Просмотр содержимого документа
«Классный руководитель и его роль в формировании личности подростка»
Классный руководитель и его роль в формировании личности подростка.
Роль классного руководителя в формировании личности подростка очень велика. От того, как и какими средствами пользуется педагог воспитывая детей, зависит какими людьми они вырастут.
Воспитание — это составляющая деятельности классного руководителя, которая обеспечивает гармоничное развитие личности подростка.
Всем нам известно, что подростковый период называется переходным. Меняется организм, психика, взаимоотношения с окружающими. Гормональные бури потрясают организм, вызывая то апатию, то беспричинное возбуждение, снижается умственная работоспособность и т.д. Подростковый возраст — это период больших возможностей, резкого подъема физических и духовных сил, интенсивного роста жизнедеятельности организма. Но многие учителя считают подростковый возраст самым интересным возрастом и любят работать именно с подростками. А что касается слабых сторон, трудных моментов, — то все это имеет относительное значение. При правильном воспитании многие недостатки поведения подростков не проявляются, а некоторые, казалось бы, отрицательные черты могут носить положительный характер. В педагогической литературе, например, неоднократно указывалось, что повышенная возбудимость, характерная для подросткового возраста, при неправильном вoспитании может привести к отрицательным формам поведения, создавать нервозность, раздражительность. Она же при правильном воспитании может оказаться источником повышенной творческой деятельности, активности, энергии, бодрости и жизнерадостности.
Классный руководитель должен стремиться развивать своих подопечных в правильном русле, коррекция поведения, общее состояние во многом зависит от внеклассной работы. Здесь можно использовать различные формы работы: словесно-логические, образно-художественные, трудовые формы внеурочной работы, игровые (досуговые), психологические формы.
Классный руководитель должен помнить, он - профессионал, являющийся для растущего человека: духовным посредником между обществом и ребёнком ; защитником от моральной деградации, нравственной гибели ; организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива; организатором условий для самовыражения и развития каждого ребёнка; помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации подростков; координатором усилий педагогов, семьи, социума; создателем благоприятной микросреды и морально-психологического климата в подростковом коллективе, объединении, группе.
Личные качества такие, как требовательность, заботливость, справедливость, доброжелательность, положительное общение - это залог успеха в работе классного руководителя с подростками.
Литература:
1. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ Сфера, 2004.
2.Ковалев, А.Г. Личность воспитывает себя [Текст] /А.Г. Ковалев. - М.: Политиздат, 2000. -206