«Организация совместной деятельности классного руководителя и родителей для воспитания нравственной личности обучающихся»
«Организация совместной деятельности классного руководителя и родителей для воспитания нравственной личности обучающихся»
В настоящее время проблема воспитания является одной из самых важных. Современный ритм жизни почему-то не приближает родителей к школе, а отдаляет. Родители и школа находятся на разных позициях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Организация совместной деятельности классного руководителя и родителей для воспитания нравственной личности обучающихся»»
«Организация совместной деятельности классного руководителя и родителей для воспитания нравственной личности обучающихся»
«Умение воспитывать – это всё-таки искусство»
А. С. Макаренко
В настоящее время проблема воспитания является одной из самых важных. Современный ритм жизни почему-то не приближает родителей к школе, а отдаляет. Родители и школа находятся на разных позициях. И чем старше становится ребёнок, тем больше увеличивается расстояние между семьёй и школой. К тому времени, когда ребёнок подходит к обучению в 11 классе, семья полностью перестаёт сотрудничать со школой. Хорошо, когда этого не происходит.
Достижение взаимопонимания между учителями и родителями – процесс сложный и многогранный. Общение выгодно обеим сторонам. Учителя приобретают в лице родителей добрых и надёжных помощников, а родители обогащаются педагогическими идеями, методами и подходами к детям. Их сотрудничество должно быть основано на уважении, доверии и ответственности, направлено на действия в интересах развития личности ребёнка.
Потому, какие бы задачи общество ни ставило перед школой, без помощи и поддержки родителей, их глубокой заинтересованности, наличия у них педагогических и психологических знаний, процесс воспитания и обучения не даст нужного результата.
Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Необходимо создавать общее, открытое для социальной среды, школьно-семейное пространство духовно-нравственного воспитания и стремиться к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и «социальной семьёй» ребёнка. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет.
Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Поэтому очень важна скоординированная целенаправленная совместная деятельность семьи и школы.
На основании нормативных правовых документов педагогический коллектив школы должен стремиться к созданию социально-педагогической системы взаимодействия с семьёй в интересах развития личности ребёнка. В системе образования в настоящее время разрабатываются разнообразные модели взаимодействия семьи и школы. Процесс такого сотрудничества, его особенности, определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения, специальной деятельностью педагогического коллектива. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в образовательном учреждении важно представить коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живёт только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.
• установить подлинное содружество семьи и школы в воспитании детей
• включить родителей в систематическую воспитательную работу школы, в помощь классному руководителю
• изучать и пропагандировать лучший опыт семейного воспитания
• оказывать коллективное педагогическое влияние на нерадивых родителей, помогая им в воспитании детей
• усилить деятельность классного родительского коллектива
На сегодняшний день существует и ряд проблем, препятствующих более эффективному взаимодействию педагогов, родителей и учащихся:
безграмотность отдельных родителей в вопросах физического и психологического здоровья
невысокий уровень нравственно-этических норм поведения детей класса.
отсутствие навыков позитивного решения семейных конфликтов
завышенные требования к воспитательному процессу в школе
перекладывание функций воспитателя на школу
6) смена нравственных ориентиров, самоустранение родителей от воспитания собственных детей
недопонимание некоторыми родителями партнёрства семьи и школы
Большое значение в работе с родителями имеет заранее продуманная система сотрудничества. И сегодня именно на педагога ложится ответственность за поиски новых форм работы с семьёй.
В своём классе я использовала следующие формы работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию учащихся:
• родительские собрания (в форме лектория, круглого стола, с привлечением педагогов-предметников и школьных специалистов, совместные с детьми (самые посещаемые))
• работа родительского комитета (разрабатывается совместный план на год)
• совет школы (туда входят председатели родительских комитетов от каждого класса)
• индивидуальные консультации специалистов (психолога, логопеда, медработника, социального педагога)
• открытые уроки и внеклассные занятия (традиционный день открытых дверей)
• вовлечение родителей в учебную деятельность (помощь в подготовке домашних заданий. Н-р: к урокам окружающего мира найти пословицы о семье, подготовить рассказ о том, чем семья занимается в свободное время или как проводит выходной день. В выполнении заданий в тетрадях по истокам. Н-р: тема «Имя» - Выясни у родителей, почему тебя так назвали. Узнай, запиши и запомни день своего имени. Тема: «Род» - попроси взрослых рассказать тебе о тех, кого почитает твой род. Впиши имена своих близких в родовое дерево. И множество других заданий, которые дети должны выполнить с помощью родителей)
• анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье
• наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ
• совместные поездки и экскурсии (Медвежий край, музей в с. Лядины)
• визиты домой
• родительский патруль
• вовлечение родителей в совместную досуговую деятельность (праздники, конкурсы, КВНы, дни именинника и т. д.)
Cовместно с родителями в классе прошли следующие мероприятия: День знаний, «Праздник Осени», «Мы школьниками стали», «Арбузник», день открытых дверей, Новый год в «Медвежьем крае», день рыбака (к 23февраля) , 8 марта, дни именинника (осень-зима, весна-лето), праздники по окончанию учебного года (прощание с 1, 2, 3 классом), спортивные соревнования, походы, поездки («Медвежий край», музей с. Лядины). Родители помогали нам в подготовке к приёму в детскую организацию «Северята» (шили пилотки и галстуки), в работе над проектами (сбор и оформление информации), в изготовлении поделок на конкурсы (н-р: конкурс кормушек «Поможем птицам»). В 4 классе мы тесно сотрудничали с музеем. У нас была разработана совместная программа «Праздник в музее». Мы посещали экскурсии и отмечали календарные и народные праздники (1 сентября «Рассказы старого портфеля», Пожинаха (октябрь), Всемирный день ребёнка (20 ноября), Новогодний карнавал, День защитника Отечества, 8 марта, Международный день семьи (15 мая)). В уютном кафе музея было организовано чайпитие.
Как показывает опыт, в начальных классах контакт родителей с учителем наиболее тесный. Но родителей, как и детей надо постоянно стимулировать на активное взаимодействие со школой. В 1 классе у нас была оформлена «Поляна благодарности» (у каждой семьи был цветок, на лепестках которого записывались «добрые дела», сделанные для нашего класса учащимся или его родителями). В конце года подведены итоги. Самым активным семьям вручены благодарности. Во 2 классе мы завели «Книгу добрых дел» куда также записывали все благие дела учащихся и их родителей. Это стало традицией и мы продолжили её вести со 2 по 4 класс. Мне, как классному руководителю записи в «Книге добрых дел» помогали отслеживать активность родителей и детей в течение учебного года, подводить итоги и отметить благодарностями на празднике в конце года тех, кто мне помогал.
В заключении хочется сделать вывод, что только совместная работа педагогов с родителями дает ощутимые результаты в духовно-нравственном становлении растущей личности.