Методическая разработка урока по физике "Испарение и конденсация"
Методическая разработка урока по физике "Испарение и конденсация"
Урок по физике на тему "Испарение и конденсация" проводится на 1 курсе по профессии "Повар, кондитер"
Обучающиеся на протяжении урока заполняют индивидуальное портфолио по данной теме. Форма портфолио разработана для каждого студента.Целью урока является : обеспечение понятий "Испарение и конденсация" с точки зрения МКТ, применение знаний для решения качественных задач,формирование умений самостоятельно работать,развитие мышления обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по физике "Испарение и конденсация" »
Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области начального профессионального образования
«Профессиональное училище № 77»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока по физике на тему «Испарение. Конденсация»
Подготовил: преподаватель физики С.В. Макарова
п. Степное 2012 г
Тема урока: « Испарение и конденсация». I курс.
Цель: обеспечить усвоение понятий «испарение» и «конденсации» с точки зрения МКТ, научить применять знания для решения качественных задач; формировать умение самостоятельной работы, развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения, обобщения изучаемого материала.
Задачи урока:
а) предметные:
- добиться усвоения учащимися понятия о явлении испарения и конденсации;
- продолжить формирование умения учеников применять основные положения М.К.Т. в объяснении физических явлений.
б) развивающие: - развивать мышление; - развивать у обучающихся умения обобщать, сравнивать, анализировать и систематизировать знания из смежных наук, фиксировать информацию в форме Портфолио (конспекта),
- развивать у обучающихся потребность в творческой самореализации, самообразовании;
в) личностно-ориентированные (воспитательные, социализирующие): - содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей: познаваемость мира и его закономерностей; причинно-следственные связи явлений.
- формирование умений работать в малой группе, оценивать себя и других.
– формирование личностной культуры ученика, профессиональных его интересов (организованности, самостоятельности при выполнении заданий).
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование для учителя: компьютер и мультимедийная установка, одинаковые сосуды с разными жидкостями, две пробирки с водой и блюдце, опорный конспект.
Оборудование для учащихся: сосуды со спиртом и водой, ватные палочки, пипетка, стеклянные пластины, веер, портфолио (опорные конспекты).
Методы проведения урока: лекция с элементами беседы, самостоятельной работой учащихся в группах; проблемный, объяснительно-иллюстративный
Используемые образовательные технологии
Элементы:
1. технологии индивидуализации обучения
2. личностно-ориентированного развивающего обучения И.С. Якиманской
3. современных образовательных технологий с применением ИКТ.
4. группового, самостоятельного обучения.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, групповая.
Место урока:
Раздел "Молекулярная физика", глава "Жидкость и пар", тема "Испарение, конденсация"
Уровень усвоения: III-IV
Межпредметные связи: география, литература, спец. предметы по профессии «Повар, кондитер»
Основные этапы урока:
1. Организационный момент.
2. Подготовка к усвоению нового материала.
3. Актуализация опорных знаний.
4. Освоение нового материала.
5. Физкультминутка «Минутка час бережет»
6. Закрепление нового материала (решение качественных задач, решение тестов).
8. Домашнее задание.
7. Рефлексия.
Ход урока.
Эпиграф к уроку
Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.
Леонардо да Винчи
Организационный момент (2 мин.).
Добрый день, ребята! (звучит музыка «Прощальный вальс»)
- Ребята, какие чувства, мысли вызвала у вас эта мелодия? ( грусть прощания со школой)
– Да, вы недавно покинули школу. А что ценного вы возьмете с собой из лицея во взрослую жизнь? (знания, профессию, дружбу и т.д.)
- А как теперь, на современном языке мы называем этот багаж достижений, знаний ученика?
