~~ Одной из самых важных проблем развития государственно-общественного характера управления является развитие самоуправленческих ученических структур. На протяжении последних десяти лет в МБОУ СОШ №9 апробировано несколько схем, моделей самоуправления учащихся. На первом этапе важно было вовлечь школьников в активы.
На втором этапе осуществлялось пробуждение интересов учащихся к управленческой деятельности. На этом этапе коллектив школы приблизился к жизнедеятельности школьников. Был создан Старостат, который обеспечил учебу активов классов, досуг детей, выявил их разнообразные интересы. Этот этап был наиболее продолжительным.
На третьем этапе мы определили ориентацию на личность. Данный этап проявил школьников, которые стремятся сделать школьную жизнь интересной. В мае 2002 года в школе было создано молодежное движение «ОМ» (организация молодежи). Был разработан и утвержден Устав молодежного движения «ОМ». В то время в организацию входило лишь 12 человек из числа учащихся 10-11 классов.
Педагогический коллектив школы рассматривает самоуправление как необходимый компонент содержания современного воспитания личности. С помощью самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого школьника. Цель - создание условий для выявления творческих способностей личности во внеурочное время с учетом индивидуальных задатков.
Для реализации этой цели коллектив школы определил следующие задачи:
• Актуализация у детей и подростков ценности активного образа жизни;
• Включение в основные направления деятельности(краеведческую, медиаобразовательную, социальную, досуговую, спортивную);
• Создание образовательно - развивающего пространства (органов самоуправления) для получения первичных навыков организаторской деятельности.
Направления деятельности:
• Социальное направление:
В условиях напряженной социальной ситуации особенно важна адресная поддержка и помощь тем, кто нуждается в доброте, внимании, заботе. Благотворительная деятельность воспитывает в «ОМовцах» чувство сострадания и милосердия. Кроме этого, возникла острая необходимость в проведении профилактической работы по предупреждению наркомании. Форы работы по этому направлению позволяют каждому члену «ОМ» научиться развивать способность к распознанию и оценке рискованных ситуаций, связанных с употреблением наркотиков. Работа в этом направлении включает в себя и Учебу актива классов, которая проводится 2 раза в год.
• Краеведческое направление:
Работа в этом направлении позволяет значительно расширить знания о городе, области их культурном многообразии. Кроме того, для ребенка «малая родина» это не только город, где он родился, живет, но, главное-семья. Работа в этом направлении позволяет поддержать атмосферу взаимопонимания «отцов и детей».
• Медиаобразовательное направление:
Данное направление позволяет расширить информационное поле подростка, знания о способах получения и передачи информации с помощью выпуска газеты «МИГ» (малая интересная газета), которая в школе выходит с 2003 год, Устав средств массовой информации МБОУ СОШ №9 разработан и утвержден в 2004 году. В состав редакции газеты «МИГ» входят 5 человек из числа учащихся 8-11 классов. Работа этого творческого объединения базируется на издании школьной газеты, выходящей 2 раза в месяц, и включает в себя освещение всех сторон жизни школы, города. Ответственность за содержание газеты несет каждый автор, представленный в номере. В редакционную коллегию входят: главный редактор, редакторы отделов. Количество отделов и направления их деятельности регламентируется редакционной коллегией.
• Досуговое направление:
Досуговое направление не только решает проблему занятости детей, но и позволяет получать дополнительные знания. Одна из задач «ОМа»- включение детей в развивающий досуг средствами игры и совместного творчества. Игра - универсальное педагогическое средство для решения воспитательных задач. Это самый доступный для ребенка путь постижения и освоения мира. В этом направлении «ОМ» проводит следующие игры:
- «Вертушка» для учащихся 5-7 классов;
- «Изучаем ПДД» для учащихся 1-4 классов;
- День самоуправления
- КТД по здоровому образу жизни
- Выборы президента школы
- Почта Амура
• Учебное направление:
Это направление подразумевает работу Старостата школы, в него входят старосты 8-11 классов. Задачи Старостата: контроль дисциплины и порядка в школе, организация дежурства по школе и в столовой, проверка дневников и сменной обуви, санитарное состояние классов.