Просмотр содержимого документа
«Описание личного опыта работы»
Описание личного опыта.
Жайдарова Любовь Евгеньевна - воспитатель МБОУ Глуховской школы-интерната №2, г.Ногинска Московской области. Образование высшее. Закончила Кулябский государственный педагогический институт в 1989 году Р.Таджикистан, по специальности: учитель русского языка и литературы. Стаж педагогической работы 27 лет, из них классным руководителем 4-й год. В данной школе работаю с 2013г.
На данный момент являюсь классным руководителем 8 «б» класса (класс коррекционного направления). В классе учится 9 учеников из них 5 мальчиков и 4 девочек. Трудно было всех детей сплотить в один коллектив, организовать их, помочь им адаптироваться в новой, для некоторых ребят, школе и к новым учителям. Для решения этой проблемы необходимо в первую очередь обращаться к воспитательной работе.
Классный руководитель – организатор видов деятельности учащихся, способствующий духовно-нравственному воспитанию.
Само определение воспитания основано на том, что всякая воспитательная система может быть состоятельна в том случае, если она создает условия для развития и становления ребенка, его лучших человеческих качеств.
Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ему будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок перешагивая порог школы , чувствовал, что там его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей. Воспитанника должна окружать красота, игра, фантазия, творчество. Самое высокое творчество – это раскрытие и реализация каждым своих потенциальных возможностей. Поэтому любая педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признавая его индивидуального своеобразия, его права проявлять своё «Я». Используя слово, дела и наблюдение, я, как классный руководитель, создаю условия, чтобы ребенок в той или иной мере проявил себя.
Что такое духовное воспитание? Часто под этими словами подразумевается несколько совершенно разных подходов к воспитанию:
1.Воспитание души ребенка через культуру, литературу, историю, музыку, живопись.
2.Воспитание в ребёнке сильной духом личности, умеющей найти свое место в современном мире.
Что значит «воспитать»? Это способствовать формированию духовного, целеустремлённого, современного человека с сильным характером, способного правильно ориентироваться в сегодняшнем мире. Для этого нужно развить в ребёнке волю, вкус к жизни, доброту к людям, чуткость к чужим проблемам, умение отличить истину ото лжи.
Воспитательный процесс - это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса.
Задачи воспитательной системы
1) содействовать обогащению духовного мира, формирование мировоззрения, развитие познавательной активности;
2) создать условия для проявления и развития творческого потенциала учащихся;
3) формировать коммуникативные умения и навыки;
4) способствовать умению адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях.
В результате внеклассной работы, направленной на формирование и социализацию личности, ребята становятся более открытыми в межличностном общении и общении со взрослыми, их самооценка становится более адекватной, снижается агрессивность. Все эти факторы позволяют более позитивно строить взаимоотношения с окружающими (одноклассниками, учителями, родителями).
Деятельность классного руководителя настолько разнообразна и многопланова, что требует объединения всех видов деятельности в систему.
Планируя свою работу с классным коллективом, Нужно определить те направления воспитательной системы, которые хорошо отражаются на развитии подростка и руководствуясь которыми строила свою работу с детьми. В своей воспитательной работе выделяю следующие направления:
В классе проводится работа по приобщению детей к духовно-нравственным ценностям, традициям, формированию у них основных нравственных правил и идеалов, понятий добра и зла.
Эколого-краеведческое
Формы работы: экскурсии, поездки, беседы, тематические классные часы, встречи с интересными людьми, конференции, конкурсы, поисковая работа, творческие дела, трудовые десанты.
Одним из важных направлений в моей работе считаю эколого-краеведческое направление. Проводится работа по воспитанию любви к малой Родине, формированию позиции: кто уничтожает природные ценности – тот безнравственный человек. Большое значение уделяю воспитанию у детей бережного отношения к природе. Так , например, даю задание, чтобы учащиеся готовили сообщение по темам: «Птицы нашего края», «Родной край в годы великой отечественной войны», «Знаем ли мы прошлое нашего города»,»Великолепие нашего леса»…
Гражданско-патриотическое
Формы работы: экскурсии, беседы, классные часы, просмотр фильмов, встречи с интересными людьми , у каждого в доме живёт человек, о котором нужно рассказать, Например : у Любимова М. – дед участник В.О.в, который вернулся домой живой. Он нам подготовил сообщение о своём дедушке и рассказал нам ( к сожалению, не смог к нам придти по состоянию здоровья), у Морозова А. – бабушка тоже участник В.О.в, патриотические акции – так участие на параде Победы «Бессмертный полк». спортивные игры, конкурсы, торжественные линейки.
