Воспитание детей в наше время - серьезная проблема. Воспитывать будущее поколение учат в СМИ и книгах, с экранов телевизоров, предлагают разные теории воспитания (в том числе Руссо, Корчака и доктора Спока) – видимо это прогресс…и в то же время непрестанно растет количество детских домов, все чаще мы слышим о жестоком обращении с детьми, становится больше тех, кого лишили родительских прав…парадоксальная ситуация.
Только что появившийся на свет малыш еще ничего даже не подозревает о правилах поведения в обществе, о принципах, о морали. Но он с первой же минуты жизни включается в социальную среду, которая представлена его ближайшим окружением. Вот это окружение оказывает огромное влияние на ребенка - начинается процесс воспитания.
Процесс воспитания детей должен быть дифференцированным. К каждому ребенку следует подбирать индивидуальный подход в соответствии с его типологическими личностными особенностями. Ребенок, если он не является больным в психиатрическом понимании этого термина, не бывает ни плохим, ни хорошим. Такими характеристиками он наделяется в конкретной ситуации межличностных отношений. Хорошим или плохим человек воспринимается вследствие соответствия или несоответствия его поступков общепринятым нормам поведения. Неправильное поведение ребенка не может быть чем-то иным, как продуктом неправильного воспитания, а, следовательно - это не его вина, и отнестись к этому факту нужно с пониманием. В основном же дети просто разные, но взрослые не всегда готовы понять это и нередко проявляют нетерпимость к их характерологическим особенностям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Наука о воспитании»
МОУ Кольцовская
средняя общеобразовательная школа №5
с углубленным изучением английского языка
адрес: 630559 НСО
р.п.Кольцово пр. Никольский 4-117
телефон: 8903999 15 30
e-mail: tat75115202@yandex.ru
автор лекции: Сущенко Т.В.
учитель начальных классов
первой квалификационной
категории
Воспитать человека
Кольцово, 2010 год
Существует наука о воспитании – педагогика,
но воспитывать человека - это, скорее, искусство.
И научить этому искусству не могут никакие,
даже самые лучшие учебники.
Может быть, поэтому с таким вниманием
рассматриваем мы опыт людей,
которые были наделены подлинным
талантом воспитателей.
(В.А. Сухомлинский)
Воспитание детей в наше время - серьезная проблема. Воспитывать будущее поколение учат в СМИ и книгах, с экранов телевизоров, предлагают разные теории воспитания (в том числе Руссо, Корчака и доктора Спока) – видимо это прогресс…и в то же время непрестанно растет количество детских домов, все чаще мы слышим о жестоком обращении с детьми, становится больше тех, кого лишили родительских прав…парадоксальная ситуация.
Только что появившийся на свет малыш еще ничего даже не подозревает о правилах поведения в обществе, о принципах, о морали. Но он с первой же минуты жизни включается в социальную среду, которая представлена его ближайшим окружением. Вот это окружение оказывает огромное влияние на ребенка - начинается процесс воспитания.
Процесс воспитания детей должен быть дифференцированным. К каждому ребенку следует подбирать индивидуальный подход в соответствии с его типологическими личностными особенностями. Ребенок, если он не является больным в психиатрическом понимании этого термина, не бывает ни плохим, ни хорошим. Такими характеристиками он наделяется в конкретной ситуации межличностных отношений. Хорошим или плохим человек воспринимается вследствие соответствия или несоответствия его поступков общепринятым нормам поведения. Неправильное поведение ребенка не может быть чем-то иным, как продуктом неправильного воспитания, а, следовательно - это не его вина, и отнестись к этому факту нужно с пониманием. В основном же дети просто разные, но взрослые не всегда готовы понять это и нередко проявляют нетерпимость к их характерологическим особенностям.
Что же такое воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект. Но, несмотря на это, в процессах воспитания и образования существуют различия. В отличие от образования, где главной целью является развитие познавательных процессов индивида, его способностей, приобретения им знаний, воспитание ставит целью формирование человека как личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним.
Однако главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности с теми качествами, которые необходимы ей для жизни в обществе.
Одним из условий такого воспитания является создание благоприятной атмосферы в классе.
Работая в школе:
1) особое внимание, уделяю оформлению кабинета (кабинет - зеркальное отображение моего внутреннего мира). Классная комната всегда полна растительностью, так как природа воспитывает положительные чувства: радость, восторг, чувство безопасности, уважение, доверие, гордость и другие.
2) руководствуюсь принципами:
с самого начала и на протяжении всего учебного процесса демонстрирую детям полное к ним доверие;
не разговариваю с учеником отстранённо и безразлично, стараюсь видеть в нём собеседника, а не только ученика;
направляю свою активность на то, чтобы с каждым школьником возникал психологический контакт. Узнаю интересы ребят, вникаю в их проблемы;
помогаю учащимся в формулировании целей и задач урока, стоящих как перед классом в целом, так и перед каждым учеником в отдельности;
всегда исхожу из того, что учащиеся хотят учиться;
развиваю в себе способность чувствовать эмоциональный настрой класса и действую в соответствии с ним;
открыто выражаю в классе свои чувства;
помню, что младшему школьнику нужна любовь и забота. Подросток стремится к равноправию. Юноша ждёт уважения. И всем без исключения необходима поддержка;
должна хорошо знать себя.
3) применяю различные виды приветствия, лучше всего - в игровой форме. Необходимо помнить, что их применение в различных ситуациях способствует созданию единого тона, настроя класса на определенный вид деятельности, вследствие чего происходят снятие душевного и физического напряжения, агрессии, установление психологически комфортной атмосферы для работы, восстановление и повышение жизненного тонуса у учащихся, создается воспитывающая обучающая среда. Применение игровых приемов приветствия поможет незаметному вступлению учащихся в субъект-субъектные отношения друг с другом и с учителем, будет способствовать развитию памяти, внимания, речи, воображения, логического мышления, творческих способностей младших школьников. Многие из предложенных игр стимулируют потребность в познании другого человека через познание себя. Общение в процессе приветствия помогает начать учебный день в мире и согласии, дарить друг другу радость и тепло, которые так нужны для эффективного образовательного процесса.
При проведении игр-приветствий важно соблюдать следующие основные установки:
поделиться друг с другом хорошим настроением;
стремиться быть искренним;
учиться общаться невербальное (например, взглядом, жестами);
быть готовым принять, понять, поддержать другого человека.
Следующим фактором влияния на воспитание является личностное и профессиональное самоопределение.
Современное общество ставит перед школой задачи, связанные не только с трансляцией знаний, но и с формированием у учащихся готовности к выбору профессии, отвечающей потребностям постоянно изменяющегося рынка труда, а также интересам, склонностям и способностям учащихся.
Особо значимой является проблема приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активного развития их, формирования потребности и умения включаться в общественный производительный труд и социальные отношения трудового коллектива. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей, учащихся к труду.
У школьников младших классов (I—IV) с помощью активных средств профориентационной деятельности (деловые игры, группы по интересам, факультативы, общественно полезный труд, индивидуальные собеседования и др.) формирую добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развиваю интерес к трудовой деятельности.
У подростков(V—VII) формирую осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.
У школьников VIII—IX классов формирую представления о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Следует оказывать учащимся индивидуальную консультационную помощь в выборе профессии, определять стратегию действий по освоению запасного варианта.
С учащимися X—XI классов осуществляю профориентационную деятельность на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у них проявляются устойчивый интерес и способности. Необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке и коррекции профессиональных планов; знакомить учащихся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии и саморазвития в ней.
Большой интерес у учащихся вызывают электронные тесты. Начиная с 4 класса, провожу тестирование на профориентацию, причем учащимся предлагается ни один тест, а два, для сравнения (тестирование на профориентацию проходили так же некоторые родители, что в ряде случаев результировалось последующей сменой профориентации).
Работая с разной возрастной категорией обучающихся, заметила, что детям и родителям зачастую необходима психолого-педагогическая поддержка.
Маленький человечек получает первые уроки уважения или неуважения к старшим, открывает для себя мир и то самое ценное, что в нем есть, учится относиться к себе и миру также, как к нему относятся мама и папа. Каким будет наш человечек - во многом это зависит от родительской компетентности, от того насколько мама и папа знают и применяют технологии эффективного взаимодействия с ребенком, воспитания и развития. Психолого-педагогическая грамотность родителя во многом выступает залогом успешности ребенка и гармоничности отношений в семье.
Вместе с тем, незнание родителями технологий и методов общения с ребенком может привести к серьезным трудностям детей – они становятся тревожными, агрессивными, перестают слушаться родителей, начинают конфликтовать с ними, а порой даже уходят из дома. Кроме того, это сказывается на обучении, поведении ребенка в школе, на его взаимоотношениях со сверстниками и педагогами. Повышение родительской компетентности должно рассматриваться в качестве первоочередной задачи, решение которой позволит уменьшить число проблем в обучении, поведении, общении детей и подростков.
Рассмотрение данной проблемы предполагает комплексный подход различных современных образовательных и социальных технологий, в том числе Интернет–решений (применяю 3 года). Обращение к Интернет-возможностям психолого-педагогической поддержки возникает не случайно, они позволяют решить несколько важных проблем:
не всегда родители готовы обратиться лично к психологу;
порой родители не знают, куда обратиться;
появляющиеся у родителей вопросы зачастую сходны, и целесообразнее выставлять готовые ответы в открытый доступ, что облегчит работу психолога и ускорит процедуру поиска решения психолого-педагогической задачи.
Зачастую родители не могут найти время для личного посещения психолога, но при этом готовы общаться посредством Интернет-технологий, позволяющих создать постоянно действующую площадку с открытым доступом для родителей, позволяет психологу оказывать услуги в виртуальном режиме, а родителям обращаться за поддержкой в любое свободное и рабочее время. Создание системы Интернет-поддержки родителей, с одной стороны, расширяет спектр оказываемых услуг для родителей, а с другой стороны, дает возможность активно формироваться родительскому сообществу.
Использование новых форм поддержки родителей не снимает важность и значимость работы с родителями в реальном режиме, вместе с тем в числе преимуществ Интернет–технологий в организации поддержки родителей можно отметить:
анонимность и безопасность поддержки;
открытость границ и доступность, возможность получить поддержку из любого уголка земного шара;
возможность получить поддержку, не выходя из дома;
оперативность реагирования;
широкий доступ к ресурсам, возможность получения доступа ко многим ресурсам, из которых можно выбрать необходимые;
многовариантность поддержки, можно получить разнообразную помощь по одному и тому же вопросу из разных источников;
возможность получить ресурсы, не вступая в активную коммуникацию, что является явным преимуществом для людей с трудностями общения и взаимодействия.
На основании обозначенных выше преимуществ, считаю верным утверждение - «Компетентный родитель – счастливый ребенок».
Работая с первым классом большую поддержку, оказывает педагог-психолог МОУ Кольцовской СОШ № 5 с углубленным изучением английского языка Языкова Нина Николаевна. В I четверти были проведены три мониторинга (Каких мониторинга, про что? Что позволили выявить? Чем помогли педагогу и родителям?).
При составлении содержания образовательного процесса уделяю внимание направлениям воспитания с использованием современных интересов обучающихся.
Успех воспитательного процесса как единства цели и средств ее достижения проявляется как повышение степени индивидуальной активности обучающихся. Направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, идейно - политическое, нравственное, трудовое, эстетическое и другие направления воспитания.
Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей, интереса к познанию себя и окружающего мира. В раннем детстве умственное воспитание тесно связано с физическим. У детей память, внимание, воображение носят непроизвольный характер и как бы вплетены в их деятельность. Наиболее правильный путь интеллектуального развития ребенка – общение с взрослыми и детьми старшего возраста, в результате которого расширяется кругозор, и пополняется словарный запас ребенка. Для умственного развития дошкольника чрезвычайно важным являются игры-занятия. Полезны игры, в которых используются одинаковые по форме, но различные по величине и цвету, предметы, а также ролевые игры, в которых ребенок подражает действиям взрослых в быту. Таким образом, умственное воспитание основывается на:
развитии воли, памяти, сообразительности как основ познавательного, воспитательного и образовательного процессов;
формирование культуры учебного и трудового процессов;
развитие личностных качеств – расширение кругозора и словарного запаса, воображения, самостоятельности и способности к творчеству;
стимулирование интереса к работе с книгой.
Решение задач умственного воспитания осуществляется посредством обучения и образования, различных олимпиад и викторин, бесед со старшими о науке и ее деятелях, приобщения к творческим занятиям, исследованиям и экспериментам.
Кроме выше перечисленных занятий провожу дополнительные занятия, как в кабинете, так и на свежем воздухе - это детская риторика, конструирование и информатика.
Идейно-политическое воспитание, предполагающее формирование у ребенка основ гражданственности, ответственного отношения к семье, своему народу и Отечеству. Формирование убеждений у ребенка, его идейное воспитание – это, прежде всего, передача личного отношения взрослого окружения воспитуемого к родной земле, готовности бороться за ее свободу и независимость, гордости за героическое прошлое и настоящее своего Отечества и народа. Также в задачи этого направления входит осмысление детьми причастности к прошлому, настоящему и будущему Родины. Одновременно гражданин своего Отечества может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы и, таким образом, становиться гражданином мира.
Данные занятия проводятся с использованием интерактивной доски, учащимся предлагаются презентации с практическими заданиями разработанные мною. Например, «Великая Отечественная война», «Животные в военных действиях» - прошлое и настоящее.
Нравственное становление человека также является одним из направлений воспитательной деятельности. Сущность нравственного воспитания заключается в формировании у ребенка системы отношений к обществу, другим людям, самому себе. В содержание нравственного воспитания входит развитие у детей чуткости и отзывчивости, доброты и честности, способности к сопереживанию, уважения к людям в сочетании с требовательностью к ним. Особое значение имеет формирование дисциплинированности и культуры поведения. Главный путь нравственного формирования ребенка – общение с взрослыми, и чем богаче общение, тем активнее эмоциональное восприятие ребенком окружающего мира, тем шире возможности нравственного воспитания. Также необходимо проведение бесед и диспутов на примере художественных произведений и практических ситуаций. Таким образом, нравственное воспитание включает в себя вооружение ребенка знанием норм нравственности и морали, а также формирование у него поведения в соответствии с этими нормами.
Важнейшей предпосылкой всестороннего гармонического развития личности ребенка является его трудовое воспитание. Целями его являются: развитие добросовестного, ответственного и творческого отношения к любому труду, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека. В раннем возрасте трудовая деятельность ребенка тесно связана с игрой. Ребенку нравятся поручения, содержащие элементы игры и доставляющие эстетическое наслаждение. Одновременно здесь заложена возможность воспитать у ребенка понимание необходимости труда, его пользы. Для реализации задач трудового воспитания используются различные приемы и методы:
организация труда в кружках по интересам
различные виды поощрения трудовой деятельности и творчества
творческие выставки, конкурсы и соревнования, оценка их качества
временные и постоянные домашние обязанности, дежурство в учебных заведениях, а также систематическое участие в общественно-полезном труде, обучение технологиям и приемам трудовой деятельности и т.д.
Большую роль в трудовом воспитании уделяю проектом. Учащимся (и родителям) предлагается оформить свою трудовую деятельность. Получаются удивительные и очень интересные проекты.
Фундамент здоровья закладывается в детстве. От того, насколько правильно будет организовано физическое воспитание, во многом будет зависеть его самочувствие, настроение, успехи в учебе. Оно способствует росту трудовых возможностей воспитуемого, совершенствует его нравственно-волевые качества, является средством гармонического развития. Основными целями физического воспитания являются правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания, воспитание силы воли и характера, повышающих работоспособность человека. Комплекс средств физического воспитания включает в себя правильный режим дня, рациональное питание, привитие культурно-гигиенических навыков, занятия физкультурой и спортом.
Эстетическое воспитание имеет целью развитие творческих способностей, умения понимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, обогащение духовного мира ребенка. Кроме того, необходимо научить его замечать красивое в природе, общественной жизни, искусстве, помочь воспитаннику выработать правильные эстетические суждения и оценки, а также развить способности, приобщить ребенка к художественному творчеству. Особенно большая роль в воспитании эстетического вкуса ребенка отводится его первым игрушкам. Они учат познавать жизнь и являются источником первых эстетических впечатлений. Воспитательное значение имеют эстетическая организация труда, привлекательное оформление комнат, классов и аудиторий в учебных заведениях, художественный вкус, проявляющийся в стилистике одежды и прочем. В эстетическом воспитании большое значение имеет развитие чувства любви к природе. Эстетически развитый человек способен не только наслаждаться красотой и творить по законам красоты, но и активно бороться с всякими проявлениями безобразного, низменного, фальшивого.
Так произошло, что мы живем в прекрасном месте, рядом с природой. И на прогулках я учу детей видеть эту красоту, через краски и исследования. Приходя с прогулок, учащиеся с радостью свои чувства рисуют, сочиняют стихотворения. Это все я отправляю на различные конкурсы через Интернет.
Мною разработан проект «Музыка нас связала».
Создан так же ряд презентаций на тему:
«Блюз»;
«Рок музыка»;
«Русская народная музыка»;
«Хип-хоп» и другие.
На этих занятиях раскрываются исторические моменты данного стиля музыки, музыкальные инструменты, исполнители, сравнение жанров с другими народами, а особенностью являются практические задания. Например, сделать музыкальный инструмент, исполнить песню, нарисовать свои чувства и другие.
В связи с усилением природоохранительной деятельности, с необходимостью рационального использования природных богатств становится актуальной такая грань личностного развития ребенка, как экологическая воспитанность. Экологическое воспитание призвано формировать отношение к природе как к общественной ценности, а также бережное отношение к ресурсам, флоре и фауне. В целом оно основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле, и того, что каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологических катастроф. Занятия по экологическому воспитанию провожу на природе, после выполняем стен газеты, а учащиеся, владеющие знаниями компьютера, выполняют электронную версию.
В своей деятельности использую комбинацию различных методов обучения:
объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный);
репродуктивный метод;
проблемный метод (проблемное изложение);
частично-поисковый метод, или эвристический метод;
исследовательский метод.
Все 8 лет своей работы использую различные формы обучения (см. рис. 1).
Рис. 1 Формы обучения - Формы использования ЦОР
Особое внимание уделяю системному использованию информационно-коммуникационных технологий (использую 6 лет) на каждом уроке и внеклассном занятии, и когда стали, говорить о стандарте второго поколения, я сказала себе: «Да это моё!». Конечно, чтобы построить образовательный процесс, нужен не один час напряженной творческой работы, но результат оправдывает средства!
Прекрасна пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.
Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:
игровая деятельность;
создание положительных эмоциональных ситуаций;
работа в парах;
проблемное обучение.
В школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.
Использование ИКТ на уроках помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Применение ИКТ на уроках усиливает: - положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Использование ИКТ на всех уроках позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
Принцип равенства позиций.
Принцип доверительности.
Принцип обратной связи.
Принцип занятия исследовательской позиции.
Использование ИКТ позволяет проводить уроки и внеклассные занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка):
обеспечивает наглядность;
привлекает большое количество дидактического материала;
повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применение разноуровневых заданий).
Применение ИКТ:
расширяет возможность самостоятельной деятельности;
формирует навык исследовательской деятельности;
обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
способствует повышению качества образования.
Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации. Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Часто выступаю в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Применение на уроках ИКТ позволяет:
сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;
сократить время контроля и проверки знаний учащихся;
привить учащимся навыки контроля и самоконтроля.
Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.
Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся. Для этого использую различные методы и приемы:
метод анализа;
метод сравнения;
метод обобщения;
метод классификации;
формулировка понятий;
внутренний план действий.
При подготовке к занятиям использую электронные ресурсы учебного назначения:
мультимедийные курсы;
презентации к урокам;
логические игры;
тестовые оболочки;
ресурсы Интернет;
электронные энциклопедии.
При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий. Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью, с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:
повышает качество знаний
продвигает ребенка в общем развитии
помогает преодолеть трудности
вносит радость в жизнь ребенка
позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
На протяжении 8 лет моей педагогической деятельности случаев асоциального поведения у учащихся не было. Считаю, что главная задача профилактической работы – найти «ключик» к пониманию «трудного» ребёнка. Тот «ключик», который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребёнок захотел бы изменить своё поведение.
Необходимо помнить правило «Трёх «П» - Понять! Принять! Помочь!
«Понять!» - структура классных часов, бесед; наблюдение, анкетирование, тестирование, интерактивные игры и др.
«Принять!» - выстраивание индивидуальной воспитательной стратегии «Что делать?»; определение тактики «Как делать?», т.е. правильно выстроить взаимоотношения учитель-ученик, родитель-ученик, ученик-ученик; рефлексия взрослыми своего отношения к «трудному» ребёнку, принятие ребёнка таким, каким он есть.
«Помочь!» - применение воспитательных воздействий к «трудному» ребёнку (имеет результат только при успешной реализации первых двух).
Широко и системно использую различные диагностики. Особое внимание уделяю диагностики родителям будущих первоклассников и самим первоклассникам. Диагностика проводится в виде тестов и на тренажере (использование ИКТ). Например, тест Керна – Ирасека. Инструкция по проведению психофизиологического исследования функциональной готовности ребенка к поступлению в школу. Микроисследование «Атмосфера в классе» провожу 1 раз в четверть. При закреплении тем: «Правила дорожного движения», использую электронные тесты (тренажеры).
P.S.
В целом каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени, существующей общественной формации, социальных отношений и многого другого. В целях и задачах воспитания просматривается идеал человека данной исторической эпохи и стремление к его достижению.
Главным для каждой воспитательной системы является ориентация на воспитание человека, готового жить и работать в современном для него обществе.
Мой девиз: «Уча других - учусь сама», а стиль – «Удивляй, Исследуй и Твори!»