Развитие творческий способностей в условиях школы-интерната
Развитие творческий способностей в условиях школы-интерната
Становление личности – высокая моральная задача, которая стоит перед любым педагогом, работающим в школьном ученическом коллективе. Мораль определяет отношение человека к социуму, в котором он существует, к товарищам, к самому себе, требует ответственного подхода к своим обязанностям, к интересам коллектива, активного участия в решении общих задач. Успех процесса воспитания зависит от того, какие цели ставятся в работе с детьми, какие качества необходимо формировать у них, во время какой деятельности детей осуществляется воспитательный процесс.
Воспитание в коллективе сверстников – дело сложное, требующее большой организационной работы и непрерывного внимания воспитателя к личности каждого ребёнка, к его индивидуальным особенностям.
Задачи воспитания эффективно решаются в комплексе всех воспитательных мер; немаловажное место в этих мерах занимают развитие творческих способностей.
Выдающийся учёный Леонтьев А.Н.писал: «…в творчестве происходят главнейшие изменения в психике ребёнка, развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребёнка к новой ступени его развития».
Творческий процесс – это в сущности социальная практика ребёнка, т.к. в условиях коррекционной работы с аномальными детьми готовятся к жизни дети через практические умения мыслить, работать руками, видеть прекрасное в реальности, замечать красоту, реализовать свои способности. Важным является то, что в коллективном творчестве дети накапливают социальный опыт, привыкают считаться с умениями и интересами своих сверстников, вступают с ними в разнообразные контакты.
Роль воспитателя важна в данном виде деятельности, т.к. без руководства взрослых аномальные дети не могут самореализовываться, не умеют правильно отобразить своё видение прекрасного, не умеют передавать свои мысли. Таких детей необходимо направлять, подталкивать, поощрять, отмечать их достижения.
В условиях школы – интерната развитие творческих способностей – это один из способов помочь детям найти своё место в современных реалиях, не потеряться в нашем жестоком мире деловых людей. Если наученные нами дети приобрету навыки выразительной речи, умение что-либо делать руками, мы можем надеяться, что выполнили свою воспитательную задачу. Ведь не секрет, что воспитываются дети в неполных семьях, родители склонны к аморальному поведению, а значит, опыт семейного воспитания носит отрицательный характер. И только в условиях школы-интерната они – дети с недостатками в развитии – могут приобрести положительныйопыт, который в соответствии с их возрастными и психофизическими характеристиками утверждают каждого индивидуума в общем коллективе как детей, так и в будущем взрослых людей.
Л.С. Выготский писал: «…творчество не есть простое воспоминание о пережитом, но переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой деятельности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребёнка». Т.е. выдающийся психолог и педагог рассматривал творчество как деятельность, комбинирующую воображение. Мы, педагоги, работающие с аномальными детьми, знаем из опыта своей деятельности, что воображение таких детей, бедно, неразвито, не имеет образа, принадлежащего самим детям. В отличие от учеников массовых школ дети с недостатками в развитии не могут сочинять слова и действия для своей роли, не умеют делать костюмы, творчески использовать природный материал, создавать конструкции даже из подобных. В каждом виде творчества необходимо научить, показать, стимулировать.
Из опыта работы мы можем отметить, что есть дети, умеющие понять, как можно лучше и интереснее передать тот или иной образ, как связать из ниток, смастерить из бросового материала, и есть дети, не умеющие даже правильно сложить лист бумаги. Наша задача – это научить каждого из детей глубже понять окружающий мир, дать некоторый жизненный опыт, вызвать потребность выразить его в деятельности.
Радость творчества преображает жизнь детей в условиях школы-интерната, наполняет её сказочностью, волшебством, вселяет уверенность в свои силы.
В процессе развития творчества в комплексе решаются задачи умственного, нравственного, трудового и эстетического развития детей.
Данный вид деятельности затрагивает все стороны личности ребёнка: она требует активной работы мысли и трудовых умений, богата эмоциями и чувствами. Поскольку в каждом из видов творчества находит отражение окружающая жизнь и в тоже время самореализация является наиболее доступным и интересным для ребёнка видом деятельности, творчество оказывается эффективным средством гармонического развития личности каждого ребёнка, а также формой организации содержательной жизни в условиях школы-интерната.
В методической литературе развитие творческих способностей рассматривается как воспитательный процесс взаимодействия воспитателя и воспитанников по созданию коррекционно-развивающей среды, которая будет стимулировать деятельность детей к освоению и усвоению социально-культурных ценностей общества и развитие механизмов продуктивной обработки информации, способствующих самоактуализации и социальной реабилитации личности.
В воспитательном процессе преследуется цель коррекции личности и развитие механизмов продуктивного общения через различные акты педагогического воздействия, развивающие эмоциональную форму деятельности.
В нашей школе основными направлениями коррекционно-развивающей среды являются:
- созданная система позитивно-действующих факторов: оформление школы, участка, клумб, спальных групповых комнат, классов, жилого корпуса; включение и приобщение воспитанников к этой деятельности; постоянно освещающиеся успехи каждого и группы в целом; видеотеки;
-разработанная разновариантная модель занятий, куда входят различные кружки, имеющие своей целью развитие творческой направленности, проведение различных праздников с активным участием детей;
-созданная психолого-педагогическая обоснованная работа каждого воспитателя с учётом его личных особенностей, склонностей и способностей – многие воспитатели нашей школы вышивают, вяжут, лепят из солёного теста, выращивают комнатные растения.
В школе существуют кружки, организующие досуговую деятельность: оригами, кукольный театр, кружок обучения танцам, кружки вязания, лепки и другие.
Для нас очень важен момент включения детей в разнообразные виды деятельности и реальным становится выявление сохранных сторон, на которые мы опираемся при общении с воспитанниками. Не секрет, что наши воспитанники привыкли потреблять готовое, но когда работа педагогов строится на производительной деятельности, это благотворно сказывается на становлении личности каждого ребёнка.
Воспитывающая художественная творческая деятельность становится таковой при условии нравственного аспекта мотивации (сделай интересно, красиво, помоги другому и т.д.).
Мы всегда стараемся организовать совместную деятельность, чтобы участники деятельности были партнёрами по достижению результата. В нашей школе учитывается отношение детей к деятельности, потому что воспитание личности предполагает формирование системы отношений к приобретаемой информации. Мы, воспитатели, так представляем отношения, чтобы нужное содержание увлекало, заражало ребёнка, потому что результат важен как итог нашей роботы.
Новые социально-экономические отношения, расширение многосторонних связей между городом и деревней требуют решения проблемы формирования развития личности каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья с учётом его индивидуальных возможностей.
Общество не делает во взрослой жизни скидок детям, ранее обучавшихся в коррекционной школе-интернате. Значит, в систему методов и приёмов педагогического воздействия включаются вся система воздействий предусматривающих коррекцию интеллектуального дефекта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творческий способностей в условиях школы-интерната»
КОУ ОО «Крутовская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Доклад на МО воспитателей.
«Развитие творческих
способностей детей в условиях школы- интерната»
Протокол №1
от 19. 10 2013г.
Воспитатель: Анисимова З.Д.
Становление личности – высокая моральная задача, которая стоит перед любым педагогом, работающим в школьном ученическом коллективе. Мораль определяет отношение человека к социуму, в котором он существует, к товарищам, к самому себе, требует ответственного подхода к своим обязанностям, к интересам коллектива, активного участия в решении общих задач. Успех процесса воспитания зависит от того, какие цели ставятся в работе с детьми, какие качества необходимо формировать у них, во время какой деятельности детей осуществляется воспитательный процесс.
Воспитание в коллективе сверстников – дело сложное, требующее большой организационной работы и непрерывного внимания воспитателя к личности каждого ребёнка, к его индивидуальным особенностям.
Задачи воспитания эффективно решаются в комплексе всех воспитательных мер; немаловажное место в этих мерах занимают развитие творческих способностей.
Выдающийся учёный Леонтьев А.Н.писал: «…в творчестве происходят главнейшие изменения в психике ребёнка, развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребёнка к новой ступени его развития».
Творческий процесс – это в сущности социальная практика ребёнка, т.к. в условиях коррекционной работы с аномальными детьми готовятся к жизни дети через практические умения мыслить, работать руками, видеть прекрасное в реальности, замечать красоту, реализовать свои способности. Важным является то, что в коллективном творчестве дети накапливают социальный опыт, привыкают считаться с умениями и интересами своих сверстников, вступают с ними в разнообразные контакты.
Роль воспитателя важна в данном виде деятельности, т.к. без руководства взрослых аномальные дети не могут самореализовываться, не умеют правильно отобразить своё видение прекрасного, не умеют передавать свои мысли. Таких детей необходимо направлять, подталкивать, поощрять, отмечать их достижения.
В условиях школы – интерната развитие творческих способностей – это один из способов помочь детям найти своё место в современных реалиях, не потеряться в нашем жестоком мире деловых людей. Если наученные нами дети приобрету навыки выразительной речи, умение что-либо делать руками, мы можем надеяться, что выполнили свою воспитательную задачу. Ведь не секрет, что воспитываются дети в неполных семьях, родители склонны к аморальному поведению, а значит, опыт семейного воспитания носит отрицательный характер. И только в условиях школы-интерната они – дети с недостатками в развитии – могут приобрести положительный
опыт, который в соответствии с их возрастными и психофизическими характеристиками утверждают каждого индивидуума в общем коллективе как детей, так и в будущем взрослых людей.
