Методические рекомендации во внеурочной деятельности
Методические рекомендации во внеурочной деятельности
Данные рекомендации содержат подробный алгоритм для педагогов по организации работы учащихся с Портфолио: даны необходимые нормативные документы, приведены разработки классных часов, родительских собраний, различных методик для анализа детских работ.
Рекомендации адресованы учителям начальных классов общеобразовательных учреждений, воспитателям ГПД, методистам, слушателям курсов повышения квалификации, студентам педагогических вузов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации во внеурочной деятельности »
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №101 Дзержинского района Волгограда»
Районный конкурс методических разработок
по образованию и воспитанию учащихся среди
педагогических работников ОУ
Методические рекомендации по работе с Портфолио
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Работу выполнила Латыпова Марина Викторовна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории МОУ СШ № 101
Волгоград, 2015
Аннотация
Данные рекомендации содержат подробный алгоритм для педагогов по организации работы учащихся с Портфолио: даны необходимые нормативные документы, приведены разработки классных часов, родительских собраний, различных методик для анализа детских работ.
Рекомендации адресованы учителям начальных классов общеобразовательных учреждений, воспитателям ГПД, методистам, слушателям курсов повышения квалификации, студентам педагогических вузов.
Сведения об авторе Латыпова Марина Викторовна
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава1 ФГОС НОО и портфолио первоклассника……………………………5
Глава 2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ НА ЭТАПАХ ВНЕДРЕНИЯ ПОРТФОЛИО.
Заключение
Список литературы.
Приложение.
Введение
Государственный Стандарт второго поколения предъявляет новые требования к результатам. Два из них (предметные и метапредметные) нам знакомы. Они включают в себя ЗУНы (знания, умения, навыки) по предметам. А вот третий вид требований – к личностным результатам - новый. Как его измерить? Как проверить личностные результаты?
В стандартах написано, что личностные результаты, включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные и гражданские позиции, социальные компетенции.
Чтобы оценить личностные результаты, нужны новые подходы и новые технологии. Одной из таких технологий является – Портфолио.
Цель портфолио ученика начальной ступени обучения – сбор, систематизация, хранение и презентация результатов развития ребёнка, его достижений, способностей, склонностей, интересов.
Портфолио ученика – это комплекс документов (грамоты, дипломы, сертификаты и т.д.) и продуктов различных видов деятельности: как учебной (диагностические работы, оценочные листы, исследовательские, проектные работы, рефераты и т.д.), так и внеурочной (творческие работы, презентации, фотоматериалы), отражающий индивидуальные образовательные достижения и отслеживающий личностный рост младшего школьника, динамику его продвижения в учебной и других видах деятельности.
Рассмотрим что такое ПОРТФОЛИО.
П - Начинать работу следует с разработки Положения о Портфолио. (Приложение № 1)
В положении прописываются цели, задачи, структура, требования к Портфолио, участники работы над Портфолио и их обязанности. В каждой школе есть своё положение о Портфолио. Государственного образца на данный момент не разработано и не принято. (Показ образца Портфолио нашей школы)
О - Оценка. Портфолио - одна из удобных форм представления интегральной (накопительной) оценки личностных результатов. Это сборник работ и иначе представленных результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях
Р -Родители являются главными помощниками классного руководителя.
Т- Труд, да создание Портфолио - это большой и кропотливый труд (ученика, родителей, учителей). Важно помнить, что классный руководитель – это координатор, помощник, направляющий, эксперт…..
Ф -Фиксирование результатов – это важный компонент при оформлении Портфолио. Только фиксирование без анализа – пустое дело.
О –Обьективность. При работе с Портфолио нужно помнить не только о систематичности заполнения, аккуратности, но и обьективности оценки.
Л – Личностные результаты – Как их измерять? Существуют критерии оценки личностных результатов. Составлены таблицы, анкеты, всевозможные опросники. Портфолио позволяет семье и учащемуся планировать, прогнозировать и составлять свой индивидуальный маршрут непрерывного образования с учетом личностных качеств и желаний.
А как проследить личностный рост, движение, изменения. Как нам (не специалистам - психологам) правильно скорректировать работу, помочь ребёнку. Главное как проследить. Научить ребёнка самого анализировать. Это труднейшая работа. Которая должна вестись с 1 класса, с первого урока.
И- Информация, которую мы помещаем в Портфолио не должна представлять угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося. А какая информация, отражающая достижения личностных результатов должна быть в Портфолио? Если это рассматривать по новому, по требованиям ФГОС.Что должно добавиться?
О-Опыт создания Портфолио в наших школах есть. Но в Портфолио старого образца мы заносили итоговые оценки, грамоты, сертификаты. В новое добавляем тесты, анкеты, технологические карты.
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому составление портфолио в начальной школе - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия младшего школьника в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".
Глава 1ФГОС НОО И ПОРТФОЛИО ПЕРВОКЛАССНИКА
«Портфолио» представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы учащихся с продуктами их собственной творческой, исследовательской, проектной деятельности, предназначенными для презентации, анализа, оценки, развития рефлексии, для осознания ими результатов своей деятельности.
Структуру портфолио определяет каждое учебное заведение самостоятельно. Тут нет строгих рамок. Учащийся имеет право включать в портфолио помимо основных, дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т.п.
Структура и принципы оформления портфолио
Портфолио заполняется учащимися: на уроках, классных часах, занятиях, отведенных под внеурочную деятельность, дома. Портфолио не является учебником и имеет структуру, которая предполагает систематическую работу в течение всего учебного года, т.е. не обязательно заполнять страницы в том порядке, в каком они располагаются в книге. Лучше передвигаться по страницам в зависимости от уровня осознания обучающимися той или иной информации, по мере овладения ими навыков чтения и письма.
Портфолио имеет следующую структуру:
Раздел 1. знакомьтесь, это я! (Приложение № 1)
Кто ты? Будем знакомы!
Мой портрет
Моя семья
Под крышей дома моего
Моя родословная
Мои родственники по линии мамы/папы
Мир, в котором я живу
Я и мои друзья
Земля, на которой я живу
Я – гражданин своей Родины
Моя маленькая Родина
Раздел 2. Моя школа
Букет первоклассника
Школьная мозаика
Законы школьной жизни
Ты должен это знать
Распорядок дня
На зарядку становись
Здоровье – это здорово
Будь здоров без докторов
Правила безопасности
Раздел 3. Мой класс
Традиции моего класса
Законы школьной жизни
Как я отношусь к людям
Мои добрые дела
Мои жизненные принципы
Раздел 4. Мои учебные достижения
Учимся ставить цели
Мое созвездие успеха
Мои цели
Русский язык
Математика
Литературное чтение
Окружающий мир
Технология
Изобразительное искусство
Музыка
Мои результаты
Раздел 5. Мои достижения
Мои достижения в школе
Мои достижения вне школы
Раздел 6. Мои проектные работы
Участие в проектах
Раздел 7. Пожелания и отзывы
Отзывы о портфолио
Пожелания
В процессе формирования портфолио информационную и консультативную помощь ученику обязаны оказать как родители, так и классный руководитель. При формировании портфолио соблюдается принцип добровольности. А в конце каждого года производится анализ и исчисление рейтинга личных достижений обучающегося на основе ранжирования результатов.
В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, - протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами. В портфолио учеников начальной школы, которое используется для оценки достижения
планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы.
1. Выборки детских работ – формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы (как ее общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования). Обязательной составляющей портфолио являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Примерами такого рода работ могут быть:
по русскому языку и литературному чтению, иностранному языку – диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т.п.;
по математике – математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счета, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;
по окружающему миру – дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;
по предметам эстетического цикла – аудиозаписи, фото и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;
по технологии – фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;
по физкультуре – видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.
2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.
3. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих портфолио и портфолио в целом ведется с позиций достижения планируемых результатов с учетом основных результатов начального образования, устанавливаемых требованиями стандарта.
Стандарт устанавливает три основные группы результатов – личностные, метапредметные и предметные. Общая характеристика этих результатов и их специфика, отражающая особенности возрастной группы обучающихся, представлены в Требованиях стандарта к результатам освоения основных образовательных программ начального, основного и среднего (полного) образования.
Под личностными результатами в стандарте понимается становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников начальной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.
Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Практически все составляющие портфолио в настоящее время в силу неразработанности инструментария могут быть оценены только качественно. При их оценке целесообразно основываться на описанных выше особенностях новой системы оценки и, прежде всего, такой ее особенности как уровневый подход к построению измерителей и представлению результатов. Согласно этому подходу оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение, что позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.
Поэтому в текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих портфолио целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником с оценками типа:
«зачет/незачет» («удовлетворительно/неудовлетворительно») – т.е. оценки, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;
«хорошо», «отлично» – оценки, свидетельствующие об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Это не исключает возможность использования традиционной системы отметок по 5-ти балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В частности, достижение опорного уровня в этой системе оценки интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований стандарта и соотносится с оценкой «удовлетворительно» («зачет»).
По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, делаются выводы о:
1) сформированности универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
2) сформированности основ умения учиться, т.е. способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
Глава 2. Взаимодействие педагога с родителями на этапах внедрения портфолио
Взаимодействие психологической службы школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности.
Из чего складывается сотрудничество с родителями:
– Установите доброжелательные отношения с родителями. Помните, что для них сын или дочь – самые лучшие дети в мире.
– Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.
– Определитесь в совместных требованиях к ребенку, не ущемляйте его прав и свободы.
– Выработайте оптимальный для ребенка режим жизни и работы дома.
– Постоянно информируйте родителей о процессе воспитания (чем живет школа) и успехах, продвижении в развитии ребенка.
– Выявляйте причины дезадаптации ребенка к школе и совместно с родителями стремитесь к их устранению.
– Организуйте педагогическое просвещение родителей, стремитесь к повышению их педагогической культуры.
– Организуйте, если необходимо, коррекцию семейного воспитания для наилучшего развития индивидуальности ребенка.
– Привлекайте родителей к участию в совместной с детьми деятельности как в школе, так и вне ее.
– Помощником вам может стать родительский комитет, если вы станете единомышленниками.
– Анализируйте свои отношения с родителями с целью повышения воспитательного потенциала семьи.
Основные способы общения родителей и педагогов:
1. Организация родительских конференций, собраний, лекториев, индивидуальных встреч, консультаций, круглых столов, клуба интересных и полезных встреч со специалистами, родительские университеты.
2. Организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителями или получить консультацию.
3. Использование средств телекоммуникации и регулярной почты.
4. Разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект.
5. Создание родительского клуба (комитета, совета) или центра в школе.
6. Проведение неформальных встреч родителей, детей и учителей (концерты, праздники, интеллектуальные и спортивные игры, выставки и т. д.).
7. Изучение школьных газет (учителя – для родителей и детей; родители – для учителей и детей; дети – для родителей и учителей).
8. Уважительное общение с учетом культурной, религиозной, национальной и этнической принадлежности родителей.
Формы деятельности по вовлечению родителей в воспитательный процесс:
– дни творчества детей и их родителей;
– открытые уроки и внеклассные мероприятия;
– помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально-технической базы школы;
– родительское общественное патрулирование;
– шефская помощь;
– участие родителей в работе Совета школы.
Состав родительского Совета (комитета) школы
№ п/п
Фамилия, имя,
отчество
Место
работы
Телефон
Домашний адрес
Поручение
1
2
3
председатель
Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями реализует следующие цели:
1. Просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.
2. Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
3. Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Критериями эффективности работы педагогов с родителями служат:
в начальной школе – сформированность положительного отношения к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу;
в среднем и старшем звеньях – сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка, уважительное отношение к нему как личности и гордость за его достижения в саморазвитии.
Запреты, нарушение которых рассматривается как нарушение педагогической этики.
Первый запрет – это запрет на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют такие ситуации, когда учитель идет с родителями, а не выступает ведущим. Отношения педагогов с родителями должны носить преимущественно деловой характер и касаться развития ребенка в учебно-воспитательном процессе.
Второй запрет – это запрет на обсуждение с родителями внутришкольных отношений. Должно стать непреложным правилом: все вопросы и претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогами, ставятся и рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях, собраниях. О принятых мерах родители непременно извещаются.
Третий запрет – это запрет на оценку личности ребенка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребенка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т. п.
