1 класс был создан 1 сентября 2011 года. В классе обучается 12 человек. Из них 6 мальчиков и 6 девочек. Двое ребят до поступления в школу не посещали детский садик, они воспитывались дома. Остальные ходили в детский садик. Одна девочка (Иванова Даша) из неполной семьи, остальные дети имеют папу и маму. Двое ребят (Рыжов Артём и Иванова Даша) являются единственным ребёнком в семье. Остальные дети имеют брата или сестру. Одна девочка (Страхова Лиза) из многодетной семьи. Из 12 детей живут в селе Брилякове – 8 человек, в д. Кумохино – 2 человека, в д. Шадрино – 1 человек, в д. Зубово – 1 человек. Переступив порог школы, дети попали на огромную, новую для них планету – Планету людей. Им предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать , почему все они такие разные, по каким правилам они живут, что ценят друг в друге. С первых дней стало видно, что двое ребят, которые не посещали детский садик, играют одни, не играют со всеми вместе, хотя их ребята зовут играть. Предстоит большая работа по сплочению коллектива и воспитанию культуры поведения. Как классный руководитель , я направила свои усилия на создание воспитательной системы класса, системообразующим фактором которого является создание ученического самоуправления. Я составила четырёхлетнюю программу воспитания учащихся «Маленькие радости большого семейного счастья».
Раздел 2. Описание модели ученического самоуправления класса
Хотя у меня 1 класс, но самоуправление в классе было, и оно работало. Некоторые ребята ответственно подходили к своим обязанностям, без напоминаний выполняли свои поручения, а некоторым ребятам нужно было об этом постоянно говорить и помогать. Но на то мы и учителя, чтобы учить своих учеников, ведь это ещё только 1 класс, у нас всё впереди.
Раздел 3.
3.1. Блок целеполагания
Цели:
Задачи:
Критерии:
Управленческая цель –развитие самодеятельных и самоуправленческих начал в коллективе
Формировать у учащихся потребность и готовность совершенствовать свою личность
Критерии учащихся в управлении классом
Педагогическая цель - участие школьников в управлении делами класса
Способствовать формированию умения самостоятельно найти дело полезное обществу.
Развитие творческих способностей учащихся; личностный рост учащихся, активизация его творчества, самоопределения и самореализации.
Тактическая цель –способствовать становлению самостоятельной личности с активной жизненной позицией
Раскрытие организации творческих способностей учащихся
Повышение интереса учащихся к социально – значимой деятельности.
3.2. Позиционный блок
Мне кажется, что самоуправление должно базироваться на следующих принципиальных позициях:
1.Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.
2.Выборность – полномочии приобретаются в результате выборов.
3.Откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.
4.Целесообразность – деятельность должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.
5.Гуманность – действие органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах.
7.Ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед своими избирателями.
Структура ученического самоуправления класса:
Общее собрание всех граждан
МЭР города
Городской совет
Служба
«Учёба»
Служба
«КТД»
Служба
«Спорт»
Служба
«Информ»
Служба
«Порядок»
Совет дела
Временные творческие группы
Структура родительского самоуправления:
Родительский комитет класса
Председатель родительского комитета
Хозяйственный сектор
Спортивный сектор
3.3. Организационный блок
Педагоги:
Школьники:
Родители:
Высший уровень
Образовательное учреждение
Входят в совет школы
Работа общешкольной конференции
Совет школы (родительский комитет)
3-й уровень Коллективный
субъект образовательного процесса
Консультанты ученического самоуправления
Работа советов школы
Участие в планировании воспитательной работы класса, помогают в проведении КТД (коллективные творческие дела)
2-й уровень Первичный
коллектив образовательного процесса
Разграничение полномочий в организации жизнедеятельности класса между классным руководителем и ученическим активом
Участники ученического самоуправления на уровне класса. Каждый ученик имеет поручение по своим способностям.
Работа советов школы
1-й уровень Отдельный участник образовательного процесса
Консультанты ученического самоуправления
Участники ученического самоуправления в качестве члена центра на уровне класса. На уровне школы – в качестве представителя в школьном самоуправлении.
Помощники в осуществлении социально значимых дел.
3.4. Нормативный блок
Свою работу мы строим на основных документах, регулирующих функционирование ученического самоуправления в нашей школе:
-Конвенция ООН о правах ребёнка;
-Конституция РФ;
-Закон «Об образовании»;
-Устав МБОУ «Бриляковская СОШ»;
-Положение об ученическом самоуправлении МБОУ «Бриляковская СОШ»;
-Правила школьной жизни.
3.5. Содержательный блок
Рассмотрим основное содержание деятельности каждого структурного компонента.
Общее собрание учащихся класса.
Обсуждает и принимает решения по вопросам организации жизнедеятельности классного ученического коллектива;
Избирает актив класса;
Заслушивает отчёты Совета о результатах деятельности.
Городской совет (актив класса).
Участвует в планировании воспитательной работы класса;
Организует деятельность по различным направлениям;
Рассматривает предложения жителей города;
Представляет отчёты за проведённую работу перед общим собранием всех жителей города.
