kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Отчёт по работе над методической темой "Формирование каллиграфического навыка у младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отчёт по работе над методической темой учителя начальных классов Иванюк Е.Ю.

«Развитие каллиграфических навыков младших школьников на уроках письма».

Темой моей методической работы является развитие каллиграфических навыков младших школьников на уроках письма. Почему была выбрана именно эта тема?

Самые большие трудности в начальной школе, доставляющие много огорчений, - это уроки письма. Нужно каждый раз осваивать много нового, а руки ещё слабы, не слушаются; и как тут ухитриться освоить написание 300 элементов? Начальный период обучения письму очень трудный и, как правило, приносит много огорчений и детям, и нетерпеливым родителям.

Начала работу с изучения различных методик по формированию каллиграфического навыка. В настоящее время по проблеме формирования каллиграфического навыка работают: Е.Н.Соколова, Н.Г. Агаркова, М.М.Безруких, Н.А. Федосова, В.А. Илюхина, Е.Н.Потапова. Я попыталась сравнить методику данных авторов с тем, чтобы определить их эффективность.

Основатель метода «Письмо с секретом», В.А. Илюхина,  выделила основные элементы письма: прямая наклонная палочка вниз, 1/2 наклонной палочки вниз, 1/3 наклонной палочки вниз, "Поворот на месте" (закруглить), "Крючок до середины", "Секрет", "Закрыть секрет", "Рельсы". Упражнения, содержащие эти элементы, приучают писать детей в такт, по команде. Строгий размер в движении - вот вся тайна красивого и быстрого письма. Эти упражнения ведут не только к красивому письму, они вырабатывают внимание (необходимо с одного раза услышать, понять и воспроизвести то, что говорит учитель), усидчивость, тренирует память. Все вышеуказанные элементы пишутся без отрыва руки от тетради. В.А. Илюхина при написании слова предлагает проговаривать каждую букву, обращаясь за помощью к детям. Основные элементы: прямая наклонная линия, "поворот на месте", "крючок до середины", "секрет"- встречаются часто, и дети легко усваивают.

Технология обучения письму Е.Н.Потаповой основывается на трёх этапах:

  • развитие мускульной памяти (система упражнений для укрепления моторики пальцев, штриховка, работа с трафаретами), над данной проблемой также работала Н.А.Федосова.
  • развитие тактильной памяти (работа с карточками- образцами для обвода);
  • закрепление знаний, умений, навыков (работа с кальками).

Обучение письму по системе Д.Б.Эльконина, автор М.М.Безруких, основано на приеме ритмизированного письма. Тактированное письмо позволяет добиться четкости, плавности, ритмичности и ускоренного темпа. Данный коррекционный прием предназначен для совершенствования графо-моторного компонента письма у учащихся, имеющих особенности двигательной сферы.

Методист Н.А. Федосова, соглашается  с тем, что при обучении каллиграфии усилия нужно направлять прежде всего на становление необходимых психологических и физиологических механизмов, обеспечивающих осознанное письмо, а не просто на отработку каждой отдельно взятой буквы и ее соединений.  

Методист  Н.Г.Агаркова отмечает, что технология обучения первоначальному письму и формирования каллиграфического навыка определяется системой принципов, методов и приемов, используемых на уроках письма, то есть русской графики, и занятия по выработке автоматизированности действия воспроизведения букв и их соединений на бумаге [1].

Это, прежде всего, принципы:

  1. поэлементного изучения;
  2. одновариантного (стабильного) начертания букв и их комплексов;
  3. принцип логической группировки буквенных знаков.

Как мы видим, многие методики имеют общие принципы и как бы  переплетаются между собой, давая возможность нам, учителям, выбрать различное их сочетание.  Можно дополнять «генетический» и «копировальный» метод   Е.Н.Потаповой тактовым, а также шрифтовым методом  В.А.Илюхиной и Н.Г.Агарковой. В рамках дистанционных курсов мне предложили обсуждение данной проблемы на форуме, где оказалось, что большинство педагогов поддерживают данное мнение.

Воодушевившись этой поддержкой, я приступила к практическому использованию данных методов. Мною были изготовлены различные пособия для развития каллиграфии:

  1. Комплект шаблонов.

Фигурки для шаблонов выбирала, учитывая интерес дошкольников. Работу над шаблоном решила объединить со  штриховкой и раскрашиванием, что позволило небольшим по объёму заданием  использовать  разные виды деятельности.

  1. Трафареты.
  2. Прописные буквы из бархатной ткани, для тактильной памяти.
  3. Подобрала большое количество пальчиковых игр, их я использую во время физминуток.
  4. Заготовила комплект  «волшебных палочек» -  кусочки  (35см) достаточно гибкой и упругой проволоки, из которых на уроке сгибаем нужную букву.
  5. Сделала подборку графических диктантов.

Я ещё продолжаю работать над  выбранной темой, но хотелось бы отметить один приём, который считаю просто необходимым. Очень важно с самого начала дать ребёнку поверить в себя, в свои силы. Очень ранят малышей неудачи. Нередко оттого, что не получается, наступает отчаяние, разочарование, нежелание работать. А это затрудняет и учебный процесс  и процесс формирования личности.

Я очень люблю поощрять детей. Важно найти в прописи каждого ребёнка (особенно тех, кто испытывает трудности)  хотя бы одну букву, хотя бы один элемент – достойные похвалы!  Похвалить нужно так, чтобы ребёнок обязательно почувствовал – это победа! Делать это нужно при всём классе. Этот первый успех, я уверенна,  станет тем эмоциональным толчком, стимулом, который включит в деятельность ту группу клеток, что до той поры бездействовала.

2014г.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Отчёт по работе над методической темой "Формирование каллиграфического навыка у младших школьников"»

Отчёт по работе над методической темой учителя начальных классов Иванюк Е.Ю.

«Развитие каллиграфических навыков младших школьников на уроках письма».

Темой моей методической работы является развитие каллиграфических навыков младших школьников на уроках письма. Почему была выбрана именно эта тема?

Самые большие трудности в начальной школе, доставляющие много огорчений, - это уроки письма. Нужно каждый раз осваивать много нового, а руки ещё слабы, не слушаются; и как тут ухитриться освоить написание 300 элементов? Начальный период обучения письму очень трудный и, как правило, приносит много огорчений и детям, и нетерпеливым родителям.

Начала работу с изучения различных методик по формированию каллиграфического навыка. В настоящее время по проблеме формирования каллиграфического навыка работают: Е.Н.Соколова, Н.Г. Агаркова, М.М.Безруких, Н.А. Федосова, В.А. Илюхина, Е.Н.Потапова. Я попыталась сравнить методику данных авторов с тем, чтобы определить их эффективность.

Основатель метода «Письмо с секретом», В.А. Илюхина, выделила основные элементы письма: прямая наклонная палочка вниз, 1/2 наклонной палочки вниз, 1/3 наклонной палочки вниз, "Поворот на месте" (закруглить), "Крючок до середины", "Секрет", "Закрыть секрет", "Рельсы". Упражнения, содержащие эти элементы, приучают писать детей в такт, по команде. Строгий размер в движении - вот вся тайна красивого и быстрого письма. Эти упражнения ведут не только к красивому письму, они вырабатывают внимание (необходимо с одного раза услышать, понять и воспроизвести то, что говорит учитель), усидчивость, тренирует память. Все вышеуказанные элементы пишутся без отрыва руки от тетради. В.А. Илюхина при написании слова предлагает проговаривать каждую букву, обращаясь за помощью к детям. Основные элементы: прямая наклонная линия, "поворот на месте", "крючок до середины", "секрет"- встречаются часто, и дети легко усваивают.

Технология обучения письму Е.Н.Потаповой основывается на трёх этапах:

  • развитие мускульной памяти (система упражнений для укрепления моторики пальцев, штриховка, работа с трафаретами), над данной проблемой также работала Н.А.Федосова.

  • развитие тактильной памяти (работа с карточками- образцами для обвода);

  • закрепление знаний, умений, навыков (работа с кальками).

Обучение письму по системе Д.Б.Эльконина, автор М.М.Безруких, основано на приеме ритмизированного письма. Тактированное письмо позволяет добиться четкости, плавности, ритмичности и ускоренного темпа. Данный коррекционный прием предназначен для совершенствования графо-моторного компонента письма у учащихся, имеющих особенности двигательной сферы.

Методист Н.А. Федосова, соглашается с тем, что при обучении каллиграфии усилия нужно направлять прежде всего на становление необходимых психологических и физиологических механизмов, обеспечивающих осознанное письмо, а не просто на отработку каждой отдельно взятой буквы и ее соединений.

Методист Н.Г.Агаркова отмечает, что технология обучения первоначальному письму и формирования каллиграфического навыка определяется системой принципов, методов и приемов, используемых на уроках письма, то есть русской графики, и занятия по выработке автоматизированности действия воспроизведения букв и их соединений на бумаге [1].

Это, прежде всего, принципы:

  1. поэлементного изучения;

  2. одновариантного (стабильного) начертания букв и их комплексов;

  3. принцип логической группировки буквенных знаков.

Как мы видим, многие методики имеют общие принципы и как бы переплетаются между собой, давая возможность нам, учителям, выбрать различное их сочетание. Можно дополнять «генетический» и «копировальный» метод Е.Н.Потаповой тактовым, а также шрифтовым методом В.А.Илюхиной и Н.Г.Агарковой. В рамках дистанционных курсов мне предложили обсуждение данной проблемы на форуме, где оказалось, что большинство педагогов поддерживают данное мнение.

Воодушевившись этой поддержкой, я приступила к практическому использованию данных методов. Мною были изготовлены различные пособия для развития каллиграфии:

  1. Комплект шаблонов.

Фигурки для шаблонов выбирала, учитывая интерес дошкольников. Работу над шаблоном решила объединить со штриховкой и раскрашиванием, что позволило небольшим по объёму заданием использовать разные виды деятельности.

  1. Трафареты.

  2. Прописные буквы из бархатной ткани, для тактильной памяти.

  3. Подобрала большое количество пальчиковых игр, их я использую во время физминуток.

  4. Заготовила комплект «волшебных палочек» - кусочки (35см) достаточно гибкой и упругой проволоки, из которых на уроке сгибаем нужную букву.

  5. Сделала подборку графических диктантов.

Я ещё продолжаю работать над выбранной темой, но хотелось бы отметить один приём, который считаю просто необходимым. Очень важно с самого начала дать ребёнку поверить в себя, в свои силы. Очень ранят малышей неудачи. Нередко оттого, что не получается, наступает отчаяние, разочарование, нежелание работать. А это затрудняет и учебный процесс и процесс формирования личности.

Я очень люблю поощрять детей. Важно найти в прописи каждого ребёнка (особенно тех, кто испытывает трудности) хотя бы одну букву, хотя бы один элемент – достойные похвалы! Похвалить нужно так, чтобы ребёнок обязательно почувствовал – это победа! Делать это нужно при всём классе. Этот первый успех, я уверенна, станет тем эмоциональным толчком, стимулом, который включит в деятельность ту группу клеток, что до той поры бездействовала.



2014г.











Я считаю, что развитие моторики кисти руки играет важную роль. Как правило, красота почерка непосредственно связана с развитостью мелкой моторики руки, а также со степенью координации руки и глаз. С раннего возраста нужно заниматься с ребенком развитием мелкой моторикой рук: пальчиковой гимнастикой, играми с мелкими предметами, лепкой из соленого теста и пластилина. Двигательный навык пальчиков формируется одновременно с речью и интеллектом!

Наряду с традиционной методикой формирования каллиграфического навыка у младших школьников существуют и авторские технологии по формированию навыка письма. В настоящее время по проблеме формирования каллиграфического навыка работают: Е.Н.Соколова, Н.Г.Агаркова, М.М.Бехруких, Н.А. Федосова, В.А.Илюхина, Е.Н.Потапова. В своей работе сделала попытку сравнить методику данных авторов с тем, чтобы определить степень эффективности данных подходов.

Методика по формированию каллиграфического навыка письма учащихся “Письмо с секретом” В.А.Илюхиной. Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма, говорит автор. В.А.Илюхина пришла к выводу, что сложнее всего написать детям те элементы букв, где присутствует “овал”. Учёной было предложено заменить его прямой линией, оставив овалы в основном только в верхней части буквы.

В.А.Илюхина. выделила основные элементы письма: прямая наклонная палочка вниз, 1/2 наклонной палочки вниз, 1/3 наклонной палочки вниз, "Поворот на месте" (закруглить), "Крючок до середины", "Секрет", "Закрыть секрет", "Рельсы". Упражнения, содержащие эти элементы, приучают писать детей в такт, по команде. Строгий размер в движении - вот вся тайна красивого и быстрого письма. Эти упражнения ведут не только к красивому письму, они вырабатывают внимание (необходимо с одного раза услышать, понять и воспроизвести то, что говорит учитель), усидчивость, тренирует память. Все вышеуказанные элементы пишутся без отрыва руки от тетради. В.А.Илюхина при написании слова предлагает проговаривать каждую букву, обращаясь за помощью к детям. Основные элементы: прямая наклонная линия, "поворот на месте", "крючок до середины", "секрет"- встречаются часто, и дети легко усваивают. Каждый последующий урок - новая буква. Причем, начиная примерно с середины сентября, дети "отправляются в поиск" самостоятельно. На уроке звучит речь, и произносит ее ребенок, который не всегда еще может дать полный ответ на другой вопрос учителя! Например: "Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, выполняем "поворот на месте", поднимаемся по "крючку" до середины, пишем "секрет", по "секрету" прямая наклонная линия вниз, выполняем "поворот на месте", поднимаемся по "крючку" до середины, пишем "секрет", по "секрету" прямая наклонная линия вниз, "поворот на месте". То есть дети объясняют написание каждой буквы и в итоге получают целое слово- школа. Методика В.А.Илюхиной очень эффективна. Она имеет много своих плюсов: во-первых, экономичность обучения, быстрота периода обучения; во-вторых, положительная мотивация в действиях детей; в-третьих, развитие внимания, памяти.

Также расмотрела технологию обучения письму Е.Н.Потаповой. Она основывается на трёх этапах.

  • развитие мускульной памяти (система упражнений для укрепления моторики пальцев, штриховка, работа с трафаретами), над данной проблемой также работала Н.А.Федосова.

  • развитие тактильной памяти (работа с карточками- образцами для обвода);

  • закрепление знаний, умений, навыков (работа с кальками).

Многие размышления по данному вопросу соединились затем с размышлениями В.А.Илюхиной. Методика В.А.Илюхиной “Письмо с секретом” дает теоретическую разработку данной проблемы. Она как бы поднимает методику Е.Н.Потаповой на обновленный уровень, дополняя ее новым подходом к технике письма.

Данная методика - творческое переосмысление идей Е.Н.Потаповой, дополненная собственными приемами, дающими высокий образовательный эффект, оригинальным подходом к решению данной проблемы:

Я подробнее остановилась на том, как говорит Е.Н.Потапова, что является собственным пониманием и решением проблемы каллиграфического письма в начальной школе, привносящие элементы новизны в традиционную методику обучения письму поэтапно.

Первый этап обучения письму.

Основная цель: постановка пальчиков, руки в целом.

Второй этап обучения письму.

Основная цель - развитие тактильной памяти (память кончиков пальцев) через карточки из наждачной бумаги, карточки для обвода букв пальчиками. Но кроме этого вида памяти есть и другие (зрительная и слуховая). Особенно большое значение отдается зрительной памяти. Объем памяти должен постоянно увеличиваться. Предлагается вырезать буквы из наждачной бумаги индивидуально для каждого ученика. С точки зрения Е.Н.Потаповой, развитие тактильной памяти - основа при овладении письмом. От кончиков пальцев сигналы идут в мозг, информация воспринимается мозгом, идет обратный импульс - как писать.

Третий этап обучения письму.

Основная цель: закрепление знаний, умений с помощью вкладыша букв и карточками – кальками, которые представляют собой элементы, соединения, буквы, слова.

По данной методике работают многие учителя, если не используют её полностью, то берут элементы и вставляют их в свои уроки.

Издавна в методике обучения детей письму и чистописанию применялся ритмический (тактический) прием (метод тактирования), то есть письмо под счет. Обучение письму по системе Д.Б.Эльконина, автор М.М.Безруких, основано на приеме ритмизированного письма. Тактированное письмо позволяет добиться четкости, плавности, ритмичности и ускоренного темпа. Данный коррекционный прием предназначен для совершенствования графо-моторного компонента письма у учащихся, имеющих особенности двигательной сферы. Авторами разработано обучение тактированному письму, состоящее из трех этапов. Первый этап включает выполнение следующих упражнений: обводка под счет заготовленных образцов рукописных букв через прозрачную кальку. На втором этапе учащиеся обводят через прозрачную кальку под счет заготовленные рукописные слова, которые соединены в группы с одинаковой ритмической структурой и ударением (мак, рак, сок, мох). Третий этап включает следующие упражнения: обводку под счет предложений через прозрачную кальку, стихов и микротекстов. На основании этих рекомендаций составлена рабочая тетрадь для формирования графо-моторного компонента письма, предназначенная для работы с учащимися начальных классов общеобразовательной школы.

Методист Н.А. Федосова, соглашается с тем, что при обучении каллиграфии усилия нужно направлять прежде всего на становление необходимых психологических и физиологических механизмов, обеспечивающих осознанное письмо, а не просто на отработку каждой отдельно взятой буквы и ее соединений. Так, организуя обучение письму, она считает, что важно целенаправленно способствовать:

  • поднятию на новый уровень наглядно-образного и отвлеченного мышления первоклассников, необходимого для восприятия конфигурации букв, для установления сходства и различия знаков, для выработки плана правильных движений при письме;

  • совершенствованию способности к зрительному восприятию различных форм;

  • становлению умения ориентироваться в пространстве места, строки, легко определять пространственные отношения между элементами письма

  • укреплению руки, улучшению координации движений и в целом развитию умения самостоятельно управлять всей сложной системой действий пишущей руки

  • доведению до автоматизма умения соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради и так далее).

Н.А. Федосова предлагает несколько советов по совершенствованию первоначального обучения каллиграфии шестилетних детей.
Помимо существующих пособий, предназначенных для обучения каллиграфии, весьма полезным на всем протяжении работы может оказаться специальный альбом с письменными буквами и их элементами, учитывающий наглядно-действенный характер мышления ребенка, но в то же время способствующий совершенствованию наглядно-образного и формированию аналитического мышления. Пособия предназначено для развития зрительных и двигательных анализаторов, участвующих в восприятии и последующем воспроизведении формы букв, а также для обучения каллиграфии на основе определенного обобщения.
На внутренней обложке альбома приклеен специальный конверт, где находятся элементы букв, вырезанные из плотной бумаги. На каждой странице альбома наклеены письменные буквы (прописная и строчная). Буквы вырезаны из бархатной бумаги. Наклеенная буква как бы приподнимается над страницей, создавая тем самым лучшие условия для глаза и руки при первоначальном знакомстве с формой буквы. Возле каждой буквы нарисованы стрелки, показывающие траекторию движения руки при письме, причем начало движения обозначено особо.
Альбом с письменными буквами и их элементами используется для проведения различных аналитико-синтетических упражнений.

Рассматривая альтернативные технологии по методике обучения письму, необходимо также остановиться на методике Н.Г.Агарковой.

Так, Н.Г.Агаркова отмечает, что технология обучения первоначальному письму и формирования каллиграфического навыка определяется системой принципов, методов и приемов, используемых на уроках письма, то есть русской графики, и занятия по выработке автоматизированности действия воспроизведения букв и их соединений на бумаге [1].

Это, прежде всего, принципы:

  1. поэлементного изучения;

  2. одновариантного (стабильного) начертания букв и их комплексов;

  3. принцип логической группировки буквенных знаков.

Суть поэлементного принципа заключается в том, что обучение начертанию буквы должно предваряться формированием в памяти ребенка четко зрительного образа этой буквы, то есть он должен ясно представлять, из каких зрительных элементов состоит буква, и в каких пространственно-количественных соотношениях эти элементы находятся в ней. Воспроизведение букв реализуется также на основе элементов, но теперь уже двигательных. Благодаря этому у ученика формируется дифференцированный зрительно-двигательной образ каждой буквы. Это составляет необходимую основу для выработки каллиграфического навыка.

Принцип одновариантного (стабильного) начертания письменных букв обусловлен закономерностями движения руки при письме. Это, прежде всего круговые замкнутые движения руки, направленные внутрь к плечу. Рука в процессе письма выполняет единообразные движения.

Логические принципы группировки письменных букв позволяют в довольно короткий срок послебукварного периода целенаправленно и систематически продолжить формирование в памяти учащихся четко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв, а значит, предупредить в их письме графические ошибки и тем самым заложить прочные основы к выработке автоматизированности каллиграфического навыка.

Таким образом, описанные выше принципы реализуются через поэлементно-целостный метод письма, который, во-первых, обусловлен возрастными психологическими особенностями детей 6-7 лет, во-вторых, он не противоречит формированию связного (безотрывного) письма, а напротив, закрывает его основы. Это достигается благодаря введению в методику элементов двух категорий: зрительных и двигательных. Конфигурация элементов первой категории обусловлена закономерностями зрительного восприятия сложных графических форм, второй – закономерностями движения руки во время письма при условии автоматизированности каллиграфического навыка.

На основе изученной мной литературы можно определить, что методики, предложенные Е.Н.Потаповой, Н.Г.Агарковой, В.А.Илюхиной базируются на опыте многих учителей-предметников. Например, в методике Е.Н.Потаповой прослеживается генетический способ письма, копировальный и другие, используемые ещё в XIX веке. Тактовый, а также шрифтовой метод мы встречаем у В.А.Илюхиной и Н.Г.Агарковой. Методики Е.Н.Потаповой и Н.А.Федосовой позволяют развивать не только мелкую моторику рук, но и все виды памяти: тактильную, зрительную и слуховую. Методика В.А.Илюхиной позволяет исправить уже сложившийся почерк. Это, пожалуй, единственная методика, по словам учителей, применение которой действительно приносит видимые результаты по исправлению почерка учащихся на протяжении всего периода обучения в школе.

Изученные мною методики Н.Г.Агарковой, В.А.Илюхиной, Е.Н.Потаповой, Н.А.Федосовой, М.М.Безруких, позволили сделать выводы:

  1. В основе каждой из методик находятся принципы, методы, зарекомендованные себя исторически;

  2. Методики, направлены на сознательное овладение учениками каллиграфическим навыком.

  3. Имеющиеся современные технологии обучения письму детей носят развивающий характер;

  4. Предложенные авторами методик приёмы обучения связаны с психофизиологическими особенностями развития детей.

Используемая литература:

  • Л.Я.Желтовская Е.Н.Соколова «Формирование каллиграфических навыков у младших школьников». М. 1987г.

  • В.А.Илюхина «Письмо с «секретом» (из опыта работы по формированию каллиграфических навыков письма учащихся) М.1994г.

  • «Начальная школа» Ежемесячный методический журнал. М №6 1987г.

Нет смысла говорить о перечисленных выше приёмах формирования графического навыка. Их много. Я бы хотела отметить один приём, который считаю просто необходимым. Очень важно с самого начала дать ребёнку поверить в себя, в свои силы. Очень ранят малышей неудачи. Нередко оттого, что не получается, наступает отчаяние, разочарование, нежелание работать. А это затрудняет и учебный процесс и процесс формирования личности.

Самые большие трудности, доставляющие много огорчений, - это уроки письма. Нужно каждый раз осваивать много нового, а руки ещё слабы, не слушаются; и как тут ухитриться освоить написание 300 элементов? Начальный период обучения письму очень трудный и, как правило, приносит много огорчений и детям, и нетерпеливым родителям.

Я очень люблю поощрять детей. Важно найти в прописи каждого ребёнка (особенно тех, кто испытывает трудности) хотя бы одну букву, хотя бы один элемент – достойные похвалы! Похвалить нужно так, чтобы ребёнок обязательно почувствовал – это победа! Делать это нужно при всём классе. Этот первый успех, я уверенна, станет тем эмоциональным толчком, стимулом, который включит в деятельность ту группу клеток, что до той поры бездействовала.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Иванюк Елена Юрьевна

Дата: 01.11.2016

Номер свидетельства: 354284


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства