Вильям Ворд говорил: Заурядный учитель рассказывает, хороший учитель объясняет, превосходный учитель показывает, великий учитель вдохновляет.
Профессия учителя одна из наиважнейших профессий в обществе. Учитель- посредник между поколениями людей. Именно на педагогов возложена миссия по созданию идеального общества, т.к учитель не только передаёт знания, накопленные человечеством, но и формирует те качества в личности своих учеников, которые необходимы для общества.
Природа человека устроена так, что он всегда стремится познать что-либо, и именно тогда на помощь приходит учитель. С уверенностью можно сказать, что нет такого человека, у которого не было учителей. Именно педагог помогает своим ученикам познать, рассмотреть и научиться применять полученные знания в жизни.
Качественная подготовка молодого преподавателя – первый шаг к высокому уровню профессионализма в будущем. Сегодня уже недостаточно владеть глубокими знаниями в своей области. Так, учитель должен быть эрудированным, креативным, активным и мобильным, чтобы вовремя адаптироваться к быстроизменяющимся условиям жизни. Со стороны государства созданы и создаются все условия для развития этих качеств.
В нашем учебном заведении профессиональная подготовка студентов начинается уже со 2 курса. Вводится ряд специальных предметов, среди них методика преподавания иностранного языка, где параллельно с чтением теоретического курса идёт практическая подготовка. Она включает разработку, как фрагментов, так и целых уроков различных типов и видов. Именно здесь будущий учитель начинает создавать своё портфолио. Оно пополняется как по заданию преподавателей, так и самостоятельно.
На 2 курсе учащиеся нашей специальности выходят на психолого-педагогическую практику, где происходит накопление портфолио учителя как воспитателя.
Данная часть портфолио включает:
-Нормативно-правовые документы, регламентирующие воспитательную деятельность
-теоретический материал, где собрана информация о различных методах и приёмах воспитания, представлены разнообразные формы организации воспитательной работы с детьми различных возрастных групп;
-методическая литература и собственные методические разработки.
С 3 курса учащиеся колледжа проходят практику «Пробные уроки». К этому моменту у учащегося должна быть подготовленной 2 часть портфолио. Эта часть должна включать:
-Нормативные документы, регулирующие преподавание ИЯ в общеобразовательных учреждениях;
-Методические рекомендации по подготовке к уроку, целеполаганию, по составлению тематического плана, по отбору м-ла к уроку;
-Теоретический м-л: алгоритмы обучению различным аспектам видам РД на уроках ИЯ;
Дидактический м-л: включающий различные дидактические игры, подстановочные таблицы, карточки с заданиями, тестовые карточки, карты и наглядный материал, разрезная азбука и набор звуков.
-Электронные приложения: компьютерные тесты, презентации, по темам; диски с аудиозаписями, аудио-, видеокассеты, фильмотека.
-Методическая литература.
Пополнение такого портфолио происходит постоянно и постепенно. К выходу на преддипломную практику, студент колледжа должен иметь достаточно полное портфолио. С целью оценки готовности учащихся к преддипломной практике в нашем учебном заведении проводится смотр и защита педкопилок в группах всех специальностей. Здесь оценивается полнота представленных материалов, соответствие их современным программам, наличие материалов для всех возрастных групп, умение представлять накопленный материал жюри. В состав жюри входят представители администрации, методисты, преподаватели кафедры.
Важность такой работы очевидна. Так как происходит формирование профессиональных качеств у студентов, совершенствуется навык самостоятельной работы, формируется индивидуальный стиль в преподавании учебного предмета. Значительно облегчается подготовка к собственным урокам во время прохождения преддипломной практике.
Подготовка такого портфолио позволяет увидеть не только внешнюю сторону работы учителя, но и её внутреннюю, часто невидимую для учеников сторону.