Л.С. Выготский писал: «…творчество не есть простое воспоминание о пережитом, но переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой деятельности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребёнка». Т.е. выдающийся психолог и педагог рассматривал творчество как деятельность, комбинирующую воображение. Мы, педагоги, работающие с аномальными детьми, знаем из опыта своей деятельности, что воображение таких детей, бедно, неразвито, не имеет образа, принадлежащего самим детям. В отличие от учеников массовых школ дети с недостатками в развитии не могут сочинять слова и действия для своей роли, не умеют делать костюмы, творчески использовать природный материал, создавать конструкции даже из подобных. В каждом виде творчества необходимо научить, показать, стимулировать.
Из опыта работы мы можем отметить, что есть дети, умеющие понять, как можно лучше и интереснее передать тот или иной образ, как связать из ниток, смастерить из бросового материала, и есть дети, не умеющие даже правильно сложить лист бумаги. Наша задача – это научить каждого из детей глубже понять окружающий мир, дать некоторый жизненный опыт, вызвать потребность выразить его в деятельности.
Радость творчества преображает жизнь детей в условиях школы-интерната, наполняет её сказочностью, волшебством, вселяет уверенность в свои силы.
В процессе развития творчества в комплексе решаются задачи умственного, нравственного, трудового и эстетического развития детей.
Данный вид деятельности затрагивает все стороны личности ребёнка: она требует активной работы мысли и трудовых умений, богата эмоциями и чувствами. Поскольку в каждом из видов творчества находит отражение окружающая жизнь и в тоже время самореализация является наиболее доступным и интересным для ребёнка видом деятельности, творчество оказывается эффективным средством гармонического развития личности каждого ребёнка, а также формой организации содержательной жизни в условиях школы-интерната.
В методической литературе развитие творческих способностей рассматривается как воспитательный процесс взаимодействия воспитателя и воспитанников по созданию коррекционно-развивающей среды, которая будет стимулировать деятельность детей к освоению и усвоению социально-культурных ценностей общества и развитие механизмов продуктивной обработки информации, способствующих самоактуализации и социальной реабилитации личности.
В воспитательном процессе преследуется цель коррекции личности и развитие механизмов продуктивного общения через различные акты педагогического воздействия, развивающие эмоциональную форму деятельности.
В нашей школе основными направлениями коррекционно-развивающей среды являются:
- созданная система позитивно-действующих факторов: оформление школы, участка, клумб, спальных групповых комнат, классов, жилого корпуса; включение и приобщение воспитанников к этой деятельности; постоянно освещающиеся успехи каждого и группы в целом; видеотеки;
-разработанная разновариантная модель занятий, куда входят различные кружки, имеющие своей целью развитие творческой направленности, проведение различных праздников с активным участием детей;
-созданная психолого-педагогическая обоснованная работа каждого воспитателя с учётом его личных особенностей, склонностей и способностей – многие воспитатели нашей школы вышивают, вяжут, лепят из солёного теста, выращивают комнатные растения.
В школе существуют кружки, организующие досуговую деятельность: оригами, кукольный театр, кружок обучения танцам, кружки вязания, лепки и другие.
Для нас очень важен момент включения детей в разнообразные виды деятельности и реальным становится выявление сохранных сторон, на которые мы опираемся при общении с воспитанниками. Не секрет, что наши воспитанники привыкли потреблять готовое, но когда работа педагогов строится на производительной деятельности, это благотворно сказывается на становлении личности каждого ребёнка.
Воспитывающая художественная творческая деятельность становится таковой при условии нравственного аспекта мотивации (сделай интересно, красиво, помоги другому и т.д.).
Мы всегда стараемся организовать совместную деятельность, чтобы участники деятельности были партнёрами по достижению результата. В нашей школе учитывается отношение детей к деятельности, потому что воспитание личности предполагает формирование системы отношений к приобретаемой информации. Мы, воспитатели, так представляем отношения, чтобы нужное содержание увлекало, заражало ребёнка, потому что результат важен как итог нашей роботы.
Новые социально-экономические отношения, расширение многосторонних связей между городом и деревней требуют решения проблемы формирования
развития личности каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья с учётом его индивидуальных возможностей.
Общество не делает во взрослой жизни скидок детям, ранее обучавшихся в коррекционной школе-интернате. Значит, в систему методов и приёмов педагогического воздействия включаются вся система воздействий предусматривающих коррекцию интеллектуального дефекта.