур. В него входит три фигуры (овал, квадрат, треугольник) трёх цветов, двух размеров (большие и маленькие).
Первый участник игры кладёт на стол любую фигуру. Следующий выкладывает фигуру, отличающуюся от первой только одним признаком (цветом, формой или размером). И так далее… Сделавшему неправильный ход фигура возвращается. Выигрывает тот, кто первый выложит все фигуры.
Исследования влияния коррекционных обоев Валерия Анатольевича Кулешова на уровень памяти, внимания, мышления, интеллектуальной лабильности и тревожности в экспериментальной группе 5 и 6 классов.
№
Фамилия, имя
Уровень памяти
Наличие изменений
до начала эксперимента%
Промежуточный результат %
1.
Диана Н.
30
40
улучшение
2.
Павел В.
20
20
нет
3.
Семён Ч.
50
50
нет
4.
Диана З.
50
70
улучшение
5.
Махмуд Н.
40
60
улучшение
6.
Анна Д.
50
70
улучшение
7.
Оксана Р.
40
40
нет
8.
Маша Ж.
70
80
улучшение
9.
Виктор Ш.
50
70
улучшение
10.
Святослав П.
30
50
улучшение
Показатели уровня памяти: без изменений 3 человека – 23%, положительная динамика 7 человек – 77%.
№
Фамилия, имя
Уровень внимания
Наличие изменений
до начала эксперимента%
Промежуточный результат %
1.
Диана Н.
40
40
нет
2.
Павел В.
30
30
нет
3.
Семён Ч.
30
50
улучшение
4.
Диана З.
70
80
улучшение
5.
Махмуд Н.
60
60
нет
6.
Анна Д.
50
70
улучшение
7.
Оксана Р.
70
70
нет
8.
Маша Ж.
70
80
улучшение
9.
Виктор Ш.
50
70
улучшение
10.
Святослав П.
40
50
улучшение
Показатели уровня внимания: без изменений 4 человека – 40%, увеличился объём внимания 6 человек – 60%.
№
Фамилия, имя
Уровень тревожности
Наличие изменений
до начала эксперимента%
промежуточный результат %
1.
Диана Н.
средний
средний
нет
2.
Павел В.
высокий
средний
снизился
3.
Семён Ч.
высокий
средний
снизился
4.
Диана З.
высокий
средний, с тенденцией к высокому
снизился
5.
Махмуд Н.
средний
средний
нет
6.
Анна Д.
высокий
средний, с тенденцией к высокому
снизился
7.
Оксана Р.
средний
средний
нет
8.
Маша Ж.
средний
средний
нет
9.
Виктор Ш.
средний, с тенденцией к высокому
средний
снизился
10.
Святослав П.
средний
средний
нет
Показатели уровня тревожности: без изменений 5 человек – 50%, уровень тревожности снизился 5 человек – 50%.
№
Фамилия, имя
Уровень мышления
Наличие изменений
до начала эксперимента %
промежуточный результат %
1.
Диана Н.
30
30
нет
2.
Павел В.
30
30
нет
3.
Семён Ч.
40
50
улучшился
4.
Диана З.
40
60
улучшился
5.
Махмуд Н.
50
50
нет
6.
Анна Д.
60
80
улучшился
7.
Оксана Р.
50
50
нет
8.
Маша Ж.
60
70
улучшился
9.
Виктор Ш.
40
60
улучшился
10.
Святослав П.
30
60
улучшился
Показатели уровня мышления: без изменений 4 человека – 40%, уровень мышления повысился 6 человек – 60%.
Исследования влияния коррекционных обоев Валерия Анатольевича Кулешова на уровень внимания, памяти, мышления, интеллектуальной лабильности и тревожности в экспериментальной группе 5 и 6 классов на коррекционных занятиях показали положительное воздействие: наблюдается улучшение взаимоотношений учащихся с педагогами. Дети приобрели уверенность в себе, появилось желание учиться, активизировалась познавательная деятельность.
Сравнительные результаты проведённой работы позволяют сделать вывод, что использование цветокоррекционных панно в коррекционной работе способствует повышению уровня социальной адаптации.
Практическая значимость и ожидаемые результаты методики: выработка у учащихся мотивационного компонента, самообучение, самовоспитание, поиск направлений самоопределения и самореализации своих жизненных планов.
И в заключении хочется познакомить со стихотворением, которое отражает суть нашей работы, является основой нашей работы.
Кто-то когда-то должен ответить,
Высветить правду, истину вскрыв,
Что же такое трудные дети?
Вечный вопрос или больной нарыв!
Вот он сидит перед нами, взгляните!
Сжался пружиной, отчаялся он…
С миром оборваны тонкие нити,
Словно стена, без дверей и окон.
Вот они главные истины эти:
Поздно заметили, поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети,
Просто им вовремя не помогли…!!!
С. Давыдович
Список методической литературы:
1. Большая книга подросткового психолога. И.Истратова. Москва. 2008г.
2. Большая книга тестов на интеллект. Д. Бергамино. Москва. «АСТ-Астрель».2010 г.
3. Психология подростка. Методики и тесты. Под р-цией А.А. Реана. Москва.2007 г.
5. Революционный тренинг мозга. Пол Э. Бэнхейм. Москва. «Эскимо». 2011г.
6. Настольная книга практического психолога в образовании. Е.И. Рогов. Москва «Владос». 1995г.
7. Большая книга игр. О.Узорова. Москва. 2007 г.
8. Практикум для детского психолога. Г.А. Широкова. Ростов-на-Дону. 2010 г.
9. Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребёнка. Н.Ф. Круглова. Москва. 2010 г.
10. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. Г. Монина, Е. Панасюк. С-П. «Речь». 2003 г.
11. Психологический тренинг. О.Горбушина. Москва. «Питер». 2008 г.
12. Психология ребёнка. Методика и тесты. Под р – цией А.А. Реана. Москва. 2007 г.
13. Экспериментальная учебно-практическая программа курса «Учебно-цвето-оздоровительная реабилитация». Приложение к книге «Нейро цвето-звуковое программирование». « НИИ информации цвета». В.А. Кулешов. С-П. 2005г.
14. Жизнь в цвете, цвет в нашей жизни. В.А.Кулешов, Н.В. Пашкова. Донецк. «Каштан». 2010 г.