Содержание, формы и методы работы с родителями
I. Повышение психолого-педагогических знаний родителей.
1. Психолого-педагогический лекторий:
психолого-педагогические проблемы адаптации ребенка к школе (1, 5 классы);
развитие познавательных процессов (2–3 классы);
формирование внутренней позиции будущего школьника (родители будущих первоклассников);
2. Открытые уроки и внеклассные мероприятия.
3. Индивидуальные тематические консультации.
4. Творческие группы, группы по интересам.
5. Педагогическая дискуссия.
6. Педагогический практикум.
7. Ролевая игра.
8. Посещение семьи.
9. Переписка с родителями.
II. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
1. Родительские собрания.
2. Родительские дни в школе.
3. Совместные творческие дела.
4. Помощь в укреплении материально-технической базы.
5. Социологические опросы.
6. Семейные гостиные.
III. Участие родителей в управлении школой.
1. Совет школы. (Общешкольный родительский комитет.)
2. Конференция школы.
3. Классные родительские комитеты.
Виды родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т. д. Тематику родительских собраний разрабатывает классный руководитель, ее обсуждают на родительском комитете. Очередную тему собрания могут предлагать родители.
Каждое собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, своего сценария, своей программы, так как важно, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности.
Готовясь к собранию, классный руководитель может заранее передать родителям специальные анкеты. Можно прибегнуть к домашнему сочинению детей. Оформление классной комнаты создает определенный настрой. Особое значение имеет форма приглашения родителей на собрание.
Конференция – форма педагогического просвещения, которая позволяет расширить, углубить, закрепить знания о воспитании детей.
Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, по обмену опытом, конференции отцов или матерей. Они требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. К ним готовим выставки работ учащихся, книги для родителей, концерты художественной самодеятельности.
Тема конференции всегда конкретная, например: «Праздники в семье и семейный досуг», «Игра в жизни ребенка».
Практикум.
Это форма выработки у родителей педагогических умений по эффективному решению всевозможных педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.
В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т. д.
Открытые уроки.
Обычно проводятся для того, чтобы ознакомить родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием или непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе. Чаще всего эта форма используется в начальной школе. Но и учителя-предметники прибегают к ней в своей работе.
Педагогическая дискуссия.
Одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Ее особенность в том, что она позволяет вовлечь в обсуждение проблемы всех присутствующих, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт.
Главный принцип – уважение к позиции и мнению каждого участника. Темой может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Выбор профессии – чье это дело?», «Умеете ли вы любить своего ребенка?».
Ролевые игры.
Это коллективная творческая деятельность по изучению уровня сформированности педагогических умений у родителей. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы» и т. д.
Методика ролевой игры предусматривает: определить тему, назначить состав участников, распределить роли между ними, предварительно обсудить возможные позиции и варианты поведения участников игры.
Индивидуальные тематические консультации.
Педагог в решении той или иной проблемы часто может получить помощь непосредственно от родителей учеников, этим не следует пренебрегать.
Консультации полезны и для учителя и для родителя. Обе стороны, обменявшись информацией, возможно придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.
Посещение семьи.
Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями.
Посещение семей учащихся, проведение так называемых «домашних собраний» – не такое уж легкое дело, как иногда кажется. Здесь есть свои плюсы и минусы. Можно зайти, как говорят, «по пути», коротко поговорить с отцом и матерью, мимоходом сообщить об успеваемости и поведении ученика и уйти с чувством исполненного долга. В таком случае невозможно познакомиться с внутрисемейным общением, вникнуть в «секреты» и «тонкости» домашнего воспитания.
А ведь можно иначе. Многие учителя, планируя посещение той или иной семьи, тщательно уясняют себе цель посещения: это и общее ознакомление с условиями жизни ученика, и решение какого-то конкретного вопроса воспитания, а также анализ причин неуспеваемости, план совместных действий в помощь школьнику в учебе.
Переписка с родителями.
Письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравления родителей, советы, пожелания в воспитании детей.
Форма сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, активных родителей – это классный родительский комитет, работающий на основе Положения о родительском комитете школы, который совместно с педагогами и под их руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса: анализирует, оценивает, подводит итоги сотрудничества школы и семьи.
Но это в идеале. С чем мы сталкиваемся в нашей повседневной школьной жизни? Чаще всего классный родительский комитет – это только наша мечта, а в реальности это 1–2 человека (в начальной школе чуть больше), помогающие педагогу в каких-то организационных делах. Но если члены некоторых классных родительских комитетов работают более активно и слаженно (по ряду объективных и субъективных причин), среди них есть инициативные, заинтересованные в улучшении жизни класса, в котором учится их ребенок, то в общешкольном комитете таких людей нет. В этом – большая доля и нашей вины. Школе нужен большой родительский комитет, в котором числятся представители от каждого класса. Нам нужна инициативная, работающая группа родителей, заинтересованных в оказании помощи школе как в вопросах обучения и воспитания, так и в укреплении хозяйственной и учебно-материальной базы. Пусть это будут 1–2 человека от параллели, но они выступят в роли координирующего штаба для разнообразной работы со всеми родителями и решении различных задач.
Приложение № _
Раздел 1 «Знакомьтесь, это я!»
Формируемые универсальные учебные действия
Личностные универсальные учебные действия
Самоопределение
Формирование основ идентичности личности
Ознакомление с миром профессий
Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности
Формирование чувства сопричастности своей Родине, народу, истории
Развитие Я-концепции и самооценки личности
Нравственно-этическая ориентация
Развитие толерантности
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков так и поступков окружающих людей
Знание основных моральных норм
Формирование моральной самооценки
Развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе
Коммуникативные универсальные учебные действия
Потребность ребенка в общении со взрослыми
Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество
Инструкция учителю. Ученикам предлагается нарисовать себя одного или с членами семьи.
При анализе рисунков выделяются признаки и изображения, на основе которых все рисунки можно объединить следующим образом.
Эстетическое изображение – выполняется лицами, имеющими художественные способности. Легкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа отличают рисунки этих людей.
Схематичное изображение в виде лица, схемы тела, бюста, нарисованных в профиль и анфас; чаще к такому типу изображения тяготеют лица интеллектуального склада. Для них важно получить наиболее общие представления о явлении, частности и детали их интересуют по мере надобности. Синтетический когнитивный стиль с тенденцией к обобщению.
Реалистическое изображение, выполненное с более тщательными подробностями, т.е. с прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Так рисуют люди, которые отличаются большой педантичностью, склонные к детализации, аналитичному когнитивному стилю.
Метафорическое изображение — человек изображает себя в виде какого-либо предмета. Такое изображение выполняют лица художественного склада, обладающие развитой фантазией воображения, творческими способностями и чувством юмора.
Автопортрет в интерьере — изображение человека в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа и т. д. К таким изображениям склонны люди, обладающие способностью к сюжетному угасанию, а также направленностью на внешнее предметное окружение.
Эмоциональный автопортрет – человек отразил себя в каком-то эмоциональном состоянии. Это люди, обладающие высокой эмоциональностью, рефлексирующие собственное состояние. Переживаемая эмоция может быть часто противоположна той, которая изображается.
Изображение позы или движения свойственно людям с выразительными движениями, увлеченностью спортом, танцами и т. п.
Изображение автопортрета со спины- вместо лица рисуется затылок. Такое изображение свойственно людям, обладающим противоречивостью в отношении к инструкции, например, экспериментатору и т. д., либо при нежелании рисовать лицо и другие изображения.
Материал, полученный в тесте, анализируется по схеме Рида:
Перечисляющий рисунок — изображение нескольких автопортретов — мыслительный экстраверт.
Органический рисунок — на фоне живой природы, в окружении растений, животных — это мыслительный интроверт.
Гаптический рисунок — изображение себя в нелегком состоянии, — сенсорный интроверт.
Эмфатический рисунок — изображение себя в эмоциональной атмосфере, идущей извне — сенсорный экстраверт.
Декоративный рисунок — изображение портрета в приукрашенном виде — сенсорный экстраверт.
Имажинарный рисунок — изображение себя в виде персонажа из литературно-художественного произведения, а также созданного в собственном воображении — эмоциональный интроверт;
Ритмический рисунок — изображение движущегося человека — интуитивный экстраверт;
Структурный рисунок — изображение себя «как есть»; голова, руки, ноги, может быть изображено одно лицо, бюст — интуитивный интроверт.
Приложение №_
«Моя классная семья!» - классный огонек для детей и родителей
Участники: родители учащихся, дети, гости.
Оборудование:
Рисунки на тему «Моя семья».
Снежинки с ответами детей на вопрос «Что такое счастливая семья?»
Плакаты с высказываниями:
«Любовь есть ключ к пониманию» К.Бальмонт.
«Ребенок – это цветок, красота которого зависит от ухода за ним» В.Сухомлинский.
«Любите ребенка таким, какой он есть»
«Семья – общечеловеческая ценность»
Звучит мелодичная музыка.
Ведущий: Добрый день, дамы и господа! Дорогие друзья, мы рады вас приветствовать у нас в гостях. Сегодня мы поговорим о взаимоотношениях, которые должны присутствовать в каждой семье.
Как появилось слово семья?
Когда-то о нем не слыхала земля
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: Я.
Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила – Я.
Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все та же ответила – Я.
Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы подруга моя?
На все это Ева ответила – Я.
Сказала она знаменитых семь Я.
Вот так на земле появилась семья.
Если заглянуть в словарь Даля, то там определение семьи звучит так: это совокупность близких родственников, живущих вместе. Наши дети тоже думали над вопросом: Что же такое «счастливая семья?»
Вот несколько мнений по этому поводу:
Счастливая семья - это когда все вместе собираются по вечерам и рассказывают о том, как провели день.
Когда в доме тепло и уютно.
Когда никто не кричит и не включает телевизор на всю громкость.
Когда все друг о друге заботятся.
Давайте познакомимся с семьями, которые изъявили желание поделиться опытом общения между родителями и детьми. И так, представляю семьи.
Музыка (звучат фанфары).
Личное дело семьи: (три семьи – представление каждой)
Муж, глава семьи –
Жена, хранительница очага и дома –
Дети, надежда и опора –
Семейный стаж -
Ведущий:
Вопросы первой семье:
1. Назовите свой любимый семейный праздник?
2. Советуетесь ли вы со своими детьми в принятии того или иного решения?
Вопросы второй семье:
1. Способен ли ваш ребенок позаботиться о себе сам?
2. Как вы считаете, унизительно ли просить прощение у ребенка?
Вопросы третьей семье:
1. Как поступить, если вы не одобряете выбора друзей своего ребенка?
2. Если возникла ссора, как её погасить?
Ведущий: По авторитетному мнению Д. Корнеги «Улыбка создает счастье в доме. Она ничего не стоит, но многое дает. Это лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей. Настроимся на волну хорошего настроения.
Итак, встречаем! Выступает …(представляем артистов)
Ведущий: Согласитесь всегда приятно смотреть на счастливые лица детей. Каждый ребенок – это радость для своих родителей. Кто же может сделать детей счастливыми? Конечно их родители! Скажите, каковы обязанности хороших родителей? (ответы)
А большинство детей на первое место поставили умение общаться с детьми, понимать их, и даже уметь развлекать и веселить! Эти высказывания детей вы можете увидеть на новогодних снежинках, которые украшают наш класс.
Предлагаю проверить, умеют ли наши семейные пары играть с детьми. На дворе зима. Какие зимние забавы вы знаете?
Прошу выйти сюда семейные пары. Ваша задача с помощью крепких объятий лопнуть шарик, прочитать задание, и используя материалы, лежащие перед вами – выполнить его.
1 задание – создать образ Снегурочки из мамы.
2 задание – создать образ Снеговика из ребенка.
3 задание – создать образ деда Мороза из папы.
Болельщики могут болеть, а команды быстро распределяют обязанности и приступают к выполнению задания.
Звучит музыка.
Аплодисменты помогут оценить работу наших семей.
Ведущий: Проблемы уходят и приходят, меняются времена, меняются люди, меняются президенты, правительства, и даже цены. Неизменными остаются лишь – семья, взаимопонимание, чувства, любовь. Когда по-настоящему любишь, то хочется буквально все делать для любимых: достать с неба звезду, идти на край света, сочинять стихи.
Сейчас вам предлагается составить небольшое стихотворение, используя последние слова.
………………………..дом
……………………….живем
………………………..я
……………………….семья
Ведущий: Пока семьи стараются стать поэтами, мы побеседуем со зрителями.
Продолжите фразу А. Герцина «Семья начинается с …» (детей)
Как называют римскую богиню счастья? (Фортуна)
Какой овощ долгое время считался не пригодным для пищи и назывался «чертовым яблоком»? (картофель).
Жена сказочного персонажа Михаила Потаповича? (НастасьяПетровна)
«Чем меньше женщину мы любим, Тем…» (легченравимсямыей.)
Закончите известное выражение М. Горького «Дети – это живые цветы…» (земли)
Автор «Свадебного марша»? (Мендельсон)
Из какого мяса делают котлеты по-киевски? (курятина).
Кто из поэтов, так говорил своим друзьям. «Я женился, чтобы дома иметь свою Мадонну» (А.С. Пушкин)
Как называется книга – свод правил поведения в домашней жизни, появившаяся в 16 веке? (Домострой)
Ведущий: Заслушаем, что у нас получилось, (читают стихи). Молодцы, у всех получилось просто замечательно.
Не всегда получается быть улыбчивым, но этому можно научиться. Неплохим тренингом этого качества являются частушки. В исполнении наших детей прослушайте частушки о семейных делах.
Частушки.
Мы частушек много знаем
И хороших, и плохих.
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.
Эй, девчушки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте веселей,
Чтоб порадовать гостей.
Ох, сегодня в шесть часов
Родителей собрание!
Подложить подушку надо
К «месту наказанья».
Ах, сегодня праздник в доме,
Пироги капустные –
Петя выучил уроки,
Все и даже устные.
Папа, мама дорогие,
Что у вас за аллергия?
Как берете вы тетрадки,
Все трясетесь в лихорадке.
Ох, как вовремя мой папа
Весь так ровно облысел,
А не то, в дневник мой глядя,
Он бы сильно поседел!
Чтобы книжку сын читал,
Папа рубль ему давал.
Уйму книг сынок прочел-
Папа ж «по миру пошел».
Каждый день в свою копилку
Я бросаю по рублю.
Чтоб купить себе братишку,
Целый год уже коплю.
Мама с папой и братишка –
Вот она моя родня!
Ох, спасибо, дорогие,
Что вы есть все у меня!
У частушки есть начало,
У частушки есть конец.
Кто частушки наши слушал,
Прямо скажем – молодец!
Ведущий: У М.Горького есть такое высказывание «Любить детей – это и курицы умеют, а вот воспитывать их это великое дело, требующее таланта и широкого знания жизни».
Задание для супругов будет таким: завязать бант на голове у девочке из зала. (Связываем у пары соприкасающиеся руки, свободными руками, т. е. один левой, а другой правой супруги должны завязать красивый бант).
Звучит веселая музыка.
Ведущий: Пары показали нам, насколько важна в семье взаимопомощь.
Семья – это общечеловеческая ценность, где формируются взаимоотношения детей и родителей. И только тепло наших душ поможет создать дом мечты для семьи, где все будут жить счастливо.
Ведь дом, заставленный добром, - ещё не дом.
И даже люстра над столом, - ещё не дом.
И окно с живым цветком, - ещё не дом.
И даже чайник с баском, - ещё не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так истина понятна и проста –
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
Ведущий: Каким я являюсь родителем? Этот вопрос извечно стоит перед каждым из нас.
Мы очень хотим, чтобы вы любили своих детей такими, какие они есть, ведь любовь это ключ к пониманию, а ребенок – это цветок, красота которого зависит от ухода за ним.
Звучит мелодичная музыка.
- У нас осталась одна минутка, минутка откровения. Посмотрите, друг другу в глаза, подумайте, что хорошего вы бы хотели сказать, но не словами, а глазами.
Любите друг друга искренним сердцем,
Любите друг друга открытой душой,
Чтоб не было места, где злобе пригреться,
Чтоб в сердце пришел долгожданный покой.
Ведущий: Мы говорим спасибо всем, кто оставил свои домашние дела и посетил нас. Мы не прощаемся с вами, мы говорим вам «До новых встреч!».
Приложение №
Родительское собрание – лаборатория семейного творчества
Звучит музыка В. Шаинского “Папа и мама”
Ведущий: Здравствуйте! Сегодня 23-е января.
В эфире новости. Основное событие сегодняшнего дня: школа №_ встречает гостей на дне открытых дверей в лаборатории семейного творчества. Предлагаем репортаж с места событий.
Зеркало настроений
Ведущий: Добрый день, уважаемые родители и гости. Я рада приветствовать вас в нашей лаборатории. Перед началом работы давайте выясним, с каким настроением мы пришли, а поможет нам в этом модель зеркала. Отметьте настроение.
- У кого радостное отличное настроение - подайте знак.
- Рабочее, нормальное настроение есть?
- Есть ли у кого нерабочее настроение?
Минутка знакомства
Посмотрите слева и справа от себя, подарите друг другу улыбку. Для совместной деятельности и сотрудничества настало время познакомиться. Зовут меня (педагог представляется), работаю учителем начальных классов, больше всего в человеческих отношениях ценю доброту, честность, взаимопонимание, люблю детей.
Уважаемые родители, представьтесь, пожалуйста, нашим гостям, где и кем вы работаете, что любите.
Спасибо. Очень приятно познакомиться с нашими гостями.
Сообщение темы
Осуществлять совместную деятельность нам предстоит в лаборатории. Что означает слово “лаборатория”? Лаборатория в переводе с латинского языка – работаю, учреждение или отдел, подразделения в составе научных учреждений, учебных заведений, проводящее научно-производственные контрольные эксперименты или учебные занятия.
В результате совместной деятельности мы должны подвести итог и закончить данное высказывание: “Я – учитель ребёнка, вы – родители, а вместе мы …”
Выдержки из семейного воспитания.
“Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной”.
Слова А.С. Макаренко красной чертой проходят через всю жизнь.
Как показывают социологические исследования и это хорошо видно на диаграмме, большое влияние на ребёнка оказывает семья – 50%, средства массовой информации – 30%, улица – 10%, школа – 10%. Отсюда вывод: “Всё начинается с семьи”.
Всё начинается с семьи.
Призывный крик ребёнка в колыбели,
И мудрой старости докучливые стрелы –
Всё начинается с семьи.
Умение прощать любить и ненавидеть,
Умение страдать и сложность жизни видеть.
Всё начинается с семьи.
Опять вставать идти и ошибаться,
И так всю жизнь и только не сдаваться.
Всё начинается с семьи.
Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста определяет сознание – формирует чувства детей. Под руководством родителей ребёнок приобретает свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Народная мудрость, характеризуя человека, большое значение придаёт влиянию той семейной обстановки, в которой он вырос.
Если о человеке говорят, что он из хорошей семьи, это значит, что этот человек…
Продолжите предложение, называя человеческие качества (трудолюбивый, честный, доброжелательный, на него можно положиться в беде, с ним хочется поделиться радостью).
Источником благополучия ребёнка в семье, условием его правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей.
Встреча с замечательными людьми
Мы все прекрасно знаем, что воспитание детей дело трудное и тут без помощи врачей, педагогов просто не обойтись. Сегодня на встречу с нами пришли замечательные люди.
Представляют родителям медика. Именно она помогает нашему ребёнку быть здоровым.
Представляют родителям учителя физической культуры, именно он поддерживает на занятиях физкультуры здоровье ребят.
Представляют родителям социального педагога, он знает каждую семью, где живёт ребёнок, чем живёт и дышит семья.
(Гости выступают перед родителями, раздают памятки родителям и детям)
Спасибо, уважаемые гости, что вы пришли к нам.
Практическое задание
Между тем в практике семейного воспитания часто встречаются моменты, когда родителям хочется, чтобы младший повиновался во всём, а что из этого получается, сейчас мы узнаем у самого ребёнка.
Инсценировка произведения Шварца. Взрослым.
Я в своей квартире
Как на службе строевой
Командир на командире
Я один здесь рядовой.
Всем я должен подчиняться
По приказу умываться,
По приказу одеваться,
Ровно заправлять кровать,
По команде есть садиться,
По режиму спать ложиться,
По будильнику вставать.
Теперь вам ясно, почему я начал огрызаться?
Конец терпенью моему
Демо-били-зация.
Семья важна для каждого человека. Всем членам семьи нужно проявлять тепло и заботу друг к другу, уважать родных и близких.
Помните!Научишься жить с близкими — будешь жить в мире и с другими людьми. Недаром русская пословица гласит: «Лучший клад, когда в семье лад».
«Маска откровения»(этот момент собрания готовится заранее преподавателем. Обязательное условие – полная анонимность выступающего. Если не получится подготовить человека для такой роли, можно за неделю до собрания провести анонимную анкету: Что меня беспокоит больше всего в моем ребенке, или в моих отношениях с сыном/дочерью. Сохранить анонимность можно посредством интернета или заклеенных конвертов)
В воспитании ребёнка бывают разные непредвиденные ситуации. Кажется, все методы воспитания испробованы. Родители просто хватаются за голову, не зная, что делать, как быть?
Итак, маска откровения.
Портретная галерея(это момент собрания также нужно подготовить заранее. На уроке рисования детям можно дать задание нарисовать свою семью. Рисунки не подписывать. Однако желательно, чтобы учитель знал кому какой рисунок принадлежит)
А сейчас мы отправимся на выставку детских рисунков. Рассмотрите внимательно. На этих рисунках запечатлена семья. Юные художники по-разному отразили свои семьи и себя в них. Подумайте и мысленно ответьте на вопросы:
Какое место занимает ребёнок в семье? Как он относится к родителям в семье? Почему вы так думаете?
Ваши впечатления. Кто желает высказаться?
После родительского собрания, примерно через неделю опять же на уроке рисования предложить детям нарисовать портрет своей семьи уже в Портфолио. Возможны разнообразные варианты этой деятельности:
1. Учитель сравнивает первый рисунок каждого ребенка и рисунок в книге, делает выводы, и если необходимо обращается к психологу или приглашает родителей на дополнительную беседу.
2. Для того, чтобы родители могли понять как представляет свою семью их ребенок, можно начать рисунок в классе, а затем предложить детям закончить его дома. Затем обязательно проанализировать рисунки до и после собрания.
Можно использовать методику «Рисуночный тест»
Методика «Рисуночный тест»
Цели: определить эмоциональные состояния ребенка по рисунку семьи; выявить уровень компетентности и престижности родителей в восприятии детей.
Оборудование: стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей.
Интерпретация.
Вопросы: «А кого это?», «А что это такое?», «Я не хочу», — диагностируют о несформированности у ребенка понятия «семья», либо о наличии тревожности, связанной с семейными отношениями. В таком случае можно попросить нарисовать семью животных.
Предлагаем следующие варианты интерпретаций рисунков семьи.
Так, ребенок может очень тонко уловить особенности распределения семейных ролей. Например, мама — глава семьи, у нее все большое — глаза, нос, а особенно рот. Им она чаще всего и пользуется в общении. Рук у мамы нет, ничего изменить она не может. Папа по размерам (не физическим, а в восприятии ребенка) меньше мамы, расположен в верхнем левом углу. По сторонам от мамы выписаны брат со стоящими волосами и аккуратный сам художник данного рисунка такого же роста. Маму любит слушать только папа, у него для этого уши есть, а вот у сыновей стойкое нежелание воспринимать все, что говорят родители.
Другой показательный вариант — наличие на рисунке помещений. Например, огромный дом с большим количеством пустых, необитаемых окон. На чердаке, за решеткой живет сам художник. «Мама с папой на работе, я гуляю», — постарайтесь рассмотреть автора рисунка внизу, рядом с машиной. Обратите внимание на цветовую гамму рисунка — только черный цвет и немного зеленого в машине (это папа иногда его катает).
Отследите обычное настроение ребенка. Не следует давать это задание после семейных конфликтов, ссор, встрясок. Иначе вы получите ситуативный рисунок, соответствующий восприятию только в данный момент.
Не стойте над ребенком во время выполнения задания, такой рисунок будет искажен вашим контролем. Не обсуждайте полученные результаты при ребенке — этот тест для вас.
В ходе рисования обязательно отслеживайте порядок изображения персонажей и предметов. Важно, кого он начал рисовать первым, последним, а не только то, как это выглядит на рисунке.
Если на рисунке отсутствует сам автор, то вы можете строить гипотезу в двух направлениях:
Это свидетельствует о трудностях самовыражения в отношениях с близкими: «Меня здесь не замечают», «Мне трудно найти свое место».
Это негативизм: «Я не стремлюсь найти здесь свое мести или способ выражения», «мне и без них неплохо»
Размер изображенного персонажа или предмета выражает его значимость для ребенка, т. е. какое место отношения с этим персонажем или предметом занимают в данный момент для учащегося. Например, если на рисунке собака или дедушка больше по размерам мамы с папой, то значит, сейчас отношения с родителями стоят для ребенка на втором плане.
После того как ребенок закончит рисунок, обязательно спросите его о людях, изображенных на рисунке. Это необходимо, так как даже если количество персонажей равно количеству членов семьи, кто-то из реальных членов семьи может отсутствовать, а вместо него может быть изображен вымышленный персонаж. Например, Дед Мороз или фея. Вымышленные персонажи символизируют собой неудовлетворенные потребности ребенка, он удовлетворяет их в своей фантазии. Если на рисунке изображен вымышленный персонаж, то подробно расспросите ребенка о нем — так вы узнаете, чего ребенку не хватает в жизни. Например, образ феи может символизировать типично детскую потребность в беспрепятственном, непрерывном и немедленном волшебном удовлетворении всех возникающих у него потребностей.
Внимательно рассмотрите, кто на листе расположен выше, а кто — ниже. Наиболее высоко на рисунке расположен персонаж, обладающий, по мнению ребенка, наибольшей властью в семье, хотя он может быть и самым маленьким по линейному размеру. Ниже всех расположен тот, кто менее всего оказывает влияние на членов семьи. Например, если на листе выше всех изображен телевизор или новорожденная сестра, то в сознании ребенка именно они являются центром внимания в данный период времени и руководят остальными членами семьи.
Расстояние между персонажами однозначно связано с дистанцией психологической. Иными словами, кто ребенку в психологическом отношении ближе всех, того он изобразит ближе к себе. То же относится и к другим персонажам: кого ребенок воспринимает как близких между собой, тех он нарисует рядом друг с другом.
Если ребенок рисует себя очень маленьким в пространстве листа, то у него в данный момент низкая самооценка.
Персонажи, непосредственно соприкасающиеся друг с другом на рисунке, например, руками, пребывают в столь же тесном психологическом контакте. Персонажи, не соприкасающиеся друг с другом, таким контактом, по мнению ученика, не обладают.
Персонаж или предмет, вызывающий у автора рисунка наибольшую тревожность, изображается либо с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихован, либо его контур обведен несколько раз. Но бывает и так, что такой персонаж обведен очень тоненькой, дрожащей линией. Ребенок как бы не решается его изобразить.
Рекомендуем вам использовать для рисования карандаши (так лучше виден нажим) и бумагу без линеек и клеток.
Голова — важная и самая ценная часть тела. Ум, умелость — в голове. Самым «умным» членом своей семьи ребенок считает того человека, кого он наделил самой большой головой.
Глаза — не только для рассматривания окружающего, глаза, с точки зрения ребенка, даны для того, чтобы «ими плакать». Поэтому глаза — «орган» выражения печали и просьбы об эмоциональной поддержке.
Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются ребенком как тревожные, беспокойные, желающие, чтобы им помогли.
Персонажи с глазами «точками» или «щелками» несут в себе внутренний запрет на плач, выражение потребности в зависимости, они не решаются попросить о помощи.
Уши — «орган» восприятия критики и любого мнения другого человека о себе.
Персонажи с самыми большими ушами должны больше всех слушаться окружающих. Персонаж, изображенный без ушей, никого не слушает, игнорирует то, что о нем говорят.
Персонаж с большим и заштрихованным ртом воспринимается как источник угрозы (не обязательно только через крик). Если рта вообще нет или он «точечкой», «черточкой» — это значит, что он скрывает свои чувства, не может словами их выразить или влиять на других.
Шея — символизирует способность к рациональному самоконтролю головы над чувствами. Тот персонаж, у которого она есть, способен управлять своими чувствами. Функции рук — цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми и предметами, то есть быть способным что-то делать, менять.
Чем больше пальцев на руках, тем больше ребенок ощущает способность персонажа быть сильным, могущим что-либо сделать (если на левой руке — в сфере общения с близкими, в семье, если на правой — в мире за пределами семьи, в детском саду, дворе, школе и др.); если пальцев меньше, то ребенок ощущает внутреннюю слабость, неспособность действовать.
Ноги — для ходьбы, передвижений в расширяющемся жизненном пространстве, они для опоры в реальности и для свободы передвижений. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже и уверенней персонаж стоит на земле.
Правая нога символизирует опору во внесемейной реальности, а левая — в мире близких эмоциональных контактов.
«Повисшие в воздухе», по мнению ребенка, не имеют самостоятельной опоры в жизни. Если персонажи изображены в один ряд, то мысленно проведите горизонтальную линию по самой точке ног и вы увидите, у кого опора тверже.
Солнце на рисунке — символ защиты и тепла, источник энергии. Люди и предметы между ребенком и солнцем — то, что мешает ощущать себя защищенным, пользоваться энергией и теплом.
Изображение большого количества мелких предметов — фиксация на правилах, порядке, склонность к сдерживанию в себе эмоций. Изображение большого количества закрытых деталей (шарфы, пуговицы, окна) сигнализирует для ребенка запреты, тайны, до которых он не допускается.
Наличие на рисунке различных предметов говорит о вещизме, который является ведущим принципом в семье.
Игра
Совсем непросто воспитать усидчивость, внимательность, наблюдательность, те качества, которые необходимы ребёнку в школе. И тогда на помощь приходит игра.
В какие игры вы играете с детьми? Кто желает поделиться с другими?
Итоги
Подходит к концу наша встреча в лаборатории, к какому выводу вы пришли:
«Я – учитель ребёнка, вы – родители, а вместе мы - … »
На этом наши встречи не кончаются, так как нам предстоит ещё много встреч за 4 года учёбы.
Продолжите фразу: «Нам учиться 4 года…»
- радостно
- грустно
- удивлённо
Загляните в модель зеркала, изменилось ли у вас настроение после нашей работы? А чтобы наши встречи проходили интересно, по-деловому, с пользой для всех нас, прошу написать свои пожелания и предложения.
Заключение
Использование портфолио начинается в начальной школе, что обусловлено в первую очередь психофизиологическими особенностями детей младшего школьного возраста. Младший школьник в силу своих возрастных особенностей не вполне осознает значение отметки, отметку, полученную за выполнение какой-либо деятельности, воспринимает как оценку его личности в целом, во многом определяющей систему социальных отношений в семье и школе. Поэтому портфолио в начальной школе, заменяя традиционную балльную отметку и дополняя другие виды оценивания, позволяет нейтрализовать психотравмирующее воздействие отметки, способствует более успешной и быстрой адаптации ребенка к школе.
Введение портфолио в начальной школе может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей и проследить индивидуальный прогресс учащегося начальной школы, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.
Внедрение «портфолио» должно стать одним из ключевых факторов, обеспечивающих формирование высокого уровня компетентности учащихся.
Литература
1. Виноградова М.Д., Первин И.Б. «Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников» - Москва,1977
2. Щедровицкий Г. П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности. В кн: Избранные труды. М.,1995
3. Поливанова Н. И., Ривина И. В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности//Психологическая наука и образование, 1996
4. Танцоров С. Групповая работа в развивающем образовании. Педагогический центр «Эксперимент», Рига, 1997.
5. Каплунович И. Я.,Казанина С. М. К мотивации через особенности мышления// Биология в школе, 2004,№ 6
6. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников / Под ред. Н. И. Чуприковой М., -Воронеж, 1998
7. Развитие субьекта образования: проблемы, подходы, методы исследования / Под редакцией Е. Д. Божович. М.: ПЕР СЭ, 2005
8. Н. Г. Малкова, Г. Б. Пичурина — О развитии доминантных подструктур мышления пространственного мышления учащихся в процессе обучения /Педагогическое обозрение, научно-методический и информационный журнал, 2005, № 4
9. Г.А.Цукерман “Виды общения в обучении”, Томск “Пеленг”, 1993 г.
11.Кудряшова, Т.Г. Групповая форма обучения как условие реализации деятельностного подхода / Т.Г. Кудряшова, О.В. Чиханова //Начальная школа плюс До и После. – 2007. –№ 3.
12. Кузнецова, И.В. Почему нужно работать в группах? / И.В. Кузнецова // Начальная школа плюс До и После. – 2002. – № 11.
13.Савушкина, Т.П. Аспекты группового обучения младших школьников / Т.П. Савушкина // Завуч начальной школы. – 2008. –№ 4.
14.Цукерман, Г.А. Зачем детям учиться вместе? / Г.А. Цукерман. – М. : Просвещение,1985.
15.ФГОС Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.
Приложение 1
Примерное Положение о портфолио ученика начальной школы
Положение
«….» ________20… г. №….
о портфолио ученика начальной школы
1. Общие положения
1.1. Портфолио, индивидуальная накопительная оценка личностных достижений младших школьников (далее – портфолио), вводится на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее ФГОС НОО); в соответствии с решением Педагогического совета лицея, в целях объективного фиксирования индивидуальных достижений младших школьников и системного введения ФГОС НОО.
1.2. Настоящее положение определяет порядок формирования, структуру и использования портфолио, как способа накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в начальных классах.
1.3. Портфолио является перспективной формой представления индивидуальных достижений обучающегося, позволяет учитывать результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, спортивной, представляет комплект документов, представляющий совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных достижений, который является основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.
2. Цели и задачи
2.1.Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
2.2. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
– создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;
– поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности, а также высокую учебную мотивацию;
– поощрять его активность и самостоятельность;
– расширять возможности обучения и самообучения;
– формировать навыки учебной деятельности;
– формировать умение учиться, умение ставить цели, умение планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
– развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащегося;
– содействовать индивидуализации образования ученика;
– закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
– укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой.
2.3. Портфолио реализует следующие функции образовательного процесса:
– диагностическую – фиксируются изменения и рост показателей за определенный период времени;
– целеполагания – поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом;
– мотивационную – поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов;
– содержательную – максимально раскрывает спектр достижений учащегося;
– развивающую – обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания;
– рейтинговую – показывает диапазон и уровень навыков и умений учащегося.
3. Порядок формирования портфолио
3.1. Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
3.2. Период составления портфолио – 1-4 года (1-4 классы начальной школы).
3.3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя.
3.4. Портфолио хранится в школе в течение всего пребывания ребенка в ней. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение, портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.
4. Структура и принципы оформления портфолио
4.1. Портфолио заполняется учащимися: на уроках, классных часах, занятиях, отведенных под внеурочную деятельность, дома. Портфолио не является учебником и имеет структуру, которая предполагает систематическую работу в течение всего учебного года, т.е. не обязательно заполнять страницы в том порядке, в каком они располагаются в книге. Лучше передвигаться по страницам в зависимости от уровня осознания обучающимися той или иной информации, по мере овладения ими навыков чтения и письма.
4.2.Портфолио имеет следующую структуру:
Раздел 1. знакомьтесь, это я!
Кто ты? Будем знакомы!
Мой портрет
Моя семья
Под крышей дома моего
Моя родословная
Мои родственники по линии мамы/папы
Мир, в котором я живу
Я и мои друзья
Земля, на которой я живу
Я – гражданин своей Родины
Моя маленькая Родина
Раздел 2. Моя школа
Букет первоклассника
Школьная мозаика
Законы школьной жизни
Ты должен это знать
Распорядок дня
На зарядку становись
Здоровье – это здорово
Будь здоров без докторов
Правила безопасности
Раздел 3. Мой класс
Традиции моего класса
Законы школьной жизни
Как я отношусь к людям
Мои добрые дела
Мои жизненные принципы
Раздел 4. Мои учебные достижения
Учимся ставить цели
Мое созвездие успеха
Мои цели
Русский язык
Математика
Литературное чтение
Окружающий мир
Технология
Изобразительное искусство
Музыка
Мои результаты
Раздел 5. Мои достижения
Мои достижения в школе
Мои достижения вне школы
Раздел 6. Мои проектные работы
Участие в проектах
Раздел 7. Пожелания и отзывы
Отзывы о портфолио
Пожелания
4.3. Книга «Портфолио» вложена в папку, которая предназначена для сбора и хранения творческих работ, грамот, дипломов и т.д.
5. Система оценки портфолио
5.1. Портфолио просматривается и оценивается классным руководителем не реже одного раза в месяц.
5.2. На родительских собраниях необходимо показывать портфолио родителям.
5.3. По результатам материалов портфолио делаются выводы о:
о сформированности у учащегося универсальных и предметных способов действий, а так же опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования.
сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции.
5.4. Информация о достигаемых обучающимся образовательных результатов допустимо только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.