(Портфолио)
- Сегодня у нас необычный урок, я предлагаю вам, ребята, создать Портфолио всего одного урока физики, в надежде, что он станет вкладом в ваш общий багаж знаний. В конце урока мы проведем экспертизу Портфолио – это и будет самооценка вашего труда. Она будет проведена по трем критериям: (слайд)
Предметная компетентность – это ваши знания
Коммуникативная компетентность – это умение общаться
Культура оформления Портфолио
- Начнем с оформления Титульного листа.
Бланки у вас на столе. Приступайте к работе, пожалуйста. Проблем нет? (не знаем тему)
Тему? А попробуйте определить ее сами. Только будьте внимательны! (музыка, слайд с фото).
Подготовка к усвоению нового материала.
Мотивация
Послушайте стихотворение:
(иллюстрация на слайде)
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река.
Река полноводно течет на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана,
Над ним формируются клубы тумана.
Они поднимаются выше пока
Не превращаются в облака.
А облака, проплывая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Весной соберется вода в ручейки,
Они потекут до ближайшей реки.
Как весь процесс называют в природе? Верно, круговорот воды в природе.
Формулировка темы урока
Сегодня мы будем изучать явления, без которых этот процесс был бы невозможен, а значит, и облик нашей планеты был бы иным. Начнем изучать эти явления с опыта. На ваших столах лежат стеклышки, подышите на них. Что вы наблюдаете? (Стекло запотело.) Как называют происходящее явление? (парообразование,испарение). Это и есть тема нашего необычного «Урока – Портфолио»: «Испарение и конденсация» (слайд)
Постановка цели урока
Наблюдали ли вы эти явления в природе? Где?
Действительно, мокрое белье сохнет, вода, разлитая на пол, исчезает и др.
Ваши примеры являются фактами, констатацией того, что мы наблюдаем в природе и быту. В конце урока мы объясним эти факты, изучив явления испарения и конденсации. То есть цель нашего урока – изучить явление испарения и конденсации с точки зрения М.К.Т. строении вещества.
3. Актуализация опорных знаний.
Для достижения поставленной нами цели необходимо вспомнить ранее изученный вами материал.
Вопросы:
• Из чего состоят все вещества? Как ведут себя молекулы?
• В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?
Может ли тело перейти из одного состояния в другое?
• Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое.
• Как вы знаете, молекулы непрерывно движутся. От чего зависит скорость движения молекул?
Изучение нового материала.
Итак, на основе знаний о строении вещества рассмотрим модели явлений испарение и конденсация, с помощью которых объясним наблюдаемые явления. На слайде изображен сосуд. Предположим, что внутри него находится жидкость. Изобразим молекулярную модель этой жидкости. Учтите, что молекулы жидкости расположены достаточно плотно. С помощью стрелок изображено направление движения некоторых молекул.
Каким молекулам легче всего покинуть жидкость? (Которые находятся на поверхности).
У какой из них больше вероятность покинуть жидкость? (У которой скорость движения больше, т.е. больше кинетическая энергия)
Почему молекуле движущейся с меньшей скоростью это сделать труднее?
Итак, жидкость могут покинуть молекулы, находящиеся у поверхности, кинетическая энергия которых больше потенциальной энергии их взаимодействия с соседними молекулами.
Что образуется над жидкостью в результате ее испарения? (Пар)
Следовательно, что такое испарение? (парообразование)
Происходящее с чего? (с поверхности жидкости)
Испарение – это парообразование, происходящее с поверхности жидкости. (Запись в портфолио)
Перед вами два сосуда с горячей водой один закрыт, другой открыт.
В каком из сосудов будет изменяться масса жидкости?
Происходит ли испарение в закрытом сосуде?
Почему масса жидкости при этом не изменяется?
Верно, наряду с испарением происходит обратный процесс конденсация.
Какое определение конденсации вы бы дали?
Конденсация – это явление превращения пара в жидкость.(Запись в потфолио)
Дополним нашу модель изобразив, молекулу возвращающуюся в жидкость.
Приведу примеров из художественной литературы, иллюстрирующих процесс конденсации. С процессом конденсации связано очень много красивых природных явлений. Их красоту и особенность отмечают поэты в своих произведениях.
Я сегоднявидел сам: Слон летел по небесам!
в синеве он важно плыл, Даже солнце заслонил!...
…И опять случилось чудо – Превратился он в верблюда.
Что описал в своем стихотворении поэт В. Лифшиц? (Облака)
А вот уже совсем другие, лирические и проникновенные стихи И. Бунина.
Бледнеет ночь…Туманов пелена
В лощинах и лугах становится белее, Звучнее лес, безжизненней луна
И серебро росы на стеклах холоднее.
Итак, нами рассмотрены модели явлений испарение и конденсация. Так как из жидкости улетают наиболее быстрые молекулы, то средняя кинетическая энергия оставшихся молекул жидкости уменьшается. Поэтому когда нет притока энергии извне, испарение ведет к уменьшению внутренней энергии жидкости, вследствие чего она охлаждается.
Проверим это утверждение на опыте.
Смажьте руку водой Что вы ощущаете? Почему?
Рука охлаждается, потому что, испаряясь, жидкость отнимает часть внутренней энергии руки, вследствие чего ее температура понижается.
А теперь выясним, от каких факторов зависит скорость испарения.
Чтобы ответить на этот вопрос, проведем небольшие экспериментальные исследования. (Работа в группах). Провести инструктаж по технике безопасности Учащиеся выполняют задания. Формулируют выводы о зависимости скорости испарения от определенных факторов.
Задание 1. Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд со спиртом, сосуд с водой. Нанесите пипеткой на стеклянные пластины по капле воды и спирта. Наблюдайте за их испарением. Сделайте вывод о скорости испарения жидкостей.
Запись в портфолио. (Быстрее испаряется, та жидкость, молекулы которой притягиваются друг к другу с меньшей силой.)
Задание 2. Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд со спиртом, электрическая лампа. Капните на стеклянные пластины по капле жидкости. Одну из пластин поместите над электрической лампой. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от температуры жидкости.
Запись в портфолио (Чем выше температура жидкости, тем быстрее происходит испарение)
Когда лужи образовавшиеся после дождя, высыхают быстрее: летом в жару или осенью, когда уже холодно.? Правильно, летом они высыхают быстрее. Значит, чем выше температура жидкости, тем быстрее происходит испарение.
Задание 3. Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд со спиртом. Капните на пластины по капле жидкости. На одной из пластин распределите каплю так, чтобы она заняла максимальную площадь. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от площади свободной
Где жидкость одинакового объема испарится быстрее: в блюдце или стакане?
Запись в порфолио (Чем больше площадь поверхности, тем быстрее происходит испарение)
Какое белье высыхает быстрее: развешанное или скомканное? Сделайте, ребята, вывод – от чего еще зависит скорость испарения жидкости? Верно,
Задание 4. Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд со спиртом, бумажный веер. Капните на стеклянные пластины по капле жидкости. Обмахивайте веером одну из пластин. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от наличия ветра.
Запись в порфолио (При наличии ветра скорость испарения повышается)
Вы пьете чай, он очень горячий. Что вы сделаете, чтобы он остыл быстрее?
Белье высыхает быстрее в какую погоду – в ветреную или тихую? Верно.
5. Физкультминутка
Вы очень внимательно меня слушали и активно работали. А это требует больших затрат энергии. Предлагаю немного отдохнуть. Поверните голову влево, вправо, назад, вперед. Руки вытянули назад и скрепили их за спинкой стула, лопатки подтянули друг к другу. Руки опустили, расслабили, продолжаем работать.
Закрепление нового материала.
Итак, мы изучили, явления испарение и конденсация используя, цикл естественнонаучного познания. В начале урока мы установили факты, свидетельствующие о существовании явлений испарение и конденсация. Затем мы построили модели этих явлений, опираясь на знания о строении вещества, в результате чего установили следствие, свидетельствующее о том, что температура жидкости при испарении понижается, и на основе следствия провели эксперимент.
Посмотрим, как вы закрепили новый материал (Связь с профессией)
- Зачем жители полярных стран смазывают жиром лицо в сильный мороз? (скорость испарения зависит от рода жидкости, жир испаряется медленно, поэтому кожа лица не переохлаждается.)
- Сосуды с жидкостями закрывают крышками. А зачем? Разве крышка может как-то повлиять на испарение? (Да, может. Наряду с испарением происходит процесс конденсации. В закрытом сосуде объем жидкости не уменьшается, так как эти процессы друг друга компенсируют.)
- Приходилось ли вам ускорять испарение? Как и для чего вы это делали?
- Как будете жарить картошку – накрывая сковородку крышкой или нет? А хрустящий картофель? ( хрустящий картофель жарят с открытой крышкой, т.к. конденсация не происходит, а с закрытой крышкой пар, конденсируясь, делает картофель мягким).
- Зачем человек в жаркую погоду пытается сохранить сливочное масло в банке с водой? (скорость испарения зависит от рода вещества, сначала испарится вода, а потом будет таять сливочное масло).
А теперь приступаем к экспертизе Портфолио. (слайд) Считайте, ребята, баллы по критериям и переводите их в оценку за урок.
Домашнее задание.
Дома (слайд) вы отработаете эту тему, а помощником вам будет Портфолио сегодняшнего урока. Желающим получить дополнительную оценку: написать мини – сочинение на тему «Роль испарения и конденсации в жизни человека»
8. Рефлексия.
Мне было очень приятно общаться с вами. Спасибо вам за урок.
А теперь мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пойдете на следующий урок.
Урок окончен.
Используемая литература:
Самостоятельные работы учащихся. А. В. Чеботарёва, М.:Просвещение, 1985г.
Сборник задач по физике В. И. Лукашик, Е. В. Иванова, М.: Просвещение, 1999г.
Тесты по физике: к учебнику А. В. Пёрышкина, А. В. Чеботарёва, М.: Издательство «Экзамен», 2010г.
Тит Лукреций Кар. О природе вещей. http://nibiryukov.narod.ru/nb_russian/nbr_teaching/nbr_teach_library/nbr_library_classics/nbr_classics_lucretius_de_rerum_natura_books-1-4.htm
Самоанализ урока физики
по теме: «Испарение. Конденсация»
преподавателя физики
ГБОУ СО НПО «ПУ № 77»
С.В. Макаровой
Урок физики проведен на I курсе по теме: «Испарение и конденсация». Эта тема изучается в разделе «Молекулярная физика». Учащиеся уже знакомы с основами МКТ, на основе, которой рассматривается механизм парообразования.
По дидактической цели это урок изучения нового материала. По способу проведения его можно отнести к уроку-беседе с использованием элементов интернет-технологии. Структура урока соответствует поставленным целям и составлена, на мой взгляд, методически верно. Каждый этап урока плавно вытекал из предыдущего. Удачно, по-моему, поставлена образовательная цель урока – через проблемные вопросы; названа тема и показана связь изучаемого материала с другими науками, с окружающими нас явлениями.
Преобладающий метод на уроке – объяснительно-демонстрационный. Формы работы – беседа с использованием результатов опытов, практическая работа самих обучающихся, в ходе которой они делают необходимый вывод самостоятельно. Только через практическую деятельность человек может прийти к верному выводу, поэтому на уроке я использовала эксперимент проведенный самими учащимися.
