Публикация на тему: "А.С. Макаренко о некоторых вопросах семейного воспитания"
Публикация на тему: "А.С. Макаренко о некоторых вопросах семейного воспитания"
«Удивительный Вы человечище и именно такой, в каких Русь нуждается». Эти слова Алексея Максимовича Горького, обращенные к Антону Семеновичу Макаренко, звучат сегодня необыкновенно современно.
А.С. Макаренко – талантливый ученый-педагог, один из основоположников новой советской науки воспитания, применявший свой педагогический опыт в работе с воспитанниками трудовой коммуны. Особое место в педагогической науке Антон Семенович отводил трудовому воспитанию, воспитанию в коллективе, а так же, воспитанию в семье.
Отправной точкой для ознакомления с работами А.С. Макаренко в вопросах семейного воспитания стал проблемный вопрос: «Какова роль семейного воспитания в становлении личности».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Публикация на тему: "А.С. Макаренко о некоторых вопросах семейного воспитания" »
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 35 г. Тамбова»
Публикация
на тему
«Антон Семенович Макаренко
о некоторых вопросах семейного воспитания»
Автор:
Учитель начальных классов
МАОУ СОШ №35 г. Тамбова
Разумова Маргарита Александровна
Тамбов
2015
«Удивительный Вы человечище и именно такой, в каких Русь нуждается». Эти слова Алексея Максимовича Горького, обращенные к Антону Семеновичу Макаренко, звучат сегодня необыкновенно современно.
А.С. Макаренко – талантливый ученый-педагог, один из основоположников новой советской науки воспитания, применявший свой педагогический опыт в работе с воспитанниками трудовой коммуны. Особое место в педагогической науке Антон Семенович отводил трудовому воспитанию, воспитанию в коллективе, а так же, воспитанию в семье.
Отправной точкой для ознакомления с работами А.С. Макаренко в вопросах семейного воспитания стал проблемный вопрос: «Какова роль семейного воспитания в становлении личности».
На каждом этапе общественно-исторического развития семейное воспитание по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер. Поэтому изменения, произошедшие в обществе за последние два десятилетия XX века, оставили отпечаток «крушения» семьи в вопросе воспитания и обучения детей. Сегодня есть все основания утверждать, что современная семья несколько отдалилась от того, что когда-то считалась хранителем тех лучших качеств, которые передавались старшим поколением более молодому. Она невольно превратилась в место, где духовное и нравственное в процессе воспитания постепенно угасает. А потому действительность века XXI требует создания такой семьи, где ребенка посвящают в мир духовного совершенства, где воспитательный процесс осуществляется путем сопереживания, где личностные отношения взрослых - родителей и детей формируют желание усвоения хороших привычек.
А. С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблемы семейного воспитания, которые актуальны в настоящее время.. Главнейшим условием семейного воспитания Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность.
С первого дня жизни ребенка родители начинают выполнять свой главный родительский долг - они становятся воспитателями. Через радости и испытания ведут они растущего человека по пути развития его духовных и физических сил, к духовной и физической зрелости.
А.С. Макаренко в «Лекциях о воспитании» говорил - воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства - это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силе каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое.
Приведу один пример из опыта работы А.С. Макаренко: «После "Книги для родителей" стали ходить родители-неудачники. Зачем ко мне пойдет родитель, у которого хорошие дети? А приходят вот какие родители, приходят отец и мать:
- Мы оба члены партии, общественники, я - инженер, она - педагог, и у нас был хороший сын, а теперь ничего с ним сделать не можем. И мать ругает, и из дому уходит, и вещи пропадают. Что нам делать? И воспитываем его хорошо, внимание оказываем, и комната у него отдельная, игрушек всегда было сколько хочешь, и одевали, и обували, и всякие развлечения предоставляли. А теперь (ему 15 лет): хочешь в кино, театр - иди, хочешь велосипед - вот велосипед. Посмотрите на нас: нормальные люди, никакой плохой наследственной быть не может. Почему такой плохой сын?
- Вы после ребенка постель убираете? - спрашиваю у матери. – Всегда
- Всегда.
- Ни разу не пришло вам в голову предложить ему самому убрать постель?
Пробую отцу задать вопрос:
- А вы ботинки вашему сыну чистите?
- Чищу.
И я говорю:
- До свидания, и больше не ходите ни к кому. Сядьте на бульваре, на какой-нибудь тихой скамеечке, вспомните, что вы делали с сыном, и спросите, кто виноват, что сын вышел такой, и вы найдете ответ и пути исправления вашего сына. Действительно, ботинки сыну чистят, каждое утро мать убирает постель. Какой сын может получиться?
Семья - это опора, которая может ускорить движение общества к духовному обновлению, проявляющееся при обращении всех членов семьи к морали, освященной веками и опытом поколений, где воспитание членов семьи считается долгом всех и каждого. Но как достичь этого? Однозначно ответить на этот вопрос затруднительно, т. к.. ответом на него являются пять составляющих: первая - любовь к детям, вторая - взаимопонимание, третья - взаимоуважение, четвертая - традиции, на которые опирается воспитание, и пятая - диалог. Значение каждой из составляющих трудно переоценить, ибо нехватка хотя бы одной из них, несомненно, приведет к бесполезности существования остальных.
То есть семейное воспитание является важнейшей общественной функцией, связанной с передачей накопленного опыта от одного поколения людей к другому, и целенаправленной социализацией личности. Семейная среда, в этом словосочетании подразумевается довольно широкий спектр явлений - это, прежде всего, целостная система исторических общественных отношений, особенности взаимоотношений между членами семьи, язык и традиции. То есть семья предстает во всем многообразии и богатстве ее взаимоотношений с миром, она рассматривается как сложная и саморазвивающаяся система.
Таким образом, процесс воспитания в семье - это важнейшее средство обеспечения существования преемственности поколений, это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества.
Все вышеизложенное обусловливает актуальность изучения концепции семейного воспитания А.С. Макаренко и ее возможного влияния на воспитание детей в семье.
Свое выступление мне хотелось бы завершить словами А.С. Макаренко: «Я, к сожалению, не вполне проверил, но вот что вижу: самые лучшие дети бывают у счастливых родителей». Пусть эти слова выдающегося педагога станут главными в воспитательном процессе современных семей.