kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Портфолио студента"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание

 

 

  1. Определение термина «портфолио»
  2. Назначение портфолио
  3. Педагогические задачи, которые должно выполнять ученическое портфолио и перспективные направления работ для его повсеместного введения и активного применения
  4. Основные типы портфолио;
  5. Система оценивания и критерии качества портфолио

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«портфолио студента»



Филиал Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования

«Рязанский педагогический колледж» в г.Касимове








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА





По дисциплине: Педагогика


Раздел: Классное руководство


Тема: Портфолио студента


Составитель: Нагейкина Светлана Владимировна

















2015 год

Содержание





  1. Определение термина «портфолио»

  2. Назначение портфолио

  3. Педагогические задачи, которые должно выполнять ученическое портфолио и перспективные направления работ для его повсеместного введения и активного применения

  4. Основные типы портфолио;

  5. Система оценивания и критерии качества портфолио













































I. Термин "портфолио" пришел в педагогику из политики и бизнеса: каждому знакомы понятия министерский портфель, портфель инвестиций и т.д. Портфолио могут быть служебными, профессиональными, деловыми и представляться как в текстовом формате, так и в электронном виде.

Слово портфолио в переводе с английского означает портфель, папка, а в переводе с итальянского языка - рекламный проспект (один из вариантов перевода). В конце прошлого века такая рекламная папка становится необходимым атрибутом в работе манекенщиц, художников и других людей творческих специальностей. Цель такого портфолио - рекламная демонстрация достижений его владельца, что позволяло судить об уровне его способностей, мастерстве. Возможно, именно это рациональное зерно побудило специалистов образования обратить внимание на потенциальные возможности портфолио как основы для разработки принципиально нового подхода к оцениванию познавательной деятельности учащихся.

Сегодня существует несколько различных определений портфолио учащихся:
1. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио ориентирован не только на процесс оценивания полученных школьником результатов, но и на самооценку, то есть активное и сознательное отношение самого школьника к процессу и результатам обучения.
2. Портфолио – это коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
3. Портфолио – систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых.
4. Портфолио - рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся.

Ученическое портфолио сегодня является широко распространенным явлением. В школах, особенно в тех, которые принимали участие в эксперименте по введению и реализации пред профильной подготовки и переходу на профильное обучение, наличие ученического портфолио стало обязательным.











II. Основной смысл портфолио – "показать все, на что ты способен". Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Следовательно, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения. Существенное значение портфолио придаёт планированию и само оцениванию учащимся своих образовательных результатов.

Данная особенность портфолио позволяют обучающимся при его активном и систематическом использовании постепенно научиться САМОСТОЯТЕЛЬНО не только оценивать свои достижения в различных областях, что, безусловно, уже само по себе является фактом, достаточным для того, чтобы признать педагогическую целесообразность повсеместного и постоянного использования портфолио, но и выходить на использование его основного предназначения – помогать обучающимся осознавать цели образования как образования для себя и в течение всей жизни.

Каждый элемент портфолио должен "работать" на уточнение ранее поставленных целей, становиться своеобразным индикатором степени достижения этих целей, или служить сигналом к их неизбежной корректировке для оптимизации предпринимаемых усилий по достижению ранее определенных целей.

Несмотря на различные подходы к определению дефиниции, можно отметить, что портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, а также рассматривается именно как инструмент самоанализа и постановки целей различных видов деятельности. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других – и является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию.



















III. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать следующие важные педагогические задачи:

-поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;

-поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

-развивать навыки рефлексивной и оценочной (само оценочной) деятельности учащихся;

-формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность

-содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;

-закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Перспективные направления работ по обеспечению эффективного введения данной педагогической инновации

1. Разработка механизмов, обеспечивающих достоверность портфолио выпускника школы, прозрачность его наполнения и результатов оценивания. Создание отработанной и единой для различных образовательных учреждений критериальной базы и способов оценивания проектной, творческой, исследовательской деятельности, социальной активности, лидерских качеств и коммуникативных умений.

  1. Организация структур и служб, осуществляющих контроль и координацию работы с портфолио и отвечающих за разработку показателей и критериев его оценки.

  2. Организация взаимодействия всех участников образовательного процесса, включая учреждения дополнительного образования.









IV. Рабочая группа Минобразования и науки России разработала подход, в котором задаются рамочные стандарты этого документа. В предлагаемом варианте портфолио состоит из трех моделей: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов».