Работая в этом направлении, стараюсь воспитывать в детях любовь к Родине, к традициям и истории своей страны. Поэтому в классе проводятся уроки Мужества, приуроченные к знаменательным датам (Битве под Москвой, Дню Защитника Отечества, Дню Победы). Например, «Мы будем помнить», «Строки, опаленные войной», «Сталинградская битва». Экскурсии поместам боевой Славы (нашего города и стараюсь , чтобы родители тоже вывозили детей в военные музеи), объединяет все большее количество детей, воспитывают в них дух патриотизма. Ежегодно учащиеся моего класса участвуют в спортивно-конкурсной программе «А ну-ка, мальчики!» Прошли классные часы «Я – гражданин и патриот своей страны», «Мои права и обязанности» и другие. Все это формирует у учащихся устойчивые жизненные позиции, сознательное отношение к своему долгу перед защитниками Отечества, перед своей страной.
Художественно-эстетическое
Формы работы: посещение музеев (по плану школы, или родители сами планируют на каникулах), выставок, классные часы, конкурсы.
Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у школьника эстетического отношения к действительности. На этой основе формируется не только эстетико-ценностная ориентация личности, но и развивается способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере учебной деятельности, в быту, в поступках и поведении, формируется эстетический вкус и представление об окружающем мире.
Художественное воспитание – целенаправленный педагогический процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, наслаждаться им, а также развивать в них художественно-творческие способности в процессе их собственной деятельности.
Физкультурно-оздоровительное.
Очень важная часть отводится укреплению здоровья участи и развитию физической силы и ловкости. Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о ее возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Ведь именно в пространстве школьного детства формируются основы физического, психического и социального здоровья детей. В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно формирование культуры здоровья у участников образовательного процесса.
Формы работы: спортивные мероприятия, уроки здоровья, соревнования, работа спортивных кружков и дети посещают спортивные секции – это Любимов Максим (тяжёлая атлетика), Морозов Александр (дзю –до), Огоньков Данила (конный спорт), Савостьянова Ольга (баскетбол).
Дети данного класса принимают участие в спортивных мероприятиях и соревнованиях, которые проводятся в школе. Участие в спортивных мероприятиях помогает сплочению коллектива, осознанию своих возможностей, выработке терпения, настойчивости, достижения цели.
Задача как классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности и необходимости развития его индивидуальности, содействовать саморазвитию личности, реализовывать ее творческий потенциал.
В результате внеклассной работы, направленной на формирование и социализацию личности, ребята становятся более открытыми в межличностном общении и общении со взрослыми, их самооценка становится более адекватной, снижается агрессивность. Все эти факторы позволяют более позитивно строить взаимоотношения с окружающими (одноклассниками, учителями, родителями).
В классе проводится целенаправленная и систематическая работу по развитию у учащихся социальных качеств, востребованных в современном мире. В классе создан «здоровый» психологический микроклимат, способствующий плодотворному творческому сотрудничеству детей и классного руководителя. На классных часах и внеклассных мероприятиях создаю ситуации, которые стимулируют личностное развитие подростков. Они помогают каждому самоопределиться, выработать свою жизненную позицию, найти свою значимую цель. Для каждого подростка в классе стараюсь создать ситуацию успеха в коллективе, обращаю внимание на позитивные поступки, формирую веру в возможность достижения поставленных задач.
Одним из основных направлений работы по данной проблеме является программа духовно-нравственного воспитания.
Ещё одним главным предметом, который отражает в современной школе содержание русской духовной культуры, является русская литература. Произведения классики имеют огромное воспитательное значение. Они дают юношеству нравственный идеал как жизненный ориентир. Они представляют образцы гуманного отношения к ближнему, бескорыстия и гражданственности. Наконец, они в целом создают высокое представление о ценности русской культуры: весь художественный мир человека - живопись, архитектура, музыка - основанная на литературе.
Особенно важной является функция, связанная с формированием у школьников ценностного отношения к миру, культуре, окружающей среде, с осознанием себя в этом мире, с развитием своего «Я», с нахождением своего места среди других людей. Эта функция не может быть реализована только в процессе обучения. Развивающемуся человеку нужна игра, нужен труд, творческая деятельность в сфере досуга, связанная с удовлетворением и развитием индивидуальных интересов.
В своей работе реализую такие следующие принципы:
безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положительное отношение к нему;
проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;
оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
владение способностью "чувствовать" (эмпатия) каждого конкретного ребенка, умение смотреть на проблему его глазами, с его позиций;
учет индивидуально- психологических и личностных особенностей ребенка (темперамент, особенности восприятия, памяти и мышления, способности, интересы, потребности, мотивы, направленность, статус в коллективе, самооценка, сформированность положительной оценки «Я – в социуме» , активность).
В основании классных часов, посвященных вопросам нравственности, лежит понимание смысла человеческой жизни. Так например я месте с ребятами смотрю фильмы нашего времени, как «Офицеры», «Чапаев», «12 застава», «А зори здесь тихие», «Зоя», «Тимур и его команда», «Сволочи», «Сталинград», и т.д… Фильмы помогают ребятам ответить на многие волнующие их вопросы, увидеть свои недостатки и достоинства. Дети раскрывают в себе лучшие качества и понимают, что можно и нужно быть честнее, добрее и милосерднее.
Серия таких мероприятий помогает расширить границы обычного классного часа. Это уже сотрудничество, обмен мнениями по волнующим нас вопросам.
Таким образом, анализируя поступки, наблюдая за ходом истории и жизни людей родного края, являющихся положительным примером, дети получают прочный нравственный стержень, на котором они сами будут строить впоследствии прочное здание ясного, разумного понимания нравственной жизни.
Классный коллектив старается выступать как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, отношениями творческого содружества и общей ответственностью. Ребята моего класса - это дети, которым хорошо вместе и на уроках, и в свободное время. Общение происходит и летом, и в каникулы.
Традиционно главным звеном воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. К моменту поступления в школу ребёнок уже сформирован. Очень важно, чтобы воспитательные усилия семьи имели своё продолжение в школе. Школа и семья должны создавать целостное пространство духовно- нравственного развития
У нас сформировался хороший коллектив не только учеников, но и родителей. Родители испытывают положительные эмоции по отношению к школе, хорошо информированы о делах детей, их ожидания (по отношению к школе) оправданы. Так что же пришлось для этого сделать мне как классному руководителю?
Изучение семей моих учеников с пятого класса , психолого-педагогические всеобучи родителей, индивидуальная работа с ними. На родительские собрания приглашались директор школы, зам.директора по ВР, психолог, мед.сестра, соц.педагог;
Совместная деятельность и индивидуальная работа с родителями, сотрудничество, понимание того, что мы делаем общее дело помогает решать задачи воспитания и развития школьников.
Родители участвуют не только в жизни класса, но и школы. Родительский комитет помогает устраивать «Чаепитие», посвящённое какой-либо дате, или празднику : «Мы мальчишек поздравляем!», «Дорогие наши мамы и девочки» и т.д, т.е. ежегодные поздравления родителям, как подведение итогов творчества детей.
Активное участие родителей в жизни класса помогает в работе с подростками с неадекватным поведением.
Можно сказать, что ребята моего класса выйдут в жизнь с духовным потенциалом. Они коммуникабельны, способны адекватно оценить ситуацию, умеют дружить, сопереживать, а главное - умеют работать.
Пришла учительница в класс, Сама чуть-чуть постарше нас, И провела такой урок, Что мы забыли про звонок. Нам хотелось больше знать,
И взрослыми быстрее стать, И выбрать в жизни верный путь, И в будущее заглянуть. Быть может, кто-нибудь из нас Войдет вот так же в школьный класс И проведет такой урок, Что все забудут про звонок.
В. Малков
Заключение.
- Все мы люди, с разным образованием, разными характерами, разными взглядами на жизнь, с разными судьбами, но есть одно, что объединяет всех вас, - это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут стать горем или радостью. Дети - это наши зеркала. Все плохие привычки, которые есть у нас со временем будут и в наших детях.
- Говорить о воспитании детей всегда трудно. На протяжении многих веков человечество серьёзным образом подходило к этому вопросу. Во главу угла ставились чётко сформулированные нравственные законы. Современная беда в том, что многие родители стоят к детям вполоборота, а порой и спиной к своему ребёнку. Из семьи ребёнок несёт багаж знаний, культуры поведения, воспитанности и проносит его всю свою жизнь. Как ведут себя родители, такое поведение и у ребёнка. Он копирует поведение взрослых. Дети видят то, что родители хотят скрыть от них. А.С. Макаренко пишет в своей « Книге для родителей»: « Ваше собственное поведение- сама решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».
— Если вы находитесь здесь, в этом классе, значит, у вас есть семья. Полная или неполная, обеспеченная или не очень, в отдельной квартире или нет — это все на втором плане. Главное — что она у вас есть. Цените и берегите её, потому что именно она нужна вам и вашим детям для душевного комфорта. Эта ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может, с одной стороны, защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой — приспособить к жизни в обществе.
Семья была и в будущем будет основой воспитания подрастающего поколения. Семья развивает в себе опыт прошлого и настоящего, а так же служит мостиком в будущее. Семья характеризуется нравственно-психологическим климатом, для которого характерны забота и стремление прийти на помощь друг другу, честно и до конца при любых обстоятельствах выполнять свою миссию Матери, Отца, Дочери, Сына, Бабушки, Дедушки и т.д .Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение.
Надо приложить все усилия для дальнейшего формирования сплоченного коллектива, способствовать развитию нравственных качеств учащихся. Для этого необходимо:
- создавать комфортную психологическую обстановку в классе;
- организовывать внеклассные мероприятия с учетом возрастных особенностей учащихся
- формировать чувство уважения друг к другу, взаимопомощи и взаимопонимания;
- развивать коммуникативную деятельность с помощью самоуправления;
- привлекать родителей к жизнедеятельности класса.
И это нужно для того, чтобы подросток вышел в социум хорошо подготовленный к жизни.
«Личность человека – есть мера всех вещей», утверждают на данный момент сегодня
прогрессивные учёные. А что является мерой самого человека?
Ответ : Его деятельность, которая выражается в самоактуализации личности, её делах и поступках.
Значит , можно говорить о том, что каждый человек сам себя строит как личность и сам выбирает свой жизненный путь, сам выстраивает свои отношения с другими людьми , наконец сам совершает и сам исправляет свои ошибки. Но прежде чем ребёнок , пришедший в первый класс начнёт сам себя строить и сам выбирать , что ему надо и по какому пути идти, ему надо помочь .А так как мой класс (коррекционный) , где находятся подростки с своей индивидуальной особенностью, то я опираюсь на программу «Совершенствования личности»
( 1 – 11 классы)автор О.Ю.Соловьёва , но так как я стала руководителем с 5 класса, то и взяла программу только с 5 класса.
И её реализация строится на следующих принципах:
1.Принцип целеустремлённости и общественной направленности;
2.Принцип системно - деятельностного подхода;
3. Принцип воспитания в коллективе (группе).и через коллектив;
4. Принцип опосредованного педагогического воздействия;
5.Принцип учёта индивидуальных и личностных особенностей обучающихся:
6. Принцип сотрудничества ;
7. Принцип педагогического гуманизма;
8. Принцип опоры на положительное , Он основывается на естественном стремлении каждого человека к самосовершенствованию.
9.Принцип соответствия возрастным особенностям требует учёта биологических, физиологических , психологических и других особенностей воспитанников разных возрастных групп.
10. Принцип непрерывности и цикличности, преемственности и единства. Он означает единство требований к обучающимся со стороны всех субъектов образовательного пространства: администрации, педагогов, семьи, общественных и социальных партнёров.
11.Принцип здорового образа жизни.
12.Принцип толерантного поведения.
Программа содержит модульное содержание:
Модуль 1. « Этика и начала самопознания и саморазвития личности», (1 – 4 классы).
Модуль. «Самопознание личности» (5-й класс)
В модуле «Самопознание личности» обучающихся знакомят с понятием «доминанта», раскрывается ее значение для жизни человека, раскрывается суть сфер жизнедеятельности личности и места личности в них, определение уровня самоопределения и самопознания, обосновывается понятие «самопознание» и «самосознание человека». Особое внимание обращается на процессуальную сторону самопознания — способы и средства, механизмы и барьеры самопознания своего «Я».
Цели и задачи:
побуждение личности к самопознанию, формирование мотивов самопознания;
ознакомление с понятиями: личность, индивидуальность, развитие, самопознание, самосознание, самосовершенствование;
выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей личности обучающегося;
формирование отношения к себе, адекватной самооценки;
подведение к осознанию необходимости постановки целей самосовершенствования;
составление индивидуальной карты самодиагностики своего «Я».
Содержание модуля.
Личность. Человек как индивид и как личность. Физическое и психическое содержание человека. Сознание как основная характеристика человеческой личности. Роль личности в саморазвитии. Самовоспитание, самосовершенствование. Примеры самосовершенствования (Сократ, И. Гёте,
JI. Толстой, О. Шмидт и др.).
Самопознание как основа самосовершенствования. Человек — загадка для самого себя. Знание о людях, живущих вокруг тебя, как условие познания себя.
Качества личности: «Кто Я?»
Ощущения и восприятия. Отражение окружающего мира в мозге человека и системе отношений в окружающем мире.
Эмоции и чувства. Виды эмоций. Эмоциональные состояния. Эмоции и сознание.
Темперамент. Подвижность и сила психических процессов. Виды темперамента.
Внимание. Особенности, тренировка и управление.
Память, ее значение в жизни человека. Виды памяти: кратковременная, долговременная. Запоминание: механическое и осмысленное.
формирование произвольного внимания и наблюдательности;
составление характеристики личности одноклассника
на основе наблюдений;
составление карты самооценки.
Ситуации-пробы.
Модуль 3. «Самовоспитание личности»(6-й класс)
На данном возрастном этапе проблемы самовоспитания рассматриваются как средства саморазвития. На основе самовоспитания строятся понятия «развитие», «саморазвитие», «доминанта самовоспитания», а также вводятся основные параметры самовоспитания:
а) направленность, т. е. мотивы работы над собой;
б) содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, комплексное и т. д.);
г) эффективность методов и приемов в формировании личности (функции самовоспитания: главные и вспомогательные).
В данном модуле раскрываются формы самовоспитания: самообучение, самоутверждение, самоактуализация, самоуправление и самореализация и в том числе механизмы и барьеры саморазвития. Особо выделяется направление формирования культуры самовоспитания.
Цели и задачи:
- педагогическое побуждение к самовоспитанию: воля, самоконтроль, самообладание, самовоздержание;
- формирование мотивов самовоспитания;
- раскрытие возможностей личности в ее стремлении стать лучше;
- психолого-педагогическое сопровождение самовоспитания, (методами работы над собой); - формирование первоначальных умений постановки целей и задач, организация режима и - контроля над собой, волевого поведения;
- создание условий для накопления опыта самовоспитания обучающегося;
- формирование умений составления индивидуальной программы самовоспитания.
Резервное время рекомендуем использовать на развивающее повторение.
Самопознание. Адекватность самооценки. Умение видеть себя глазами окружающих. Требования окружающих к ребенку и его требования к себе. Самокритичность, правила
самокритики. Уровень притязаний. Самоуважение. Рефлексия событий истекшего года (кто вы были и каким вы стали).
Содержание модуля
Понятие о процессах воспитания и самовоспитания.
Роль и возможности самовоспитания в развитии личности. Внутренние мотивы самовоспитания: неудовлетворенность собой, стремление развить свои индивидуальные данные, здоровое честолюбие.
Деятельностьи ее роль в воспитании и самовоспитании. Этапы деятельности: целеполагание, планирование, реализация цели (содержание), результат (анализ). Основные направления самовоспитания: нравственное, эстетическое, трудовое, умственное и физическое самовоспитание.
Самовоспитание как волевой процесс. Роль целевых установок и привычек в волевых усилиях. Активное и реактивное поведение. Слабоволие и упрямство, особенности их проявления и коррекция.
Нравственное самовоспитание. Основные понятия нравственности: добро, зло, справедливость, честь, достоинство, верность, долг, ответственность, милосердие, великодушие, стыд, совесть, счастье, свобода. Нравственность и мораль. Мораль общечеловеческая, религиозная, этническая, малогрупповая. Моральные кодексы: рыцаря, джентльмена, самурая, русского дворянина, средневековой русской семьи (Домострой). Современная мораль. Баланс «могу — хочу — надо».
Самовоспитание. Условия, средства и организация самовоспитания. Программа самовоспитания юноши Л. Н. Толстого. Планирование работы над собой. Личные правила самовоспитания, самообязательство. Личный образ жизни. Правила самовоспитания и девизы, стиль жизни, режим, традиции, упражнения.
Организация (методы) самовоспитания.
Самоконтроль, самоотчет. Режим дня и его роль в организации самовоспитания.
Самоубеждение. Диалог с собой как способ осознания себя. Самоприказ. Значение внутренней и внешней речи в волевом процессе. Выработка привычек, развитие способностей, самовоспитание культуры общения.
Самовоздержание: самоограничение, самоотучение, самоотказ. Избавление от вредных привычек.
Примеры практических занятий.
Диспут:
«Можем ли мы считать себя взрослыми»;
«Я в прошлом, настоящем и будущем».
Упражнения:
составление программы изживания (угасания) одной из вредных привычек;
составление индивидуальной программы самовоспитания.
Разбор ситуаций-проб.
МОДУЛЬ 4. «Самообучение личности»(7-й класс).
В данном модуле сознание личности, способы мышления, тип воображения рассмотрены как основные понятия, так как они находятся в постоянном изменении. Это происходит через смену способов познания, объектов исследования на данном возрастном этапе, где существуют свои представления об оптимальном времени смены мотивации. Распространена точка зрения, что каждые шесть лет происходит обновление понимания важности самообразования, а соответственно и его осознания. Именно поэтому в данный период необходимо актуализировать формирование доминанты самоопределения личности на самообразование с целью саморазвития и самосовершенствования личности школьника. Самообразование в данном контексте рассматривается и как путь развития интеллекта личности в целом, как свободное движение личности в культуре, как многостороннее, естественное самочувствие, как вид свободной духовной деятельности и как самый свободный путь к ускоренному саморазвитию и самосовершенствованию. С этой точки зрения понимается самообразование — это целая система направленного, разумного формирования разных сторон своего «Я-сознательного», «Я-эмоционального» и «Я-поведенческого».
Цели и задачи:
- педагогическое побуждение к умственному самовоспитанию и самообразованию;
- ознакомление с понятиями «самообразование», «общеучебные умения и навыки общей культуры труда»;
- формирование мотивов самообразования;
- осмысление учащимися эффективности своего учебного труда;
- формирование сознательного отношения к учению;
- ознакомление учащихся с методами и приемами самообразования;
- ознакомление с творческими и исследовательскими методами работы;
- составление индивидуальной программы самообразования.
Развивающее повторение.
Самопознание. Сознание и его структура. Мышление. Наблюдение и мышление.
Анализ свойств объекта: общее, отличительное, существенное и несущественное. Сравнение. Аналогия. Абстрагирование.
Синтез объектов или их свойств. Обобщение, формирование суждения об общих существенных признаках объектов.
Понятие. Определение, его виды. Принадлежность понятию. Отношения между понятиями. Классификация и систематизация понятий.
Суждение, умозаключение, доказательство. Использование индуктивного умозаключения.
Самовоспитание. Система этических знаний. Нравственные взгляды, чувства, опыт. Социальное поведение. Этика и этикет. Самоперевоспитание. Рефлексия выполнения индивидуальной программы самовоспитания.
Содержание модуля
Понятие о процессах обучения и учения. Человек — самообучающаяся система. Выдающиеся умы человечества как результат их самообразования, ученья самих себя. Умственная самостоятельность и ее уровни.
Умение учиться, их составляющие: способности, воля, труд, культура самообразования. Универсальные способности самостоятельной деятельности по получению, добыванию и употреблению знаний, умений и навыков.
Умение планирования своей деятельности. Умение наметить цели, определить задачи, пути и сроки деятельности.
Умение самоорганизации. Умение найти источники информации и организовать работу с ними. Выполнение домашних заданий. Режим, система. Умение беречь время. Место для занятий. Памятки «Научи себя учиться».
Умения учебно-познавательной деятельности (общеучебные умения). Умение работать с книгой (читать, составлять план, конспектировать и т. д.).
Работа на уроке: способы активизации своего внимания, наблюдение, овладение алгоритмами решения задач в различных предметных областях.
Память и ее развитие. Заучивание. Правила запоминания. Мнемотехника. Памятка «Как совершенствовать свою память».
Творческие умения: понятие о творчестве, исследовательские методы в обучении; условия творческого развития.
Умение самоконтроля. Способность проверить правильность и прочность усвоения самим собой теорий, практических умений, верность результатов решения задач. Самооценка усвоения знаний, умений, навыков. Рефлексия.
Программа самообразования. Совершенствование своих умственных сил и способностей: памяти, внимания, мышления, речи.
Сокровища человеческих знаний о природе, народах, хозяйстве, науке, технике, культуре, искусстве: шедевры и высшие достижения.
Виды литературы: художественная, научная, популярная, справочная и др. Индивидуальная программа чтения. Личная библиотека и каталог.
Организация чтения. Аппарат книги. Библиотеки, их справочно-библиографический аппарат. Виды записей при чтении. Книги и записи — продолжение наших физиологических хранилищ знаний и опыта.
Использование для самообразования радио-, кино-, телепрограмм; различных видов практической деятельности: опытов, экспериментов, моделирования; посещение выставок, музеев, концертов, лекций и т. п. Компьютер в самостоятельном развитии.
Заочное обучение как вид самообразования. Литература для самообразования, самоучители.
Примеры практических занятий
Диспут:
«Мы все учились понемногу...»
Сочинение-анализ:
«Мое учение»;
«Наше обучение»;
«Как нам ставят отметки».
Упражнения:
составление индивидуального плана самообразования;
рациональные приемы самообразования;
быстрое чтение;
конспектирование;
работа с книгой;
хронометраж своего учебного и внеучебного времени;
планирование (работы на день, на неделю, на месяц).
Решение логических умений.
Ситуация-проба.
МОДУЛЬ 5. «Самоутверждение личности»(8-й класс).
Серьезные соматические, гормональные, физиологические и другие конституциональные изменения на данном возрастном этапе нередко опережают адекватные психические и поведенческие реакции личности, через проявление своих специфических черт выражающиеся в степени самоконтроля, способности к интеграции и обобщению опыта, готовности встречать проблемы и трудности. С этой точки зрения акцентируется внимание обучающихся на формирование и наличие уровня следующих качеств: уверенность, стабильность, контроль и коммуникабельность, толерантность, выдержка. Надо знать, что на данном этапе усиливается стремление личности школьника к самопрезентации, самопредъявлению, т. е. к различным стратегиям «Я», делая ставку на конформность и одновременно тенденцию построения собственного мнения, эмоциональные реакции, выбор определенных выразительных форм речевого общения и демонстративное поведение.
Цели и задачи:
формирование умений оптимально самоопределения на самоутверждения;
ознакомление с понятиями: «самоутверждение», «достоинство», «честь», «авторитет», «лидерство», «уважение к себе», «чувство собственного достоинства»;
формирование положительной «Я-концепции»: Я нравлюсь, способен, значу;
составление индивидуальной программы коррекции своих качеств в различных сферах самоутверждения;
формирование способностей активного самопроявления и самовыражения сообразно своим личностным особенностям;
формирование самоидентификации.
Развивающее повторение (резервное время)
Самопознание. Мотивы и их роль в деятельности и поведении. Потребности и мотивы. Познавательные и нравственные мотивы. Ценностные ориентации. Социальные установки. Рефлексия истекшего года.
Самовоспитание. Эмоции и духовность. Самовоспитание мужества. Стойкость и самостоятельность как путь сохранения и утверждения себя. Образцы стойкости: боярыня Морозова, Е. Я. Замятин, М. А. Булгаков, А. А. Ахматова, И. П. Павлов, Н. И. Вавилов и др. Корректировка индивидуальной программы самовоспитания.
Самообразование. Умение владеть словом, искусство красноречия. Корректировка индивидуальной программы самообразования.
Содержание модуля
Потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самозащищенности, возрастные и индивидуальные особенности. «Я-концепция» личности и механизм самоутверждения.
Основные сферы самоутверждения личности: социальная, личностно-интимная, деловая, творческая, духовная, нравственная.
Социальное самоутверждение личности. Потребность в общественном признании. Авторитет. Диалектика «Я» и «Мы». Способы самоутверждения в коллективе: активность, самостоятельность мнения, принципиальность, участие в самоуправлении, независимость.
Потребность в общении и ее проявление. Коммуникативный контакт со сверстниками и взрослыми. Структура общения, его средства.
Законы общения по А. А. Ухтомскому: доминанта на лицо другого, закон заслуженного собеседника.
Правила общения (Д. Карнеги). Правила поведения в компании. Три способа достижения хорошего отношения к себе.
Отношения мальчиков и девочек. Половая идентификация. Самоутверждение в отношениях с другим полом. Девичья честь, мужское достоинство. Любовь и сексуальность.
Самоутверждение и творчество. Творчество с точки зрения психологии, науки, религии, практики. Задатки, способности, талант, условия их развития. Способности как основной инструмент самовыражения и самоутверждения личности. Талант и труд. Правила жизни и творческой деятельности (из биографий великих людей). Честолюбие и тщеславие.
Самоутверждение в нравственной сфере. Честность, порядочность, обязательность, ответственность, самостоятельность и независимость как черты личности, способствующие самоутверждению в обществе и своем собственном мнении. Самооценка своих нравственных качеств, самоутверждение себя в себе как Человека. Гуманистическое самоутверждение: добро и доброта, правда и справедливость, любовь к ближнему, прощение, служение людям.
Примеры практических занятий
Тренинги:
мотивация самоутверждения;
коммуникативные умения;
творческие способности;
социометрия (изучение группы);
самодиагностика;
полоролевое отношение (мальчик и девочка).
Ситуация-проба.
Конечно данная программа трудна для педагога (воспитателя), если нет помощи от самих родителей, которые хотят видеть своего ребёнка отличником и хорошим во всех направлениях. Но при этом не помогая ему развиваться ни дома, ни в школе. Но вложив свой труд в подростка и увидев как он становится другим – это очень радует.
Есть родители , которые не считают нужным заниматься своим ребёнком дома, но есть такие, которые вкладывают в него всю свою душу, прислушиваются к советам и замечаниям и педагога, и воспитателя . И результат появляется положительный, пусть незначительный , но он есть.
Александр Морозов – динамика стала улучшаться по саморазвитию и учебной деятельности.
Подросток стал посещать спортивную секцию – дзю-до, где выступал на соревнованиях и получал призы. А ведь был несамоуверенным ребёнком и всего боялся.
Максим Любимов – также был подростком слабовольным , ведомым, несамоуверенным. Мама посоветовалась с психологом школы, провели большую работу, где пришли к мнению, что Максим может стать другим ребёнком. Хотели определить в спортсекцию на лёгкую атлетику, но он сам захотел заниматься спортом по тяжёлой атлетике – сейчас выезжает на соревнования и получает призовые места.
Огоньков Данила – подросток очень трудный , требует к себе повышенного внимания и контроля. С родителями трудно было найти общий язык, чтобы ребёнок не замыкался в себе , а развивался или он потеряется. В итоге родители отдали его в конный спорт, где он приобрёл в себе уверенность. И Данила стал понимать , что жить без общества нельзя и он нужен обществу. Выступает на соревнованиях, где занимает призовые места.
В данном классе есть и творческие дети, которые с удовольствием принимают участие не только в рамках школы:
1.Попова Ирина – награждается грамотой, заняла второе место в муниципальном конкурсе рисунка «Эра фантастики», 2013- 2014 уч.г.
Попова Ирина - награждается грамотой, за участие в региональном этапе Международного конкурса-фестиваля декоративно-прикладного творчества «Пасхальное яйцо,
2016г.»
2. Морозов Александр – награждается Грамотой, за участие в детском творческом конкурсе «Мой дом – Богордский край « и самую интересную поделку. (Центр поддержки социальных и общественных инициатив).
3.Тюрюбанова Анна – принимала участие на областном фестивале детского и юношеского художественного и технического творчества «Юные таланты Московии», 2015г.
4.Долгова Юлия – награждается дипломом, за участие в конкурсе детского рисунка, посвящённого «Всероссийскому дню заповедника», 2014г. (Центр поддержки Народных программ и инициатив).
Долгова Юлия – награждается грамотой за участие в муниципальном конкурсе рисунка «Животные Красной книги», 2014г.
Долгова Юлия – награждается грамотой, занявшей призовое место в муниципальном конкурсе экологического плаката «Качество питьевой воды», 2015-2016 уч. г.
Когда видишь результат труда детей, значит не напрасно вкладываем свой труд, свою любовь в детей своего класса.