Просмотр содержимого документа
«Личность классного руководителя в системе взаимоотношений с коллективом учащихся»
Прежде всего, классного руководителя можно определить через несколько основных положений. Так, можно говорить, что классный руководитель - это личность, обладающая определенными профессиональными качествами, реализующая себя в выбранной профессии в полной мере и обнаруживающая собственную значимость не только в общественном признании, но и в продуктивности собственной деятельности. Тем не менее, классный руководитель - это и аккумулятивный посредник между обществом и государством (в лице общественного заказа) и непосредственным получателем образовательной услуги, то есть - ребенком. Однако, даже в этом случае, необходимо учитывать, что на получателя услуги и конечного продукта оказывается влияние и воздействие родителей, а на проводника этой самой услуги - руководства. Таким образом, классный руководитель в этой сфере рассматривается как определенного образа поверенный (практически эмиссар): принимая государственный заказ и требования общественной среды, он перерабатывает данные положения в ту форму, которая выступает приемлимой и воспринимаемой для ребенка. После этой работы, он организует пространство, в котором учащийся почувствует себя достаточно комфортно, чтобы себя реализовать, и, позже, учитывая и иных участников - родителей и руководство, других учителей, - классный руководитель начинает собственную деятельность. Всегда важно понимать, что теоретическая проработка и кодировка полученного от государства продукта, который необходимо доставить и предоставить ребенку, может оказаться не продуктивной на практике: никто не отменял индивидуальные особенности учащихся.
Таким образом, классный руководитель не может быть, по моему мнению, определен в одном предложении, которое отразило бы всю специфику его деятельности в рамках выбранной общественной роли и при том соответствовало бы грамматическим требованиям, хотя Толстой вполне мог писать предложения на целую страницу.
В процессе образовательной, воспитательной, развивающей и любой иной, предусмотренной в рамках деятельности образовательной оганизации, деятельности, ребенок постоянно вступает в межличностные отношения разного порядка и уровня. Отношениями можно, по моему мнению, считать как непосредственные контакты с одноклассниками или сверстниками, общение с учителями, руководством организации, так и взаимодействие с, например, персоналом, обеспечивающим комфортное нахождение ребенка в рамках школы. К ним я отнесла бы медицинский персонал, охранные организации и людей, занимающихся непосредственной уборкой и обслуживанием помещений. Добавим ко всему этому социальных педагогов и психологов и поймем, что большую часть времени, находясь в школе, ребенко контактирует с кем-то постоянно. Обусловлено это, при всех сопуствующих факторах, потребностью ребенка, как развивающегося организма: потребностью узнать, понять, взять, увидеть, научиться, познакомиться, расскрыть, рассказать... Главное - именно узнать. Узнать все, что по своей природе способно к «узнаванию».
Таким образом, и сам классный рукводитель выступает в нескольких ролях, если рассматривать сферу отношений воспитанников в отдельной плоскости.
Итак, классный руководитель, прежде всего, обеспечивает доброжелательно и благоприятность в межличностных отношениях - непосредственно - одноклассников. Организует различные ситуации, обеспечивающие коррекцию или развитие этих самых отношений, при непосредственной необходимости становится «третим» в межличностных отношениях, направляя участников в продуктивное русло, и далее. Чаще, как мне кажется, классный руководитель именно находится в стадии наблюдения - «держит руку на пульсе»? - ожидая ситуации, которая коррекции будет требовать. В иных случаях, считаю, учащиеся не только вполне способны, но и должны сами учиться организовывать собственную среду общения.
Далее, общение иной ступенью: учителя и еще выше - руководство. Здесь основная политика классного руководителя - воспитание в ребенке чувства уважения, почтения, ощущение дистанции, но не отдаленности. Однако, опять же, считаю, что лучше делать это ненавязчиво - даже опосредованно. Воспитать в ребенке уважение через наглядный пример, сделав его ежедневной нормой, а не ситуативной привилегией. Основная сфера данных контактов - и общение с иными учителями в рамках образовательного процесса, и ситуации особенного порядка, где контакт устанавливается с руководством - не всегда ситуации положительные.
Медицинский персонал относится к специфической сфере взаимодействия учащегося с объектами школьной жизни. Основные принципы - уважение, воспитание, почтение к труду и к тому, кто этот труд выполняет, - переносится с учителей и руководства на, в идеале, всех, с кем ребенок контактирует в школе: и люди, обеспечивающие охрану, и те, кто организует уборку и обслуживание помещений разного назначения.
Таким образом, классный руководитель, в моем понимании, выступает не в качестве надзирателя, который выдает учащимся фиксированный список: кого, когда и как следует уважать, и как все это выказывать. Классный руководитель воспитывает все это в учащемся опосредованно, ненавязчиво - через систему воспитательных часов, через личный пример, через различный беседы или даже интеграцию в уроках
Можно ли выделить ведущую цель в деятельности классного руководителя? Считаю, нет.
Связано это с очень простым пониманием: ни один участник школьной жизни не выполняет только одну цель. Всегда существует система, цепь, которая переходит от деятельности к деятельности и от предмета к предмету.
Так, классный руководитель, как, в идеале, профессиональная, квалифицированная и реализовавшая себя в деятельности личность, несет учащимся определенный набор общественно значимых качеств и становится наглядным маршрутом социализации. Переработав важный установки, несет их детям, оставив суть, но придав форму, более пригодную для продуктивного восприятия.
Еще классный руководитель организует воспитательное пространство. Канечно, сам он не может заключать договоры с различными внешкольными организациями, занимающимися поставкой дополнительных образовательных услуг, однако он может собственными силами создать простанство иного порядка, но схожего назначения: беседа или даже онлайн-экскурсия (сейчас многие платформы дают такую возможность) вместе непосредственного выхода на объект, против которого могут выступить и родители, и руководство. Интегративный час с любыми творческими действиями детей вместо, скажем, работы специалиста по бисероплетению: конечно, при такой замене дети едва ли научится плести лилии из лески, однако у каждого учащегося есть тот или иной творческий навык, так почему бы об этом не рассказать? Так почему бы и самому учащемуся не выступить этим самым проводником - «обучателем» - на некоторое время?
Классный руководитель организует пространство общения и взаимодействия иного рода. В идеале, опять же, опосредованно, нежели диктаторским гнетом: садитесь и общайтесь; возьми и помоги.
Классный руководитель способствует функционированию непосредственной среды обучения.
Классный руководитель контактирует с родителями, чтобы уничтожить разрыв «школа-дом».
Классный руководитель выходит на контакт с общественными орагнизациями, с которыми выходить не всегда хочется: детская комната полиции... Хотя бы для профилактических бесед. Как и беседы с ГИБДД, пожарной бригадой, МЧС, медиками, работниками скорой - всеми, кто заходить что-то рассказать тех, кто постоянно хочет что-то новое узнать.
Главное - зачем. Классный руководитель всегда должен осознавать, что вся его деятельность направлена на совершенствование, развитие, становление, обрамление - огранку - ребенка. Все, что делает классный руководитель, должно приводить к продуктивности - к продуктивность в обучении, в воспитании, в развитии, в нравственном формировании, в формировании ЗОЖ, безопасной жизнедеятельности... К продуктивности во всем. И если не сейчас, в эту же секунду, то в будущем - хоть лет через десять, но к продуктивности.
Школа не является системой закрытой. На нее влияют общественные институты и их конкретные ячейки, влияет общественная среа и ситуация - влияет все, что только способно влиять, пусть и не всегда положительно.
Так может ли отдельный сегмент открытой системы оставаться закрытым? Конечно, нет.
Считаю, что факторы, которые влияют на деятельность классного руководителя, можно разделить как минимум на внешние - те, которые обусловлены самой школьной системой, - и внутренние - те, которые заложены в самом классном руководителе.
Внешние - иные участники образовательного, воспитательного и развивающего процесса: учителя, руководители, мед.работники... Следовательно, одним из факторов, по моему мнению, может выступать «содружество»: условное слияние всей субъектов образовательной стуктуры в один организм, целью которого - создание и обеспечения работы благоприятной для обучения среды и выполнение проводящей функции, где каждый учитель, завуч или психолог становится точкой «передачи эстафеты», но не линейной: учитель при необходимости организует контакт учащегося с психологом, тот - может, с завучем, чтобы после они вместе - содействием - организовывали комфорт учащегося или всего коллектива учащихся.
Общественный заказ и государственное влияние тоже является внешним фактором. К сожалению, часто государство и общество сужает деятельность классного руководителя и всей школы в целом до какого-то простого положения: восприятию лишь как путь передачи услуги или использование школьный системы для пропаганды.
К внутренним я бы отнесла собственно готовность и направленность классного руководителя к своей деятельности, стремление выполнить ее не ради отчетности, а ради готового продукта - результат. Данный фактор напрямую связан с иной образовательной средой: к сожалению, часто возникает ситуация, при которой один субъет образовательной деятельности выступает реализатором услуги при ориентировке на конечный продукт и непосредственную деятельноть ребенка, когда как другой может выполнять собственную роль в процессе исключительно номинанльно. Данная ситауция может привести как к общему упадку тонуса коллектива - «зачем стараться, если это нужно только этому человеку», «зачем выкладываться, если так делает только классный руководитель», - так и к повышению желания контакта именно с тем, кто выполняет свою работу добросовестно.
Классный руководитель - человек определенного склада собственной орагнизации. Его, пожалуй, должны отличать постоянное стремление к совершенствованию имеющихся условий и среды, стремление создавать что-то новое и внедрять это, это реализовывать, и, конечно, стремление открыть новые моменты жизни и обучения школьникам, направлять их на путь самопознания и самоорганизации простанства обучения - даже к самообучению.
Долгое время школа страдала от зиящего консерватизма. К сожалению, страдает и сейчас. Считаю, что педагоги определенного поколения, конечно, являются неисчерпаемой кладезью и источником обширного опыта, однако, важно понимать, что опыт совествого пространства совсем не котируется в простанстве «здесь и сейчас».
Прежде всего, деятельность современно классного руководителя (далее, с Вашего позволения СКР) расширяется и углубляется ТСО, ИКТ, ЭВМ и всеми этими страшными штуками, которые подключаются к розетке. Современный ребенок одинаково поразится гербарию и засушенному жуку и видеоряду, где этот самый жук кружится и летает. Сознание и способо мышления ребенка данного поколения направлены на постоянное удивление. Возмонжо, так было всегда, однако образовательная деятельность определенных поколений данный момент стирала, оставляя алгоритмизацию, которая дополнялась только при определенных, несмоненно, обязательно торжественных, случаях.
Многие педагоги-консерваторы резко отвергают вмешательство интернета, компьютеров и иных средств в процесс обучения, однако, считаю, связано это именно с тем, что они просто не умеют грамотно с ними работать.
Итак - удивление. Ровно как материал из учебника, который штрудируют по картинкам из урока в урок, так и неотступное использование презентаций и видеороликов - все этой надоест ребенку с одинаковой точностью. Дало в умении это «смиксовать» и подать готовый продукт: вывести в парк, чтобы на следующем классном часе организовать планетариум с роликами из известной платформы в интернете.
Помимо проникновения в деятельность СКР средств электронных платформ, его работа данного отрезка времени не наполнения стремлением государства и общества воспитать определенную личность (в политическом или экономическом ключе). так основными требованиями остаются прилежание, старательность, вежливость, воспитанность, аккуратность, стремление к самореализации и к различной деятельности, направленной на овладение чем-то новым - все то, что было и всего, только без партийной марки, что, на мой взгляд, замечательно.
Однако современный ребенок, считаю, находится в большей опасности, связанной с общением и контактированием с неформальными и откровенно преступными коллективами сверстников или тех, кто старше.
Современный ребенок является в большей степени активным (не в рамках медицинского термина), его усидчивость снижена, восприятие однотипной информации дается тяжело, и сама она, таким путем полученная, быстро покидает пределы мозга.
Однако ребенок современности с большей охотой занимается самообучением, если поставить перед ним цель - найти интересный факт; факт, который не найдет другой. Считаю, что принцип здорового соперничества развит у учащегося сейчас достаточно сильно.
Ребенок времени «сейчас» меньше стремится к классике - к классике во всем, - поэтому, по моему мнению, ко всему вышеперечисленному, что я не отнесла к деятельности СКР прямым предложением, которое началось бы с «поэтому СКР должен»; ко всему вышеперечисленному прибавляется постоянный поиск каких-то иных путей, иных источников - форм, методов, приемов, - которые должны не только соответствовать стандартам образования, но и служить постоянной мотивацией ребенка узнавать. Любому классическому методу всегда можно найти современную альтернативу, которая в своем конечном продукте абсолютно классике не уступит.
Выше я рассуждала, исходя из собственной позиции и непосредственного наблюдения; из опыта, полученного самым прямым из путей. Сейчас, прежде чем ответить на поставленный вопрос, обращусь к официальной трактовке принципа.
Принцип гуманистической направленности предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития; стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.
Данный принцип в деятельности КР не просто должен реализовываться, но и пронизывать все сферы его работы с детьми.
Начиная с общения. Говоря о дистанции КР и ребенка, конечно, подразумевается, что ребенко понимает, знает и уважает, воспринимает КР как субъекта «над», но в рамках не положения «я лучше», а учитывая возраст и профессиональную ориентировку. Так, уважение к КР складывается не только из понятия, что «он тот, кто командует» - вовсе нет. Гуманистический принцип формирует равенство в общении: не равенство, равное панибратству, а равенство, равное взаимоуважению, обоюдному доверию, открытости, контакту и прочим, несомненно, положительным сторонам.
Продолжая в деятельности. КР ориентирован не давлеть на ребенка, заставляя его воспринимать все те принципы, установки, нормы и положения, которые он, КР, ему, ребенку, предлагает (в случае именно давления - насильно «вжимает» в детское сознание). КР обязан воспринимать в любой своей деятельно ребенка личностью: не до конца сформировавшейся, возможно, где-то неограненной, - но личностью: человеком со своими правами, обязанностями, мнениями, стремлениями, установками, принципами....
Заканчивая в результате. Когда ребенок после определенного этапа работы - беседа ли на перемене или весь год, или даже пять леть - приходит к определенному продукту - суждению, установке, мнению, - важно этот продукт оценить не с позиции однобокого «правильно/неправильно», а с расчленения полученного итога на составляющие, где каждый - последствие принятого КР решения, результат его слов или действий. Если коррекция необходима, то проводить ее нужно аккуратно и тщательно, объясняя ребенку, почему он имеет право, конечно, думать так, как думает, только почему это не совсем отвечает действительности или не совсем правильно. Данный момент касается вопросов, которые имеет конечный результат, пригодный для характеристики «правильно-неправильно». Считаю, что, если воспрос спорный, вопрос философского характера, то куда правильнее позволить ребенку жить с полученным результатом - который он, возможно, сам когда-нибудь исправить под действием самопознания. Правильнее показать, что его итог имеет право на жизнь, как и другой - может, схожий, может, крайне противоположный. Показать разницу. Дать альтернативу. Которую он в праве отвергнуть.
С другой стороны, никогда не заканчивая. Исчерпывается ли деятельность КР мероприятием, системой мероприятий и бесед, годом обучения или всеми годами в количестве одиннадцати штук? Едва ли. Деятельность КР формирует личность, которая после станет неотъемлимой частью социума и будет жить по тем принципам и установкам, по тем методам и приемам, которые получила в школьных просторах. Получила, в том числе, от классного руководителя.
Деятельность классного руководителя не заканчивается никогда. Все его дети, все, находящиеся когда-то под его опекой, остаются с ним всегда - незримые, но им ощущаемые: навсегда его дети, которым он показал путь.