Из опыта работы «Психологическое здоровье классного коллектива».
Доклад классного руководителя 7в класса Войлошниковой Ирины Игоревны.
В работе учителя есть трудная, но очень важная миссия — быть классным руководителем. Некоторые учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, я же называю ее самой главной. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, несомненно, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классе реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллектива, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«методическая тема »
Из опыта работы «Психологическое здоровье классного коллектива».
Доклад классного руководителя 7в класса Войлошниковой Ирины Игоревны.
В работе учителя есть трудная, но очень важная миссия — быть классным руководителем. Некоторые учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, я же называю ее самой главной. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, несомненно, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классе реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллектива, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Праздники, тематические вечера, игры – путешествия, классные часы, соревнования, экскурсии, познавательные игры, лекции и многие другие воспитательные мероприятия создают особую воспитательную среду для учащихся. Это и отдых для школьника, и свободное общение со сверстниками, и развитие способностей и интересов. Каждый может проявить себя и как исполнитель, и как организатор. У детей развиваются способности, формируются организаторские навыки, стимулируются творчество и инициатива, укрепляются межличностные связи, удовлетворяется естественная потребность в общении, таким образом создаются благоприятные условия для дружного детского коллектива. Коллективные дела становятся событиями не только для учащихся, но и для родителей. Праздники и совместные дела приносят радость, создают настроение, остаются в памяти каждого ребёнка.
Диагностические исследования показывают, что наиболее значимым мотивом посещения школы для подавляющего большинства учащихся выступает желание общаться со сверстниками, участвовать в мероприятиях, проводимых после уроков. Поэтому, планируя коллективные дела, я стараюсь сделать досуговую деятельность школьников составной частью целого воспитательного процесса.
Как классный руководитель, я выполняю три взаимосвязанные функции: организую разнообразную деятельность в классе, забочусь о развитии каждого ребенка, помогаю детям в решении возникающих проблем. В проделанной работе выделяю для себя приоритетные направления: « Я - человек» , « Я и природа», « Мой мир знаний», « Я и Отечество», « Я и семья», «Моё здоровье». Эти направления перекликаются с общешкольными: «Воспитание гражданина и патриота», «Здоровье и здоровый образ жизни», «Творчество и интеллект», «Духовность», «Семья», «Толерантность».
Для меня всегда наиболее приоритетной была индивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы физического и психического развития каждого ребенка. В первую очередь я уделяю внимание эмоциональной поддержке групп внутри класса, созданию положительного психологического климата в классе, развитию детского самоуправления, созданию условий, позволяющих каждому ребенку раскрыть себя в отношениях с окружающими, включению учащихся в систему реальных социальных отношений.
Я, как классный руководитель, организую разнообразные виды деятельности школьников: познавательную, трудовую, эстетическую, а также их свободное общение, являющееся частью досуга. Важной представляется реализация функции сплочения коллектива, выступающая не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей. Одной из моих задач, как классного руководителя является развитие ученического самоуправления. От стиля руководства классом, от стиля общения классного руководителя с детьми во многом зависит то, какие взаимоотношения складываются у ребят с учителем и между собой. Демократический стиль, при котором ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, учитывается его мнение в принятии решений, поощряется самостоятельность суждений, способствует созданию в классе непринужденной, дружелюбной, творческой атмосферы сотрудничества и взаимопомощи.
Я стараюсь сформировать у детей положительное отношение к природе. Экскурсии, прогулки, праздники служат воспитанию экологического сознания и чувства природы, повышению экологической культуры школьников, развитию эстетической и нравственной культуры; воспитывают у детей чувство ответственности за своё поведение в природе, вырабатывают потребность в общении с природой. С раннего детства необходимо воспитывать в детях любовь к природе. С пением птиц, с шелестом листьев, со звоном весеннего ручейка открывает ребёнок свой особый поэтический образ природы, свой особый мир. Этот мир учит его быть добрым, смелым, стойким. Он помогает познавать красоту в окружающей действительности, будит творческие силы и ведёт к нравственному совершенствованию.
Я воспитываю в детях патриотические чувства, стремление к миру на всей планете, негативное отношение к войне; провожу классные часы: « 10-готовщина трагических событий в Беслане», « День снятия блокады Ленинграда», « Дети войны», « 100 летию начала Первой мировой Войны». Участвуем в акциях « Спешите делать добрые дела», « Подарок солдату», «Сердце без границ», « Мы вместе», провели среди своих мальчиков в классе « А ну-ка, парни» мини викторину, посетили музеи « Славы Северстали», « Музей МВД».
Я прививаю детям любовь к родному городу, к его воплощённой в камне истории. Знакомимся с историей развития города и участвуем в конкурсах про свой город. Объясняю, что не только внешний вид города определяет его характер: череповецкий стиль, даже наша речь – понятия, имеющие совершенно чёткое культурно – историческое значение. Жители Череповца, череповчанин должны с честью носить это имя. Систематически мы посещаем музеи, слушаем цикл лекций по истории города с использованием слайдов.( Много интересного узнаем из экскурсий нашего школьного музея).
Много времени на классных часах я отвожу на нравственно – эстетическое воспитание учащихся. Учу ребят строить своё поведение в соответствии с нравственно – эстетическим воспитанием. Провожу с учениками занятия, на которых учу их анализировать, оценивать проблемные моральные ситуации, принимать нравственные решения. Учу ребят вести дискуссию, спорить, критиковать, отстаивать своё мнение, делать выводы. Дети делятся своими мыслями о дружбе, товариществе, хороших людях, рассказывают случаи из собственного опыта общения со сверстниками. Провожу беседы о легендарных личностях, которые в разное историческое время вносили свою героическую лепту в историю нашей страны. Провожу обсуждение прочитанных книг. Дети рассказывают о своих впечатлениях, рисуют любимых литературных героев. У нас проходят беседы из серии «Азбука поведения» о поведении в общественном месте, в транспорте, дома, в гостях, на природе, на улице, в театре, в магазине. Также я провожу беседы «Вежливые слова», о хороших и дурных манерах.
Я веду большую работу по формированию толерантного поведения, учу детей позитивному отношению к себе и представителям других народов и иных культур, учу уважать достоинство других людей, готовят выступления посвященные дню толерантности, рисуют плакаты на тему «Дружат дети на всей планете».
Часть внеклассных мероприятий в моей работе направлена на сохранение здоровья школьников, на предотвращение вредных привычек, на организацию безопасности жизнедеятельности учеников. В рамках этой работы я провожу беседы по теме «Азбука здоровья», занятия по изучению правил дорожного движения.
Столь разнообразная воспитательная работа приносит свои плоды. В коллективе запущен механизм успеха, создан здоровый микроклимат. У ребят формируются положительные межличностные отношения. Они учатся уважительно общаться друг с другом, сочувствовать и сопереживать, радоваться своим успехам и успехам своих товарищей. Ребята берут на себя ответственность за порученное дело, помогают одноклассникам. Учатся высказывать своё мнение, отстаивать его, учатся признавать свою неправоту в случае ошибки. Интеллектуально развиваются, развивают кругозор, демонстрируют свои умения, достижения и знания. Укрепляют здоровье, следят за соблюдением санитарно – гигиенических навыков. Растут эстетически и нравственно. У детей формируется умение видеть прекрасное в окружающей природе, воспитывается бережное к ней отношение, развивается экологическая культура, расширяются и углубляются природоведческие знания. Активное участие в делах, познавательный интерес, жажда деятельности, вера в себя формируют у ребят трудолюбие. Способность трудиться активно, с удовольствием и радостью – это и есть цель обучения и воспитания. Участвуя в любом мероприятии, дети получают заряд положительных эмоций, их организм открывается добру и красоте. Считается, что ребёнок, с детства погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.