Новый материал преподнесен индуктивным методом, путем беседы, последовательно направляемой мною. В результате к основным выводам ученики приходили сами, а я при этом сохраняла руководящую роль. В процессе всего урока я старалась не подавлять, а поощрять самостоятельность суждений обучающихся. Вопросы, качественные задачи, которые я разработала при подготовке к уроку способствовали формированию самостоятельного мышления, осуществляли связь физики как науки с жизнью и бытом людей. Показ заготовленных заранее слайдов позволил мне сэкономить время, тем самым уплотнить урок. Темп урока достаточно быстрый, без затянутых переходов. Я старалась четко проговаривать все слова, чтобы учащиеся воспринимали материал ясно. При демонстрации опыта правила техники мною нарушены не были.
В ходе всего урока большинство учащихся проявили активность, высокую организованность и дисциплину.
В начале урока я постаралась создать своим приветствием почву для раскрепощенной беседы с учащимися и в течении всего урока этот настрой старалась поддерживать мимикой, анимационными рисунками.
Я считаю, что смена видов деятельности обучающихся на уроке, эмоциональный настрой, проведенная физкультминутка – все это способствует здоровьесбережению обучающихся.
Домашнее задание я дала творческого характера для развития познавательного интереса, самостоятельного мышления у детей. Важно, чтобы дети могли давать самооценку происходящим вокруг них событиям. С этой целью я провела рефлексию на заключительном этапе урока.
Закончу самоанализ урока стихотворением:
Вложить в урок я постаралась
Всю душу, знания, любовь.
И это, к счастью, оказалось
Немаловажно для учеников.
Считаю, цели я достигла.
Итоги дети подвели,
Настрой хороший получили,
Довольными домой ушли.
Портфолио
Предмет_________________________________________
Тема ____________________________________________
ФИО уч-ся_______________________________________
Группа__________________________________________
Преподаватель____________________________________
Дата_____________________________________________
Содержание
Определение физических понятий «Испарение», «Конденсация»
Факторы, от которых зависит скорость испарения
Экспертиза портфолио
Раздел 1. Определение физических понятий «Испарение», «Конденсация»
Раздел 2. Факторы, от которых зависит скорость испарения
№ п\п опыта
Факторы, влияющие на скорость испарения
Вывод о зависимости скорости испарения от фактора
1
Род вещества
Быстрее испаряется та жидкость, молекулы которой притягиваются друг
к другу с _______________ силой
2
Температура жидкости
Чем ______________ температура, тем ____________ происходит испарение
3
Площадь поверхности
Чем _____________ площадь поверхности, тем _____________ скорость испарения
4
Ветер
При наличии ветра скорость испарения _____________________
Раздел 3. Экспертиза портфолио
(максимальный балл по критериям - 18)
Критерии
Не отвечал – 0
баллов
Отвечал частично – 3 балла
Активно работал –
6 баллов
Итого
К.1
Предметная компетентность
К.2
Коммуникативная компетентность
К.3
Культура оформления
Не совсем аккуратно – 0 баллов
Аккуратно –
3 балла
Очень аккуратно – 6 баллов
Итого: К1+К2+К3 (общая сумма баллов)
Перевод баллов в оценку
4-9 баллов - «3»
10-14 баллов – «4»
15-18 баллов – «5»
ОЦЕНКА ЗА УРОК __________
ПРИЛОЖЕНИЕ
Экспериментальные задания
Задание 1. Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд со спиртом, сосуд с водой. Нанесите пипеткой на стеклянные пластины по капле воды и спирта. Наблюдайте за их испарением. Сделайте вывод о скорости испарения жидкостей.
Задание 2. Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд со спиртом, электрическая лампа. Капните на стеклянные пластины по капле жидкости. Одну из пластин поместите над электрической лампой. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от температуры жидкости.
Задание 3. Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд со спиртом. Капните на пластины по капле жидкости. На одной из пластин распределите каплю так, чтобы она заняла максимальную площадь. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от площади свободной повехности
Задание 4. Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд со спиртом, бумажный веер. Капните на стеклянные пластины по капле жидкости. Обмахивайте веером одну из пластин. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от наличия ветра.