Служба «Учёба».
Организует внеклассные мероприятия по предметам; контролирует успеваемость; отвечает за состояние дневников, тетрадей, учебников, организует консультации по предметам; помогает в проведении предметных олимпиад.
Служба «Информ».
Организует и проводит конкурсы рисунков, газет, плакатов; оформляет классный уголок. портфолио класса; помогает в художественном оформлении праздников.
Служба «КТД»
Организует и проводит коллективно-творческие дела, конкурсы; организует посещения выставок, театров, музеев.
Служба «Спорт»
Организует спортивные праздники, соревнования,дни здоровья; определяет лучших спортсменов.
Служба «Порядок»
Следит за выполнением творческих поручений; контролирует посещаемость учебных занятий, дежурство по классу; следит за выполнением правил школьной жизни.
Мэр как высшее должностное лицо в классе – городе отвечает за работу Совета; за участие класса в общешкольных делах; присутствует на заседаниях Совета мэров, представляя интересы своего класса; следит за выполнением решения Совета мэров.
Временные творческие группы создаются на период подготовки и проведения дела:
-разрабатывают, организуют и проводят конкретные дела;
-разрабатывают задания, проводят анализ мероприятий.
3.6. Технологический блок:
В своей работе органами ученического самоуправления используются следующие формы и методы:
Метод
Формы
Примеры мероприятий
Коллективное планирование
Заседание
«Посвящение в первоклассники»
Общее собрание класса
«Школа актива»
«Новогодняя сказка»
Актив класса
Творческие сборы
«Мама – солнышко моё»
Деловая игра
Презентация класса
«Королева Осень»
Поручение
Индивидуальные консультации
«Прощание с Азбукой»
Общественное мнение
Творческие отчёты
«День именинника»
Методика взаимодействия
Групповая работа
«Папа, мама, я – дружная, спортивная семья»
Мозговой штурм
Диспут
«До свиданья, 1 класс»
Аукцион идей
Беседа
Раздел 4. Технологичность модели
Одно из основных направлений работы нашей МБОУ «Бриляковская СОШ» – формирование человека, умеющего строить достойную жизнь в достойном обществе, воспитание и развитие у учащихся таких качеств как:
-творческая инициатива;
-умение ставить цели и достигать их;
-самостоятельность в решении личных и общественных проблем;
-ответственность за себя и за других.
Широко применяется в работе методика И.П.Иванова, где роль органов самоуправления - главная:
-подготовка дел при помощи специально созданных для этого советов;
-работа инициативных групп.
Следование цепочке: коллективное целеполагание, коллективное планирование, коллективная подготовка, коллективное проведение, коллективный анализ и оценка; смена традиционных поручений в классе.
Раздел 5. Учет конкретных условий данного образовательного учреждения
Все условия для реализации нашей модели созданы: у нас есть компьютерный класс в школе, интерактивная доска. В каждом классе стоят компьютер. У нас есть информационно библиотечный центр, детская площадка, актовый зал для начальной школы.
Раздел 6. Организационно-педагогическое и
материально-техническое обеспечение модели
Перечислить какие ресурсы необходимы.
Организационный ресурс
Информационные ресурсы
Материально-технические ресурсы
Интеллектуальные ресурсы
В нашей школе все учителя имеют высшее образование ; учителя имеют высшую категорию, а остальные первую.
В нашей школе есть такие журналы: «Классный руководитель», «Начальная школа» и многие другие, которые помогают в работе.
В нашей школе есть отдельные кабинеты по предметам, для первого класса есть игровая, спортзал, спальная.
Использование ИКТ
Раздел 7. Творческий вклад авторского коллектива (классного руководителя, ЗДВР и т.д.) в развитие теории и практики ученического самоуправления
Ведётся постоянный контроль, оказывается помощь (дети совсем маленькие).
Раздел 8. Организация обучения актива
Учитель, психолог, вожатая, соц. педагог.
Мероприятия:
«Как вести за собой» (октябрь – декабрь);
Ключ к успеху» (декабрь);
«искусство быть собой» (январь-март)
«Я – лидер» (апрель. май) – участники – депутаты Школьной думы и все желающие с 5 по 11 класс, ответственные зам. Директора по воспитательной работе и старшая вожатая.
Раздел 9. Сроки.
Моя программа рассчитана на 4 года, т. е. начальные классы.
Раздел 10. Основные партнеры и спонсоры
Родители, администрация школы, общественность, сельское лесничество, приход церкви Казанской божьей Матери. Мы участвуем в программе «Возродим лес», вместе с нашей церковью возродили «Макарьев ключ» и «Серебряный ключик» около деревни Евдокимово.
Раздел 13. СМИ
Публикации внешкольных корреспондентов жителей нашего села – Ивонтьева Александра Константиновича, Чуйко Татьяны Васильевны, учащихся МБОУ «Бриляковская СОШ» Круглова Вовы и Базиной Алины.