А) "Портфолио документов" - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Информация о различных мероприятиях и их результатах заносится в творческую (зачётную) книжку ученика. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.

Материалы, включенные в данный вариант

Преимущества данного варианта

Ограничения данного варианта

  • Диплом

  • Грамота

  • Свидетельство

  • и другие документы подтверждающие достижения ученика


Итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации).

Портфолио этого типа даёт представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.



Б) "Портфолио работ" - представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др. Количественная оценка требует разработки чёткой критериальной базы и принятия её на уровне муниципальной (либо региональной) образовательной сети.

Текущим документом является творческая (ученическая) книжка школьника с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.

Материалы, включенные в данный вариант

Преимущества данного варианта

Ограничения данного варианта

  • Ведомость или зачетная книжка о прохождении курсов по выбору

  • Творческая книжка с приложением работ

  • Электронные документы

  • Модели, проекты, исследовательские работы

Отчеты о социальных практиках

Портфолио этого типа даёт широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов.

Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей. Однако в ряде случаев она может быть педагогически весьма значимой, поскольку есть много учеников, для которых «портфолио работ» служит дополнительной формой выражения успешности, «состоятельности» подростка в его образовательной карьере





В) "Портфолио отзывов" - включает оценку школьником своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др. Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и прочее.

Материалы, включенные в данный тип

Преимущества варианта

Ограничения варианта

  • Тексты заключений;

  • Рецензии;

  • Отзывы;

  • Резюме;

  • Эссе;

Рекомендательные письма и т.п.

форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением.


Сложность формализации собранной информации.






Рекомендуется также создавать комплексное портфолио, которое включает в себя все представленные ранее модели папки достижений.

































V. В соответствии с разными задачами использования портфолио, строится система его оценивания. Одной тенденцией является неформальное оценивание (экспертное), включающее коллективную оценку педагогов, родителей и соучеников. Другая тенденция - формализация и стандартизация критериев оценивания, согласованных с общепринятыми учебными показателями, например такими основными учебными умениями (компетенциями) как решение проблем, коммуникативные и мыслительные умения, информационно-компьютерная грамотность и др.

Основными критериями качества портфолио в зарубежной школе являются:
• развитость мышления (гибкость, рациональность, оригинальность);
• сформированность умения решать задачи;
• сформированность прикладных умений (способность решать практические проблемы, применять новые технологии для решения прикладных задач и т.п.);
• развитость коммуникативных умений (умение работать в малых группах, выступать с докладами, сформированность письменного языка, умение четко и аргументировано излагать свои мысли, грамотность в оформлении решения задач, умелое использование графиков, диаграмм, таблиц и т.д.);
• сформированность умений самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей и др.)

Все эти критерии в той или иной мере способствуют формированию умений осознавать свои собственные образовательные цели, помогают в процессе постоянного использования портфолио закреплять их, видя реальные результаты использования.
























Используемая литература:

1. Портфолио ученика. [Электронный ресурс]. Версия 1.0 / Сост. Хуторской А.В. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2005.

2. Прутченков А. С., Новикова Т. Г. Портфолио как инструмент осознания собственных целей образования. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 22 февраля.

3. Шерстова Е. В. Роль структуры эвристического задания в формировании языковых компетенций. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 22 февраля.





8


Просмотр содержимого презентации
«портфолио студента»

Филиал Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования  «Рязанский педагогический колледж» в г.Касимове   Портфолио студента

Филиал Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Рязанский педагогический колледж» в г.Касимове

Портфолио студента

Портфолио («портфель достижений») студента   может стать одним из эффективных инструментов оценки компетенций в ХХI веке студента От англ portfolio - 1) портфель; папка; 2) портфолио, образцы выполненных работ; a photographer's portfolio — портфолио фотографа; 3) набор; перечень (предметов, качеств и пр., принадлежащих кому-либо)

Портфолио («портфель достижений») студента

может стать одним из эффективных инструментов оценки компетенций в ХХI веке студента

От англ portfolio - 1) портфель; папка; 2) портфолио, образцы выполненных работ; a photographer's portfolio — портфолио фотографа; 3) набор; перечень (предметов, качеств и пр., принадлежащих кому-либо)

Портфолио студента

Портфолио студента

  • форма и процесс организации (сбор, анализ и оценка) образцов учебно-познавательной деятельности обучаемого, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (олимпиад, конкурсов, тестовых центров, общественных организаций и научных сообществ и др.), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня подготовки и компетентности данного студента с возможностью дальнейшей коррекции процесса обучения.
Цели портфолио:

Цели портфолио:

  • показать все, на что студент способен, продемонстрировать его наиболее сильные стороны, максимально раскрыть его (её) человеческий, профессиональный, творческий потенциал;
  • привить студенту навыки анализа собственной деятельности, самоорганизации, самоконтроля, самооценки, а также позитивному и конструктивному отношению к сторонней критике;
  • сформировать у студента навыки самосознания и адекватной самооценки своих результатов, понимания их динамики.
Портфолио состоит из трех моделей:

Портфолио состоит из трех моделей:

  • "Портфолио документов"
  • "Портфолио работ"
  • "Портфолио отзывов"

"Портфолио документов"

Материалы, включенные в данный вариант

Преимущества данного варианта

  • Диплом
  • Грамота
  • Свидетельство
  • и другие документы подтверждающие достижения ученика

Ограничения данного варианта

 

Итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации).

Портфолио этого типа даёт представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.

"Портфолио работ"

Материалы, включенные в данный вариант

Преимущества данного варианта

  • Ведомость или зачетная книжка о прохождении курсов по выбору
  • Творческая книжка с приложением работ
  • Электронные документы
  • Модели, проекты, исследовательские работы

Ограничения данного варианта

Отчеты о социальных практиках

Портфолио этого типа даёт широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов.

Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей. Однако в ряде случаев она может быть педагогически весьма значимой, поскольку есть много учеников, для которых «портфолио работ» служит дополнительной формой выражения успешности, «состоятельности» подростка в его образовательной карьере

"Портфолио отзывов"

Материалы, включенные в данный тип

Преимущества варианта

  • Тексты заключений;
  • Рецензии;
  • Отзывы;
  • Резюме;
  • Эссе;

Ограничения варианта

Рекомендательные письма и т.п.

форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением.

 

Сложность формализации собранной информации.

 

Комплексное портфолио включает в себя все представленные ранее модели папки достижений.
  • Комплексное портфолио включает в себя все представленные ранее модели папки достижений.
Электронное портфолио студента

Электронное портфолио студента

  • это технология, при которой студенты самостоятельно, но под руководством преподавателей, собирают структурированный набор "записей" (файлов), состоящий из материалов законченных учебных работ или внеучебных достижений. Эти файлы могут быть любыми - текстовыми, графическими, аудио или видео, и могут содержать конечный учебный продукт (реферат, доклад и т д.), а также процесс работы студента.
Главная цель программного обеспечения электронного портфолио - обеспечить более легкую организацию и доступ к его содержанию, чем это было бы возможно в бумажном варианте портфолио
  • Главная цель программного обеспечения электронного портфолио - обеспечить более легкую организацию и доступ к его содержанию, чем это было бы возможно в бумажном варианте портфолио
Проблемы внедрения портфолио:

Проблемы внедрения портфолио:

  • Неясно сформулированы педагогические цели внедрения метода портфолио как для преподавателей, так и для самих оцениваемых (студентов)
  • Отсутствие формулировки принципов отбора содержания, т.е. рубрикации портфолио студента
  • Непродуманность процедуры шкалирования рубрик портфолио и оценки (рейтингования) в целом всего портфолио.
  • Нечетко сформулированы и описаны процедуры выбора документа для включения его в портфолио (или для изъятия документа из портфолио) и процедуры анализа этой процедуры.
  • Отсутствие понимания интерпретации результатов измерения при анализе документов портфолио
Педагогические и организационные условия внедрения портфолио

Педагогические и организационные условия внедрения портфолио

  • Портфолио могут лучше всего использоваться, чтобы оценить способность и готовность студента к профессиональной деятельности, т.е. оценить его компетентность
  • Документы (файлы) для включения в портфолио должны выбираться и студентами, и преподавателями в соответствии со взаимным соглашением
Портфолио лучше всего используются в критериально-ориентированном смысле, т.е чтобы оценить развитие студентов в течение длительного периода времени по отношению к требованиям ФГОС, т.е. понятным сформулированным критериям, а не в нормативно-ориентированном смысле, т.е. путем сравнения достижений студентов между собой. При обучении гуманитарным специальностям, например, культуры и искусства, с помощью портфолио должен быть оценен творческий потенциал студента
  • Портфолио лучше всего используются в критериально-ориентированном смысле, т.е чтобы оценить развитие студентов в течение длительного периода времени по отношению к требованиям ФГОС, т.е. понятным сформулированным критериям, а не в нормативно-ориентированном смысле, т.е. путем сравнения достижений студентов между собой.
  • При обучении гуманитарным специальностям, например, культуры и искусства, с помощью портфолио должен быть оценен творческий потенциал студента
Студенты должны быть мотивированы составлять, формулировать и представлять разнообразные типы материалов, файлов и документов. Тогда портфолио будет наиболее эффективным как оценочный инструмент.  Метод портфолио и совместное (коллективное, групповое) обучение (т.е. процесс обучения, при котором учащиеся (студенты) работают в парах или небольших группах) хорошо сочетаются друг с другом. При желании эти две технологии могут быть легко объединены
  • Студенты должны быть мотивированы составлять, формулировать и представлять разнообразные типы материалов, файлов и документов. Тогда портфолио будет наиболее эффективным как оценочный инструмент.
  • Метод портфолио и совместное (коллективное, групповое) обучение (т.е. процесс обучения, при котором учащиеся (студенты) работают в парах или небольших группах) хорошо сочетаются друг с другом. При желании эти две технологии могут быть легко объединены
В аттестационных инструментах, когда требуется составление больших письменных документов (типа курсовых проектов, дипломных проектов и т.п.) доказательства целостности и адекватности процесса работы студента более полезны, чем только один конечный продукт – текст диплома. При этом роль портфолио становится весьма значительной .
  • В аттестационных инструментах, когда требуется составление больших письменных документов (типа курсовых проектов, дипломных проектов и т.п.) доказательства целостности и адекватности процесса работы студента более полезны, чем только один конечный продукт – текст диплома. При этом роль портфолио становится весьма значительной .
Для включения студенческой рефлексии в технологию портфолио (что желательно), необходимо вводить как процедуру самокритического анализа, самооценки студентом своей работы так и критический анализ документа (или процесса), проведенный преподавателем. При этом портфолио должен быть сформирован так чтобы и преподаватели, и студенты могли бы сравнить свои оценки.
  • Для включения студенческой рефлексии в технологию портфолио (что желательно), необходимо вводить как процедуру самокритического анализа, самооценки студентом своей работы так и критический анализ документа (или процесса), проведенный преподавателем. При этом портфолио должен быть сформирован так чтобы и преподаватели, и студенты могли бы сравнить свои оценки.
Оценка содержания портфолио требует, по крайней мере, двух уровней организации: 1) четкая рубрикация (разбиение на категории) и организация первичных данных (документов, материалов, доказательств, свидетельств); 2) комплексное оценивание имеющихся данных в каждой рубрике.  Если предусматривается рейтингования портфолио, т.е. приписывание оценок, баллов на некоторой шкале, то необходимо для каждой рубрики составить описания шкалирования для данных (документов, файлов), включенных в конкретную рубрику.
  • Оценка содержания портфолио требует, по крайней мере, двух уровней организации: 1) четкая рубрикация (разбиение на категории) и организация первичных данных (документов, материалов, доказательств, свидетельств); 2) комплексное оценивание имеющихся данных в каждой рубрике.
  • Если предусматривается рейтингования портфолио, т.е. приписывание оценок, баллов на некоторой шкале, то необходимо для каждой рубрики составить описания шкалирования для данных (документов, файлов), включенных в конкретную рубрику.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методическая разработка "Портфолио студента"

Автор: Нагейкина Светлана Владимировна

Дата: 25.10.2015

Номер свидетельства: 243799

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Использование профессионального портфолио в процессе подготовки будущего специалиста "
    ["seo_title"] => string(98) "ispol-zovaniie-profiessional-nogho-portfolio-v-protsiessie-podghotovki-budushchiegho-spietsialista"
    ["file_id"] => string(6) "224663"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1439040226"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Методическая разработка урока по физике "Испарение и конденсация" "
    ["seo_title"] => string(73) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-fizikie-isparieniie-i-kondiensatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "178526"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424852434"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Методические рекомендации во внеурочной деятельности "
    ["seo_title"] => string(64) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "207535"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430541726"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Консультация « Психологическое сопровождение одаренных детей. Виды деятельности психолога»"
    ["seo_title"] => string(105) "konsul-tatsiia-psikhologhichieskoie-soprovozhdieniie-odariennykh-dietiei-vidy-dieiatiel-nosti-psikhologha"
    ["file_id"] => string(6) "267471"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450375168"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства