kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Наука о воспитании

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существует наука о воспитании – педагогика,

но воспитывать человека - это, скорее, искусство.

И научить этому искусству не могут никакие,

даже самые лучшие учебники.

Может быть, поэтому с таким вниманием

рассматриваем мы опыт людей,

которые были наделены подлинным

талантом воспитателей.

(В.А. Сухомлинский)

 

Воспитание детей в наше время - серьезная проблема. Воспитывать будущее поколение учат в СМИ и книгах, с экранов телевизоров, предлагают разные теории воспитания (в том числе Руссо, Корчака и доктора Спока) – видимо это прогресс…и в то же время непрестанно растет количество детских домов, все чаще мы слышим о жестоком обращении с детьми, становится больше тех, кого лишили родительских прав…парадоксальная ситуация.

Только что появившийся на свет малыш еще ничего даже не подозревает о правилах поведения в обществе, о принципах, о морали. Но он с первой же минуты жизни включается в социальную среду, которая представлена его ближайшим окружением. Вот это окружение оказывает огромное влияние на ребенка - начинается процесс воспитания.

Процесс воспитания детей должен быть дифференцированным. К каждому ребенку следует подбирать индивидуальный подход в соответствии с его типологическими личностными особенностями. Ребенок, если он не является больным в психиатрическом понимании этого термина, не бывает ни плохим, ни хорошим. Такими характеристиками он наделяется в конкретной ситуации межличностных отношений. Хорошим или плохим человек воспринимается вследствие соответствия или несоответствия его поступков общепринятым нормам поведения. Неправильное поведение ребенка не может быть чем-то иным, как продуктом неправильного воспитания, а, следовательно - это не его вина, и отнестись к этому факту нужно с пониманием. В основном же дети просто разные, но взрослые не всегда готовы понять это и нередко проявляют нетерпимость к их характерологическим особенностям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Наука о воспитании»

МОУ Кольцовская

средняя общеобразовательная школа №5

с углубленным изучением английского языка





адрес: 630559 НСО

р.п.Кольцово пр. Никольский 4-117

телефон: 8 903 999 15 30

e-mail: tat75115202@yandex.ru

автор лекции: Сущенко Т.В.

учитель начальных классов

первой квалификационной

категории





Воспитать человека















Кольцово, 2010 год


Существует наука о воспитании – педагогика,

но воспитывать человека - это, скорее, искусство.

И научить этому искусству не могут никакие,

даже самые лучшие учебники.

Может быть, поэтому с таким вниманием

рассматриваем мы опыт людей,

которые были наделены подлинным

талантом воспитателей.

(В.А. Сухомлинский)


Воспитание детей в наше время - серьезная проблема. Воспитывать будущее поколение учат в СМИ и книгах, с экранов телевизоров, предлагают разные теории воспитания (в том числе Руссо, Корчака и доктора Спока) – видимо это прогресс…и в то же время непрестанно растет количество детских домов, все чаще мы слышим о жестоком обращении с детьми, становится больше тех, кого лишили родительских прав…парадоксальная ситуация.

Только что появившийся на свет малыш еще ничего даже не подозревает о правилах поведения в обществе, о принципах, о морали. Но он с первой же минуты жизни включается в социальную среду, которая представлена его ближайшим окружением. Вот это окружение оказывает огромное влияние на ребенка - начинается процесс воспитания.

Процесс воспитания детей должен быть дифференцированным. К каждому ребенку следует подбирать индивидуальный подход в соответствии с его типологическими личностными особенностями. Ребенок, если он не является больным в психиатрическом понимании этого термина, не бывает ни плохим, ни хорошим. Такими характеристиками он наделяется в конкретной ситуации межличностных отношений. Хорошим или плохим человек воспринимается вследствие соответствия или несоответствия его поступков общепринятым нормам поведения. Неправильное поведение ребенка не может быть чем-то иным, как продуктом неправильного воспитания, а, следовательно - это не его вина, и отнестись к этому факту нужно с пониманием. В основном же дети просто разные, но взрослые не всегда готовы понять это и нередко проявляют нетерпимость к их характерологическим особенностям.

Что же такое воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект. Но, несмотря на это, в процессах воспитания и образования существуют различия. В отличие от образования, где главной целью является развитие познавательных процессов индивида, его способностей, приобретения им знаний, воспитание  ставит целью формирование человека как личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним.

Однако главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности с теми качествами, которые необходимы ей для жизни в обществе.

Одним из условий такого воспитания является создание благоприятной атмосферы в классе.

Работая в школе:

1) особое внимание, уделяю оформлению кабинета (кабинет - зеркальное отображение моего внутреннего мира). Классная комната всегда полна растительностью, так как природа воспитывает положительные чувства: радость, восторг, чувство безопасности, уважение, доверие, гордость и другие.

2) руководствуюсь принципами:

  • с самого начала и на протяжении всего учебного процесса демонстрирую детям полное к ним доверие;

  • не разговариваю с учеником отстранённо и безразлично, стараюсь видеть в нём собеседника, а не только ученика;

  • направляю свою активность на то, чтобы с каждым школьником возникал психологический контакт. Узнаю интересы ребят, вникаю в их проблемы;

  • помогаю учащимся в формулировании целей и задач урока, стоящих как перед классом в целом, так и перед каждым учеником в отдельности;

  • всегда исхожу из того, что учащиеся хотят учиться;

  • развиваю в себе способность чувствовать эмоциональный настрой класса и действую в соответствии с ним;

  • открыто выражаю в классе свои чувства;

  • помню, что младшему школьнику нужна любовь и забота. Подросток стремится к равноправию. Юноша ждёт уважения. И всем без исключения необходима поддержка;

  • должна хорошо знать себя.

3) применяю различные виды приветствия, лучше всего - в игровой форме. Необходимо помнить, что их применение в различных ситуациях способствует созданию единого тона, настроя класса на определенный вид деятельности, вследствие чего происходят снятие душевного и физического напряжения, агрессии, установление психологически комфортной атмосферы для работы, восстановление и повышение жизненного тонуса у учащихся, создается воспитывающая обучающая среда. Применение игровых приемов приветствия поможет незаметному вступлению учащихся в субъект-субъектные отношения друг с другом и с учителем, будет способствовать развитию памяти, внимания, речи, воображения, логического мышления, творческих способностей младших школьников. Многие из предложенных игр стимулируют потребность в познании другого человека через познание себя. Общение в процессе приветствия помогает начать учебный день в мире и согласии, дарить друг другу радость и тепло, которые так нужны для эффективного образовательного процесса.

При проведении игр-приветствий важно соблюдать следующие основные установки:

  • поделиться друг с другом хорошим настроением;

  • стремиться быть искренним;

  • учиться общаться невербальное (например, взглядом, жестами);

  • быть готовым принять, понять, поддержать другого человека.

Следующим фактором влияния на воспитание является личностное и профессиональное самоопределение.

Современное общество ставит перед школой задачи, связанные не только с трансляцией знаний, но и с формированием у учащихся  готовности к выбору профессии, отвечающей  потребностям постоянно изменяющегося рынка труда,  а также  интересам, склонностям и способностям учащихся.

Особо значимой является проблема приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активного развития их, формирования потребности и умения включаться в общественный производительный труд и социальные отношения трудового коллектива. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей, учащихся к труду.

У школьников младших классов (I—IV) с помощью активных средств профориентационной деятельности (деловые игры, группы по интересам, факультативы, общественно полезный труд, индивидуальные собеседования и др.) формирую добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развиваю интерес к трудовой деятельности.

У подростков (V—VII) формирую осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.

У школьников VIII—IX классов формирую представления о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Следует оказывать учащимся индивидуальную консультационную помощь в выборе профессии, определять стратегию действий по освоению запасного варианта.

С учащимися X—XI классов осуществляю профориентационную деятельность на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у них проявляются устойчивый интерес и способности. Необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке и коррекции профессиональных планов; знакомить учащихся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии и саморазвития в ней.

Большой интерес у учащихся вызывают электронные тесты. Начиная с 4 класса, провожу тестирование на профориентацию, причем учащимся предлагается ни один тест, а два, для сравнения (тестирование на профориентацию проходили так же некоторые родители, что в ряде случаев результировалось последующей сменой профориентации).

Работая с разной возрастной категорией обучающихся, заметила, что детям и родителям зачастую необходима психолого-педагогическая поддержка.

Маленький человечек получает первые уроки уважения или неуважения к старшим, открывает для себя мир и то самое ценное, что в нем есть, учится относиться к себе и миру также, как к нему относятся мама и папа. Каким будет наш человечек - во многом это зависит от родительской компетентности, от того насколько мама и папа знают и применяют технологии эффективного взаимодействия с ребенком, воспитания и развития. Психолого-педагогическая грамотность родителя во многом выступает залогом успешности ребенка и гармоничности отношений в семье.

Вместе с тем, незнание родителями технологий и методов общения с ребенком может привести к серьезным трудностям детей – они становятся тревожными, агрессивными, перестают слушаться родителей, начинают конфликтовать с ними, а порой даже уходят из дома. Кроме того, это сказывается на обучении, поведении ребенка в школе, на его взаимоотношениях со сверстниками и педагогами. Повышение родительской компетентности должно рассматриваться в качестве первоочередной задачи, решение которой позволит уменьшить число проблем в обучении, поведении, общении детей и подростков.

Рассмотрение данной проблемы предполагает комплексный подход различных современных образовательных и социальных технологий, в том числе Интернет–решений (применяю 3 года). Обращение к Интернет-возможностям психолого-педагогической поддержки возникает не случайно, они позволяют решить несколько важных проблем:

  • не всегда родители готовы обратиться лично к психологу;

  • порой родители не знают, куда обратиться;

  • появляющиеся у родителей вопросы зачастую сходны, и целесообразнее выставлять готовые ответы в открытый доступ, что облегчит работу психолога и ускорит процедуру поиска решения психолого-педагогической задачи.

Зачастую родители не могут найти время для личного посещения психолога, но при этом готовы общаться посредством Интернет-технологий, позволяющих создать постоянно действующую площадку с открытым доступом для родителей, позволяет психологу оказывать услуги в виртуальном режиме, а родителям обращаться за поддержкой в любое свободное и рабочее время. Создание системы Интернет-поддержки родителей, с одной стороны, расширяет спектр оказываемых услуг для родителей, а с другой стороны, дает возможность активно формироваться родительскому сообществу.

Использование новых форм поддержки родителей не снимает важность и значимость работы с родителями в реальном режиме, вместе с тем в числе преимуществ Интернет–технологий в организации поддержки родителей можно отметить:

  • анонимность и безопасность поддержки;

  • открытость границ и доступность, возможность получить поддержку из любого уголка земного шара;

  • возможность получить поддержку, не выходя из дома;

  • оперативность реагирования;

  • широкий доступ к ресурсам, возможность получения доступа ко многим ресурсам, из которых можно выбрать необходимые;

  • многовариантность поддержки, можно получить разнообразную помощь по одному и тому же вопросу из разных источников;

  • возможность получить ресурсы, не вступая в активную коммуникацию, что является явным преимуществом для людей с трудностями общения и взаимодействия.

На основании обозначенных выше преимуществ, считаю верным утверждение - «Компетентный родитель – счастливый ребенок».

Работая с первым классом большую поддержку, оказывает педагог-психолог МОУ Кольцовской СОШ № 5 с углубленным изучением английского языка Языкова Нина Николаевна. В I четверти были проведены три мониторинга (Каких мониторинга, про что? Что позволили выявить? Чем помогли педагогу и родителям?).

При составлении содержания образовательного процесса уделяю внимание направлениям воспитания с использованием современных интересов обучающихся.

Успех воспитательного процесса как единства цели и средств ее достижения проявляется как повышение степени индивидуальной активности обучающихся. Направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, идейно - политическое, нравственное, трудовое, эстетическое и другие направления воспитания.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей, интереса к познанию себя и окружающего мира. В раннем детстве умственное воспитание тесно связано с физическим. У детей память, внимание, воображение носят непроизвольный характер и как бы вплетены в их деятельность. Наиболее правильный путь интеллектуального развития ребенка – общение с взрослыми и детьми старшего возраста, в результате которого расширяется кругозор, и пополняется словарный запас ребенка. Для умственного развития дошкольника чрезвычайно важным являются игры-занятия. Полезны игры, в которых используются одинаковые по форме, но различные по величине и цвету, предметы, а также ролевые игры, в которых ребенок подражает действиям взрослых в быту. Таким образом, умственное воспитание основывается на:

  • развитии воли, памяти, сообразительности как основ познавательного, воспитательного и образовательного процессов;

  • формирование культуры учебного и трудового процессов;

  • развитие личностных качеств – расширение кругозора и словарного запаса, воображения, самостоятельности и способности к творчеству;

  • стимулирование интереса к работе с книгой.

Решение задач умственного воспитания осуществляется посредством обучения и образования, различных олимпиад и викторин, бесед со старшими о науке и ее деятелях, приобщения к творческим занятиям, исследованиям и экспериментам.

Кроме выше перечисленных занятий провожу дополнительные занятия, как в кабинете, так и на свежем воздухе - это детская риторика, конструирование и информатика.

Идейно-политическое воспитание, предполагающее формирование у ребенка основ гражданственности, ответственного отношения к семье, своему народу и Отечеству. Формирование убеждений у ребенка, его идейное воспитание – это, прежде всего, передача личного отношения взрослого окружения воспитуемого к родной земле, готовности бороться за ее свободу и независимость, гордости за героическое прошлое и настоящее своего Отечества и народа. Также в задачи этого направления входит осмысление детьми причастности к прошлому, настоящему и будущему Родины. Одновременно гражданин своего Отечества может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы и, таким образом, становиться гражданином мира.

Данные занятия проводятся с использованием интерактивной доски, учащимся предлагаются презентации с практическими заданиями разработанные мною. Например, «Великая Отечественная война», «Животные в военных действиях» - прошлое и настоящее.

Нравственное становление человека также является одним из направлений воспитательной деятельности. Сущность нравственного воспитания заключается в формировании у ребенка системы отношений к обществу, другим людям, самому себе. В содержание нравственного воспитания входит развитие у детей чуткости и отзывчивости, доброты и честности, способности к сопереживанию, уважения к людям в сочетании с требовательностью к ним. Особое значение имеет формирование дисциплинированности и культуры поведения. Главный путь нравственного формирования ребенка – общение с взрослыми, и чем богаче общение, тем активнее эмоциональное восприятие ребенком окружающего мира, тем шире возможности нравственного воспитания. Также необходимо проведение бесед и диспутов на примере художественных произведений и практических ситуаций. Таким образом, нравственное воспитание включает в себя вооружение ребенка знанием норм нравственности и морали, а также формирование у него поведения в соответствии с этими нормами.

Важнейшей предпосылкой всестороннего гармонического развития личности ребенка является его трудовое воспитание. Целями его являются: развитие добросовестного, ответственного и творческого отношения к любому труду, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека. В раннем возрасте трудовая деятельность ребенка тесно связана с игрой. Ребенку нравятся поручения, содержащие элементы игры и доставляющие эстетическое наслаждение. Одновременно здесь заложена возможность воспитать у ребенка понимание необходимости труда, его пользы. Для реализации задач трудового воспитания используются различные приемы и методы:

  • организация труда в кружках по интересам

  • различные виды поощрения трудовой деятельности и творчества

  • творческие выставки, конкурсы и соревнования, оценка их качества

  • временные и постоянные домашние обязанности, дежурство в учебных заведениях, а также систематическое участие в общественно-полезном труде, обучение технологиям и приемам трудовой деятельности и т.д.

Большую роль в трудовом воспитании уделяю проектом. Учащимся (и родителям) предлагается оформить свою трудовую деятельность. Получаются удивительные и очень интересные проекты.

Фундамент здоровья закладывается в детстве. От того, насколько правильно будет организовано физическое воспитание, во многом будет зависеть его самочувствие, настроение, успехи в учебе. Оно способствует росту трудовых возможностей воспитуемого, совершенствует его нравственно-волевые качества, является средством гармонического развития. Основными целями физического воспитания являются правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания, воспитание силы воли и характера, повышающих работоспособность человека. Комплекс средств физического воспитания включает в себя правильный режим дня, рациональное питание, привитие культурно-гигиенических навыков, занятия физкультурой и спортом.

Эстетическое воспитание имеет целью развитие творческих способностей, умения понимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, обогащение духовного мира ребенка. Кроме того, необходимо научить его замечать красивое в природе, общественной жизни, искусстве, помочь воспитаннику выработать правильные эстетические суждения и оценки, а также развить способности, приобщить ребенка к художественному творчеству. Особенно большая роль в воспитании эстетического вкуса ребенка отводится его первым игрушкам. Они учат познавать жизнь и являются источником первых эстетических впечатлений. Воспитательное значение имеют эстетическая организация труда, привлекательное оформление комнат, классов и аудиторий в учебных заведениях, художественный вкус, проявляющийся в стилистике одежды и прочем. В эстетическом воспитании большое значение имеет развитие чувства любви к природе. Эстетически развитый человек способен не только наслаждаться красотой и творить по законам красоты, но и активно бороться с всякими проявлениями безобразного, низменного, фальшивого.

Так произошло, что мы живем в прекрасном месте, рядом с природой. И на прогулках я учу детей видеть эту красоту, через краски и исследования. Приходя с прогулок, учащиеся с радостью свои чувства рисуют, сочиняют стихотворения. Это все я отправляю на различные конкурсы через Интернет.

Мною разработан проект «Музыка нас связала».

Создан так же ряд презентаций на тему:

  • «Блюз»;

  • «Рок музыка»;

  • «Русская народная музыка»;

  • «Хип-хоп» и другие.

На этих занятиях раскрываются исторические моменты данного стиля музыки, музыкальные инструменты, исполнители, сравнение жанров с другими народами, а особенностью являются практические задания. Например, сделать музыкальный инструмент, исполнить песню, нарисовать свои чувства и другие.

В связи с усилением природоохранительной деятельности, с необходимостью рационального использования природных богатств становится актуальной такая грань личностного развития ребенка, как экологическая воспитанность. Экологическое воспитание призвано формировать отношение к природе как к общественной ценности, а также бережное отношение к ресурсам, флоре и фауне. В целом оно основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле, и того, что каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологических катастроф. Занятия по экологическому воспитанию провожу на природе, после выполняем стен газеты, а учащиеся, владеющие знаниями компьютера, выполняют электронную версию.

В своей деятельности использую комбинацию различных методов обучения:

  • объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный);

  • репродуктивный метод;

  • проблемный метод (проблемное изложение);

  • частично-поисковый метод, или эвристический метод;

  • исследовательский метод.


Все 8 лет своей работы использую различные формы обучения (см. рис. 1).


Рис. 1 Формы обучения - Формы использования ЦОР



Особое внимание уделяю системному использованию информационно-коммуникационных технологий (использую 6 лет) на каждом уроке и внеклассном занятии, и когда стали, говорить о стандарте второго поколения, я сказала себе: «Да это моё!». Конечно, чтобы построить образовательный процесс, нужен не один час напряженной творческой работы, но результат оправдывает средства!

Прекрасна пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

  • игровая деятельность;

  • создание положительных эмоциональных ситуаций;

  • работа в парах;

  • проблемное обучение.

В школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.

Использование ИКТ на уроках помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Применение ИКТ на уроках усиливает: - положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использование ИКТ на всех уроках позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

  • Принцип равенства позиций.

  • Принцип доверительности.

  • Принцип обратной связи.

  • Принцип занятия исследовательской позиции.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки и внеклассные занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка):

  • обеспечивает наглядность;

  • привлекает большое количество дидактического материала;

  • повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;

  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применение разноуровневых заданий).

Применение ИКТ:

  • расширяет возможность самостоятельной деятельности;

  • формирует навык исследовательской деятельности;

  • обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

  • способствует повышению качества образования.

Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации. Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Часто выступаю в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Применение на уроках ИКТ позволяет:

  • сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;

  • сократить время контроля и проверки знаний учащихся;

  • привить учащимся навыки контроля и самоконтроля.

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.

Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся. Для этого использую различные методы и приемы:

  • метод анализа;

  • метод сравнения;

  • метод обобщения;

  • метод классификации;

  • формулировка понятий;

  • внутренний план действий.

При подготовке к занятиям использую электронные ресурсы учебного назначения:

  • мультимедийные курсы;

  • презентации к урокам;

  • логические игры;

  • тестовые оболочки;

  • ресурсы Интернет;

  • электронные энциклопедии.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий. Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью, с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

  • повышает качество знаний

  • продвигает ребенка в общем развитии

  • помогает преодолеть трудности

  • вносит радость в жизнь ребенка

  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития

  • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

На протяжении 8 лет моей педагогической деятельности случаев асоциального поведения у учащихся не было. Считаю, что главная задача профилактической работы – найти «ключик» к пониманию «трудного» ребёнка. Тот «ключик», который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребёнок захотел бы изменить своё поведение.

Необходимо помнить правило «Трёх «П» - Понять! Принять! Помочь!

«Понять!» - структура классных часов, бесед; наблюдение, анкетирование, тестирование, интерактивные игры и др.

«Принять!» - выстраивание индивидуальной воспитательной стратегии «Что делать?»; определение тактики «Как делать?», т.е. правильно выстроить взаимоотношения учитель-ученик, родитель-ученик, ученик-ученик; рефлексия взрослыми своего отношения к «трудному» ребёнку, принятие ребёнка таким, каким он есть.

«Помочь!» - применение воспитательных воздействий к «трудному» ребёнку (имеет результат только при успешной реализации первых двух).

Широко и системно использую различные диагностики. Особое внимание уделяю диагностики родителям будущих первоклассников и самим первоклассникам. Диагностика проводится в виде тестов и на тренажере (использование ИКТ). Например, тест Керна – Ирасека. Инструкция по проведению психофизиологического исследования функциональной готовности ребенка к поступлению в школу. Микроисследование «Атмосфера в классе» провожу 1 раз в четверть. При закреплении тем: «Правила дорожного движения», использую электронные тесты (тренажеры).

P.S.

В целом каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени, существующей общественной формации, социальных отношений и многого другого. В целях и задачах воспитания просматривается идеал человека данной исторической эпохи и стремление к его достижению.

Главным для каждой воспитательной системы является ориентация на воспитание человека, готового жить и работать в современном для него обществе.

Мой девиз: «Уча других - учусь сама», а стиль – «Удивляй, Исследуй и Твори!»





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Наука о воспитании

Автор: Волково Лидия Николаевна

Дата: 25.09.2021

Номер свидетельства: 587467

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Воспитание нравственного потомства с 7-ми летнего возраста (материалы для родительского собрания)"
    ["seo_title"] => string(80) "vospitaniie_nravstviennogho_potomstva_s_7_mi_lietniegho_vozrasta_matierialy_dlia"
    ["file_id"] => string(6) "463473"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1522011035"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Публикация на тему: "А.С. Макаренко о некоторых вопросах семейного воспитания" "
    ["seo_title"] => string(85) "publikatsiia-na-tiemu-a-s-makarienko-o-niekotorykh-voprosakh-siemieinogho-vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "172623"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423841789"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "«Советы родителям, постигающим сложную науку воспитания» "
    ["seo_title"] => string(64) "soviety-roditieliam-postighaiushchim-slozhnuiu-nauku-vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "226261"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1440157250"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Рабочая программа курса внеурочной деятельности «КРАСОТА В ИСКУССТВЕ, НАУКЕ И ЖИЗНИ» "
    ["seo_title"] => string(92) "rabochaia-proghramma-kursa-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-krasota-v-iskusstvie-naukie-i-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "235069"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443597268"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Экологическое воспитание на уроках биологии "
    ["seo_title"] => string(50) "ekologhichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "125124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414916238"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства